Молитвами Св. Отецъ нашихъ Господи Iисусе Христе, Боже нашъ помилуй насъ.

Милостивый Государь

Почтеннѣйшiй Благодѣтель

Василiй Васильевичь.

Писанiе ваше отъ 9 числа марта пущенное, доказываетъ намъ ваше усердiе къ намъ; а вмѣстѣ съ симъ и напоминаетъ о нашей худости и ничтожествѣ: мы видимъ себя поистиннѣ лишенныхъ тѣхъ свойствъ, кои вы намъ приписываете. Но зная, что вы отъ чистѣйшаго усердiя и смиренiя сiе произносите, желаемъ да и воздастъ вамъ Господь по сердцу вашему. Ибо прiемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу прiемлетъ; тако и вы хотя и грѣшныхъ насъ прiемлете, но по вѣрѣ вашей, не лишитесь пользы, Самимъ Богомъ вамъ даруемой; а равно и мзды праведничей.

Въ разсужденiи положенiя теперешняго о мнѣ Леонидѣ, вашъ правый разумъ непогрѣшителенъ. Истинно Господь творитъ вся къ пользѣ нашей, а безъ Него и власъ главы нашей не погибнетъ. Что жъ касается до усердствующихъ къ моей худости и по вѣрѣ ихъ пользующихся; не оскудень Господь и нынѣ даровать всякому достойному и ищущему утѣшенiя, какъ чрезъ пастырей поставленныхъ Духомъ святымъ, такъ и особенно сокровенными рабы своими. Только дабы ищущiя пользы и утѣшенiя въ своихъ скорбяхъ, и недоумѣнiяхъ, были предъ уготованы вѣрою, и расположенiемъ къ исполненiю Заповѣдей Господнихъ, и постановленiй церковныхъ: и со смиренiемъ искали бы и принимали совѣты въ простотѣ сердца. ‑ Я съ своей стороны благодарю Господа, чувствую въ совѣсти моей спокойствiе и ни мало переходомъ моимъ не отягощаюсь изъ скита въ монастырь; впротчемъ ежели кому угодно имѣть со мною собесѣдованiе, имѣю на сiе свободу, безъ всякаго запрещенiя. ‑

Я грѣшный Макарiй бывши въ домѣ вашемъ, много былъ доволенъ усерднымъ страннопрiимствомъ вашего батюшки и всего вашего семѣйства, безъ всякихъ моихъ заслугъ. Только крайнѣ было для меня сожалительно, что не засталъ васъ въ домѣ. Видя же что вы принимаете участiе въ ономъ моемъ къ вамъ прибытiи, приношу мою вамъ покорнѣйшую благодарность.

Поздравляемъ васъ и все ваше почтенное семѣйство, съ принятiемъ Божественнаго дара, животворящихъ Таинъ тѣла и крове Господа нашего Iисуса Христа, въ сiю святую четыредесятницу; да будетъ сiе вамъ во здравiе души и тѣла.

А какъ приближается и всерадостный праздникъ Пасхи, воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа, то и съ онымъ поздравляемъ васъ и почтенную вашу супругу и съ любезными дѣточками. Желаемъ вамъ съ сердечнымъ веселiемъ усрѣсти ‑ воскресшаго Христа, и веселящеся духовно торжествовать во здравiи и благоденствiи на многiя лѣта и привѣтствуемъ васъ Христiанскимъ радостнымъ привѣтствiемъ Христосъ Воскресе!

А за симъ съ нижайшимъ нашимъ къ вамъ почтенiемъ, и истиннымъ благожеланiемъ, испрашивая на васъ и на все ваше семѣйство миръ и благословенiе Божiе, остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и вся благомыслящая братiя кланяются и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

26. марта 1836. года.

Батюшка Отецъ Антонiй свидѣтельствуетъ вамъ свое почтенiе, и благодаритъ за память вашу объ немъ.

 

                                                                                                                                                                                       652     

Молитвами Святыхъ Отецъ нашихъ Господи Iисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ Василiй Васильевичь.

