Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> В<асилій> Вас<ильевичь>! Слава премилосердому Господу, удостоившему Васъ всесемейно быть причастниками безсмертной трапезы Тѣла и Крови Господа нашего Ιисуса Христа; да будетъ cie отрадою въ скорби Вашей. – Скорбно и тяжело ваше теперешнее положеніе и самому по себѣ, а паче видя семейство страждущее и нѣсть помогающаго и утѣшающего. Я объ Васъ крѣпко соболѣзную, но что я есмь? и чѣмъ могу помочь? Слово мое не имѣетъ помазанія, чтобы могло излить бальзамъ уѣшенія на скорбящее сердце Ваше, но во сколько неис­числимо кратъ Господь Васъ любитъ и жалѣетъ Васъ, это непререкаемая истина: «Аще бы и жена забыла исчадіе свое. Азъ же не забуду тебя»[1], глаголетъ Гос­подь чрезъ пророка, и вы сами созна­ете, «что любовь Божія, очищая прежніе грѣхи огнемъ скорбей, дѣйствуетъ по благости своей», но говорите: «мнѣ больно, я адъ» вкушаю день и ночь; силъ нѣтъ, я и кричу, вопію ко Господу, а Господь не слушаетъ меня». Здѣсь потребна вѣра! Господь попустилъ такъ быть и дѣйствуетъ; видно, еще не исполнилось Ваше испытаніе, неужели Онъ не силенъ подать Вамъ по­мощь и возвѣстить кому изъ могущихъ снабдить Васъ деньгами? Но мы не знаемъ всепремудраго Его сокровеннаго о насъ промысла. Вамъ тяжело, очень вѣрю и сожалѣю: кому же не бываетъ время то тяжело, въ неже бываетъ ядомъ искушеній напояемь[2]; и къ прискорбно моему вижу, что отъ многой скорби у Васъ выражается ропотъ на свою участь и на людей могущихъ и не помогающихъ Вашимъ кровнымъ нуждамъ; но еще и уязвляющихъ Васъ словами. Боюсь и я, пиша къ Вамъ cie, какъ бы не нанести язвы къ язвамъ, но Богъ видитъ мое намѣреніе и желаніе, чтобы привести Васъ къ принятію всего онаго скорбнаго, съ покорностио волѣ Божіей, а не съ ропотомъ, ибо ропотъ не только не облегчаетъ, но паче отягчаетъ положеніе человѣка. Это не мое слово, но Св: Исаака: въ 51мъ словѣ, на стр<аницѣ> 256, прочтите и онымъ себя укрѣпите. Переходъ очень труденъ, но что же дѣлать? Если Богъ тако устроиваетъ, то Онъ силенъ, по испытаніи Вашемъ, даровать Вамъ и отраду. Молитесь! Молитесь! вдовица и неправеднаго судію умолила, кольми паче милосер­дый Отецъ не презритъ моленія чадъ Своихъ, вопіющихъ къ Нему. 21е Марта 1859го г.

 

 

+

Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> Вас<илій> Вас<ильевичь>! Прежде всего привѣтствую Васъ и почтеннѣйшее семейство Ваше съ приближающимся праздникомъ Воскресенія Господа нашего Ιисуса Христа.

Христосъ воскресе!

