М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Два письма вашихъ краткихъ отъ 16 числа сего м<ѣся>ца получилъ, одно чрезъ почт<еннаго> Евгенія Николаевича, а другое чрезъ М: Агнію. И фунтъ чаю прекраснаго – спаси васъ Господи

Я сей часъ получилъ отъ Петра Васильевича письмо отъ 15 Генваря. Пишетъ, что почтенный любезнѣйшій нашъ Василій Петровичъ Браузгинъ въ тотъ день скончался. Царство ему небесное и вѣчная память!

Онъ пришелъ къ нимъ въ субботу, былъ очень слабъ, онѣ совѣтовали ему сообщиться, но онъ не согласился. – Все изъявлялъ желаніе поѣхать къ монахамъ, упоминая о нашемъ монастырѣ; пробылъ у нихъ воскресенье; а въ понедѣльникъ отошелъ ко Господу. Кончина его была очень тихая; въ особой комнатѣ, въ которую когда вошли, нашли его уже опочившимъ на полу.

Почтеннѣйшій Петръ Васильевичь удостоился послужить предъ кончиною и по кончинѣ, великому сему подвижнику Благочестія; видно того былъ достоинъ. Думаю что и васъ о семъ П<етръ> В<асильевичь> увѣдомлялъ.

Генералъ у насъ ночевалъ и отправился благополучно въ путь свой.

Испрашивая на васъ и на семѣйство ваше миръ и благословеніе Божіе, съ желаніемъ вамъ всѣхъ благъ и добраго здоровья, и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Всѣмъ моимъ знакомымъ благодѣтелямъ изъявляю мое почтеніе.

20 Генваря

1851 года.

                                                                                                                                                                                       652     

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Мы не удостоились получить благословенія отъ Преосвященнаго Iереміи. Онъ проѣхалъ черезъ Козельскъ ночью подъ 1е число февраля, и ночевалъ на станціи въ 18ти верстахъ отъ обители; откуда прислалъ къ намъ ваши письмы. Мы сердечно о семъ сожалѣемъ. – Причины сему полагаемъ разные: онъ пріѣхавши въ Козельскъ, можетъ быть и хотѣлъ къ намъ пріѣхать, но извощики уже не повезутъ изъ Козельска въ Пустынь. А съ послѣдней станціи онъ видно не зналъ что есть поворотъ къ намъ. Притомъ же это было ночью; да вѣрно сказали ему въ городѣ, что О: Игумена дома нѣтъ; однако онъ тѣмъ же утромъ пріѣхалъ, но какъ бы то ни было, а все намъ жаль сего случая.

Я васъ затруднилъ передать приложенную записочку кому слѣдуетъ о нашемъ послушникѣ; впротчемъ не обремѣняю хлопотами; а только къ ихъ свѣденію оный послушникъ Иванъ Болоцкій, уже полтора года какъ опредѣленъ у насъ въ число братства: а таперь ево внесли опять въ окладъ. Ежели бъ былъ дома Евгеній Николаевичь, я самъ бы къ нему написалъ о семъ, а то у меня нѣтъ тамъ знакомыхъ кромѣ Иполита… Рогова<?> но не знаю по ево ли это части.

Испрашивая на васъ и на семѣйство ваше миръ и благословеніе Божіе, съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

3 февраля

1851 года

                                                                                                                                                                                       653     

7. марта 1851. года

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Вчера былъ почтовый день, и я при всемъ моемъ желаніи написать вамъ поздравленіе со днемъ вашего Ангела, не могъ сего исполнить. Вамъ извѣстна моя суетная жизнь. И потому уже въ самый сей день поздравляю васъ съ тезоименитствомъ вашимъ. Да подастъ Господь вамъ миръ и здравіе душевное и тѣлесное, и на всѣ дѣла ваши неспошлетъ свое благословеніе.

Вчера же и писаніе ваше отъ 1го числа марта посланное получилъ, коимъ изъявляете ваше чувство благо­дарности, за принятіе васъ въ нашей обители; а мы съ своей стороны благодаримъ васъ за посѣщеніе, и просимъ прощенія за скудное, духовное и тѣлесное утѣшеніе; Самъ Господь силенъ вамъ даровать оное за вѣру и усердіе ваше къ нашей худости.

Что жъ могу сказать, въ утѣшеніе скорби вашей, по торговымъ вашимъ обстоятельствамъ? Токмо едина вѣра и покорность промыслу Божію, тако устрояющему, и сознаніе въ своихъ прегрѣшеніяхъ, можетъ васъ укрѣпить благодатію Божіею. «Судебъ Твоихъ, Госпо­ди, бездна многа[1]; и кто испыта умъ Господень, или кто совѣтникъ Ему бысть?[2]» Не безъ попущенія же всепремудраго Его промысла и вы страждете. Да, промыслъ Его не только всепремудръ, но любвеобиленъ. Вникните въ себя и уразумѣйте, не отъ любви ли къ вамъ Онъ посѣщаетъ васъ скорбями? Благодарное сердце и смиренное мудрованіе скоро получить утѣшеніе.

Да сохранить Господь васъ въ морѣ мірa, не погруженнымъ въ волнахъ его, но да сподобить тихаго пристанища Заповѣдей Его и упокоенія.

На всѣ ваше семѣйство испрашиваю Божіе благословеніе и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Глазъ мой еще не совсѣмъ очистился, сырое яблоко помогаетъ.

Вѣрно васъ посѣтили нынче почтеннѣйшіе Иванъ Михайловичь, Ѳеодоръ Яковлевичь и Николай Iоакимовичь, и ихъ заочно поздравляю и свидѣтельствую имъ мое почтеніе, которое при случаѣ скажите и Ивану Васильевичу.

Вы просили написать вамъ о правилѣ и показали главу у Св: Исаака, но я забылъ какую; а между тѣмъ нужно знать, какое вы проходите, и какое когда имѣти время «высшихъ себе не ищи» мытарева злата крушца поищемъ.

9 марта. Сегодня получилъ письмо отъ почтеннѣйшаго Ѳеодора Яковлевича. Усердно благодарю ево, но прошу простить меня, что не пишу ему особенно; писемъ много писать не управлюся, и все нахожусь въ долгу. Желаю ему и всему его семѣйству мира, здравія и благоденствія.