Видя изъ письма вашего отъ 18. Апрѣля, какъ страдаетъ духъ вашъ, уязвленный стрѣлами коварной плоти, обольстившей васъ стрѣмленiемъ страсти: сердечно о васъ соболѣзнуемъ и сострадаемъ яко немощному уду тѣла нашего. Вы ищете мира и спокойствiя душевного, но совѣсть упрекаетъ васъ въ преступленiи Заповѣдей Божіихъ. ‑ Неоспоримо что грѣхъ есть самое величайшее зло, коимъ мы Бога, Создателя нашего, прогнѣвляемъ. Но сколь велико Его милосердiе ко грѣшнымъ, сего изъяснить никто не въ состоянiи! Послалъ единороднаго Сына Своего, призвати не праведные, но грѣшные на покаянiе. И ожидаетъ грѣшника когда придетъ къ Нему отъ заблужденiя, не поражаетъ его въ минуты его изступительнаго безумiя и заблужденiя! Зоветъ его и словомъ своимъ, и внутреннимъ гласомъ совѣсти; «Прiидите ко мнѣ вси трудающiися и обремѣненнiи, и Азъ упокою вы»[1] а совѣсть упрекаетъ въ преступленiи. – Когда же грѣшникъ подобно блудному сыну, скажетъ въ себѣ: почто гладомъ гиблю? Пойду ко Отцу моему, и реку Ему: Отче согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, и уже несмь достоинъ нарещися сынъ Твой[2]! Тогда премилосердый Отецъ простираетъ къ нему Свои объятіи и прiемлетъ съ радостiю. И о единомъ грѣшницѣ кающемся, велiя радость бываетъ на небеси. – Всѣ сiи истины, вамъ, воспитаннымъ въ недрахъ православныя Матери нашей Церкви, довольно извѣстны; но мы потому сiе вамъ напоминаемъ, что духу печали и унынiя, помрачившу умъ и сердце, удаляется и размышленiе спасительное. ‑ И такъ, ежели еще вы не получили успокоенiя своей совѣсти, (чего однако жъ мы не думаемъ, а полагаемъ что примирилися оною). Но когда еще духъ печали и унынiя томитъ васъ, прибѣгните скорѣе съ покаянiемъ къ премилосердому Господу нашему Iисусу Христу, имѣя твердое намѣренiе не возвращаться на первое; и прося о семъ премилосердаго владыку, да укрѣпитъ и утвердитъ въ семъ ваше произволенiе, и да проститъ въ содѣянныхъ прегрѣшенiяхъ: и постарайтесь прибѣгнуть къ служителю церкви и тайнъ Божіихъ, имущему ключи рѣшенiя, да разрѣшитъ васъ отъ узъ оныхъ связующихъ духъ вашъ и уже старайтесь проводить жизнь свою со страхомъ Божіимъ, по св: Его Заповѣдямъ, безъ самонадѣянiя, а въ надеждѣ помощи Божіей, и со смиреніемъ, памятуя свою первую поползновенность въ прогнѣваніи Господа. И что краткая грѣха сладость, можетъ быть вѣчнымъ огорченiемъ. Притомъ вникните въ действiи сердца вашего и ума, нѣтъ ли во оныхъ о себѣ высокихъ мнѣнiй, какъ въ духовныхъ, такъ и въ свѣтскихъ дѣлахъ: а не уничижаетъ ли мысль ваша другихъ? Ежели ощутите оные, старайтесь скорѣе изгонять изъ сердца своего, и не давать имъ мѣста. А въ кравшимся имъ, къ наказанiю за ихъ дружество, бываетъ и попущеніе Божіе къ паденію въ какія нибудь грѣхи, ураняющія совѣсть. Имѣйте состраданіе къ ближнимъ требующимъ вашей помощи, къ бѣднымъ сирымъ и убогимъ, по силѣ своей обращайте вниманiе. Всѣ сіе привлечетъ къ вамъ Божіе Милосердіе.

Мы же немощные и скудоумные, единственно состраданiемъ къ вамъ движимые, не имѣя болѣе чего вамъ представить во утѣшеніе, отъ всего сердца желаемъ вамъ успокоиться въ совѣсти вашей, и укрѣпиться въ твердомъ упованiи на милость Создателя нашего, и на помощь его въ предь ко охраненію вашего благаго произволенія къ исполненію св: Его воли; о чемъ и дерзаемъ молить Его благость, хотя и недостойни суще. Поручая васъ всесильному покрову Божію, и испрашивая на васъ Его благословенiе, остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

7. Маiя 1836. года.

