Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Василiй Васильевичь!

Два письма вашихъ отъ 19. и отъ 20. Апрѣля пущенныхъ въ одно время мы получили; при послѣднемъ 75 руб. ас<игнаціями> которые по принадлѣжности назначенной доставлены.

Благодаримъ васъ за поздравленiе насъ съ праздникомъ; и мы взаимно васъ поздравляемъ препроводя оный. Мы васъ уже и поздравляли въ письмѣ Ивана Михайловича отдѣльными строками, которые вѣроятно вы и получили.

Скорбь ваша о холодности къ Богу, должна замѣняться смиреніемъ и преданiемъ себя въ волю Божiю, а не смущаться. Какъ о семъ святые отцы насъ укрѣпляютъ, о семъ довольно было вамъ говорено.

Пишите вы что Молитва Iисусова васъ оставила почти совершенно; а кажется вы ее оставили; она же ни мало не причиною.

Старайтесь сколько можно заниматься оною устно, хотя и въ служеніи; ибо Господь даруетъ молитву молящемуся; но смущаться такъ же не должно за нестяжанiе сего священного дара. Взгляните на свое разсѣянное устроенiе и нравственность; миръ и суета его помрачаютъ свѣтъ ума; а вы съ симъ связаны крѣпкими узами. При лишенiи же сего многожелаемаго дара молитвы обратитесь къ тѣмъ средствамъ которыми можемъ доказать любовь Божiю – къ исполненiю святыхъ его евангельскихъ заповѣдей. Любяй мя заповѣди и моя соблюдаетъ. Въ числѣ коихъ найдете и смиренiе! Безъ коего ни одна добродѣтель не можетъ быть благопрiятна Богу.

О молитвѣ же прочтите у Св: Григорiя Синаита въ числѣ 15. главъ на 84мъ листѣ 8ю главу и далѣе, на 84мъ листѣ на оборотѣ 7ю о прелести. Изъ коихъ уразумѣете величество молитвы, и можетъ быть смотрительно Господь не попущаетъ вамъ стяжанiе оныя, да не постраждется вреда. и старецъ Паисiй, пиша къ Феодосiю Архимандриту Софронiевскому, радуется, что книги Доброто<любiя> изданы будутъ въ свѣтъ, но и сожалѣетъ, что попавшись многимъ въ руки, и по неискуству принявшись за умное дѣланiе т: е: за молитву, могутъ пострадать. Вредъ, отъ котораго, да избавитъ васъ премилосердый Господь.

Да сподобитъ васъ Господь исполнить желанiе свое и обѣтъ, поклониться святому угоднику Его святителю Митрофану. И да ниспослетъ молитвами его на васъ свою милость.

Почтеннѣйшей вашей супругѣ Екатеринѣ Ивановнѣ; а такъ же батюшкѣ Ивану Александровичу и Авдотье Михайловнѣ свидѣтельствуемъ наше почтенiе, и желаемъ вамъ, и имъ со всѣми любезными вашими и ихъ дѣтками во здравiи и благоденствiи на многiя лѣта встрѣтить и праздновать всерадостный праздникъ Святыя Пасхи.

Пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Посылаемъ вамъ при семъ частицу Артоса и просвиру. А такъ же и болящему Николаю Алексѣев<ичу>.

24. Апрѣля

1840. года.

Почтеннѣйшему Ивану Михайловичу потрудитесь сказать: письмо его отъ 15. ч<исла> Апрѣля мы получили, а ему писали до полученiя онаго 17. Апрѣля. Въ коемъ какъ ево, такъ и всѣхъ васъ единомысленныхъ поздравляли съ праздникомъ.

 

 

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Василій Васильевичь.

Батюшка Отецъ Леонидъ и я желаемъ вамъ и всему вашему семѣйству всякаго блага и здравiя душевнаго и тѣлеснаго. Мы давно не имѣемъ отъ васъ никакого свѣденiя, и не знаемъ въ какомъ находитесь положенiи.

Вручитель сего Площанской пустыни Iеродіаконъ Макарiй, жившiй со мною болѣе 12ти лѣтъ; онъ изъ вашихъ Орловскихъ гражданъ прошу принять его въ ваше благорасположенiе. Онъ желаетъ имѣть у себя жизнь Старца Паисiя. То ежели вы докончили письмомъ оную для себя, отдайте нашу ему для списанiя а буде еще нѣтъ, то по списанiи доставьте къ нему въ Площанскую чрезъ Ивана Михайловича.