                                                                                                                                                                                       654     

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Съ приближающимся всерадостнымъ и высокоторжественнымъ праздникомъ Воскресенія Господа и Спа­са нашего Іисуса Христа всеусерднѣйше васъ позд­равляю, и желаю встрѣтить оный мирно и спокойно, съ сердечною радостію и благодареніемъ къ Искупи­телю нашему, помышляя о неизреченномъ Его къ намъ милосердіи, коликія Онъ претерпѣлъ насъ ради страданіи, и какъ долготерпитъ намъ, согрѣшающимь, ожидая нашего обращенія и покаянія. О! сколь обильны въ сей великой седмицѣ воспоминанія о совершив­шемся Спасительномъ Таинствѣ нашего спасенія, могущія въ насъ возбудить чувства къ сознанію своей виновности, и къ благодаренію и любви къ Создателю нашему.

Изъ письма вашего отъ 23. марта вижу строки излившiяся изъ скорбнаго сердца вашего, и сознаю что тяжесть скорбей вашихъ велика. Гдѣ же находить облегченіе оной?

Вы сознаете, что Любовь Божественная бичами сими сокрушаетъ гордость вашу. Сознаніе ваше предъ Богомъ своей грѣховности можетъ содѣлать, что та же любовь смягчитъ удары бичей сихъ и растворить духовнымъ утѣшеніемъ. «Отче, Отче, се огнь и дрова, а гдѣ жъ овча[3] говорить Исаакъ Аврааму, ведшему его для принесенія въ жертву. «Богъ покажеть, чадо»[4], былъ отвѣть. Такъ и было: огнь и дрова, искушенія и скорби, а овча утѣшенie. Такъ мы часто въ скорбяхъ нашихъ не имѣемъ утѣшенія, а у Бога оно готово: только даетъ тогда, когда видитъ, что мы, получа оное, не употребимъ себѣ во вредъ. И такъ должно предаваться волѣ Его.

Изъ письма вашего понимаю, что вы ищете отъ меня не правила молитвеннаго, а всегдашнея умныя молитвы. Дѣло высокое и превышающее мои мѣры и достоинство. Я не смѣю и подумать противорѣчить словамъ Григорія Паламы, что возможно искать и достигать сей высоты. Хотя я и далекъ отъ сего; но О<тцы> Святіе писали, по своему устроенію, какъ кто достигалъ, и насъ тому учатъ. Однако жъ не просто только твори молитву Іисусову, и получишь вся бла­гая. О псалмопѣніи и молитвахъ написано что то о количествѣ и времени, и только; однако дѣлающіи съ благимъ намѣреніемъ и смиреніемъ получали благодать Божію. А о сей малой пяточисленной молитвѣ множество книгъ написано, какъ проходить оную и какія бываютъ подсады отъ врага, и какъ то искушеніи бываютъ отъ него низлагаемы и погубляемы. Займитесь, прочтите все намъ извѣстные, Симеона Нов<аго> Богос<лова>, Григорія Синаита, Филофея, Исихія, Каллиста, Св: Исаака, и въ <Восторгнутыхъ> класахъ Старца Паисія и прочихъ, и избѣрите приличное уготованіе и измѣрьте силу души вашей можете ли понести и пріобрѣсть cie Богатство безъ вреда. Св: Симеонъ Новый Богословъ пишетъ въ словѣ о 3мъ образѣ молитвы: «надобно хранить совѣсть въ трехъ вещахъ, къ Богу, духовному отцу, къ людямъ и къ вещамъ» и прочее. И всѣ вообще св<ятые> О<тцы> повелѣваютъ имѣть въ молитвѣ сей крайнѣе смиреніе; ибо когда мы понуждаемся на дѣланіе Заповѣдей Божіихъ, то невольно видимъ себя недостаточными въ оныхъ, и смиряемся, а смиреніе есть оружіе противу враговъ сильнѣйшее. И потому всѣ отцы велятъ желающимъ проходить молитву, понуждать себя на Заповѣди Божіи. У врага нашего много козней противъ насъ, а особо противу тѣхъ, кои проходятъ умную молитву; а ежели чуть умъ уклонится въ мнѣніе о себѣ, то уже введутъ въ прелесть, и въ неисцѣльную. Св: Исаакъ Сир<инъ> во 2мъ словѣ пишетъ о сугубомъ крестѣ, и кто хощетъ взойти на оный не первою частію дѣланія скорбей, а второю, видѣнія, приснопоученіемъ молитвы и пр. на того находитъ гнѣвъ Божій. – Прочтите сами cie слово. Далѣе пишетъ: «Я же Божія сама о себѣ приходятъ тебѣ не ощущающу, но аще мѣсто будетъ чисто, а не скверно» и далѣе; и св: Григорій Синаитъ въ послѣднихъ главахъ, въ 10й и далѣе въ 7 й ясно предостерегаетъ отъ пре­лести; все это вы прочтите: припомните въ статьѣ Григорія Паламы, на 34 страницѣ сказано: «душа входитъ въ клѣть свою, егда не ходитъ умъ здѣ и ондѣ въ вещахъ мipa сего, но обрѣтается въ сердцѣ нашемъ» и протч. у старца Паисія, въ Свиткѣ о мо­литвѣ въ первомъ изд<аніи>, на стр. 223; побуждая по ревности о всегдашней молитвѣ, полагать препятствіе, къ житейскимъ помысламъ прилѣжаніе, и о тѣлѣ попеченіе, и протчее. Я видя желаніе ваше достигнуть высокихъ мѣръ, т: е: «выжидать при ногу Іисусову» и «питаться Христомъ», написалъ вамъ въ предосторожность, дабы опасаться сего: а искать только помилованія отъ Господа, чрезъ сію духовную молитву: и это должно со смиреніемъ. Прочтите у Св: Исаака въ 55мъ словѣ въ печати, на 103 листѣ на оборотѣ: «молю убо тя святе» до конца страницы. – При наблюденіяхъ же вашихъ о чемъ либо умилительномъ и пріятномъ, тотчасъ готова прелесть, хотя бы и точно было отъ благодати, но считать себя того недостойнымъ: ибо многіе и получавшіе благодать, а возомнившіе о себѣ отпали отъ оной неисцѣлимо.