                                                                                                                                                                                       653     

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ по Духу сынъ Василiй Васильевичь.

Мы не отвѣчали на ваше письмо, ожидая вашего пріѣзда, купно съ почтеннѣйшимъ Иваномъ Михайловичемъ; но противъ чаянiя нашего, онъ посѣтилъ насъ безъ васъ; прiятно его посѣщенiе, но прискорбно слышать о случившемся вамъ искушенiи, которое попущенiемъ Божiимъ, воздвигъ врагъ, къ испытанiю вашему, и къ наказанiю, недовѣдомыми намъ судьбами Божiими, за грѣхи; не имѣніемъ коихъ никто не смѣетъ похвалиться.

Изъ письма вашего видимъ, и вполнѣ понимаемъ ощущаемые вами огорченіи; истинно учавствуя въ нихъ, сожалѣемъ объ васъ; и скорбь наша тѣмъ болѣе для насъ чувствительна, что тутъ нѣкоторымъ образомъ какъ будто и мы находимся виновниками, хотя въ совѣсти и не чувствуемъ упрека, что думаемъ всякъ здраво имѣющій душевное око, можетъ увидѣть и разсудить.

Не довольствуясь хранить чувство нашего соболѣзнованія, только на сердцахъ, поспѣшаемъ, призвавши въ помощь всесильный Божій промыслъ и помощь написать вамь сіи наши скудоумные строки.

Желая утѣшить васъ скорбящихъ, и укрѣпить подъдерживая ваши разсуженіи; въ огорченіи часто случается, и великія люди теряются въ разсудкѣ, и упадаютъ духомъ. Мы все требуемъ въ скорбяхъ подкрѣпленія, и особенной Божіей помощи.

Да будетъ вамъ основаніе твердо, и столпъ крѣпости, вѣра! Веруйте, что всѣ, случающіяся съ нами встрѣчи, не суть слѣпые, но по волѣ Божіей происходящія. Когда Промыслъ Божій столь внимателенъ къ твари, что и птица едина не падетъ безъ воли Божіей, и власъ главы вашея не погибнетъ безъ оной; то можетъ ли коснуться сердца нашего какая скорбь безъ повелѣнія Создателя, вѣдущаго вся тайныя изгибы его, и силу къ понесенію посылаемой скорби. Наказуетъ же скорбями, не только грѣшныхъ, какъ мы, но и праведнымъ бываютъ испытанія, а намъ къ наказанію за грѣхи и ко очищенію ихъ. Но все творитъ отъ преизобильной любви Своей. «Его же бо любитъ Господь, наказуетъ: бiетъ же всякаго сына, его же прiемлеть. Аще наказаніе терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ. Который бо есть сынъ, его же не наказуетъ Отецъ? Аще же безъ наказанія есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове[3]. Ето ученіе Св: Апостола должно принести вамъ укрѣпленіе; и много есть приличнаго и нужнаго о семъ предметѣ въ Святомъ Писаніи ученія, которое оставляемъ вамъ самимъ испытать, потому что вы довольно сами читали. Не забудьте прочесть Аполлогію Св: Димитрiя Ростовскаго во утоленiи скорби; Господь силенъ васъ укрѣпить, утѣшить, и отъ скорби свободить.

