Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ Василiй Васильевичь!

Благодаря васъ за писаніе и поздравленіе съ праздникомъ; взаимно и васъ поздравляемъ, но уже проводя свѣтлый праздникъ воскресенія Господа нашего Iисуса Христа. Въ желаніи нашемъ вамъ, какъ внѣшнихъ благъ, такъ и духовныхъ сокровищъ, увѣрены мы, что вы не сомнѣваетесь, а потому излишнимъ находимъ въ томъ увѣрять васъ симъ писаніемъ, какъ бываетъ обыкновенно при поздравленіи.

Сердечно радуемся, что вы удостоились быть причастникомъ тайной вечери Спасителя нашего Господа Iисуса Христа, въ самой день воспоминанія оной: и что чрезъ сіе успокоились. Но тому мы не удивляемся, что послѣ постигли васъ разные смущеніи. Всѣмъ намъ предлѣжитъ борьба съ невидимыми духами злобы, о чемъ св: Апостолы Петръ и Павелъ довольно ясно въ своихъ посланіяхъ пишутъ. Первый «Бодрствуйте, стойте, зане супостатъ нашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ искій кого поглотити; ему же противитеся твердо вѣрою.»[1] А вторый: «Нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ міродержителемъ тьмы вѣка сего къ духовомъ злобы поднебеснымъ[2] и оба онѣ учатъ насъ вооружаться противъ него вѣрою въ Господа нашего Iисуса Христа. А вторый повелѣваетъ воспріять и мечь духовный, иже есть глаголъ Божій «въ немъ же <щитомъ> вѣры возможемъ вся стрѣлы лукавого разженные угасити[3]. Къ симъ оружіямъ потребно и смиреніе: ибо оному Самъ Спаситель научилъ насъ, чтобы отъ него научиться, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Употребляйте сіи оружіи вѣру, что безъ воли Божіей ничего случиться съ вами не можетъ; упованіе, что все то, что Онъ пошлетъ, будетъ вамъ ко благу. Всему сему покоритесь со смиреніемъ, и посѣкайте мечемъ духовнымъ, враговъ вашихъ, но только устно призывая имя Iисусово, а не умственно; и со смиреніемъ; опасаясь помыслить, что при успокоеніи, уже побѣдилъ враговъ. Онѣ и въ семъ имѣютъ хитрость, притворяться быть побѣжденными, чтобы обольстить мнѣніемъ и послѣ больше будутъ имѣть силы къ приступу за гордость попущаемому.

Занимаясь духовными книгами, вы должны знать, что главные три страсти вооружаются на насъ: славолюбіе, сластолюбіе и сребролюбіе, а отъ нихъ побѣжденнымъ бывшимъ, и протчимъ дѣлаютъ свободный не только приступъ но и входъ въ сердца наши. ‒ Разсмотрите себя не воюютъ ли на васъ оные сильные исполины все, или который нибудь изъ нихъ? Все равно и одинъ побѣдивъ, отнимаетъ свободу, и ослѣпляетъ душевные очи. Ежели найдете, и непремѣнно найдете себя борющихся съ ними, то и старайтесь вооружаться противъ ихъ, противными онымъ добродѣтелями. Васъ смущаетъ, что не буду имѣть большаго состоянія, а по сему слава моя умалится, будутъ меня поносить; и я не могу имѣть достатка въ содержанiи. Все сіе заблаговременно вступая въ мысль, наводить смущеніе вашему сердцу. Сопротивляясь сему отдавайтесь вѣрою въ волю Божію, и на смиреніи успокоивайте себя. Не силенъ ли Богъ и нища обогатить, а богатаго въ нищету привести. Онъ сего смиряетъ, а сего возвышаетъ, убожитъ и богатитъ. Не всегда и богатство бываетъ полезно; но многимъ оно послужило къ погибели души; а напротивъ умѣренное состояніе и даже бѣдность, послужили приобрѣтеніемъ спасенія.

Возвергните на Господа печаль вашу и Онъ васъ препитаетъ, повѣлѣвый и о утреи не пещися. По исполненіи положенной вамъ Епитиміи будьте свободны. Господь да проститъ васъ, и миръ Божій да почiетъ на васъ и на всѣмъ вашемъ семѣйствѣ; а такъ же и Его богатодаровитое благословеніе буди на васъ. Пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

10. апрѣля

1839. года

                                                                                                                                                                                       652     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Василій Васильевичь.

Съ сердечнымъ прискорбіемъ принимаемъ участіе, о болѣзни вашей супруги, и о огорченіи вашемъ и всего семѣйства вашего. Присланные отъ батюшки вашего Ивана Александровича 25руб. асс. деньги получены, и вручены О: Игумену 15 руб. О: Антонію 10 руб.. Сего дня на литургiи молились о ниспосланіи ей здравія, а въ скиту служили молебенъ о здравіи ее; завтра же и на литургіи помолимся и мы съ своей стороны присовокупляемъ и наши грѣшные о семъ молитвы. Господь милосердъ, по вѣрѣ вашей, силенъ даровать ей исцеленіе, аще на пользу души ее будетъ. Онъ вѣсть премудростію своею, что намъ истинно полезно. Мы печемся болѣе о тѣлѣ; а Господь промышляетъ о спасеніи души. Не унывайте, но уповайте на благость его.