Правило какое проходите, не оставляйте, а иногда въ субботу и недѣлю и акаѳистъ прибавьте. Болѣе не могу васъ отягощать, а по силѣ.

Жаль очень пострадавшихъ отъ воды вашихъ гражданъ; да поможетъ имъ Господь!

Присланные вами письма, Тончо Еф. Ив. А писатель о семъ и понятія не имѣетъ. Подобное было въ Болховѣ. Я отдалъ ихъ О: Игумену. Какъ посылать такіе реестры отъ имени пустыни безъ вѣдома Синода и онъ не имѣетъ на это право. Онъ бы самъ просилъ не мѣшать Оптину.

За свѣчи васъ благодарю: а когда будетъ оказія, тогда и пришлите. Письмо преосв<ященнаго> Iеремея возвращаю.

Пожелавъ вамъ мира и здравія душевнаго и тѣлеснаго съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

3 Апрѣля

1851 года

                                                                                                                                                                                       655     

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Я написалъ вамъ о неисканіи высокихъ мѣръ въ молитвѣ, а не оставленіе молитвы; на что имѣлъ поводъ отъ словъ вашихъ «присѣдать при ногу Іисусову, питаться Христомъ»; и тогда, и теперь, и прежде много разъ читаль я св: Григорія Паламы статью о молитвѣ, и нимало не противорѣчу оной, а благоговѣю и лобызаю; хотя и далекъ отъ исполненія. Таперь вы пишете: желаете молитвою обрѣсти помилованіе; это совсѣмъ дѣло другое, я о семъ и тогда писалъ вамь, что такъ надобно призывать имя Господне. Въ статьѣ оной, на 32 стр. написано о молитвѣ: «сего ради и cie возможно есть исправити коемуждо ищущему при болѣзненнѣ спасенія души своея». Это надобно всегда помнить «при болѣзненнѣ»: т: е: съ болѣзнію сердца, сожалѣніемъ о прогнѣваніи Господа и покаяніемъ, приносить Ему краткую ciю молитву нашу Господи Іисусе, и протчее съ чувствомъ мытаря и блуднаго сына.

Cie дѣланіе да благословить вамъ Господь и даруетъ Свою помощь, пріемляй молитву смиренныхъ и не уничижаяй моленія ихъ.

Впрочемъ долженъ вамъ напомнить, конечно вами, читанное, у св: Исаака Сирина въ 89 словѣ, что «Печаль мысли есть, даяніе честно отъ Бога, и носяй ту якоже подобаетъ, есть якоже человѣкъ носящя во удéсѣхъ своихъ святыню. Человѣкъ отрѣшивый языкъ свой на человѣки о благихъ или злыхъ дѣлахъ, нѣсть достоинъ Благодати сея.»[5] и выше: иже сердцемъ есть прискорбенъ и протч… Вотъ что нужно къ желаемому вами призыванію Сладчайшаго имени Господня, и помилованія отъ Него. А еще пріятный примѣръ Константинова успѣянія въ призываніи Господа, былъ поводомъ къ смущенію и поношенію его отъ другихъ; то и это, аще можетъ случится, не надобно отвергать; хотя тотъ былъ и въ успѣяніи, а мы въ новоначаліи, но путь тотъ же. Каяйся право, отъ безумныхъ поругаемо бываетъ, пишетъ Св: Марко Подвижникъ. Упомяну къ статѣ и о словѣ «питаться Христомъ», Св: Исаакъ пишетъ въ 83мъ словѣ: «Обрѣтый хлѣбъ Христа ястъ на всякъ день и часъ»…() Блаженъ есть ядый отъ Хлѣба Любви, иже есть Іисусъ, а яко ядый отъ любве, Христа ястъ сущаго надъ всѣми Бога. Свидѣтельст<вуетъ> Іоаннъ глаголя: Богъ Любы есть[6]. Но горе намъ, не питаемся ли мы тою снѣдію «свинскою» о коей сей же святый написалъ въ 20 словѣ? и можемъ ли ощутить вкусъ святой снѣди, хотя бы и мнѣлися питатися ею! И паки въ 83 словѣ о достиженіи къ любви говоритъ святый, что «безъ страха не можетъ кто прейти къ любви; и далѣе, что кораблемъ покаянія, имущаго весельника страха, преходимъ смердящее море. Аще ли же весельницы сіи страха не управляютъ корабль сей покаянія, то потопляемся въ смердящемъ семъ морѣ.» Полагаю вы имѣете понятіе о покаяніи, что не въ томъ оное только состоитъ, чтобы исповѣдать предъ Отцемъ духовнымъ грѣхи свои; но надобно всегда памятовать грѣхи свои и болѣзновать сердцемъ, съ надеждою на милосердіе Божіе. «Яко беззаконіе мое азъ знаю, и грѣхъ мой предо мною есть выну»[7] вопіялъ святый пророкъ и царь Давидъ къ Богу. И мы на всякъ день слово сіе произносимъ, но съ такимъ ли чувствомъ какъ онъ? — не знаю!

Написалъ вамъ много, но самъ нѣсьмъ дѣлатель ни единаго же блага; и боюсь да не будутъ мнѣ писанія мои въ судъ и осужденіе. А ежели даруетъ Господь вамъ обрѣсти пользу отъ сихъ собранныхъ словесъ отеческихъ, то негли и мою немощь возставить къ покаянію и смиренію, по примѣру тѣхъ кои окалявшись сами въ тинѣ, другихъ предостерегали не ходить путемъ тѣмъ, какъ пишетъ Св: І<оаннъ> Лѣст<вичникъ>.

Благодарю васъ за писаніе ваше отъ 6 апрѣля и за поздравленіе меня съ праздникомъ.

Да исполнитъ Господь во благихъ ваше желаніе и даруетъ помощь свою въ вашихъ тор<г>овыхъ дѣлахъ.

