Прежде побесѣдуемъ о твоемъ устроеніи: когда
будешь вѣрить снамъ, то точно не мудрено впасть въ прелесть. Св. отцы
совсѣмъ отвергаютъ и велятъ не вѣрить снамъ, намъ страстнымъ и
самомнительнымъ. Вмѣсто того, чтобы смущаться о пустой мечтѣ,
надобно смотрѣть свои грѣхи и всегда себя укорять за неисправленіе
и смиряться, чѣмъ привлечешь на себя помощь Божію; и когда будешь
смотрѣть свои немощи и грѣхи, то не будешь осуждать другихъ и
замѣчать ихъ устроеніе. Это знаетъ Богъ и всякаго совѣсть. Ты этимъ
много погрѣшаешь, что зазираешь N. N. Ежели и точно она въ худомъ устроеніи, какъ ты
думаешь, то вѣдь тебѣ не давать за нее отвѣта; дружески
можешь сказать съ осторожностію, а не уязвлять; совѣтую это оставить.
Не понимаю, какъ ты тамъ живешь? не ужели же ты въ ономъ
не открываешься матери Н., такъ какъ и мнѣ написала? Это бы
послужило къ твоему исправленію. Всуе жъ я пишу къ вамъ, и время трачу, когда
вы не получаете пользы; только воздухъ біемъ; впрочемъ я надѣюсь, что ты
исправишься. Да дастъ тебѣ Господь миръ, здравіе и спасеніе.
Получилъ и еще твою записочку, на которую особеннаго
не имѣю чего отвѣчать, а къ старому немного прибавляю: писано есть:
«не обличай злыхъ, да не возненавидятъ
тебе, обличай премудра и возлюбитъ тя»[1].
Я тебя обличилъ; какъ ты это пріимешь? 2 февраля 1845 года.
Въ письмѣ твоемъ, описывая свои немощи, между
прочимъ изъясняешь о своемъ свирѣпозлобномъ сердцѣ, что если кто
тебя тронѣтъ, то внутри закипитъ, и имѣешь отъ того человѣка
отвращеніе. Это не отъ природы, но отъ навыка; а ты, знавши это, что
богопротивно, укоряй себя за подвиженіе, познай, что это твоя немощь;
строгающій тебя – врачь, посланный отъ Бога; и такимъ разсужденіемъ,
дѣланіемъ и многимъ временемъ получишь ослабу страсти, и смягчится твое
сердце. Гордость есть виною сего; ищи врачевство во смиреніи. Прочти
св. Зосимы и Дороѳея о сей матеріи, и въ самое время волненія скажи
матери Н., пожалься на себя, а не на другихъ; когда хочешь исцѣлиться, –
это тебѣ средство, и пріими совѣтъ отъ нея; а когда не хочешь
исцѣленія, то слѣдуй страсти.
Въ двухъ письмахъ твоихъ ко мнѣ порицаешь себя
въ томъ, что худо живешь, и просишь моего наставленія. Мы недавно, при свиданіи
съ тобою, довольно имѣли о семъ собесѣдованіе, и я, по силѣ
слабаго моего разума, а паче по вѣрѣ твоей, вразумленіемъ Божіимъ,
предлагалъ тебѣ въ наставленіе отеческія писанія, чтό и теперь не
отвергаюсь напомнить: читай св. Iоанна
Лѣствичника, св. аввы Дороѳея, св. Ефрема и другія
отеческія ученія. Видя себя недостигающую сихъ правилъ, смиряй себя и укоряй; а
это привлечетъ на тебя милость Божію и помощь во время подвига твоего противу
страстей; а ежели не познаешь своихъ немощей и себя не укоряешь, то попускается
тебѣ, при приближеніи всякой страсти. падать, дабы невольно считала себя
послѣднѣйшею всѣхъ и смирилась предъ Богомъ и
чѣловѣки.
Довольно ты съ сестрицею Ч. побыла въ К–ѣ, но
жаль, что безуспѣшно въ дѣлахъ житейскихъ, и даже въ душевныхъ,
какъ пишешь сама: въ упущеніи правила и смущеніи съ родными; и конечно симъ
подала имъ немалый соблазнъ. Мірскіе, не взирая на свои недостатки, всегда
болѣе замѣчаютъ наши проступки. Хотя ты съ ними и примирилась,
однако все надобно жалѣть о случившемся и каяться, а о оскорбившихъ тебя
молиться.
Ты утѣшаешься братнею христіанскою кончиною;
желаешь и сама такой же; но какую онъ претерпѣлъ болѣзнь? которая
его, конечно, очистила, по милости Божіей, и, видно, онъ болѣе сего
достоинъ. И ты имѣешь время и средства къ очищенію себя не такими, но
легчайшими понужденіями себя ко благому и противленіями злому. Прости
грѣхи твои прощеніемъ ближнимъ твоимъ. Ссоры и споры съ А. вѣрно за
пустое бываютъ и происходятъ не отъ чего другаго, какъ отъ гордости. Попери
этого змія смиреніемъ, самоукорененіемъ; ты же имѣешь возможность не
слѣдовать своему разуму и волѣ, – самыя удобныя средства къ
избавленію отъ гордости. Случится скорбь на А., не довѣряй себѣ,
умолчи, поди спроси у матери Н., право ли ты дѣлаешь, раздражаясь? – и
пріими совѣтъ, врачующій тебя. Когда тáкъ будешь поступать, то и
боязливость твоя тебя оставитъ, ибо оная происходитъ отъ гордости и тщеславія.
О видѣніи братцу твоему, – истинное оно, или
нѣтъ, я не могу ничего утвердительно сказать; довольно того, что онъ въ
вѣрѣ, надеждѣ и покаяніи отошелъ. Многогрѣшный I. М. 22 декабря 1845 года.