Между тѣмъ предлагаемъ вамъ нашъ совѣтъ: Полагать себя виновнымъ и достойнымъ скорби, хотя не тѣмъ въ чемъ имѣетъ на васъ подозрѣніе, но можетъ быть есть какія другія грѣхи, которые праведный судъ Божій наказуетъ ко очищенію. И когда принимать наказаніи съ такимъ разумомъ, то скорби облегчаются, и совсѣмъ упражняются. А когда будете обвинять другихъ, то болѣе отягощаются. О чемъ Св: Исаакъ Сиринъ пишетъ въ 51мъ словѣ: «Когда за согрѣшенія наши, которыя не разсмотрительно содѣлали, отъ милости предаеми бываемъ въ руцѣ праведнаго Судіи всѣхъ; тогда повелѣно бываетъ, повергнуть насъ подъ жезлъ искушеній, пока облегчится для насъ будущая мука. Когда приближится къ намъ оный жезлъ судіи, смиримся и помянемъ неправды, и исповѣданіе сотворимъ предъ отмстителемъ, то малыми искушеніями, скоро избавимся. Ежели же ожесточимся въ скорбяхъ нашихъ, и не исповѣмыся, яко виновныхъ оныхъ, и достойны еще больше сихъ пострадати; но обвиняемъ людей, иногда же и бѣсовъ, а въ нѣкое время и правду Божію; и оправдывая себя, утверждаемъ неповинныхъ быти въ таковыхъ делахъ, и сіе помышляемъ и глаголемъ: а не помышляемъ, яко Богъ больше насъ знаетъ, и яко по всей земли судьбы его суть; и яко безъ Заповѣди и (безъ попущенiя) Его, не бываетъ наказуемъ человѣкъ: за сіе оставляеми бываемъ отъ Бога безъ помощи; и сего ради все находящее на насъ (скорбное) всегдашнюю печаль въ насъ сотворяютъ, и скорби наши трудны бываютъ, и отъ одной къ другой, какъ ужемъ привязаны бываемъ, пока познаемъ себя и смиримся.»

Слава Богу, что Господь васъ укрѣпилъ и даровалъ вамъ разумъ, безмолвствовать во время его смущенія, а ежели бы вы противоглаголали, то могло бы еще болѣе быть смущеніе; вѣруйте что силенъ Господь, наказавши васъ, упразднить сіи козни вражіи.

Молитесь Богу, о враждующемъ, да умягчитъ сердце его, и просвѣтитъ сердечные очи увидѣть истинну: тамъ гдѣ должно полагать получить благословеніе, выходитъ противное. Явное помраченіе и прелесть бѣсовская; отъ которой да избавитъ его Господь.

Желаемъ чтобы вы и все ваше почтенное семѣйство совершенно успокоились, и были здоровы душевно и тѣлесно, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божіе, и да сохранитъ Онъ васъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенiя ваша; остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

18. Iюня 1836. года.

О: Скитъ.

                                                                                                                                                                                       654     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣй<шій> о Господѣ, Василiй Васильевичь

На письмо ваше съ Иваномъ Михайловичемъ присланное, мы къ вамъ отвѣчали по почтѣ на имя Феодора Яковлевича; и сколько могли во утѣшенiе и укрѣпленіе ваше, предложили вамъ отъ писанія и отеческихъ ученiй словеса: да утѣшитъ Господь сердце ваше своимъ духовнымъ утѣшеніемъ, и свободитъ отъ обдержащія васъ скорби и умиротворитъ случившееся смущеніе. Когда получимъ чрезъ О: Гаврiила отъ васъ писанійце, тогда и паки къ вамъ напишемъ.

Не смѣемъ писать батюшкѣ вашему почтеніе; то хотя изъявите оное отъ насъ почтеннѣйшимъ матушкѣ Авдотьи Михайловнѣ, и супругѣ вашей Екатеринѣ Ивановнѣ, съ желанiемъ имъ и вамъ здравiя, мира и душевнаго спокойствія;

И поручая васъ покрову Божію испрашивая на васъ благословенiе Божіе остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

22. jюня 1836. года.

                                                                                                                                                                                       655     

25. ноября 1836. года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Василiй Васильевичь.

Получа вашихъ два письма, отъ 2 jюля и отъ 19 сентября, мы душевно желали вамъ на оные отвѣчать; но отлучка ваша, и по послѣднему письму, надежда, не будете ли сами у насъ, удерживали отъ сего. Притомъ же не только въ мѣсяцъ, но и въ недѣле бываютъ многоразличныя перемѣны въ нашемъ нравственномъ устроеніи; а паче по откровеніи язвъ своихъ, хотя чрезъ писаніи, вѣрно получаете измѣненіи; то по прошествіи довольнаго времени на нѣкоторые предмѣты, уже и не будетъ согласовать отвѣтъ съ тѣмъ устроеніемъ. Но все мы были въ сердечномъ болѣзнованіи о васъ и о нашемъ молчаніи. Однако положили предѣлъ оному, ожидая прiѣзда къ намъ Ивана Михайловича, увѣрены бывъ, что онъ посѣтитъ насъ симъ постомъ. – Въ послѣднемъ же письмѣ вашемъ видимъ скорбь вашу, за неполученіе отвѣта на письма ваши; въ чемъ и просимъ васъ великодушно насъ простить.