Остаюсь желатель вашего здравія, благоденствія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

21. Апрѣля

1851 года

                                                                                                                                                                                       656     

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Якоже домъ Аведаровъ, Господь благословилъ, ради пребыванія у него древняго кивота Завѣта, а вы удостоились принять въ домъ свой пречестный и животворящій Крестъ Господень, на немъ же Онъ волею распялся нашего ради спасенія.

Да ниспошлетъ же Господь на домъ вашъ сугубое благословеніе, и даруетъ вамъ миръ, здравіе и спасеніе. Благодарю васъ, что и мнѣ прислали свѣщу теплившуюся у святаго креста, святой елей и святую воду; прiемлю cie благословеніемъ Божіимъ.

Испрашивая на васъ и на семейство ваше миръ и благословеніе Божіе, остаюсь недостойный вашъ богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

7 маія

1851 года

                                                                                                                                                                                       657     

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Благодарю васъ за подробное описаніе пребыванія во градѣ вашемъ и въ домѣ вашемъ древа животворящаго Креста Господня. Господь всегда дивенъ во всѣхъ дѣлѣхъ своихъ; и по скорби града вашего, даровалъ и веліе утѣшеніе. А намъ радостно то, что наша православная вѣра глубоко вкоренена въ Русскомъ нашемъ народѣ; которая есть корень и основаніе всѣхъ благихъ. Милосердый Господь сподобилъ нашу рускую Землю оградить симъ крестнымъ Знаменіемъ животворящаго древа Господня, и Благословеніемъ святыя Аѳонскія Горы. Мы хотя и не удостоились принять оный въ нашихъ предѣлахъ, но вѣруемъ что ограждены Имъ, и Господь сохранитъ всѣхъ и покрыетъ Своею милостію.

9 числа я писалъ вамъ съ М: Агніею, о полученіи отъ васъ Св: масла, свѣщи и воды, и изображенія ихъ обители.

Я увѣренъ въ чувствѣ вашей Благодарности къ Богу, за удостоеніе васъ въ домѣ вашемъ принять столь великую и безцѣнную Святыню и сподобились сего Благословенія; но что всѣмъ были кресты, о томъ нельзя удивляться, ибо и Самъ Господь несъ крестъ, то и послѣдователямъ Его нельзя того избѣжать, а паче при столь великомъ и благодатномъ посѣщеніи! Вы могли бы и вознестися симъ что того достойны; но огнь искушенія испепелилъ всякое возношеніе, и въ смиреніи васъ поставилъ. Слава Мудрому Твоему Господи о насъ промыслу!

Счастливы вы и тѣмъ, что сподобились видѣть и принимать рабовъ Божіихъ истинно работающихъ Ему, въ домѣ вашемъ. Но сравненіе ваше о моей худости, далеко отстоитъ отъ нихъ; можно сказать какъ тѣнь отъ истинны. Много не буду о семъ говорить, довольно и того. О! Когда бы чувство моей нищеты пребывало со мною неотлучно.

О блаженной памяти Старца Паυсія, я извѣстенъ, что останки его нетлѣнны пребываютъ, а душа его вѣчно радуется въ лицѣ святыхъ. Кажется я и вамъ говорилъ: Нямецкаго монастыря Экклисіархъ Нафанаилъ былъ прошлымъ лѣтомъ въ Кіевѣ и сказывалъ о семъ нѣкоторымъ благоговѣйнымъ братіямъ. Я почитаю его яко угодника Божія.

Неизвѣстно отправили ль вы съ кѣмъ къ намъ свѣчи здѣланные для нашего скита? И ежели нѣтъ, то нельзя ли попросить Шматовыхъ сѣвскихъ монахинь которые поѣдутъ къ намъ на тѣхъ лошадяхъ, на которыхъ М. Агнія отсюда поѣхала; а ежели нѣтъ, то и подождемъ, нужды большой нѣтъ.

Да еще нашъ монастырской пономарь просилъ меня, попросить васъ приказать здѣлать 4. поставныхъ свѣчи по приложенной запискѣ. Онъ отдалъ мнѣ и денегъ 40 р. серебромъ. Ежели мало будетъ, тогда добавитъ; деньги же я при вѣрной оказіи вамъ пришлю. Да и за наши сколько надобно увѣдомьте, пришлю.

Испрашивая на васъ и на всѣ ваше семѣйство миръ и благословеніе Божіе съ желаніемъ вамъ здравія и Благоденствія и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Пришлите св: водицы отъ Креста.

15. Маія

1851 года

                                                                                                                                                                                       658     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

Я писалъ къ вамъ чрезъ почту 15. числа маія, съ приложеніемъ записки для здѣланія восковыхъ свѣчей 4хъ въ нашъ монастырь по 20 р. каждая. А таперь препровождаю съ Мат: Тавифою на сей предметъ денегъ сорокъ рублей серебромъ, и прошу меня увѣдомить сколько будетъ надобно доплатить за оные, равно и за наши скитскія свѣчи, которые у васъ уже давно готовы, но за неимѣніемъ оказіи доставка оныхъ затруднительна. Не будетъ ли изъ Сѣвска какая легкая проѣздка къ намъ, то съ оною можно прислать; а кажется должна быть, сестры тамошніе повезутъ къ намъ сукно, то можно помѣстить и свѣчи на сей подводѣ съ заплатою на нашъ счотъ.

Письмо ваше отъ 14 маія получилъ и священную воду отъ св: креста Господня, вату; всеусердно благодарю васъ за все.

