Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> Василій Васильевичъ!

Съ 18го Марта я къ Вамъ не писалъ отчасти по слабости, а болѣе отъ лѣности, прошу простить меня въ этомъ. За письмо Ваше отъ 24го Марта и за поздравленіе меня съ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Iисуса Христа усердно Васъ благодарю. – Въ письмѣ Вашемъ выражаете о бывшей Вамъ какой то безотчетной скорби; пріемля въ Васъ участіе соболѣзную о Васъ, и молю Господа, да подкрѣпитъ Онъ слабый и безъ отрадный духъ Вашъ, и облегчилъ бы посланный Вамъ крестъ. Жалѣю, что не могу Вамъ доставить утѣшенія по скудоумію моему, но Вы имѣете мудрыхъ совѣтниковъ, горячо Вами любимыхъ, Великихъ Отцевъ Варсонуфія, Исаака Дороөея и протчихъ утѣшающихъ насъ въ скорби медоточными своими словами, и проливающихъ огорченному сердцу отраду, которую Вамъ получить всеусерднѣйше желаю; и да укрѣпитъ Господь вѣру Вашу, во всепремудрый и всемогущій промыслъ Божій и что Онъ, яко любвеобильный Отецъ печется о Васъ и о спасеніи души Вашей. – Кіевская паства, по скорби своей о отшедшемъ отъ нихъ Праведномъ и добромъ Архипастырѣ, утѣшилась опредѣленіемъ на паству ихъ добраго и благочестиваго Архипастыря Митрополита Исидора; но о томъ печалуетъ, что не скоро сподоблются лицезрѣнія Его и личнаго о нихъ попеченія; и развѣ только къ празднику Успенія Божіей Матери можно ожидать его пріѣзда. Вѣрно онъ попадетъ въ Москву и въ Петербургъ, слышно что въ Тулѣ Его ожидаютъ, то уже конечно будетъ ѣхать чрезъ Орелъ и Вы удостоитесь получить отъ Него благословеніе, а можетъ быть и посѣщеніемъ дома Вашего осчастливитъ Васъ, по Его къ Вамъ Милостивому благоволенію, прошу Васъ испросить и мнѣ Его Архипастырское благословеніе; а я мысленно припадаю къ стопамъ Его, и любовью Святительскую Его десницу, и прошу Его Святыхъ молитвъ о моемъ недостоинствѣ. – Въ обители у насъ особаго ничего нѣтъ. знающія Васъ братія наша Вамъ усердно кланяются; и я пожелавъ Вамъ и семейству Вашему мира, здравія и спасенія съ почтеніемъ моимъ остаюсь Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

25е Апрѣля                                                                   1858.

 

 

Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> В<асилій> Вас<ильевичь>! По прочтеніи письма Вашего сердечно возболѣлъ скорбію о лишеніи Вашемъ, отъ огненной стихіи, имѣя прекрасный домъ со всѣми удобствами для семейной жизни, видите теперь однѣ развалины и прочихъ Вашихъ гражданъ пострадавшихъ сею же участію, скорбь велика. И чѣмъ можемъ укрѣпить себя въ оной? Только покорность волѣ Божіей и надежда на всепремудрый и всесильный Промыслъ Его можетъ насъ укрѣплять и вливать отрадный бальзамъ въ огорченныя сердца. О глубина богатства и премудрости разума Божія! Кто искати умъ Господень, или кто совѣтникъ Ему бисть[1]? Судьбы Твои Господи намъ непостижимы, чего ради попущаешь сему быти, но благость Твоя Господи все творить любя насъ и ища спасенія нашего. Какой чудный оборотъ сдѣлала сія грозная стихія начавши, недалеко отъ Орлина, потекла на полдень и окружила многіе кварталы пришла на Вашу набережную улицу, и чьимъ мановеніемъ все cie совершилось? Удивительно! Ровно за 10 лѣтъ назадъ Орелъ страдалъ подобнымъ посѣщеніемъ, и которые тогда сохранились, нынѣ подверглись испытанію: дивны дѣла Твои Господи! Онъ и въ самомъ наказаніи утѣшаетъ насъ Священнымъ писаніемъ: «Сыне мой не пренемогай наказаніемъ Господнимъ, ниже ослабѣвай отъ него обличаемъ. Егоже бо любить Господь наказуетъ; біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ. Аще наказаніе терпите, якоже сыновом обрѣтается Вамъ Богъ, который бо есть сынь, егоже не наказуетъ отецъ? Аще же безъ наказанія есте, ему же причастницы быша вcu: убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове[2]. Всякое бо наказаніе въ настоящее время не мнится радость быти, но печаль; послѣди же плод миренъ наученнымъ тѣмъ воздаеть правды»[3]; много есть и у Святыхъ Отцевъ ученій служащихъ къ утѣшенію въ скорбяхъ. Потрудитесь сами прочтите у Св: Исаака, Варсонуфія, Аввы Дороѳея и прочихъ. Уповайте на Милосердаго Господа, Онъ силенъ послать Вамъ свою помощь и возвѣстить тѣмъ кто въ состояніи Вамъ вспомоществовать. Теперь и кредиторы Ваши вѣрно не будутъ истязывать отъ Васъ; не малодушествуйте и не упадайте духомъ: «а уповайте на благость Божію». «Онъ убожитъ и богатитъ, смиряетъ и вызвышаетъ»[4]. – Вы можетъ быть на меня посѣтовали, что я не посовѣтовалъ Вамъ застраховать домъ, то Вы могли бы получить съ страховаго общества что нибудь. Это дѣло вѣры, и преданіе себя въ волю Божію, а не въ страховое общество. Оное бы дало Вамъ, но сколько? А между тѣмъ съ Васъ получило если не половину, то вѣрно третью часть въ теченіи всего времени. А Богу угодно было Васъ посѣтить симъ наказаніемъ, и вѣрно сугубо вознаградитъ и тѣлеснымъ внѣшнимъ и душевнымъ внутреннимъ воздаяніемъ; токмо не ропщите но благодарите Его съ словомъ: «Господь даде, Господь и взять; буди имя Господне благословенно во вѣки»[5]. Да утѣшить Васъ Господь, смиренно молю Его благость, и испрашиваю на Васъ и на семейство Ваше миръ и благословеніе Божіе, съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный Вашь Богомолецъ многогрѣшный Ι. Макарій.

