Хотя я и недавно къ тебѣ писалъ, но и паки, хотя
вкратцѣ, еще пишу на твое устроеніе, что ты не можешь переносить отъ
матери Н. грубыхъ словъ, въ чемъ когда остановитъ тебя; и думаешь, можно бы
иначе сказать; но когда ты отъ нея не переносишь, то отъ кого жъ перенесешь и
какъ можешь научиться терпѣнію и смиренію? Напротивъ, ты считай
себѣ за счастіе, когда получишь драгоцѣнный отъ нея выговоръ, хотя
бы и совсѣмъ было напрасно, но оный многаго добра бываетъ тебѣ
виновенъ. Вспомни, сколько мы о семъ толковали, что должно отъ всѣхъ
переносить, ибо все это бываетъ смотрѣніемъ Божіимъ. Читай сама тѣ
мѣста, кои я тебѣ показывалъ у Марка Подвижника, Симеона Новаго
Богослова, Iоанна Лѣствичника, Илiи Екдика, аввы Дороѳея, и повѣряй свое
устроеніе; за погрѣшеніе укоряй себя, и получишь благое устроеніе; чего
тебѣ усердно желаю, многогрѣшный I. М. 20 генваря 1847 года.
Укоряешь себя за лѣность и нерадѣніе, съ
какимъ провела постъ: но хоть бы отъ сего научилась стяжавать смиреніе и
понуждать себя къ понесенію немощей другихъ. Но ты будто хвалишься своимъ
дурнымъ, невыразимо яростнымъ и строптивымъ характеромъ. Ты и не понимаешь, что
Богъ смотрительно попускаетъ N. смущаться и
дѣлать тебѣ противное, чтобы ты симъ врачевствомъ исцѣлила
свою болѣзнь; да не услышишь: цѣлихомъ
Вавилона, и не исцѣлѣ[1].
Можемъ ли мы исцѣлить себя отъ душевныхъ болѣзней, когда не
имѣемъ случая къ истребленію ихъ? Никто не трогаетъ, – думаемъ, и мирны;
а страсти внутрь лежатъ, не истребляются, но еще болѣе укореняются, и при
случаѣ въ великую бѣду ввергаютъ, такъ что св. авва
Дороѳей, при дѣйствіи, поставляетъ таковыхъ подъ адомъ. Надобно
попещися о искорененіи страстей, а не о поклоненіи имъ и уваженіи ихъ.
Да дастъ тебѣ Господь разумъ истинный и
наставитъ на путь правый.
Просишь моего наставленія и вразумленія, какъ
тебѣ себя исправить? – Новаго ничего не могу тебѣ сказать, а все
тòже, что и прежде говорено было: старайся о исполненіи заповѣди
Божіей о любви, которая повелѣваетъ и враговъ любить и до конца
претерпѣвать. Имѣй страхъ Божій и помни, что Онъ всѣ наши
мысли, слова и дѣла видитъ и воздаетъ коемуждо по дѣломъ его. Читай
отеческія книги и научайся, какъ переносить и терпѣть ближнему; видя же
свою немощь, смиряйся и проси Господа послать тебѣ помощь къ
побѣжденію страстей, которыя берутъ надъ нами побѣду, за возношеніе
наше; ибо по слову св. Лѣствичника: «гдѣ есть паденіе, тамо
предварила гордость». Болѣзнь тѣлесная пріемлетъ вину отъ душевной.
Да исцѣлитъ тебя Господь отъ обѣихъ.
Пишешь о сказанномъ тобою сестрамъ устроеніи N. N., а и сама въ
себѣ видишь много неисправностей. Хотя и дурно пороки людскіе изъяснять
другимъ, но ежели ты говорила съ добрымъ намѣреніемъ исправленія ея, то
Господь милостивъ, не попустить произойти отъ сего злобѣ. Однако помни о
своемъ исправленіи, которое не иначе можетъ быть, какъ – имѣть
совершенное откровеніе, а не одно говорить, а другое умалчивать; это значитъ
закрывать, а не заживлять раны; и по откровеніи принимать совѣты съ
вѣрою и смиреніемъ, и стараться о исполненіи, и нести другъ друга тяготы.
Ты ищешь жáру въ молитвѣ – по безумію;
ежели и подумаешь, что получила оную, то будь увѣрена, что это прелесть.
Ты исправь жизнь свою, будь смиренна, молись смиренно, Богъ пріемлетъ молитвы смиренныхъ[2].
А когда ты сама будешь давать цѣну своей молитвѣ, то это уже
прелесть. При такой неисправности молись о томъ, да дастъ тебѣ Господь
исправить жизнь свою и видѣть свои грѣхи, не осуждать никого, и
проч. I. М. 23 iюня 1847 года.