Испрашивая на васъ и на семѣйство ваше миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь, здравія и благоденствія вашего желатель и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

2. Іюня

1951. года

                                                                                                                                                                                       659     

+

3. Іюня 1851. года

Письмо къ вамъ написалъ и отдалъ М: Тавифѣ, но севодни еще получилъ ваше писаніе отъ 1 числа Іюня посланное. Вижу въ ономъ отъ стѣсненія обстоятельствъ туга и скорбь обдержатъ ваше сердцѣ; но тутъ же сознательность въ достоинствѣ таковыхъ посѣщеній, и вѣра слову Божію: что не правды людей, содѣлываютъ правду Божію — въ васъ. Прибавьте къ сему: праведенъ еси Господи; и прави суди Твои[8] и слова праведнаго Іова «нагъ изыдохъ изъ чрева матери моя, такъ и отъиду тамо; якоже изволи же Господеви, тако и бысть; Буди имя Господне благословенно во вѣки[9]

Вы удостоились Благодати принять въ домѣ вашемъ животворящее древо Креста Господня, велія сія милость къ вамъ. Онъ же посылаетъ вамъ и скорби, чтобы были и вы участникомъ въ страданіяхъ: токмо Онъ терпѣлъ за наши грѣхи, грѣха не сотвори ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его[10]. А мы терпимъ за наши грѣхи къ очищенію ихъ. И въ семъ усматривайте къ вамъ велію Милость Божію и Любовь. Неужели жъ бы тогда познавалась Его къ намъ Любовь, когда согрѣшающа намъ пребывали безъ наказанія? <нрзб> это опасно! Вы это знаете и въ семъ увѣрены; скорби попущены по слову Св: Исаака 51. сл<ово>: «дондеже удобно будетъ намъ ономошняя мука.» При покорности вашей и сознаніи Господь силенъ удержать руку карающую васъ отъ наказанія и послать Свою милость и успокоить вашъ духъ, а до того времени потерпите. Терпѣніе есть мати утѣшенія, а малодушіе есть мати мученія. 79 сл<ово> Св: Исаака.

Да укрѣпитъ васъ Господь и подастъ избытіе скорбей и веліе утѣшеніе, чего вамъ есмь усердный желатель многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Ложки еще не поолифили а съ М: Іу<ліей> пришлю.

                                                                                                                                                                                       660     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

По письму вашему посылаю къ вамъ за свѣчи остальные 12 р. 62 к. ас<сигнаціями> а по не имѣнію мелочи всего 14 р.. Остальные пойдутъ въ нашъ долгъ, а когда нѣтъ онаго, то въ передъ пойдутъ. Не знаю когда откроется къ намъ оказія, въ этомъ немало имѣемъ затрудненіе. Не будетъ посылки въ Орелъ отъ Козьмы Васильевича Губарева, или отъ В<асилія> Н<иколаевича> Куркина, то хоть бы къ нимъ доставить а отъ нихъ удобнѣе къ намъ.

Вы пишите, что сознаніе ваше не есть истинное; а я напротивъ думаю, что и оное принесетъ вамъ пользу. Вить хоть не вольно, а все таки смиряемся. Когда уже царь и пророкъ Давидъ, но не самъ смирился, а когда промысломъ Божіимъ былъ смиренъ, воскликнулъ Благо мнѣ яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимъ[11]. Такъ и мы не будемъ упускать безъ пользы случаевъ, невольно посылаемыхъ промысломъ Божіимъ, но въ смиренномъ и благодарномъ сердцѣ возпоемъ: Благо мнѣ яко смирилъ еси.

Господь силенъ даровать вамъ утѣшеніе и избытіе отъ обышедшихъ васъ, чего усердно вамъ желаю многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

16. Іюня

1851 года

                                                                                                                                                                                       661     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Благодарю васъ, свѣчи все получилъ, но жаль того, что торгъ сей отъ насъ вамъ въ убытокъ; и надобно бы съ насъ положить за провозъ оныхъ. Я послалъ къ вамъ съ Петромъ Козмичемъ Губаревымъ письмецо и деньги 4 р. серебромъ. За свѣчи большіе недостающее число.

Книги и рукописи такъ же получилъ все въ цѣлости.

По желанію вашему имѣть рукопись книги Св: Іоанна Лѣствичника въ переплетѣ, посылаю вамъ оную, по Благословенію безъ всякаго возмездія. Вы уже довольно вознаградили. Желаю пользоваться душевно. Другихъ книгъ еще не имѣю. Св: Варсанофія обѣщаютъ къ сентябрю только изъ цензуры выпустить, но и это хорошо когда бы вышла. Печатать недолго, и можно бы надѣяться имѣть оную къ новому году. Такъ же и о книгѣ Ѳеодора Студита тоже пишутъ.

Недавно вышла книжка первая писемъ Арх. Макарія покойнаго Болховскаго. Я еще всего не прочиталъ.

Положеніе ваше душевное о коемъ вы описываете, попущено къ вашему испытанію, и есть духовный крестъ. Надобно нести съ вѣрою, Благодареніемъ и смиреніемъ. Но таперь надѣюсь прошло. Въ 29 словѣ Св: Исаака Сирина показано врачевство симъ и подобнымъ недугамъ.

Испрашивая на васъ и на семѣйство ваше Божіе благословеніе, съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостоиный Богомолецъ грѣшный Іеромонахъ Макарій.

25. Іюня 1851 года

                                                                                                                                                                                       662     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Василій Васильевичь!

М. Аѳанасія и М: Магдалина, передали мнѣ отъ васъ поклонъ и вопросъ, получилъ ли я ваше письмо отъ 2 Іюля?

Письмо я получилъ, но не отвѣчалъ на оное. Надѣюсь что не взыщете на мнѣ въ семъ долгу находящемся; ибо я часто многимъ на два и на три письма однѣмъ отвѣчаю; а когда какая особая или нетерпящая отлагательства матерія, то стараюсь понудить себя къ отвѣтственности.

Вы упрекаете себя въ пожеланіи книги Св: Іоанна Лѣствичника, и полагаете больше бы была оная для васъ полезна, ежели бы я самъ предварилъ оное и прислалъ бы. Но я въ этомъ не нахожу ничего такого, что бы могло наводить вамъ беспокойство.

Я былъ очень радъ что вы пожелали ее имѣть, и потому со всѣмъ моимъ чистѣйшимъ усердіемъ, послалъ оную, видя вашу Алчбу и жажду къ Отеческимъ ученіямъ. А не зная вашего желанія, я не могъ бы и предложить вамъ, потому что, можетъ быть еще и хромаетъ въ чемъ нибудь оная рукопись, и не можемъ положиться на свой разумъ, чтобы было такъ. Прочтите въ письмѣ Старца Паυсія къ Софронтьевскому Архимандриту Ѳеодору когда сей упрекалъ его, за не присылъ книгъ, какъ онъ отвѣчалъ смиренно сознавая, что переводъ свой токмо для своего Собора братій имѣетъ а выдавать другимъ опасается.

