+

Княгинѣ Алекс<андрѣ> Антоновнѣ

Почтеннѣйшаго Князя Алексѣя Егор<овича> и васъ честь имѣю поздравить съ приближающимся высокоторжественнымъ праздникомъ Р. Г. н. І. Х. Да сподобитъ Онъ васъ слышать и воспѣвать съ сердечною радостію Ангельскую пѣснь: Слава ввышнихъ Богу, а на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. И съ вашими любезными дѣтками на многіе лѣта встрѣчать таковой праздникъ во здравіи и благоденствіи.

Благодаримъ васъ за посѣщеніе обители нашей и за усердіе къ памяти любезнѣйшаго нашего Батюшки О. Льва. Молитвы ево сильны предъ Богомъ споспѣшествовать вамъ на поприще житейскомъ въ дѣлахъ вашихъ.

И за приписаніе ваше въ письмѣ братца вашего Ал: Ант<оновича> примите мою благодарность. Въ коемъ ясно выразились чувства душевной вашей признательности къ нашей убогой обители и къ нашему усердію и вящша. Да извѣститъ васъ Самъ Господь, что мы не мѣнѣе желаемъ, но и равномѣрнѣе <нрзб>, довести васъ спасительнымъ путемъ до царствія небеснаго; но въ ономъ состояли наши и произволеніе и возможность. А въ послѣднемъ наше желаніе и молитва къ Богу да <нрзб>… молиться и о васъ да дастъ вамъ Господь здравіе и доведетъ спасительнымъ путь царствія небеснаго. А чтобы были услышаны наши грѣшные молитвы, просимъ и васъ помолиться о семъ ко Господу; и потщаться проводить жизнь свою сообразно воли Божіей; сіе состоитъ и въ вашей воли и въ помощи Божіей. Когда есть произволеніе ко благому то должно быть и стараніе ко исполненію; и помощь Божія къ содѣйствію. «Безъ Мене не можете ничтоже творити»[1], которой и надобно просить отъ Господа. Когда же мы исполнивъ что либо благое приписываемъ оное себѣ, то бываемъ оставляемы отъ Бога, и впадаемъ въ различныя страсти, паки смиримся. Кто столько хощетъ намъ спастися какъ не Богъ. Но и Онъ не связываетъ нашей воли и не нудитъ, а даетъ свободу; избирать лучшее. То надежда на однѣ молитвы наши безъ своего содѣйствія не благословна. Приведу вамъ два примѣра изъ Св. Писанія: согрѣшили два царя Саулъ и Давидъ; и покаялись. Молятся о нихъ два святыхъ пророка — Самуилъ и Нафанъ. Кажется обѣихъ молитвы сильны; однакожъ о первомъ не услышаны, а о второмъ приняты. Какаяжъ етому причина? Молится Нафанъ за Давида, онъ и самъ то же дѣлаетъ, да еще съ какими чувствами, постится, посыпаетъ главу пепломъ, облачается во вретище. Полунощи зане<?> пепелъ яко хлѣбъ ѣстъ и питіе съ плачемъ растворяетъ[2]. – Молится Самуилъ за Саула; а онъ о семъ и не думаетъ, употребляетъ время на веселости; гонитъ Давида, своего зятя благодѣтеля, призываетъ волшебницу. Вотъ почему Нафана услышалъ Богъ, а Самуила нѣтъ. Ежелижъ бы мы такъ твердо обнадѣжили васъ: будьте спокойны, мы за васъ молимся, будете спасены; какъ бы вы насъ сочли? Думаю не иначе какъ ханжами и обманщиками. Но мы точно молимся о васъ; но одной молитвы недостаточно, надобно и слово т: е: ученіе, которое такъ же по мѣрѣ нашего разума, стараемся вамъ преподать, и указуемъ гдѣ оное почерпнуть можете.

 



[1] Ср.: Ин.15:5.

[2] Пс. 101:10.