Вотъ уже полтора мѣсяца я ничего о тебѣ не знаю; послѣднее твое письмо имѣю отъ 31 генваря, коего главная матерія состоитъ въ томъ, что безпокоятъ тебя хульные помыслы противъ Бога и невѣріе къ священному Писанію.

До сихъ поръ я не успѣлъ ничего къ тебѣ отвѣтствовать, такъ скажу нѣчто. Ты должна знать корень, отъ котораго произрастаютъ сіи вѣтви; это есть гордость; отъ оной прозябаютъ хульныя мысли и невѣріе. Видишь, какой горькій плодъ! И что хуже этого? Я знаю, что ты не хочешь ихъ, и скорбишь за то, что они къ тебѣ приходятъ: но они служатъ тебѣ наказаніемъ, чтобы ты смирилась во всѣхъ твоихъ обхожденіяхъ, дѣлахъ, словахъ и помышленіяхъ; какъ же смириться? – Не знаю, понимаешь ли ты это? – Когда не знаешь, то спроси мать, она тебѣ покажетъ у св. Iоанна Лѣствичника, что отъ послушанія раждается смиреніе; а у св. Кассіана, – чрезъ откровеніе помысловъ и недовѣріе себѣ раждается смиреніе. Зачѣмъ ты пошла? – Надобно тό и помнить; ты пошла спасти душу свою; а спасенія безъ смиренія не обрящешь; надобно же и стараться о пріобрѣтеніи онаго. Не думай, что сама собою можешь пріобрѣсть оное и спастися: совсѣмъ нѣтъ; хоть бы ты и показывала себя такою наружно, но сіе не принесетъ тебѣ пользы, когда внутрь тебя сокрываются различные страстные помыслы; не стыдись ихъ открывать; отвергши невѣріе, имѣй вѣру, они потребятся; помни, что батюшка тебя поручилъ матери Н., – чрезъ нее и спасешься. Избѣгай всякой политики въ откровеніи, но все говори, хоть бы и противъ нея смущалъ тебя помыслъ; знай, что это отъ зависти вражіей происходитъ, чтобы лишить тебя пользы.

Съ сестрами обходись смиреннѣй; помни, что онѣ несутъ твои немощи и трудятся, и потому мысленно имѣй себя послѣднѣйшу всѣхъ, чрезъ чтò и они будутъ мирны, а ты еще болѣе. I. М. 14 марта 1842 года.

                                                                                                                                                                                     1195   

Ты думала, я на тебя гнѣваюсь, – что долго не писалъ, но вѣдь писать надобно, когда дѣло есть и когда отъ письма сего можетъ произойти душевная польза. Я къ тебѣ много писалъ и давалъ наставленія, чтобы имѣла откровеніе, но ты пишешь, что не видишь своихъ пороковъ, и не знаешь, въ чемъ относиться и о чемъ вопрошать? Кажется, это происходитъ отъ гордости, ибо смиреніе открываетъ намъ всегда наши грѣхи и свои немощи познавать, а безъ сего трудно спастися. Думая, что идемъ правымъ путемъ, вмѣсто того прельщаемся, и вмѣсто мира, тишины и спокойствія обираемъ плоды горести, смущенія и нестроенія, и лишаемся благонадежія во спасеніи. Я, кажется, тебѣ уже предлагалъ прочитать статьи у Симеона Новаго Богослова, у Каллиста главы 14, 15, и у Ѳеодора едесскаго 40 и проч., у аввы Дороѳея: «о еже не составляти свой разумъ». Ежели же ты изъ оныхъ не понимаешь, то спроси о семъ мать Н., ей виднѣе твое устроеніе отъ всегдашняго сообращенія; и даже проси ее, чтобы обличала тебя сама въ твоихъ немощахъ, а то горе тебѣ, когда не будешь познавать оныхъ! – Не будешь и смиряться, а безъ смиренія спастись не возможно. I. М. 31 марта 1842 года.

                                                                                                                                                                                     1196   

Ты не должна скорбѣть о томъ, что мать З. не зашла къ вамъ. Этотъ случай надобно отнести къ промыслу Божію, вѣдущему, чтò можетъ быть для насъ полезно и чтò вредно, а чтό и для искуса нужно. Подобно и дѣлающаяся съ тобою скука промысломъ Божіимъ попускается, къ искусу твоей къ Нему вѣры и любви, и называется духовный крестъ. Ежели бы ты имѣла внѣшнія скорби: поношенія, досады, укоризны, во всемъ нужды, и терпѣла ихъ со смиреніемъ, то избѣжала бы онаго внутренняго огорченія, а какъ ты находишься отъ всѣхъ оныхъ невольныхъ прискорбій свободною, то и налагается духовный крестъ, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствіе. Ты должна не малодушествовать въ ономъ, но принимать и терпѣть великодушно и благодарить Бога, вся премудростію Своею устрояющаго къ нашей пользѣ. Бываетъ причиною онаго и тщеславіе, мнѣніе о себѣ и похвала отъ людей. I. М. 25 iюля 1842 года.

