Достопочтеннѣйшая о Господѣ Р. В–на!

Пишешь, что во время посѣщенія Божія обители вашей болѣзнію, ты находилась въ страхѣ и боязни смерти; а дальше говоришь, что желала бы при жизни моей и матери Н. умереть; это какъ будто противорѣчіе одно другому. Мы часто не знаемъ, чего желаемъ и чего просимъ; лучше предадимся волѣ Божіей и помолимся Ему такъ: «да будетъ, Господи, воля Твоя на насъ»[1]; Онъ знаетъ болѣе насъ, чтό намъ будетъ на пользу; мы же, хотя и знаемъ, что намъ болѣе всего нужно смиреніе, но о стяжаніи онаго, или мало, или совсѣмъ не печемся; надобно во всякомъ случаѣ стараться имѣть пріобрѣтеніе сего.

Сестру твою мнѣ очень жаль, что она не имѣетъ спокойствія; лишаясь сама онаго, и другимъ наноситъ непріятности. Я съ своей стороны всѣ силы употреблялъ къ успокоенію ея, давалъ совѣты, просилъ мать Н. и тебя о умиротвореніи; но все что-то не ладится; не знаю, отъ чего сіе происходитъ. – Конечно, отъ вражіихъ козней; но оныя низлагаются смиреніемъ, безъ котораго и спасеніе получить нельзя. И такъ ты съ своей стороны, сколько можешь, дѣлай къ умиротворенію, и ей совѣтуй смириться; гдѣ бы она ни была, вездѣ нужно смиреніе. I. М. 31 iюля 1848 года.

 

 

 

Для памяти и для пользы душевной Р. В–нѣ!

Увѣренъ, что ты хочешь спастися, для того оставила міръ и пошла въ монастырь. Надобно же и дѣлать то, чтò насъ спасаетъ; надобно исправить свою нравственность, а когда она не исправлена, то не можешь имѣть мира и спокойствія душевнаго. Какъ же оную исправить? – При помощи Божіей, покореніемъ, отверженіемъ своей воли и разума; отъ чего познаешь, какія въ тебѣ страсти суть залогомъ; и надобно противъ каждой вооружаться молитвою и заповѣдьми Божіими. Но ты сама по себѣ не можешь, а должна обнаруживать ихъ откровеніемъ предъ матерью Н. и принимать совѣты ея съ вѣрою; хоть бы тебѣ и противно что казалось, надобно повинуться, не прекословить; отъ сего раждается смиреніе, а смиреніе – побѣда на всѣ страсти.

Когда укорить тебя сестра, или мать N., у тебя подвигается внутрь лежащее неустройство; ты замолчишь и томишь себя злопомнѣніемъ. Какъ же ты этимъ себѣ вредишь жестоко и не понимаешь, что сего причиною твое бѣдное устроеніе, а ты считаешь ихъ виновными твоего оскорбленія! Вотъ тутъ-то и надобно искать благаго совѣта и винить себя, а не другихъ, что ты не исполнила заповѣди Божіей, которая велитъ и враговъ любить, благословлять кленущихъ, добро творить ненавидящимъ и молиться за творящихъ напасть. Надобно за сіе укорять себя и нудить къ терпѣнію (хоть и напраслина), къ смиренію, къ любви, къ кротости, къ благости и проч.

Когда будешь себя нудить и открывать немощь свою со смиреніемъ матери Н., то Господь пошлетъ тебѣ Свою помощь, и ты можешь исправить себя, и успокоишься; а когда не будешь нудить, или никто не будетъ тебя трогать, то трудно исправленіе. Читай духовныя отеческія книги и старайся, по ученію ихъ, сколько можно, себя понуждать, а врагу не покоряться; онъ имѣетъ съ нами непримиримую брань. Кто смиренно себя ведетъ, тотъ и побѣждаетъ, а когда примешь помыслъ на ближняго и оскорбишься, то уже ты бываешь побѣждена и находишься въ плѣну у него; отъ того и миру нѣтъ. Да подастъ Господь тебѣ побѣду и миръ! Многогрѣшный I. М. 23 февраля 1848 года.

 

 

 

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Р. В–на!

Гдѣ есть произволеніе къ понесенію немощей ближнихъ нашихъ, тамъ пошлетъ Господь и помощь Свою, когда мы къ тому себя понуждаемъ.

Сознаешь себя, что ты скора, дерзка и нетерпѣлива. Что же это такое? – Утвари ли, или монисты, украшающія душу? Нѣтъ, это струпы и язвы душевные; надобно попещися о исцѣленіи ихъ; они могутъ вредить ближнимъ, а себѣ еще болѣе. Знаешь врачевство оныхъ – сознаніе себя виновною и самоукореніе! Побѣдиться не такъ важно какою страстію, но пребывать въ ней и не обвинять себя за оное, а другихъ ставить причиною, это есть уже отступленіе праваго разума и нерадѣніе о исцѣленіи болѣзни душевной. Да поможетъ тебѣ Господь стать противу страстей.

Ты спрашиваешь: должно ли читать послѣ всенощной молитвы на сонъ грядущимъ? Такъ какъ у васъ всенощная отходитъ рано, то не мѣшаетъ и прочитать оныя; а гдѣ отходитъ поздно, часовъ въ 12-ть, то можно оставлять. I. М. 7 мая 1848 г.

 

 

 

Пишешь, что вы имѣли намѣреніе ѣхать въ К–ъ, по дѣламъ своимъ, но остановились по разносящимся повсюду неблагопріятнымъ слухамъ, и матушка игуменія не благословила вамъ сей путь предпринимать. Да, теперь лучше дома сидѣть и умиротворяться. Попущеніемъ Божіимъ, вездѣ неблагопріятные слухи отъ злонамѣренныхъ людей проносятся, а нѣкоторые и въ дѣйствіе происходятъ. Также и въ К–ѣ на всѣхъ страхъ и ужасъ, обѣщаютъ сжечь, и многіе уклались на возы и вывезлись; однакожъ будетъ то, чтό попуститъ Господь. «Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіе: и аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бдѣ стрегій»[2]; почему и надобно просить Господа объ отвращеніи сего зла и о сохраненіи градовъ, домовъ и весей; а также покаяніемъ и добрыми дѣлами умилостивлять Его благость.

Описываешь и ваше келлейное съ матерью Н. смущеніе и свое побѣжденіе. – Мнѣ неизвѣстно въ подробности, отъ чего происходили ваши и ея смущенія, но полагаю, она и такъ могла быть смущена, совсѣмъ не на васъ, а просто отъ унынія и скуки, которыя находятъ и безъ всякой причины, къ духовному предъуспѣянію; а тебѣ показалось, что на тебя имѣетъ скорбь; и когда стала и семъ говорить, то еще болѣе скорбь ея умножилась, и она произнесла непріятное слово, а ты сама тόже отдала; а ежели бы просто потерпѣла сіе время, то оно и прошло бы такъ. Конечно, ты и сестра можете имѣть свою келлію, но полезнѣе для васъ еще пожить подъ окормленіемъ, нежели своею волею, и лучше потерпѣть укоризны съ самоукореніемъ, нежели, избѣгая сего, отлучаться на свою волю. Совѣтую смириться и испросить прощенія у нея; да я полагаю, что вы уже и примирились доселѣ. I. М. 19 iюля 1848 года.[3]

 



[1] Ср.: Мф. 26:42; Лк.22:42.

[2] Пс. 126:1.

[3] Дальнейшую переписку преподобного Макария с Анной Никифорововной Шматовой, принявшей монашество под именем матери Аркадии, см. в томе «Письма к монахиням».