Особеннаго ничего не имѣю вамъ сказать, какъ поручая васъ съ семѣйствомъ покрову Божiю, пребыть честь имѣю вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

2. Iюня

1840 года

Почтеннѣйшему Батюшкѣ вашему Ивану Александровичу, и Авдотье Михайловнѣ свидѣтельствуемъ наше почтенiе, съ пожеланiемъ имъ и съ дѣтками ихъ здравiя и благоденствiя.

 

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Василiй Васильевичь!

Получа письмо ваше отъ 31. Маiя, съ приложенiемъ двухъ полуимп<ерiаловъ> не отвѣчали на оное до сѣхъ поръ по причинѣ отлучки вашей въ Коренную; таперь же полагая что находитесь уже дома, cимъ васъ увѣдомляю, что получили исправно и за оное приносимъ нашу благодарность. Батюшка Отецъ Леонидъ 18 числа отправился въ Тихонову пустынь, не знаю сколько тамъ пробудетъ, хоть бы къ посту Успен<скому> къ намъ возвратиться.

Поздравляю васъ удостоившись поклониться мощамъ святаго угодника Божiя Митрофана, и быть въ Задонскѣ на гробѣ святителя Тихона и Георгiя, а въ Ельцѣ у блаженной Меланiи. Да будутъ молитвы ихъ вамъ въ помощь на поприще житейскаго подвига о Царствiи Божiи.

Жалею о случаѣ наведшемъ вамъ оскорбленiе и смущенiе послѣ прiнятiя Св<ятыхъ> Т<аинъ>. Лучшее средство вы здѣлали къ успокоенiю себя прибѣгнувъ къ упованiю и излiянiю души своей предъ Богомъ. Послѣ полученiя толикихъ дарованiй и утѣшенiй, завистiю вражiею заняты были онымъ случаемъ; всегда Богоугодные дѣла испытуются, или предъ идущимъ, или послѣдующимъ искушенiемъ, да не превозносится умъ о обретенномъ благѣ; снисходя во глубину смиренiя, повергайте себя предъ Господомъ съ покаянiемъ и надеждою на его милосердiе. ‒ Полоскать ротъ никакой нужды не предлѣжало, а просто уста замывать. Хотя и въ ротъ взять оной и полоскать случиться, то надобно проглотить. Да помилуетъ васъ Господь и успокоитъ за неумышленной сей случай!

Вы говорите о плохой торговлѣ своей. То оною нынѣ и никто не похвалится, развѣ торгующiе хлѣбомъ; ибо сей продуктъ болѣе всего нуженъ, о другомъ уже не столько заботятся, потому и покупать некому. Удивительно какъ вдругъ обезнадѣжились въ продовольствiи, а до маiя мѣсяца все не слышно было ничево; а таперь даже ужасно слышать какой постигъ гладъ окрестные мѣста; впротчемъ хоть и истощились запасы хлѣба на излишнюю роскошь, однако все еще есть, но только отдаленно, почему и не безъ труда будетъ. По тѣлескопу 40й годъ равняется 12му. Такъ и есть, только въ другомъ отношенiи постигло бѣдствiе наше отечество. Господь силенъ умилосердится, и дать утѣшенiе рабамъ своимъ. А въ передъ послужитъ надолго урокомъ сей годъ.

Петра Ив<ановича> воззвалъ Богъ въ будущность, онъ вѣчно будетъ счастливъ, избѣжавъ здѣшнихъ коловратностей и премѣнъ житiя. Ему такъ предназначено промысломъ Божiимъ, такъ должно и быть. Родители вѣрно скорбятъ, но не по разуму.

Свидѣтельствуя вамъ и всему вашему cемѣйству мое истинное почтенiе, съ желанiемъ мира здравiя благоденствiя и спасенiя остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

20 Iюня

1840 года

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Василiй Васильевичь!

Житiе старца Паисiя, чрезъ Варвару Ивановну получилъ; радуюсь что жизнь такого великаго мужа въ извѣстность многимъ приходитъ, для подражанiя сколько можно ему, и въ славу пресвятаго имени Божiя; а такъ же и для почитанiя памяти угодника Его, да молитвами Его и намъ Господь поможетъ незаблудно идти путемъ заповѣдей своихъ.

