Достопочтеннѣйшая о Господѣ Р. В–на!

Скорбѣть о неисправленіяхъ нашихъ есть нашъ долгъ, но не смущаться; скорбь оная къ покаянію приводитъ и къ смиренію, а смущеніе показываетъ въ насъ высокоумное устроеніе. Смиреніе заставляетъ видѣть свою немощь, никого не судить, а себя; а высокоуміе всѣхъ судитъ; а хотя и себя касается, но краемъ языка, и не получаетъ спокойствія и мира.

Ты скорбишь о слабости матери Н., опасаешься за жизнь ея и боишься остаться одна безъ подпоры: всякому изъ насъ Господь положилъ предѣлъ жизни, его же не прейдемъ; но сокрылъ отъ насъ, чтобы были мы бодры и внимательны къ нашему спасенію. Ежели Господь воззоветъ ее въ будущность, то да будетъ Его святая воля, а дотолѣ ты старайся идти путемъ, показаннымъ отъ отецъ, послушаніемъ и отсѣченіемъ своея воли и разума. Не довѣряя онымъ совершенно и противясь противнымъ оному дѣйствіямъ, ты получишь духовный разумъ, смиреніемъ руководимый и управляемый, и безопасно можешь идти путемъ спасительнымъ; но доколѣ не получаешь сего дара, опасайся ввѣрить себѣ надъ собою управленіе; предайся волѣ Божіей.

Молитва оная, которой ты повѣрила, предана ли Церковію? Ты не испытала и въ этомъ погрѣшила, повѣрила ложнымъ слухамъ, будто бы отъ преосвящ<еннаго> Антонія: можетъ ли преосвящ<енный> Антоній написать ересь и хулу въ молитвѣ? Призывая Св. Троицу, просить омыть кровію Ея міръ отъ грѣховъ, – когда наша Церковь принимаетъ и исповѣдуетъ грѣхи, омытые кровію Сына Божія единаго отъ Троицы, принявшаго на Себя плоть нашу? Прельстилась ты онымъ. Молитва сія еще въ 1841 г. была, въ 1844 г. повторилась, и съ какими угрозами? – Чтобы и другихъ тѣмъ же заражать. Старайся загладить сіе, напиши къ тѣмъ, кому ты передавала ее, чтобы оставили оную и не читали. Молитвъ довольно намъ предала Церковь; есть чтό читать и чѣмъ Бога умилостивлять, – сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ. I. М. 9 марта 1846 года.

Помолясь Богу, Матери Божіей и поклонившись мощамъ св. угодниковъ Божіихъ кіевскихъ, будь же, молитвами ихъ, утверждена во истинномъ пути; иди съ совѣтомъ матери Н., потерпи сестрѣ въ ея немощахъ. Ежели велико дѣло – милость, творимая ближнимъ, спасающая ихъ тѣло; то тѣмъ паче бόльшая предъ Богомъ милостыня ближнему, творимая душѣ его, – потерпѣніемъ его во время смущенія его. Ты найдешь это въ отеческихъ книгахъ, и даже въ Евангеліи сказано: «аще отпустите, отпустится вамъ, а аще не отпущаете и вамъ не отпустится»[1]; а въ апостолѣ: чтό бы мы ни сдѣлали хорошаго и добраго, но когда любви не имѣемъ, ничто же есмы; а любовь долготерпитъ, милосердствуетъ и проч.[2]. Много бы писалъ, да спѣшу на почту; надѣюсь, что не многословіе, но вѣра твоя и усердіе восполнятъ мои недостатки и принесутъ плодъ послушанія во святыню, мира, любви и смиренія, чего тебѣ усердно желаю, многогрѣшный I. М. 18 августа 1846 года.

 



[1] Мф. 6:14.

[2] 1 Кор. 13:1–8.