М<илостивая> Г<оспожа> П<очтенная> О<льга> Н<иколаевна>

Изъ писанія вашего вижу что вы скорбите и смущаетесь оттого что видѣвшись со мною ничево не говорили, и о томъ что сказали ето будетъ наказаніемъ Божіимъ когда выдете замужъ; еще при желаніи вашемъ остаться безъ замужства. Знакомые ваши внушаютъ вамъ, что вы етимъ словомъ прогнѣвляете Бога, какъ бы хотя быть свыше Создателя, и устроить свою жизнь по собственному произволу, и что всякое желаніе есть грѣхъ, и ничего не надобно просить у Господа, но во всемъ положиться на Его святую волю. Находясь отъ сего въ недоумѣніи просите на сіе вашего разрѣшенія. Хотя я и скудоумѣнъ, но желая вывести васъ изъ смущенія призвавъ Господа въ помощь, да просвѣтитъ омраченный умъ мой и подастъ слово къ успокоенію и къ пользѣ вашей, уповая и на молитвы Отца моего, не смѣю отказать вамъ въ отвѣтѣ. Вы же не ищите витіеватаго слова мірской мудрости, но смотрите истинну писаннаго: — Человѣкъ одаренъ бывъ отъ Бога разумомъ и свободною волею въ избраніи лучшаго; посему желаніе наше есть происхожденіе свободной воли Господа, когда самовластное наше произволеніе разумомъ управляемое, желаетъ добраго, т: е: исполненія воли Божіей, и стремиться ко оному дѣломъ, то сіе Богу угодно, и онъ помогаетъ намъ въ твореніи сего. Когда же по безумію желаетъ противнаго воли Божіей, и стараемся о содѣланіи сего. Богъ не связуя нашего самовластія попущаетъ быть сему, но за первое награждаетъ, а за второе наказуетъ, о чемъ въ Священномъ Писаніи много упоминается. — По сему желаніе благаго есть сродни нашему естеству и никакъ непогрѣшительно, и не только желаніе, но даже и о стараніи къ исполненію сего надобно имѣть попеченіе. Но только надобно желанія свои и дѣянія сообразовать согласовать къ Закону Божію и предавать волѣ Божіей, просить Его содѣйствія. То когда усмотритъ Богъ, что намъ ето на пользу, и согласно съ Ево волѣю, пошлетъ и помощь Свою къ содѣйствію намъ въ ономъ дѣлѣ. А когда не предвидитъ намъ пользы и нѣтъ Ево воли, то хотя и мнимъ мы что доброе дѣло желаемъ исполнить, но оное случается или по тщеславію, или по другимъ какимъ видамъ и будетъ намъ отъ сего вредъ, препятствуетъ исполненію Его; потому что мы просимъ Его да будетъ Господи воля Твоя. Но какъ говорятъ вамъ, что всякое желаніе есть грѣхъ, и что ничего не надобно просить у Господа но во всемъ положиться на волю Его. Ето совсѣмъ противно какъ разуму, и естеству, такъ священному писанію. Не всякое желаніе есть грѣхъ, но грѣховное желаніе, дѣйствительно есть грѣхъ. А безъ добраго желанія, какъ бы человѣкъ могъ назваться словѣснымъ и разумнымъ. И гдѣ бы ево было самовластіе? А о прошеніи Спаситель въ Евангеліи учитъ побуждая насъ къ оному: «просите и дастся вамъ, ищите, и обрящете, толците и отверзется вамъ. Всѣ бо просбы пріемлетъ, нищій обрѣтаетъ и толкущему отверзается[1]. Или кто есть отъ васъ человѣкъ, его же аще воспроситъ сынъ его хлѣба еда камень подастъ ему, или аще аще убо вы проситъ еда змію подастъ ему, аще убо вы лукави суще умѣете даянія блага, дастъ чадомъ вашимъ, кольми паче Отецъ вашъ небесный даетъ блага просящымъ у Него[2]. Еще у Св. Луки въ 18 главѣ съ 1 стиха въ притчѣ учитъ, что должно просить Бога; когда уже неправѣдный судія просившей вдовицѣ исполнилъ по прошенію, кольми паче Богъ не имать ли сотворити по прошенію вопіящихъ къ Нему. – И когда въ обыкновенныхъ житейскихъ дѣлахъ, нужны желаніе, трудъ и прошеніе Бога о помощи; кольми паче въ дѣлахъ судьбы не касающихся до спасенія душевнаго. Ежели вы ни того ни другаго не будете желать, т: е: ни замужства ни сохраненія себя въ дѣвствѣ; то что жъ такое вы будете, ничто иное какъ дерево или камень нечувственной; хотя и будетъ думать, что я полагаюсь на Бога какъ Онъ устроитъ, но совсѣмъ напротивъ: вы представьте свое положеніе, вы не хотите иттить за мужъ желаете обручить себя Богу, просите Его о семъ, и ожидаете Его судбы. Но ко искусу призванія напримѣръ, явились бы женихи одинъ другой и болѣе; вы не властны ли имъ отказать, по желанію вашему и етимъ не погрѣшите; вотъ и знайте, что воля Божія утверждаетъ ваше желаніе остаться въ дѣвствѣ. А когда при ономъ предложеніи вамъ руки женихами, премѣнится ваше желаніе и согласитесь пойтить замужъ, то и тутъ надобно полагать волю Божію; но все же ваше самовластіе имѣло къ тому наклонность, а не понудительная Божія сила. – Однакожь и при благомъ вашемъ произволеніи, ежели вдадите себя въ суету и разсѣянность свѣтскихъ забавъ, то очень немудрено помрачиться душевному оку и премѣниться отъ истинно благаго къ мнимому; тлятъ бо обычаи благи, бесѣды злы[3]. Ежели сего не хотите, то сколько можно удаляйтесь сего, и просите Бога да сохранитъ Онъ васъ отъ стрѣлъ лукаваго. — Бываетъ же въ замужствѣ несогласная жизнь, и оскорбленіи отъ супруга что есть явное наказаніе Божіе, попущенное за грѣхи; но какъ нынѣ свѣть большею частію совсѣмъ противнаго мнѣнія, и образа жизни, то иногда партіи не уступаютъ другъ другу въ измѣнѣ, и ето есть такъ же наказаніе Божіе на душѣослѣпленіе. Вы отложите смущеніе ваше и страхъ о сказанныхъ вами словахъ, имѣя намѣреніe посвятить себя безмолвной жизни, молитесь Господу, да Онъ Самъ исправитъ путь вашъ предъ лицемъ Его, и наставитъ на истину Свою. А съ свѣтскими людьми, не входите въ споры касательно вашего намѣренія, у міра всегда свои законы. Но они противны Богу; мудрованіе плотское вражда на Бога, Закону Божію не покаряется<?>[4]. Наказанія здѣшняго не страшитесь, но взирайте на будущее. Старайтесь покаяніемъ и вѣрою на милосердіе Божіе умиротворять свою совѣсть. Да утѣшитъ васъ премилосердый Господь, и подастъ миръ, и устроитъ жизнь вашу по святой Его волѣ.

 



[1] Ср.: Мф. 7:7–8.

[2] Ср.: Мф. 7:9–11.

[3] 1 Кор. 15:33.

[4] Ср.: Рим. 8:6.