Вы встрѣтите сей праздникъ въ собственномъ домикѣ и вѣрно спокойнѣе нежели въ томъ большомъ и каменномъ, при настоящемъ Вашемъ положеніи. Здѣсь смирнѣе, а тамъ горделивѣе; а уже до гордости ли теперь? Спаси Господи и помилуй! На кого же Господь призираетъ? не на смиреннаго ли? При самомъ началѣ вступленія въ оной, Вы уже были утѣшены смотрѣніемъ Божіимъ. По множеству болѣзней моихъ, утѣшенія Твоя возвеселиша душу мою[3], не сбылось ли это на Васъ? Богъ милостивъ! Да воздаемъ Ему благодареніе: «благодареніе npieмлющаго, поощряетъ дающаго, еже дати дарованія больша первыхъ, неблагодареніе о меньшихъ, и о большихъ ложь есть и неправеденъ»[4]. «Наставляющій дарованія Божія къ человѣку, сердце есть движимо къ благодаренію непрестанну. Наставляющій искушеніе къ души, мысль есть роптанія, движимая присно въ сердцѣ. Вся немощи человѣческія терпитъ Богъ, человѣка же присно ропщу ща, не терпитъ, аще не покажетъ Его» [5]. Защита Ваша противъ ропота словами же сего Святаго: утлый щитъ и тупое копіе, и какъ пишетъ Св: Марко: утверждаемый на простомъ разумѣ держитъ жезлъ тростянъ въ рукѣ, иже во время пронзаетъ руку по писанію. Если принять приводимыя Вами слова голословными, то найдемъ Святаго сего противорѣчащего одно другому: тамъ выставляетъ причину, отъ чего увеличиваются скорби, и отягощаются, и врачевство предлагаетъ сознаніе себя предъ Богомъ, и здѣсь: чтобы претерпѣть не нашей есть силы. И чтобы ощутить грѣхи отъ Бога есть дарованіе[6], по этому будто Богъ причиною и нетерпѣнія Вашего и попущенія грѣха, а Вашей вины нѣтъ. Что жъ надобно больше впадать въ ропотъ, да не будетъ сего. «Но и еже претерпѣти не нашей силы есть», точно такъ. Да могли ли же бы Вы вынести случающіяся Вамъ скорби одна за другою, если бы не подкрѣплялъ Господь! Вы несете оныя и терпите; но дѣло въ томъ, что ропотомъ и несознаніемъ, только отягощаете и умножаете оные: «и еже ощутити грѣхи свои отъ Бога есть бываемое дарованіе», то неужели Богъ причиною что мы не получаемъ дарованія сего, не ощущаемъ грѣховъ нашихъ. Опять мы правы, кто же виноватъ? Неужели мы не чувствуемъ что мы грѣшники? Этого быть невозможно, то хоть простое это чувство и сознаніе употребимъ къ удержанію себя отъ ропота, а тамъ дастъ Богъ и дарованіе ощутить грѣхъ. Прочтите вышеприведенные слова 2 и 85, и познайте причину лишенія Вашего сего дарованія. Да есть ли какая хоть малая помощь или утѣшеніе отъ ропота? Совсѣмъ нѣтъ, а вредъ великій. Можетъ быть найдете и противъ сего какія возраженія, но Св: Лѣствичника вспомните слова: «кто…….. прекословитъ сильныя». Вы пишете, чтобы я говорилъ Вамъ прямо и все какъ себя держать. Я такъ и поступаю, и надѣюсь, что если послушаете не меня, а Господа и ученія Святыхъ Отцевъ и не будете обвинять другихъ въ ихъ холодности или жестокосердіи, а считать себя недостойнымъ призрѣнія отъ другихъ, и видѣть въ нихъ руку Промысла Божія дѣйствующаго чрезъ нихъ въ дѣлѣ Вашего спасенія, то въ покорности сей найдете успокоеніе и тѣхъ людей состраждущихъ Вамъ и вспомществующихъ. Здѣшняя вся мимо идетъ, и не знаемъ когда пріидетъ зовущій насъ въ оный вѣкъ! а тамо нескончаемая вѣчность! – Не видите ли о Васъ милостиваго Промысла Божія, что Онъ внушилъ И<вану> М<ихайловичу> сдѣлать Вамъ денежную помощь безъ залога и процентовъ? Онъ хотѣлъ и такъ ихъ дать, только для Паши, но находя это неполезнымъ, Пашино осталось впереди: и въ настоящемъ Вы пользуетесь. Благодарите Господа и большую узрите помощь, а домъ свой не спѣша можете продать, можетъ найдутся люди желающіе купить, или какой другой случай потребуетъ на казенное или общественное заведеніе. Слава Богу Вы теперь въ своемъ домикѣ. Церковь близко и лавка недалече, будете почаще ходить въ Церковь къ служенію, а Богъ будетъ Васъ награждать миромъ, спокойствіемъ и внѣшнимъ дарованіемъ. Смиримся и спасетъ насъ Господь!

Книжку <Письма> о Христіанской жизни, я ожидаю скоро оной присылки. Авторъ ее ректоръ С. П. б. Академіи Арх. Ѳеоѳанъ. Я ее прочиталъ, но еще не всю. Книга очень хороша, но о молитвѣ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ очень смѣло сказано, какъ то въ сердцѣ имѣть умъ, и что это всякой можетъ дѣлать, искать въ себѣ теплоту и проч. Неопытные примутся за это, и ничего не найдутъ, смутятся, а мало мало кто ощутитъ увлечется и впадетъ въ прелесть. Святые Отцы говорятъ, что на это требуется много времени, подвига и труда и наставника непрелестнаго; и что въ чистую молитву токмо единъ отъ тысячи достигаетъ, а еже по оной, единъ отъ тьмы. Это слова Св: Исаака Сирина, онъ же пишетъ во 2мъ словѣ страница 13 и 14: кто прежде обученія въ первой части дѣянія, приступаетъ ко второй видѣнія, которое состоитъ въ духовномъ поученіи и молитвѣ, на того гнѣвъ Божій находитъ, тамъ увидите почему, – и далѣе: яже Божія, глаголетъ, сами въ себе, о себѣ приходятъ, тебѣ не ощущающу. Ей, но аще мѣсто будетъ чисто а не скверно. Аще ли же зѣница очесе души твоея чиста нѣсть, да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишися и самыя тоя малыя зари, яже есть простая вѣра и смиреніе, и исповеданіе сердечное, и малыя дѣла яже по силѣ твоей и отверженъ будеши[7]и прочее…... Молитва умная есть высша всѣхъ дѣланій по слову Св: Григорія Синаита и кто обезстуднѣ и дерзостно хотяй къ Богу внити и исповѣдати Его чистѣ и стяжати Его въ себѣ нудясь удобь умерщвляемь есть сицевый отъ самѣхъ бѣсовъ, аще попустится[8] и далѣе и пишутъ Святые Отцы кто проходитъ молитву и воздержаніе, на тѣхъ сильно и яростно нападаютъ бѣсы, и если мы не имѣемъ на нихъ оружія смиренія, то удобно низлагаютъ. – Нынче много издано книгъ о семь дѣланіи: Добротолюбіе и другія Отеческія книги, Вамъ извѣстныя, но надобно проходить оное съ наставникомъ а не самочинно.