23 Сентября                                          1858 г.

 

Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> В<асилій> Вас<ильевичь>! Приближается свѣтлый, радостный праздникъ Рождества Господа нашего Ιисуса Христа, съ которымъ усердно васъ поздравляю и все ваше семейство. Премилосердый Господь да сподобитъ вамъ встрѣтить и праздновать священные дни ciи съ духовною радостію о Господѣ, Спасителѣ нашемъ. Онъ попустилъ быть вамъ въ скорби лишеніемъ своего собственнаго крова. Онъ силенъ и утѣшить васъ нетлѣнною радостію, какъ святый пророкъ Давидъ, на себѣ испытывая, взывалъ ко Господу: по множеству болѣзней моихъ, утѣшенія Твоя возвеселиши душу мою[6]. Вы все не отчаявайтесь, а вѣруйте, что Богъ богатъ въ милости, и если наказываетъ, то отеческій жезлъ Его простирается къ испытанію или наказанію, или къ смиренію и уничтоженію гордыни нашей, а «во смиреніи нашемъ помянѣтъ насъ Господь»[7]. Терпя потерпѣхъ Господа и внятъ ми и услыша молитву мою[8]. Отставьте же сердца Вашего укоризну на свата. Больше же принесетъ Вамъ пользы укореніе себя. Не Богъ ли дѣйствуетъ тутъ? Онъ можетъ и каменное сердце претворить въ мягкій воскъ; уми­лостивляйте Его смиреніемъ, а не ропотомъ. Не при­водите въ примѣрь богача евангельскаго, тотъ совсѣмъ былъ отчужденъ подаянія ближнимъ, и на Ла­заря взирайте такъ: что Богъ такъ попустилъ ему страдать къ вящшему увѣнчанію Его. Неужели бы не могъ Богъ послать ему утѣшенія съ другой сторо­ны? Но этимъ показано и богатаго жестокость, и нищаго великодушное терпѣніе. Мудрый изъ обоихъ извлечетъ себѣ пользу и не будетъ строгимъ судіею другихъ, а себя. – Вы все таки не оставляйте его, хо­дите и предложите, если найдете долгомъ, дать вамъ помощь. Пусть Параша смиренно склонить его къ состраданію. Можетъ, Господь умилосердится и возвѣститъ ему помочь вамъ. Удержите слово это: «Гос­подь возвѣстить», а гдѣ будетъ Его о насъ благоволеніе, то и Сарацинскому сердцу возвъѣстятъ сотво­рить съ вами милость. На сей почтѣ я пишу къ Ив<анну> Мих<айловичу> прошу его о семействѣ вашемъ и внуке въ 6-ти лицахъ, неимѣющихъ гдѣ главы подклонить. 22е Декабря 1858 г.

 



[1] Рим. 11:34.

[2] Евр. 12:5—8.

[3] Евр. 12:11.

[4] 1 Цар.2:6.

[5] Иов. 1:21.

[6] Пс. 93:19.

[7] Пс. 135:23.

[8] Пс. 39:2.