На первое ваше письмо, касательно епитимiи, само собою разумѣется, что по исполненіи ее вами, она уже прекращается и разрѣшается; вы поступя такъ, будьте въ ономъ спокойны, а паче когда и написали мнѣ объ ономъ. ‑

Батиньку вашего утѣшить словомъ, не въ нашей состоитъ силѣ, но въ Божіей; ибо онъ есть дѣйствуяй по вѣрѣ его. И ежели его наиболѣе утѣшили ети слова, что я хотѣлъ вамъ писать о удержаніи себя отъ горячности, то когда сіе исполню, не буду ли поводомъ ему къ большему съ васъ взысканiю, а вамъ чрезъ сіе наведу сугубую скорбь; почему таперь хотя и намѣревался было написать вамъ что нибудь о семъ открыто, но поопасался. ‑

Въ отношеніи сознанія вашихъ немощей предъ нашимъ недостоинствомъ; во утѣшеніе скажемъ вамъ: что мы сердечно о васъ соболѣзнуя, молимъ Господа да проститъ васъ, и мы грѣшніи прощаемъ; и желаемъ да поможетъ вамъ Господь противостать, палительнымъ стрѣламъ лукаваго, а паче противъ господствующей вами страсти. – Хотя вы и сами довольно извѣстны, бывъ утверждены въ вѣрѣ, и воспитаны ученіемъ Матери нашей Церкви, но мы за долгъ считаемъ вамъ напомнить, что главные три вражескiя исполины, Славолюбіе, сластолюбіе и сребролюбіе, самолюбіемъ укрѣпленные; стараются пообладать и взять власть свою надъ бѣдными нашими умомъ и сердцемъ; а за ними уже не трудно и весь соборъ злыхъ страстей и грѣховъ, невозбранно плѣняютъ душевный нашъ градъ; и лишая насъ многовождѣленнаго мира и спокойствія, содѣлываютъ смятеніи, неустройство и крамолы въ убогой души нашей. Что вы видите и въ своемъ устроеніи, не имѣя мира и спокойствія душевнаго. ‑ А хотя и сами мы не смѣемъ о себѣ помыслить, что имѣемъ свободу отъ страстей, но желая васъ укрѣпить въ бореніи и сопротивленіи онымъ, предлагаемъ вамъ скудоумные, но отъ усердія происходящія совѣты.