Когда такой великій и искусный старецъ думалъ о себѣ такъ, то что мы скажемъ о себѣ?

Но когда находите себѣ утѣшеніемъ и пользою сію книгу, то имѣйте ее и хотя не видите исправленій, но я полагаю, какъ и вы мыслите, что двѣ сіи книги Св: Исаака и Св: Іоанна, какъ два вселенная зеркала, показующія намъ нашу нечистоту, и смиреннѣйше творятъ наше мудрованіе. Такъ же и Св: Отцы учатъ: что стяжаніе книгъ духовныхъ полезно, ибо и одно токмо на нихъ погляденіе творитъ насъ лѣнивѣйшими ко грѣху. Дай Богъ чтобы сія Алчба къ сей пищѣ и жажда къ сей живой водѣ ученія духовнаго, у васъ умножались, чрезъ оную насытитесь смиреніемъ и покаяніемъ и внегда явится слава Господня примите успокоеніе.

Смиреніе имѣйте, оное не отсѣкаетъ Благонадѣжія на неизрѣченные милости и щедроты Господа нашего Іисуса Христа, ибо Онъ на смиренныя призираетъ.

Да поможетъ Онъ вамъ въ исканіи Царствія Божія и правды Его. А въ приложеніи временныхъ благъ, нѣтъ и сомнѣнія. При оставленіи же перваго, можетъ не обрѣстися послѣднее.

Вы располагаете пріѣхать къ намъ въ приходящій Св: постъ, сего усердно желаемъ, и во ожиданіи сего, испрашивая на васъ Божіе Благословеніе и на всѣ ваше семѣйство, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Монашенки только отдали свою работу<?>, переночевали и отправились поспѣшно въ путь свой къ матери Афанасіи.

Почтеннѣйшій Ѳеодоръ Яковлевичь пишетъ что будетъ къ намъ въ постъ. Съ любовію ожидаемъ его. Я ему такъ же не отвѣчалъ. Изъявляю ему мое усерднѣйшее почтеніе.

28. Іюля

1851 года

                                                                                                                                                                                       663     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Не знаю застанетъ ли васъ сіе письмо дома, такъ какъ вы располагали ѣхать въ Москву; но все напишу хоть вкратцѣ; письмы ваши получилъ. Отъ 9 числа чрезъ почту сохранно… и отъ Борисовскихъ монашенокъ письмо и посылку въ цѣлости. За все оное примите мою усердную благодарность.

Вы премного и излишне изливаете свои чувства къ моей худости. Дѣйствію оныхъ въ васъ вѣрю, но свое недостоинство со стыдомъ признаю — а больше ничего не скажу.

Читайте книжечки, наслаждайтесь оными, познавайте изъ нихъ промыслъ Божій обходящій на всей Его твари, а потому и на насъ. Не унывайте въ скорбехъ но благодарно принимайте, и съ покаяніемъ, аще что либо и когда либо содѣяно нами, то получите отраду.

Левъ Александровичь пробылъ у насъ весь постъ, и 16 поѣхалъ домой, и 25 хочетъ ѣхать къ полку. Поклонъ вашъ ему переданъ.

Ежели еще не отправились въ Москву, то да благословитъ вамъ Господь сіе путешествіе съ благимъ успѣхомъ совершить.

Испрашивая на васъ и на всѣ ваше семѣйство миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Ѳедору Яковлевичу не пишу думаю онъ уже отъѣхалъ, а когда дома скажите мое почтеніе. Письмо ево я получилъ.

18. Августа

1851 года

                                                                                                                                                                                       664     

+

При семъ препровождаю къ вамъ почтеннѣйшій Василій Васильевичь рукопись слово братское къ Европѣ, которую по списаніи прошу мнѣ обратно возвратить. Я недавно писалъ къ вамъ чрезъ почту. И потому таперь писать болѣе не имѣю что, а токмо пожелать вамъ и всему вашему семѣйству мира, здравія и благоденствія съ почтеніемъ моимъ остаюсь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

27. Августа

1851 года

                                                                                                                                                                                       665     

22. Сентября <1851 года>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Въ два часа ночи возвратились мы съ отцомъ Игуменомъ изъ Калуги, гдѣ было погребеніе отшедшаго ко Господу Архипастыря нашего Nиколая Епископа. Погребеніе отправлялъ Преосвященный Тульскій Димитрій, въ самый день своего Ангела, и былъ столъ въ домѣ покойнаго нашего Преосвященнѣйшаго. Обѣдало до полутораста человѣкъ.

Преосвященный скончался 17 числа сентября пополудни, въ 11 часовъ. Не было извѣстно когда будетъ погребеніе. Мы послали узнать, и получили эстафетъ вчера въ 5 часовъ утра, что въ тотъ день оное будетъ. Мы тотчасъ же въ 6 часовъ поѣхали, и застали. Еще не начинали погребенія. Слава Богу, что удостоились отдать послѣдній долгъ нашему Архипастырю.

Мы пробыли бы тамъ и подолже, но Преосвященный Димитрій спѣшитъ отъѣздомъ, и хотѣлъ заѣхать къ намъ въ обитель: почему мы и поспѣшили прибытіемъ домой. Въ менее сутокъ совершили путешествіе 130 верстъ, и такъ довольно потрясло бренные наши составы. Мы таперь ожидаемъ его посѣщенія, и благословенія насъ и обители нашей.

Два письма вашихъ я получилъ отъ 31. Августа и отъ 16 сентября. Въ первомъ предположеніе ѣхать въ Москву а во второмъ исполненіе онаго описываете. Богъ дивенъ въ дѣлахъ своихъ наказуетъ, и не оставляетъ. Скорбь вашу о недоумѣніи какъ оборотить по торговлѣ разрѣшилъ чудеснымъ образомъ и неожиданно; послалъ вамъ дарителя новаго, совсѣмъ вамъ не извѣстнаго и незнакомаго. Слава Богу!

