Достопочтеннѣйшая о Господѣ Р. В–на!
Скорбѣть о неисправленіяхъ нашихъ есть нашъ
долгъ, но не смущаться; скорбь оная къ покаянію приводитъ и къ смиренію, а
смущеніе показываетъ въ насъ высокоумное устроеніе. Смиреніе заставляетъ
видѣть свою немощь, никого не судить, а себя; а высокоуміе всѣхъ
судитъ; а хотя и себя касается, но краемъ языка, и не получаетъ спокойствія и
мира.
Ты скорбишь о слабости матери Н., опасаешься за жизнь
ея и боишься остаться одна безъ подпоры: всякому изъ насъ Господь положилъ
предѣлъ жизни, его же не прейдемъ; но сокрылъ отъ насъ, чтобы были мы
бодры и внимательны къ нашему спасенію. Ежели Господь воззоветъ ее въ
будущность, то да будетъ Его святая воля, а дотолѣ ты старайся идти
путемъ, показаннымъ отъ отецъ, послушаніемъ и отсѣченіемъ своея воли и
разума. Не довѣряя онымъ совершенно и противясь противнымъ оному
дѣйствіямъ, ты получишь духовный разумъ, смиреніемъ руководимый и
управляемый, и безопасно можешь идти путемъ спасительнымъ; но доколѣ не
получаешь сего дара, опасайся ввѣрить себѣ надъ собою управленіе;
предайся волѣ Божіей.
Молитва оная, которой ты повѣрила, предана ли
Церковію? Ты не испытала и въ этомъ погрѣшила, повѣрила ложнымъ
слухамъ, будто бы отъ преосвящ<еннаго> Антонія: можетъ ли
преосвящ<енный> Антоній написать ересь и хулу въ молитвѣ? Призывая
Св. Троицу, просить омыть кровію Ея міръ отъ грѣховъ, – когда наша
Церковь принимаетъ и исповѣдуетъ грѣхи, омытые кровію Сына Божія
единаго отъ Троицы, принявшаго на Себя плоть нашу? Прельстилась ты онымъ.
Молитва сія еще въ 1841 г. была, въ 1844 г. повторилась, и съ какими
угрозами? – Чтобы и другихъ тѣмъ же заражать. Старайся загладить сіе,
напиши къ тѣмъ, кому ты передавала ее, чтобы оставили оную и не читали.
Молитвъ довольно намъ предала Церковь; есть чтό читать и чѣмъ Бога
умилостивлять, – сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ.
Помолясь
Богу, Матери Божіей и поклонившись мощамъ св. угодниковъ Божіихъ кіевскихъ,
будь же, молитвами ихъ, утверждена во истинномъ пути; иди съ совѣтомъ
матери Н., потерпи сестрѣ въ ея немощахъ. Ежели велико дѣло –
милость, творимая ближнимъ, спасающая ихъ тѣло; то тѣмъ паче
бόльшая предъ Богомъ милостыня ближнему, творимая душѣ его, –
потерпѣніемъ его во время смущенія его. Ты найдешь это въ отеческихъ
книгахъ, и даже въ Евангеліи сказано: «аще отпустите, отпустится вамъ, а аще не
отпущаете и вамъ не отпустится»[1];
а въ апостолѣ: чтό бы мы ни сдѣлали хорошаго и добраго, но
когда любви не имѣемъ, ничто же есмы; а любовь долготерпитъ,
милосердствуетъ и проч.[2].
Много бы писалъ, да спѣшу на почту; надѣюсь, что не многословіе, но
вѣра твоя и усердіе восполнятъ мои недостатки и принесутъ плодъ
послушанія во святыню, мира, любви и смиренія, чего тебѣ усердно желаю,
многогрѣшный I. М. 18 августа 1846 года.