Я получилъ ваше писанiе отъ 12. Iюля при отьѣздѣ вашемъ въ Таганъ-рогъ; въ коемъ вы описывали свое опасенiе путное; однако слышу, что вы благополучно возвратились о чемъ благодаренiе Господу приносимъ.

Въ приносимомъ вами во ономъ письмѣ раскаянiи, о ежедневныхъ немощахъ и прегрѣшенiяхъ, силенъ Господь даровать вамъ прощенiе, и я недостойный по духовной вашей со мною связи, прощаю; и съ желанiемъ вамъ и всему вашему семѣйству мира здравiя благоденствiя и спасенiя остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Батюшка О: Леонидъ посылаетъ вамъ и всему семѣйству вашему благословенiе.

У васъ таперь новый Архипастырь; и вѣрно вы удостоились его благословенiя и личнаго собесѣдованiя; желательно знать о вниманiи его къ паствѣ, и къ обителямъ.

Посылаю вамъ просвору.

10 октября

1840 года

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Василiй Васильевичь!

Поздравляемъ васъ съ благополучнымъ возвращенiемъ изъ Москвы, а вкупѣ и съ наступившимъ симъ С<вятымъ> постомъ. Желаемъ да исполнится ваше намѣренiе побывать у насъ во обители, что и для насъ было бы прiятно; каковое обстоятельство и предоставляемъ содѣйствiю воли Божiей; аще сiе Ему угодно и вамъ будетъ полезно, то всяко и исполнится по общему нашему желанiю. Вы жалуетесь на врага своего страсть… Сосуды страстей нашихъ носимъ внутрь себѣ, и вины оныхъ любимъ, отъ того онѣ и стужаютъ намъ. Сосуды страстей: гордость, покой, наслажденiе, онѣ же и вины страстей къ тому же сообращенiе съ противнымъ поломъ, слова и помыслы питающiе страсть.

Въ концѣ 15 степени прочтите у Св: Iоанна Лѣствичника средства къ уничтоженiю оной, конечное изъ нихъ, смиренiе! А у Св: Исаака въ 79 словѣ найдете причиною сильной брака – гордость.

Описанный съ вами произшедшiй случай, можно назвать: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя[1] т: е: не допустилъ Господь до совершеннаго паденiя, но и въ томъ должно приносить покаянiе, смирять и окаевать себя; то силенъ Господь и даровать вамъ прощенiе и успокоенiе въ совѣсти, а въ предь храните себя отъ подобныхъ случаевъ, не надѣясь на свою силу, но просите Божiей помощи.

Желаемъ вамъ обрѣсти пользу отъ чтенiя Богодуховныхъ словесъ великаго во Отцехъ св: Исаака Сирина; по истиннѣ книга сiя сокровище нетлѣнное. По мѣрѣ вниманiя и дѣланiя просвѣтится и понятiе ваше въ разумѣ словесъ оныхъ. сначала вы и ничего въ ней не понимали, а таперь лучше видите свѣтъ.

Вы пишите что познакомились съ вашимъ преосвященнымъ и были у него, одобряете. Сей отзывъ мы отъ многихъ слышимъ, и радуемся, что послѣ долгаго сиротства Господь утѣшилъ Орловскую паству. Зная вашу приверженость къ духовному сану, мы и не сомнѣвались чтобъ вы упустили изъ вида представить себя Архипастырю, и намѣревались просить о нашей нуждѣ васъ; а таперь удостовѣрившись въ истинѣ просимъ васъ принять на себя трудъ въ нижеслѣдующемъ: вамъ извѣстно что Площанской пустыни Iеродiаконъ Макарiй, желая перейтить къ намъ, взялъ пашпортъ въ Ростовъ; и таперь находится у насъ, не могши продолжить туда путь по слабости здоровья, и подалъ прошенiе нашему преосвященному о принятiи его въ здѣшнюю Епархiю и въ нашу пустынь; о чемъ должно быть сношенiе, можетъ ли быть онъ отъ толь уволенъ.