Но бездну судебъ Его кто исповѣсть Онъ оставилъ еще поражаемымъ сердце ваше другаго рода скорбьми, да смиримся и всегда къ Нему прибѣгнемъ съ дѣтскою покорностію. Вы помните у Св: Исаака написанное: и остави Господь языки (не побѣжденными Моисеемъ и Іисусомъ Навиномъ) да накажетъ ими сыны Израилевы. Вотъ и намъ Господь оставляетъ скорби, да накажетъ оными насъ быть въ смиренномъ и болѣзненномъ устроеніи. Безъ скорбно проходя жизнь, сердце удобно возносится, и падаетъ паденіемъ дивнымъ. А во смиреніи нашемъ скорѣе помянетъ насъ Господь. Буди воля Господня надъ нами. Приносите Ему Благодареніе о всѣмъ, и о посѣщеніи скорбными случаями. Онъ знаетъ что вамъ полезно, и дѣлаетъ сіе отъ Любви къ вамъ: Егоже бо любитъ Господь наказуетъ; біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ[12], говоритъ святое писаніе.

А вы чрезъ мѣру приписываете достоинство моей худости, и сіе меня устрашаетъ, да ненако и о мнѣ слово сіе скажется.

Горе человѣку тому егоже имя выше дѣлъ его. Я вижу во всѣмъ свою худость и недостоинство. А васъ милуетъ Господь по вѣрѣ вашей и своему человѣколюбію.

Ежели вы сами не видали печатаемой книги Св: Іоанна Лѣствичника въ русскомъ переводѣ, то еще это сомнительно. То что оная переводится, извѣстно, но такъ скоро окончить и просмотрѣть, не знаю сбывшее ли дѣло; впротчемъ будемъ ждать, и станемъ читать, да когда бы хоть по маленьку познавъ свою немощь смириться, а тогда и въ дѣлахъ получить помощь Божію.

Испрашивая на васъ и на семѣйство ваше Божіе благословеніе съ пожеланіемъ вамъ мира, здравія и благоденствія и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

                                                                                                                                                                                       666     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Давно не имѣю о васъ никакого извѣстія, да и самъ къ вамъ не писалъ немалое время; двѣ недѣли былъ въ отлучкѣ, а пріѣхавши нашолъ много писемъ на кои и доселѣ не могу отписаться. ММ: Аѳанасія и Магдалина скажутъ вамъ о моемъ пребываніи; а я хотя малыми строками васъ привѣтствую, и желаю вамъ и всему вашему семѣйству мира, здравія и благоденствія и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Архипастыремъ къ намъ слышно будетъ ректоръ Казанской Академіи Архимандритъ Григорій, но всеже не совершенно извѣстны нынче ожидаемъ почты, что то скажетъ.

Книгу Св: Іоанна Лѣствичника въ рускомъ переводѣ мы имѣемъ.

Переводилъ професоръ Моско<вской> Академіи протоіерей Дѣлицынъ. Противъ нашей во многимъ сходно. Только въ оборотѣ словъ и названіи есть нѣкоторая разница.

Nоября

1851 года

                                                                                                                                                                                       667     

10 Nоября 1851. года

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Примите мою усердную благодарность за христіан<с>кое ваше радушное гостепріимство моихъ сестръ М: Аѳанасіи и Магдалины; онѣ всегда находятъ у васъ покойный пріютъ и обильное любовію христіанское угощеніе. Спаси васъ Господи!

Я нахожу, что вы неправо разсуждаете о покойномъ нашемъ владыкѣ, и полагаете его виновнымъ въ прекращеніи хода въ скитъ женскому полу. Насильное устроеніе скита было основано на такомъ положеніи; но съ теченіемъ времени по снисхожденію О: Игумена былъ допущенъ входъ женскому полу, о чемъ неоднократно доходили слухи до Московскаго владыки. Иногда и съ преувеличеніемъ. Онъ хотя и защищалъ предъ тѣми лицами сіе снисхожденіе; но между тѣмъ передавалъ сюда о несообразности сего въ устроеніи не на тотъ конецъ мѣстѣ; подобно и Кіевскимъ владыкою это не было одобряемо. А отъ покойнаго на этотъ разъ даже ничего не было слышно о семъ. А какъ таковое посѣщеніе, стало умножаться а особенно въ лѣтнее время; у насъ же бываютъ иногда и такіе особы, которые смотрятъ на сіе отъ другой тоски, и могутъ передавать выше, то Отецъ Игуменъ въ избѣжаніе какихъ нибудь непріятныхъ послѣдствій и къ сохраненію мѣста сего, рѣшительно съ 1го Августа не благословилъ имѣть входа женскому полу въ скитъ. Что и я нахожу полезнымъ, и для меня даже лучше. Ибо я могу имѣть на гостинницѣ кому угодно о чемъ побесѣдовать, а здѣсь я бывалъ всегда какъ будто связанъ и не спокоенъ и занимался съ однѣми въ касающемся до совѣсти или утѣшенія въ скорби, былъ прерываемъ другими; о тамъ этого быть не можетъ. Впротчемъ не столько ходило для пользы, сколько для любопытства и приличія, чтобъ быть въ скиту. – И такъ прошу и васъ быть согласнымъ съ симъ мнѣніемъ, и установленіемъ къ лучшему порядку.

Слава Богу, что градъ вашъ и вы удостоились посѣщенія пречистой Иконы Матери Божіей споручницы и угодника Божія Николая. Жаль что при этомъ случилась непріятность, подавшая соблазнъ нѣкоторымъ; но вѣрующаго и благочестиваго христіанина ничто не можетъ поколебать отъ истиннаго пути, и не допуститъ видѣть чуждыхъ недостатковъ, но видѣть свои согрѣшенія; А каждый воздастъ отвѣтъ по дѣламъ своимъ; и пока мы здѣсь воинствуемъ, покаяніе каждому до гроба даровано къ исцѣленію язвъ врагомъ наносимыхъ.

Вы себя называете «Лающій песъ» и я какіе скажу мои худѣйшіе словеса: по ревности и усердію вашему, хоть вы и прежде высказали въ письмѣ, но нѣсколько дерско и горячо, пореченія пастырей и протчее, мнѣ не хотѣлось видѣть произведеніемъ вашего пера, ибо избытокъ сердца излился на хартію. Оно принято и уважено, но не осталось ли язвою въ сердцѣ; и учить пастырей, долгъ ли пасомыхъ?