Желаемъ ей совершеннаго исцѣленія душевнаго и тѣлеснаго, и вамъ свобожденія отъ скорби и утѣшенія. Батиньки вашему, и супругѣ его Евдокiи Михайловнѣ свидѣтельствуемь наше нижайшее почтеніе, каковое и вамъ изъявляя пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

5. мая 1839. года.

                                                                                                                                                                                       653     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Василій Васильевичь.

Мы писали къ вамъ, на письмо ваше, чрезъ Ивана Михайловича 10 ч<исла> Апрѣля; надѣемся, что вы оное уже и получили. а таперь и еще при случившейся сей вѣрной оказіи, пріимите наше усердное почтеніе, съ желаніемъ вамъ мирнаго и спокойнаго пребыванія. Ежели жъ и еще колеблется сердце ваше сомнѣніями о будущемъ вашемъ состояніи, то мы и паки совѣтуемъ вамъ укрѣплять и утѣшать себя вѣрою въ Господа нашего, съ сыновнею Ему покорностію и преданностію.

Мы увѣрены что вы истинный христіанинъ, желаете наслѣдовать Царствiе Божіе и жизнь вѣчную; а на пути къ сему блаженству необходимы и скорби. Дабы могли вы болѣе въ истиннѣ сего увѣриться, прочтите нынѣшняго года въ Христіанскомъ чтеніи въ мартѣ мѣсяцѣ на стран. 336, статью 21 о необходимости скорбей на пути къ Царству Божію. Вникая внимательно въ сiи истинны, вы укрѣпите духъ вашъ унывающій, только еще отъ мнѣнія, о могущихъ постигнуть васъ искушеніяхъ. И расположась при помощи Божіей, хотя бы что и угодно ему послать, принять съ благодареніемъ; будете спокойнее провождать жительство ваше. Можетъ быть вы и читали сію статью, но иногда просто пробѣжавши безъ особаго вниманія, не могли получить столько пользы, сколько отъ повторенія ее и вниманія.

Податель сего Орловской мѣщанинъ Стефанъ, находится у насъ въ послушникахъ уже болѣе двухъ лѣтъ; таперь желаеть испросить себѣ отъ общества увольненія въ монашество, просимъ и васъ съ семъ случаѣ, сколько можно, посодѣйствовать ему вашею помощію.

Да благословитъ Господь васъ и семѣйство ваше, коего покрову вручая васъ пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

По написаніи сего письма получили съ почты отъ васъ 2 письма: одно съ деньгами 25 руб. ас<игнаціями>, а второе простое; сердечно сожалѣемъ о болѣзни вашей супруги и дѣтей, по вашимъ смущенiямъ не приписывайте порчѣ, а болѣе попущенiю Божiю, а чего ради, Онъ единъ вѣсть. Не находите ль сему ее расстройству какой нибудь предварительной причины, смутившей ее сердце; и не то ли самое, что и васъ смущало. За сiе можетъ быть и попустилось. Молитесь Господу онъ силенъ даровать ей исцѣленiе душевное и тѣлесное.

5 маiя

1839 года.

О полученiи денегъ прилагаемъ особое письмецо.

                                                                                                                                                                                       654     

4. октября 1839 г.

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Василій Васильевичь.

Сердечно радуемся о дарованной Богомъ вамъ дочери Зинаиды, на радость родителямъ и на утѣшенiе почтенному вашему батюшкѣ, а ее дедушкѣ. – Съ чемъ мы васъ усердно поздравляемъ и желаемъ какъ матери, такъ и дочери здоровья. Испрашиваемъ на нихъ, на васъ и на другихъ дѣтей вашихъ Божіе благословенiе!

Письмо ваше и прежнее отъ 31 ч<исла> Августа пущенное мы получили, и по оному заключали, что вы развѣ только таперь возвратились. Вы писали, что выѣдете 8 или 10 ч<исла> сент<ября>, а проѣздете три недѣли; но какъ видимъ вы кончили вояжъ свой гораздо скорѣе, и при помощи Божiей, какъ сей, такъ и таган-рогской благополучно. Хотя и чувствовали обуреванiи отъ страстей, однако жъ волны сіи не погрузили корабля вашего въ бездну. И ето конечно не вашею силою, но помощію и силою крѣпкою десницы Владычней. Спасый Петра въ морѣ, и корабль ученическій отъ бури, спасаетъ и насъ, когда къ Нему прибѣгаемъ съ вѣрою и со смиренiемъ. Да не надѣющеся будемъ на ся.

