Изъ письма твоего видимъ, что ты еще не совсѣмъ
обмоглась послѣ болѣзни, но это все на пользу души твоей посылаетъ
Господь, дабы наказаніемъ тѣла упремудрялась душа твоя во спасеніи и
совлекалась вѣтхаго человѣка.
Ты пишешь свою скорбь о худомъ своемъ устроеніи и о
закоснѣлости въ откровеніи. Чтожъ дѣлать? Надобно просить Бога,
смиряться и понуждать себя на благое; а страстямъ сопротивляться и, познавши
свою немощь, еще болѣе снисходить въ бездну смиренія; и тогда пошлетъ
Господь Свою помощь.
Откровеніе устроено отъ святыхъ отцевъ, чтобы не могли
укрыться отъ неопытныхъ вражіи козни, а онъ старается въ тебѣ
сдѣлать онымъ вредъ и обращаетъ въ пищу страсти; а паче всего понуждай
себя къ откровенію старицѣ; не скрывай, хотя и на нее принесетъ врагъ
непріязненные помыслы и отвращеніе. Свобода духа въ откровеніи
пріобрѣтается чистымъ сознаніемъ своихъ немощей, самоукореніемъ,
смиреніемъ и покаяніемъ: «виждь смиреніе
и трудъ мой и остави вся грѣхи моя»[1],
и: «сердце сокрушенно и смиренно Богъ не
уничижитъ»[2];
«близъ Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и
смиренныя духомъ спасетъ»[3].
Видишь, что нужно ко спасенію? потщися сія стяжавать,
и получишь успокоеніе совѣсти; къ сестрамъ же ко всѣмъ будь
почтительна, честію другъ друга больша
творяще[4];
считай себя хуже всѣхъ, будь смиренна и послушлива, – и получишь милость
Божію и любовь отъ ближнихъ.
О недостаткахъ много не скорби, возлагай надежду свою
на Господа, и Той тя препитаетъ[5].
– Недостойные твои Богомольцы, многогрѣшніи I. Л. и I. М. 1841 года.