+
Княгинѣ Алекс<андрѣ> Антоновнѣ
Почтеннѣйшаго Князя Алексѣя
Егор<овича> и васъ честь имѣю поздравить съ приближающимся
высокоторжественнымъ праздникомъ Р. Г. н. І. Х. Да
сподобитъ Онъ васъ слышать и воспѣвать съ сердечною радостію Ангельскую
пѣснь: Слава ввышнихъ Богу, а на земли миръ, въ человѣцѣхъ
благоволеніе. И съ вашими любезными дѣтками на многіе лѣта
встрѣчать таковой праздникъ во здравіи и благоденствіи.
Благодаримъ васъ за посѣщеніе обители нашей и за
усердіе къ памяти любезнѣйшаго нашего Батюшки О. Льва. Молитвы ево
сильны предъ Богомъ споспѣшествовать вамъ на поприще житейскомъ въ
дѣлахъ вашихъ.
И за приписаніе ваше въ письмѣ братца вашего Ал:
Ант<оновича> примите мою благодарность. Въ коемъ ясно выразились чувства
душевной вашей признательности къ нашей убогой обители и къ нашему усердію и
вящша. Да извѣститъ васъ Самъ Господь, что мы не мѣнѣе
желаемъ, но и равномѣрнѣе <нрзб>, довести васъ спасительнымъ
путемъ до царствія небеснаго; но въ ономъ состояли наши и произволеніе и
возможность. А въ послѣднемъ наше желаніе и молитва къ Богу да
<нрзб>… молиться и о васъ да
дастъ вамъ Господь здравіе и доведетъ спасительнымъ путь царствія небеснаго. А
чтобы были услышаны наши грѣшные молитвы, просимъ и васъ помолиться о семъ ко Господу; и потщаться проводить жизнь свою сообразно воли
Божіей; сіе состоитъ и въ вашей воли и въ помощи Божіей. Когда есть
произволеніе ко благому то должно быть и стараніе ко исполненію; и помощь Божія
къ содѣйствію. «Безъ Мене не можете ничтоже творити»[1],
которой и надобно просить отъ Господа. Когда же мы исполнивъ что либо благое
приписываемъ оное себѣ, то бываемъ оставляемы отъ Бога, и впадаемъ въ
различныя страсти, паки смиримся. Кто столько хощетъ намъ спастися какъ не
Богъ. Но и Онъ не связываетъ нашей воли и не нудитъ, а даетъ свободу; избирать
лучшее. То надежда на однѣ молитвы наши безъ своего содѣйствія не
благословна. Приведу вамъ два примѣра изъ Св. Писанія:
согрѣшили два царя Саулъ и Давидъ; и покаялись. Молятся о нихъ два
святыхъ пророка — Самуилъ и Нафанъ. Кажется обѣихъ молитвы сильны; однакожъ о первомъ не услышаны, а о
второмъ приняты. Какаяжъ етому причина? Молится Нафанъ за Давида, онъ и самъ то
же дѣлаетъ, да еще съ какими чувствами, постится, посыпаетъ главу
пепломъ, облачается во вретище. Полунощи зане<?> пепелъ яко хлѣбъ ѣстъ и питіе съ плачемъ растворяетъ[2].
– Молится Самуилъ за Саула; а онъ о семъ и не думаетъ, употребляетъ время на
веселости; гонитъ Давида, своего зятя благодѣтеля, призываетъ волшебницу.
Вотъ почему Нафана услышалъ Богъ, а Самуила нѣтъ. Ежелижъ бы мы такъ
твердо обнадѣжили васъ: будьте
спокойны, мы за васъ молимся, будете спасены; какъ бы вы насъ сочли? Думаю не
иначе какъ ханжами и обманщиками. Но мы точно молимся о васъ; но одной молитвы
недостаточно, надобно и слово т: е: ученіе, которое такъ же по
мѣрѣ нашего разума, стараемся вамъ преподать, и указуемъ гдѣ
оное почерпнуть можете.