Имѣя несомнѣнную вѣру ко всѣмъ Заповѣдямъ Господнимъ, и догматамъ Св: Церкви; имѣйте же и страхъ Божій, который бы способствовалъ разуму къ преклоненію самовластія вашего въ волю Божію. А безъ страха Божія нельзя надѣяться намъ страстнымъ достигнуть до исполненія воли Божіей, и любви Его и ближняго. Страхомъ Господнимъ уклоняется всякъ отъ зла: и во многихъ мѣстахъ въ Св: Писаніи находимъ, страхъ предшествующимъ всѣмъ добродѣтелямъ. ‑ Мы надѣемся, что мнѣнія нынѣшнихъ философовъ, кои можетъ быть вамъ случается слышать въ обществѣ, или самимъ читать, которые противорѣчатъ ученію Св: Церкви, ‑ не имѣютъ на васъ вліянія; то вамъ и не такъ трудно проходить сіе дѣланіе Христiанина. А для сего и надобно поучаться почаще въ ученіи св: Отцовъ, и молить премилосердаго Господа, да ниспослетъ Свою помощь къ исполненію святой Его воли. ‑ Разсматривая свое устроеніе всегда найдете причиною грѣха, какую нибудь изъ вышеписанныхъ трехъ страстей; почему и старайтесъ вооружаться противъ оной и протчихъ послѣдующихъ ей, страхомъ Божіимъ, молитвою, воздержаніемъ и смотрѣніемъ на конецъ дѣйствія, какую приноситъ оное скорбь душѣ; воистину не стоитъ временная грѣха сладость, той скорби, какая постигаетъ душу еще здѣсь; а о будущемъ, ежели не покаемся, что сказать? Но и нахожденіе невольныхъ скорбей, не суть ли порожденія собственныхъ нашихъ золъ. То когда и случатся оныя, считать должно ихъ благодѣяніемъ Божіимъ, и сознавать свою вину, каяться предъ Богомъ; а не обвинять ближнихъ, и ставить ихъ причиною своихъ золъ. Онѣ суть только оружiя Божiя, которыя Онъ вынуждается любовію, поднять на насъ, дабы спасти насъ. Въ таковомъ смиреніи помянетъ васъ Господь, и облегчивъ скорбь, очиститъ и отъ грѣховъ. Когда будете такъ поступать, то ощутите успокоеніе и отъ волнующихъ васъ страстей: Гордости, гнѣва, вражды, злобы и прочихъ безчисленныхъ золъ; ибо онѣ суть порожденія трехъ оныхъ страстей, Славолюбiя, Сластолюбія и сребролюбiя. ‑ Когда же господствующая вами страсть, исчадіе изъ оныхъ двухъ славо<любія> и сластол<юбія> будетъ надъ вами свирѣпствовать; принявши въ сердце страхъ Божій, повергните себя предъ Богомъ, представьте свою немощь, и просите помощи Его: вы ее ощутите, только не полѣнитесь хоть три поклонца положить, съ прошенiемъ помощи. ‑ Берегитесь принимать совѣты вражіи, которые до содѣланія грѣха представляютъ Бога человѣколюбивымъ, а по содѣяніи влекутъ во отчаяніе. Равно и мнѣнія нынѣшнихъ мудрецовъ старающихся заглушить оными свою совѣсть; но напротивъ въ душахъ ихъ нѣтъ спокойствія – но адъ. Да избавитъ васъ Господь отъ всѣхъ сихъ сопротивныхъ сѣтей и козней вражіихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенія ваша. ‑ Пріимите сей нашъ совѣтъ, въ коемъ не ищите витійства и мудрости вѣка сего; но смотрите, что оный проистекаетъ отъ искренности сердца нашего, желанія вамъ душевнаго мира и спасенія, и основанъ не на своемъ разумѣ, а на ученіи Св: Отецъ. – Когда вы находите облегченіе въ своей совѣсти, чрезъ откровеніе, хотя пис’менные, то мы не воспрещаемъ вамъ и чаще писать къ намъ ничтожнымъ о вашихъ немощахъ; Хотя же и не получите скоро отвѣта на письмо ваше; но одно откровеніе съ вѣрою уже облегчитъ вашу совѣсть. Ето многiе отцы утверждаютъ, изъ коихъ Св: Моисей, въ словѣ Св: Кассіана къ Леонтину Игумену; въ 4й части Добротолюбія: «Само то еже являти и открывати злые помыслы отцемъ, увядаетъ оныя, и немощнѣйшія творитъ, якоже змій отъ темныя норы изнесенный на свѣтъ, тщится бѣгство употребити и сокрытіе, тако и лукавые помыслы изряднѣйшею исповѣдію и изглаголаніемъ явлени бывше, тщатся бѣжати отъ человѣка». – Когда же опасаетесь что кому другому попадется письмо можно не подписывать своего имени, потому что рука ваша намъ довольно извѣстна. ‑ Или тамъ кому, ежели можете изъясняйтесь, и по вѣрѣ вашей получите успокоеніе.

О случившейся вамъ скорби, чрезъ неблагополучное разрѣшеніе супруги вашей, мы сердечно соболѣзнуемъ; но благодареніе Господу, что ее сохранилъ Господь, и нынѣ находится во здравіи. Посѣщеніе сіе приписывая своимъ грѣхамъ, приносите о нихъ Господу Богу покаяніе, который всегда готовъ помиловать кающихся и къ Нему прибѣгающихъ. ‑ Испрашивая на васъ, на супругу вашу и на дѣтей вашихъ, миръ и благословеніе Божіе и желая вамъ здравія и благоденствія, съ почтеніемъ нашимъ пребываемъ, недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Батюшка Отецъ Антонiй свидетѣльствуетъ вамъ свое почтенiе, и благодаритъ за писаніе.

 



[1] Мф. 11:28.

[2] Ср.: Лк. 18‑19.

[3] К Евр. Г. 12. С. 6. 7. 8.