Пусть такъ, хорошо здѣлано, рѣвность по благочестію; но не запала ли въ ваше сердцѣ искра гордости и высокоумія, хвалящая о сей ревности и укоряющая другихъ, да еще служителей олтаря? Ежели что есть, то постарайтесь угасить да не возжется въ большій огнь и попалитъ на нивѣ сердца вашего какія есть благія произрастѣнія и да не явится гладъ. Самоукореніе смиреніе и покаяніе можетъ много вамъ помочь.

При оказіи не мѣшаетъ книги доставить. Вы богаты сими сокровищами, только бы была охота читать, да помаленьку бы <нрзб>. А печатать еще не начиналъ. За цензурой дѣло. Однако есть надежда, митрополитъ взялся.

Испрашивая на васъ и на всѣ ваше семѣйство миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

                                                                                                                                                                                       668     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Находясь въ отлучкѣ съ Мальцова Завода писалъ я къ вамъ и поздравлялъ со днемъ Ангела вашей супруги Екатерины Ивановны а по возвращеніи въ обитель 26 числа, получилъ письмо ваше отъ 14 ноября; въ коемъ вижу сознаніе ваше въ томъ, что писали такъ дерско къ Ар<химандриту> и укоряли пастырей въ ихъ недостаткахъ. Вы увидѣли обличительное слово у святаго Исаака Сирина, и оно на васъ подѣйствовало. Слава Богу! о прошедшемъ надобно сожалѣть, а въ передъ остерегаться подобныхъ случаевъ. А главное стараться изъ почвы сердца истреблять корни гордости, ибо отъ избытка сердца уста глаголютъ[13]… прегордое.

Вы обвиняете діавола, но онъ только предлагаетъ намъ, а не нудитъ къ чему худому. Въ нашей волѣ состоитъ принять и не принять всѣ внѣмыя отъ него мысли; Еще онъ и вѣнцовъ бываетъ виновенъ когда противятся его кознямъ. Отъ паденія же нашего научимся Смиренію, сильному оружію противъ врага. Да проститъ Господь васъ въ вашемъ поползновеніи за раскаяніе, которое думаю вы и предъ владыкою принесли. Въ передъ же да сохранитъ васъ Господь отъ таковыхъ случаевъ.

Къ намъ владыка назначенъ изъ Казанской Семинаріи Ректоръ Архим<андритъ> Григорій. Проѣхалъ чрезъ Москву 21 ноября и говорятъ будто 2 декабря назначена хиротонія. Надобно ожидать къ празднику на Эпархію.

Изъявляю вамъ мое почтеніе и желаю со всѣмъ вашимъ семѣйствомъ вамъ мира здравія и благоденствія, остаюсь Богомолецъ вашъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Посылаю вамъ просфору. Также Ивану Михайловичу, коему изъявляю мое почтеніе.

И Ѳеодору Семеновичу.

8 Декабря

1851 года

                                                                                                                                                                                       669     

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшійй о Господѣ

Василій Васильевичь!

Усердно васъ поздравляю съ приближающимся радостнымъ праздникомъ Рождества Господа нашего Іисуса Христа: да сохранитъ Онъ васъ и всѣ ваше семѣйство во здравіи, мирѣ и согласіи и утѣшитъ духовнымъ радованіемъ о преславномъ нашемъ Спасеніи.

Письмы ваши отъ 7. и два отъ 9 числъ декабря получилъ. При послѣднихъ и книгу Св: Варсануфія. Желаніе ваше имѣть оную, Господь силенъ исполнить въ печати, когда выдутъ. Да книгами то мы зѣло богаты, только скудость терпимъ въ дѣланіи, а паче въ смиреніи; а оно есть свѣтъ, безъ коего все наше суетно и темно, по слову Св: Іоанна Лѣствичника. А святый Дорофей называетъ оное бреніемъ, которое связуетъ камни добродѣтелей, и не допускаетъ распастися зданію. Но что скажемъ о Любви — семъ верхѣ и покровѣ всѣхъ добродѣтелей? Но и о той сказалъ Св: І<оаннъ> Л<ѣствичникъ> священная двоица Любовь и Смиреніе. Одна возвышаетъ, а другое возвышенной пасти не даетъ, и тутъ нужно смиреніе!

Вы по расположенію своему много и слишкомъ много приписываете намъ въ знаніи и дѣланіи; но и въ томъ и другомъ скуднымъ. Переводъ Лѣствицы на руской языкъ здѣланъ ученымъ мужемъ и знающимъ чисто греческій языкъ; онъ сильно держался буквальнаго смысла, что видно въ сличеніи съ переводомъ старца Паυсія. Можетъ быть и есть какія недостатки въ выраженіяхъ, то это при второмъ изданіи, какъ мы слышали, поправятъ. А нашимъ составленіемъ, не можемъ похвалиться. Оно только для насъ можетъ существовать; но впротчемъ во многомъ усмотрены ошибки, которые нужно поправить. Да опять скажу не въ Словѣ, а въ дѣлѣ состоитъ Царствіе Божіе. И первымъ переводомъ оной книги многіе пользовались. Хотя и былъ во многомъ не исправенъ, но это не мѣшало извлекать пользу; а этотъ переводъ правильнѣе того, только на рускомъ языкѣ, и для привыкшихъ къ славянскому, будетъ казаться терпкимъ; а для читающихъ болѣе на рускомъ, онъ довольно внятенъ.

Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь, недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

20 декабря

1851. года

 



[1] Пс. 35:7.

[2] Рим. 11:33.

[3] Быт. 22:7.

[4] Быт. 22:8.

[5] «Печаль мысли есть честное даяние Божие; имеющий ее и хранящий, какъ должно, подобен человеку, имеющему въ себе святыню. Телесные подвиги без печали мысли подобны телу без души» (святой Исаакъ Сирин. Слово 89).

[6] Ср.: 1 Ин. 4:16.

[7] Пс. 50:5.

[8] Пс. 118:137.

[9] Иов. 1:21.

[10] Ср.: 1 Пет.2:22.

[11] Пс.118:71.

[12] Ср.: Евр. 12:6.

[13] Мф. 12:34.