                                                                                                                                                                                     1197   

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Р. В-вна!

Пишешь ты о своемъ худомъ устроеніи и на мать Н. мысленномъ смущеніи, а я тебѣ много разъ писалъ и теперь повторяю, – держись отеческихъ ученій: св. Iоанна Лѣствичника, св. Дороѳея, св. Симеона Новаго Богослова, св. Каллиста, Игнатія и св. Ѳеодора едесскаго; въ первыхъ письмахъ и главы оныя назначены. Знай, что врагъ, завидуя твоей пользѣ, возставляетъ тебя противъ ея, но ты не повинуйся ему, а понудь себя на откровеніе и проси прощенія, а ежели будутъ тебя заискивать, то значитъ дать тебѣ ножъ на закланіе себя душевно. Господь да поможетъ тебѣ противостать вражіимъ кознямъ и даруетъ побѣду надъ ними смиреніемъ.

Пребываю недостойный твой богомолецъ, многогрѣшный I. М. 14 ноября 1842 года.

                                                                                                                                                                                     1198   

Изъясняя свои немощи, просишь моего наставленія. Я тебѣ много разъ писалъ и предлагалъ не мои, но св. отцевъ наставленія, кàкъ вести себя и какимъ путемъ удобнѣе идти ко спасенію и къ побѣжденію своихъ страстей: – путемъ смиренія, а оное стяжавается чрезъ послушаніе и откровеніе, отверженіе своей воли и разума; что же будетъ пользы отъ однихъ словъ безъ дѣланія? Я буду одно и тоже писать, а ты оному не внимаешь и себя не понуждаешь. Конечно, врагъ сопротивляется доброму; но гдѣ понужденіе со смиреніемъ, тамъ онъ не успѣетъ ничего.

Просишь, чтобы помолиться о твоемъ исправленіи и чтобы не костричиться[1] на мать Н.: видишь пагубную сѣть вражію, въ которую онъ тебя запутать тщится, и ядовитую стрѣлу его, отравляющую твое сердце? Онъ колеблетъ все зданіе твоего спасенія въ самомъ его основаніи – въ вѣрѣ къ матери Н.; чрезъ чтожъ ты можешь стяжать смиреніе, коимъ могла бы избѣжать сѣтей вражіихъ, когда слѣдуешь своей волѣ и разуму? Прочти у св. аввы Дороѳея о послѣдованіи своей волѣ, чтò творитъ опаснымъ, когда кто смѣситъ свою волю съ оправданіемъ. Св. Лѣствичникъ, св. Кассіанъ, Симеонъ Новый Богословъ, Ѳеодоръ едесскій, св. Каллистъ и прочіе отцы не иный путь, какъ сей показали удобнѣйшимъ ко спасенію. Ты не можешь извинить себя, ежели не находишь въ ней совершенства: и на это есть многіе примѣры въ отеческихъ писаніяхъ, что не совершенство наставляющихъ, но вѣра, послушаніе и благое произволеніе наставляемыхъ даровали имъ спасеніе; ты же, вмѣсто повиновенія, еще и костричишься на нее, – чтожъ изъ сего будетъ? Ежели не должна костричиться и на равныхъ себѣ, оскорбляющихъ тебя, кольми паче на тѣхъ, коимъ ты обязана своимъ спасеніемъ; этому причина – твое самолюбіе, по коему врагъ обрѣлъ свободный входъ къ твоему сердцу и мучительски понуждаетъ тебя идти по его волѣ и слѣдовать пагубнымъ его внушеніямъ. Прочти 31 главу Симеона Новаго Богослова, – нѣтъ ли у тебя сходства съ оною? Постараемся себя исправить въ основаніи, а потомъ и прочихъ добродѣтелей зданіе удобно совершимъ, низлагая возстающія на тебя страсти, а паче зазрѣніе и осужденіе ближнихъ. Ежели жъ кажется для тебя тягостнымъ сей путь отверженія своей воли, или не можешь смирить себя предъ матерью Н., то имѣешь свободу искать иный путь, болѣе могущій тебя успокоить. Я тебя отнюдь не нужу и ярма не налагаю, но совѣтую; а когда не по тебѣ, то можешь безъ сомненія имѣть и келлію свою, ибо какая жъ польза жить въ смущеніи и костричиться? Можетъ быть, ты на меня и поскорбишь за сіе, по лѣтошнему; но я на это не смотрю, а пишу истину, желая тебѣ спасенія.

Остаюсь твой богомолецъ, многогрѣшный I. М. Не срамляя тебя сіе пишу, но яко чадо мое возлюбленное наказую[2]. 14 декабря 1842 года.

 



[1] Курский диалект: упрямиться, упираться, противиться.

[2] Ср.: 1 Кор. 4:14.