Дошло до нашего свѣденiя, что Площанской пустыни О: Строитель, бывши у преосвященнаго, жаловался на меня, Макарiя, что будто бы я переманиваю Iеродiак<она> Макарiя къ себѣ, и вѣлелъ подавать ему прошенiе. Я по духу имѣя съ нимъ связь живши вмѣстѣ 10 лѣтъ, старался напротивъ удерживать его тамъ, совѣтуя терпѣть все находящiя искушенiи; о чемъ много разъ къ нему писалъ; но какъ у нихъ съ О: Строителемъ и съ казначеемъ постепенно умножалось немирствiе, то онъ и рѣшился дать мѣсто гнѣву, опасаясь подвергнуться какой либо подсудимости, что уже и было. Преосвященный якобы далъ слово От. Строителю, что ни подъ какимъ видомъ не выпустить его Макарiя изъ Епархiи. ‒ Вамъ хоть нейдетъ прямымъ образомъ просить о семъ преосвященнаго, но нельзя ли какъ нибудь стороною довести матерiю о пустынѣ Площанской и нашей и вѣрно коснется и до него; узнаете мысли преосвященнаго, какого онъ расположенiя къ увольненiю его; и тогда какъ васъ Господь вразумитъ и поможетъ, можете объявить себя знающимъ ево, и ежели можно замолвите слово. Но предварительно, или въ послѣдствiи какъ разсудите, потрудитесь въ консисторiи узнать, имѣется ли въ оной изъ нашей отношенiе; и что по оному дѣйствуется; когда найдете нужнымъ и секретаря попросите, но усмотря по дѣлу, а не вдругъ. Конечно онѣ могутъ ево удержать, но тутъ есть одинъ случай, которой не поможетъ ли при содѣйствiи Божiей помощи, и когда есть на сiе Его воля: нашей пустыни Iеродiаконъ Савва, просится отъ насъ въ Бѣлобережскую пустынь, и уже подалъ прошенiе вашему преосв<ященному>. Ежели ево уволить, у насъ будетъ недостатокъ въ дiаконахъ. На семъ основанiи, т: е: ежели Макарiй будетъ къ намъ уволенъ, то и Савва отъ насъ уволится. Просимъ васъ, что узнаете по дѣлу сему не оставить насъ увѣдомленiемъ.

При желанiи вамъ и всему вашему семѣйству мира здравiя и благоденствiя и испрашивая на васъ Божiе благословленiе, остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхімонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

19. Ноября 1840 года

О семъ же просимъ передать и Николаю Iоакимовичу. Ежели нужно съ ево стороны попросить секретаря или кого другаго о содѣйствiи.

 

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Василiй Васильевичь!

Поздравляемъ васъ съ благополучнымъ окончанiемъ вашего путешествiя, а такъ же, и съ текущимъ симъ высокоторжественнымъ праздникомъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа; желаемъ вамъ и со всѣмъ вашимъ семѣйствомъ праздновать оный и многiя будущiя таковые жъ во здравiи и благоденствiи, и душевномъ мирѣ и спокойствiи.

Писанiе ваше отъ 23. числа декабря мы получили; и прiемля ваше исповѣданiе и соболѣзнованiе о неисполненiи должныхъ правилъ воздержанiя поста. молимъ Господа да проститъ онъ вамъ какъ ciи, такъ и вся согрѣшенiя ваша; токмо вы утвердите себя вѣрою и страхомъ Божiимъ въ предь на исполненiе Св: Его Заповѣдей и церковныхъ законоположенiй ко спасенiю нашему установленныхъ.

Правило по четкамъ въ случаѣ немощи тѣлесной не возбранительно доканчивать и сѣдя, лучше хотя и такъ, нежели никакъ. По праздникамъ и воскреснымъ днямъ оставляется.

Простите, что до селѣ не могли доставить вамъ обѣщанной для преосв. книжицы о перстосложенiи доказательства и добавленiи: присемъ оную препровождаю.

И испрашивая на васъ и на все семѣйство ваше миръ и благословенiе Божiе остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

27. декабря

1840 года

Когда были у преосвященного, не было ли какого разговора о І<еромонахѣ> Макарiѣ не оставьте увѣдомить, а онъ послѣ васъ выдерживалъ сильный параксизмъ простуды, и до сѣхъ поръ еще есть слѣды оной.

Батюшкѣ вашему и всему семѣйству свидѣтельствуемъ наше почтенiе и поздравляемъ съ праздникомъ.

 



[1] Пс. 117:18.