Прежде побесѣдуемъ о твоемъ устроеніи: когда будешь вѣрить снамъ, то точно не мудрено впасть въ прелесть. Св. отцы совсѣмъ отвергаютъ и велятъ не вѣрить снамъ, намъ страстнымъ и самомнительнымъ. Вмѣсто того, чтобы смущаться о пустой мечтѣ, надобно смотрѣть свои грѣхи и всегда себя укорять за неисправленіе и смиряться, чѣмъ привлечешь на себя помощь Божію; и когда будешь смотрѣть свои немощи и грѣхи, то не будешь осуждать другихъ и замѣчать ихъ устроеніе. Это знаетъ Богъ и всякаго совѣсть. Ты этимъ много погрѣшаешь, что зазираешь N. N. Ежели и точно она въ худомъ устроеніи, какъ ты думаешь, то вѣдь тебѣ не давать за нее отвѣта; дружески можешь сказать съ осторожностію, а не уязвлять; совѣтую это оставить.

Не понимаю, какъ ты тамъ живешь? не ужели же ты въ ономъ не открываешься матери Н., такъ какъ и мнѣ написала? Это бы послужило къ твоему исправленію. Всуе жъ я пишу къ вамъ, и время трачу, когда вы не получаете пользы; только воздухъ біемъ; впрочемъ я надѣюсь, что ты исправишься. Да дастъ тебѣ Господь миръ, здравіе и спасеніе.

Получилъ и еще твою записочку, на которую особеннаго не имѣю чего отвѣчать, а къ старому немного прибавляю: писано есть: «не обличай злыхъ, да не возненавидятъ тебе, обличай премудра и возлюбитъ тя»[1]. Я тебя обличилъ; какъ ты это пріимешь? 2 февраля 1845 года.

 

 

Въ письмѣ твоемъ, описывая свои немощи, между прочимъ изъясняешь о своемъ свирѣпозлобномъ сердцѣ, что если кто тебя тронѣтъ, то внутри закипитъ, и имѣешь отъ того человѣка отвращеніе. Это не отъ природы, но отъ навыка; а ты, знавши это, что богопротивно, укоряй себя за подвиженіе, познай, что это твоя немощь; строгающій тебя – врачь, посланный отъ Бога; и такимъ разсужденіемъ, дѣланіемъ и многимъ временемъ получишь ослабу страсти, и смягчится твое сердце. Гордость есть виною сего; ищи врачевство во смиреніи. Прочти св. Зосимы и Дороѳея о сей матеріи, и въ самое время волненія скажи матери Н., пожалься на себя, а не на другихъ; когда хочешь исцѣлиться, – это тебѣ средство, и пріими совѣтъ отъ нея; а когда не хочешь исцѣленія, то слѣдуй страсти. I. М. 31 марта 1845 года.

 

 

Въ двухъ письмахъ твоихъ ко мнѣ порицаешь себя въ томъ, что худо живешь, и просишь моего наставленія. Мы недавно, при свиданіи съ тобою, довольно имѣли о семъ собесѣдованіе, и я, по силѣ слабаго моего разума, а паче по вѣрѣ твоей, вразумленіемъ Божіимъ, предлагалъ тебѣ въ наставленіе отеческія писанія, чтό и теперь не отвергаюсь напомнить: читай св. Iоанна Лѣствичника, св. аввы Дороѳея, св. Ефрема и другія отеческія ученія. Видя себя недостигающую сихъ правилъ, смиряй себя и укоряй; а это привлечетъ на тебя милость Божію и помощь во время подвига твоего противу страстей; а ежели не познаешь своихъ немощей и себя не укоряешь, то попускается тебѣ, при приближеніи всякой страсти. падать, дабы невольно считала себя послѣднѣйшею всѣхъ и смирилась предъ Богомъ и чѣловѣки. I. М. 25 августа 1845 года.

 

 

Довольно ты съ сестрицею Ч. побыла въ К–ѣ, но жаль, что безуспѣшно въ дѣлахъ житейскихъ, и даже въ душевныхъ, какъ пишешь сама: въ упущеніи правила и смущеніи съ родными; и конечно симъ подала имъ немалый соблазнъ. Мірскіе, не взирая на свои недостатки, всегда болѣе замѣчаютъ наши проступки. Хотя ты съ ними и примирилась, однако все надобно жалѣть о случившемся и каяться, а о оскорбившихъ тебя молиться.

Ты утѣшаешься братнею христіанскою кончиною; желаешь и сама такой же; но какую онъ претерпѣлъ болѣзнь? которая его, конечно, очистила, по милости Божіей, и, видно, онъ болѣе сего достоинъ. И ты имѣешь время и средства къ очищенію себя не такими, но легчайшими понужденіями себя ко благому и противленіями злому. Прости грѣхи твои прощеніемъ ближнимъ твоимъ. Ссоры и споры съ А. вѣрно за пустое бываютъ и происходятъ не отъ чего другаго, какъ отъ гордости. Попери этого змія смиреніемъ, самоукорененіемъ; ты же имѣешь возможность не слѣдовать своему разуму и волѣ, – самыя удобныя средства къ избавленію отъ гордости. Случится скорбь на А., не довѣряй себѣ, умолчи, поди спроси у матери Н., право ли ты дѣлаешь, раздражаясь? – и пріими совѣтъ, врачующій тебя. Когда тáкъ будешь поступать, то и боязливость твоя тебя оставитъ, ибо оная происходитъ отъ гордости и тщеславія.

О видѣніи братцу твоему, – истинное оно, или нѣтъ, я не могу ничего утвердительно сказать; довольно того, что онъ въ вѣрѣ, надеждѣ и покаяніи отошелъ. Многогрѣшный I. М. 22 декабря 1845 года.

 



[1] Притч. 9:8.