Старецъ Паисій въ письмѣ къ Софронтіевскому старцу Ѳеодоciю пишетъ: что онъ о изданіи Отеческихъ книгъ и радостію и страхомъ одержимъ, а почему? Прочтите сами въ Житіи старца Паvсія къ Архимандриту Ѳеодосію письмо на страницѣ 265 перваго изданія. У насъ есть написана статья въ предостереженіе отъ самочиннаго дѣланія сего, но время нѣтъ исправить, а хотѣлось бы и издать. Не думайте чтобъ я охуждалъ книжку оную. Я нахожу ее въ другихъ матеріяхъ очень преполезною и исполненною истины, а какъ вы просили моего мнѣнія, то я и сказалъ откровенно, что нашелъ; надобно попроще: молитвою Ιисусовою нужно молиться всѣмъ и отгонять помыслы, но не искать ничего, кромѣ помилованія; а Господь даяй молитву молящемуся, дастъ и умную молитву, по слову Св: Петра Дамаскина, а то у врага много подсадъ, и подвижниковъ обольщать, подъ видомъ истины ложными дѣйствіями. Впрочемъ искренно желаю, чтобы во всемъ принесла пользу ciя книжка. Спаси Господи написавшаго оную, а Васъ благодарю, что Вы мнѣ оную прислали, а я по полученіи пришло Вамъ свою, чтобы и Вы не были лишены оной.

7е Апрѣля                                                                                 1859го г.

 

 

Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> В<асилій> В<асильевичь>! Волны возстаютъ въ житейскомъ морѣ, корабль души Вашей вдается въ нихъ. Самая большая волна недостатокъ нужныхъ, семейство и прочее. Вы говорите: Господь благъ, но душа Ваша не дерзаетъ возбудить Его, дабы запретилъ морю и престало волненіе и сдѣлалась тишина. Онъ все видитъ и слышитъ безмолвные стоны сердца Вашего. Но медлитъ подать помощь. Почему же? Это единому Ему извѣстно, и какъ Онъ благъ, то конечно и ко благу устрояетъ да спасетъ души наша. Помолимся Господу, да не оскудѣетъ вѣра наша, не токмо во благоденствіи и довольствѣ, но и въ скорбяхъ и лишеніяхъ, Его всепремудрымъ и всеблагимъ промысломъ устрояемыхъ. Будемъ взывать къ Нему съ благодарнымъ сердцемъ «благо мнѣ яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимь»[9] много найдете у Св: Пророка во псалмахъ скорбныхъ взываній ко Господу, когда его обѣдоши скорби много, и когда унывало сердце его, и конечно онъ получалъ и утѣшенія отъ Господа: «По множеству болѣзней моихъ, утѣшенія Твоя возвеселиша душу мою»[10] и Вы въ минуту сильныхъ Вашихъ скорбныхъ ощущеній повергайте себя предъ Господомъ и взывайте къ Нему отъ скорбнаго и унылаго сердца Вашего и смиренно предавайтесь Его Святой волѣ. Сie написалъ Вамъ сострадая сердцу Вашему, и желая сколько нибудь принести Вамъ хотя малое утѣшеніе.

30го Iюля                                                                                                                      1859го г.

 



[1] Пс. 49:15.

[2] Св: Исаак Сирин. Сл. 37.

[3] Пс. 93:19.

[4] Св: Исаак Сирин. Сл. 2.

[5] Св: Исаак Сирин. Сл. 85.

[6] Исаак Сирин. Сл. 51.

[7] Исаак Сирин. Сл. 2.

[8] См. главы Григоряя Синаита о безмолвіи гл. 7» о прелести».

[9] Пс. 118:71.

[10] Пс. 93:19.