Въ первомъ письмѣ вашемъ описываете свое положенiе: борьба свѣта со тьмою. Страсти берутъ верхъ надъ сердцемъ и вы находитесь въ смущенiи и нестойкости, не имѣя внутреннего мира и тишины. Свѣтъ святыя нашея вѣры просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ мiръ. Сей то свѣтъ и вамъ показываетъ мерзость и гнусность страстнаго рабства, и вы хотя слабо, но имѣете съ ними войну, побеждаясь и паки востая, принося покаянiе Господу о плѣненiи своемъ, и прося отъ онаго свободы. Что жъ бы было, ежели бы померкъ сей свѣтъ? Тогда всеконечное рабство страстей и тьма объемлютъ человѣка.

Вы завидуете людямъ добродѣтельнымъ, удивляетесь ихъ чистой радости, внутреннему миру, покою душевному; конечно чувствуя себя оныхъ лишенными. Но знаете ли вы и ихъ внутренность? И такъ же какую онѣ претерпѣваютъ борьбу и неустроенiе? Равно какъ вашего устроенiя никто не знаетъ кромѣ васъ, такъ и вы не знаете ихъ. Но онѣ такъ же имѣютъ борьбу. Попущается быть и во мракѣ. Прочтите у Св: Исаака Сирина въ 31 словѣ въ срединѣ о предуспѣянiи бывающемъ… увидите какъ стяжавается покой. ‒ Принимайте почаще во умъ Спасителя нашего ученіе: «Научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ»[4]. Видя свои недостатки, поневолѣ должно смириться; по слову Свят. Лѣствичника: Нищiи видя богатство другихъ, смиряются предъ ними, и больше познаютъ свою нищету.

Вы прибѣгая къ молитвѣ, видите ее не чистой и говорите: какая ето молитва? Правда что худая; однако жъ не фарисейская; но кажется хоть не совершенна мытарева, но ближе къ ней. И не должно ее оставлять, укоряя себя за скверну ея и стараясь воззвать отъ помысловъ. Оставивши же ее, какую приобретете пользу? Тамъ по крайнѣй мѣрѣ, за неисправность ее осуждаемъ себя, а можетъ быть когда и одно слово можетъ умилостивить Бога, намъ не ведующимъ, а только смиряющимъ себя. Оставя жъ молитву, совершенно охладѣемъ. Прочтите въ Хр<истіанскомъ> Чт<еніи> сего года въ маiе месяцѣ на стр. 263 о блаженствѣ вѣрующихъ преосвящ<еннаго> Филарета Моск<овскаго>. Къ концу статьи: въ сердцахъ твоихъ и проч.

Тамъ вы увидите, что и въ охлажденiи, не должно предаваться унынiю и не оставлять подвиговъ добродѣтели. Ибо ето есть блаженство не видѣвшихъ, а вѣровавшихъ.

И такъ старайтесь идти путемъ Заповѣдей Божіихъ, сопротивляясь препятствующимъ сему враждебнымъ силамъ; не своею силою, но Божіею помощію, призывая оную молитвою. Въ случаѣ же мысленныхъ поползновенiй приносите Богу покаяніе со смиренiемъ; не имѣя мира, и спокойствiя душевнаго, считайте себя недостойнаго оныхъ, и терпите со смиренiемъ. Нѣкоторые и получая благодатные дарованія, но возгордившись симъ, паки оныхъ лишаются. Гордость всѣхъ нашихъ бѣдствiй причиною, а смиренiе всѣхъ благъ виновно.

Житіе отца Ѳеодора правда что сокращено; и жаль, что оставлено много важныхъ матерiй; которыя цензура не согласилась дозволить напечатать по правиламъ своимъ. Но мы и тѣмъ довольны, что память праведника совсѣмъ не осталась въ забвенiи; для насъ извѣстны отъ части его добродѣтели; но у Бога еще болѣе онѣ свѣдомы, и несомнѣнно онъ находится въ селенiяхъ праведныхъ, наслаждаясь плодами трудовъ своихъ, и молится о чтущихъ память его.

Вручая васъ и семѣйство ваше покрову Божiю, да сохранитъ Онъ васъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiихъ, и поможетъ въ исполненiи воли Его святой, пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Труды старца нашего О: Iоанна вышли изъ печати, но получено только еще 10 экзем. на показъ, а протчiи пришлются съ оказiею. Одну книжицу послали къ Ив<ану> М<ихайловичу> на показъ, а полученiемъ всѣхъ и вамъ доставимъ. Да еще къ оной есть добавленiе послѣ посланное и особо печатается; и оной также къ вамъ пришлемъ, а вы пока прочтите ту, которая у Ивана Михайловича.

О: Iоаннъ, О: Антонiй свидѣтельствуютъ вамъ свое почтеніе.

 



[1] 1 Петр. 5:2.

[2] Еф. 6:12.

[3] Еф. 6:17.

[4] Мф. 11:29.