Хотя я и недавно къ тебѣ писалъ, но и паки, хотя вкратцѣ, еще пишу на твое устроеніе, что ты не можешь переносить отъ матери Н. грубыхъ словъ, въ чемъ когда остановитъ тебя; и думаешь, можно бы иначе сказать; но когда ты отъ нея не переносишь, то отъ кого жъ перенесешь и какъ можешь научиться терпѣнію и смиренію? Напротивъ, ты считай себѣ за счастіе, когда получишь драгоцѣнный отъ нея выговоръ, хотя бы и совсѣмъ было напрасно, но оный многаго добра бываетъ тебѣ виновенъ. Вспомни, сколько мы о семъ толковали, что должно отъ всѣхъ переносить, ибо все это бываетъ смотрѣніемъ Божіимъ. Читай сама тѣ мѣста, кои я тебѣ показывалъ у Марка Подвижника, Симеона Новаго Богослова, Iоанна Лѣствичника, Илiи Екдика, аввы Дороѳея, и повѣряй свое устроеніе; за погрѣшеніе укоряй себя, и получишь благое устроеніе; чего тебѣ усердно желаю, многогрѣшный I. М. 20 генваря 1847 года.

 

 

 

Укоряешь себя за лѣность и нерадѣніе, съ какимъ провела постъ: но хоть бы отъ сего научилась стяжавать смиреніе и понуждать себя къ понесенію немощей другихъ. Но ты будто хвалишься своимъ дурнымъ, невыразимо яростнымъ и строптивымъ характеромъ. Ты и не понимаешь, что Богъ смотрительно попускаетъ N. смущаться и дѣлать тебѣ противное, чтобы ты симъ врачевствомъ исцѣлила свою болѣзнь; да не услышишь: цѣлихомъ Вавилона, и не исцѣлѣ[1]. Можемъ ли мы исцѣлить себя отъ душевныхъ болѣзней, когда не имѣемъ случая къ истребленію ихъ? Никто не трогаетъ, – думаемъ, и мирны; а страсти внутрь лежатъ, не истребляются, но еще болѣе укореняются, и при случаѣ въ великую бѣду ввергаютъ, такъ что св. авва Дороѳей, при дѣйствіи, поставляетъ таковыхъ подъ адомъ. Надобно попещися о искорененіи страстей, а не о поклоненіи имъ и уваженіи ихъ.

Да дастъ тебѣ Господь разумъ истинный и наставитъ на путь правый. I. М. 5 апрѣля 1847 года.

 

 

 

Просишь моего наставленія и вразумленія, какъ тебѣ себя исправить? – Новаго ничего не могу тебѣ сказать, а все тòже, что и прежде говорено было: старайся о исполненіи заповѣди Божіей о любви, которая повелѣваетъ и враговъ любить и до конца претерпѣвать. Имѣй страхъ Божій и помни, что Онъ всѣ наши мысли, слова и дѣла видитъ и воздаетъ коемуждо по дѣломъ его. Читай отеческія книги и научайся, какъ переносить и терпѣть ближнему; видя же свою немощь, смиряйся и проси Господа послать тебѣ помощь къ побѣжденію страстей, которыя берутъ надъ нами побѣду, за возношеніе наше; ибо по слову св. Лѣствичника: «гдѣ есть паденіе, тамо предварила гордость». Болѣзнь тѣлесная пріемлетъ вину отъ душевной. Да исцѣлитъ тебя Господь отъ обѣихъ. I. М. 6 мая 1847 г.

 

 

 

Пишешь о сказанномъ тобою сестрамъ устроеніи N. N., а и сама въ себѣ видишь много неисправностей. Хотя и дурно пороки людскіе изъяснять другимъ, но ежели ты говорила съ добрымъ намѣреніемъ исправленія ея, то Господь милостивъ, не попустить произойти отъ сего злобѣ. Однако помни о своемъ исправленіи, которое не иначе можетъ быть, какъ – имѣть совершенное откровеніе, а не одно говорить, а другое умалчивать; это значитъ закрывать, а не заживлять раны; и по откровеніи принимать совѣты съ вѣрою и смиреніемъ, и стараться о исполненіи, и нести другъ друга тяготы.

Ты ищешь жáру въ молитвѣ – по безумію; ежели и подумаешь, что получила оную, то будь увѣрена, что это прелесть. Ты исправь жизнь свою, будь смиренна, молись смиренно, Богъ пріемлетъ молитвы смиренныхъ[2]. А когда ты сама будешь давать цѣну своей молитвѣ, то это уже прелесть. При такой неисправности молись о томъ, да дастъ тебѣ Господь исправить жизнь свою и видѣть свои грѣхи, не осуждать никого, и проч. I. М. 23 iюня 1847 года.

 



[1] Иер. 51:9.

[2] Пс. 130:18.