Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> В<асилій> В<асильевичь>. Прочитавши письмо Ваше отъ 6 числа Маія сердце поразилось скорбію, о столь горькомъ и бѣдственномъ Вашемъ положеніи: и немало удивили меня жестокость отца и сына, къ оскорбленному и такъ сердцемъ человѣку, и не сдѣлавшимъ никакого снисхожденія, не говоря благотворенія. Хотя и не къ намъ относятся слова: «Егоже ты поразилъ ecu, тіи погнаша, и къ болѣзни язвъ моихъ приложиша»[1] но можно примѣнить оные и въ настоящемъ случаѣ; ибо Господь страдаетъ въ нашихъ страданіяхъ, и пріемлетъ на Себя то, что намъ дѣлаютъ ближніе. Не принимаю на себя обязанности строго судить ихъ, чтобы не бросить камня осужденія, не имѣя на то права, самъ сый въ недугѣ духовномъ пребывая, и боюсь какъ бы симъ вмѣсто утѣшенія Вамъ, больше не причинить болѣзни ранамъ Вашимъ. 6е Маія въ память многострадальнаго Ιова и на Васъ совершились удары судебъ Божіихъ. Вы это поняли, и произнесли гласъ Его: Господь даде, Господь и отъять, якоже изволися Господеви, тако и бысть, буди имя Господне благословенно во вѣки[2]. Когда поражалъ его Господь ударами скорбей, лишеній и болѣзней, тогда онъ и не думалъ, чтобы могъ когда либо имѣть послѣдняя паче первыхъ, а только занятъ былъ однимъ тѣмъ что видѣлъ на себѣ и около себя скорбь и болѣзнь; но великая его душа пребыла въ покорности волѣ Божіей, яко столбъ непоколеблема. – Вы хотя не можете такъ твердо подражать Ему, но сколько можно, не упадайте духомъ въ покорности и упованіи на Господа. Если въ настоящее время въ планахъ судебъ Его, предначертано оскудѣніе нужныхъ для васъ, то кто знаетъ что васъ ожидаетъ впередъ, не силенъ ли Онъ благословить и ваша послѣдняя паче первыхъ. Мы много о семъ разсуждали и писали и читали, что все случающееся съ нами невольное и скорбное, попущается отъ Бога, а люди токмо орудіе промысла Божія суть, то видно что Господь же не расположилъ сердецъ тѣхъ людей, отъ коихъ бы надобно надѣяться получить вспомоществованіе и утѣшеніе вамъ. То явно что Богъ къ смиренію Вашему попустилъ такъ быть, по всепремудрому Его и любвеобильному Отеческому промыслу. Желая вамъ спасенія симъ уничиженіемъ и лишеніемъ. Здѣсь кратковременно, а тамъ вѣчно. Изгоняйте изъ сердца Вашего ропотъ на людей оскорбляющихъ Васъ и лишающихъ помощи; но смиренно молитесь о нихъ, Богъ силенъ преклонить сердца ихъ къ состраданію о Васъ. Св: Маркъ. Подвижникъ пишетъ въ 45 главѣ 1е слово: «моляйся о человѣцѣхъ обидящихъ, сокрушаетъ бѣса: сопротивляйся же первымъ, отъ вторыхъ уязвляется», и во второмъ словѣ въ 197. главѣ, говоритъ: «сопротивляяйся печальнымъ наведеніямъ, противоратуетъ, якоже не вѣсть, повелѣнію Божію; пріемляй же тая съ разумомъ истиннымъ, сей по писанію, терпитъ Господа», да будутъ слова сіи Вамъ въ поученіе и въ укрѣпленіе, да сокрушатся бѣсы и не ратуемъ повелѣнію Божію. – Велія скорбь и та, что сынъ отъемлется отъ отца, но и въ этомъ нѣтъ ли Промысла Божія; можетъ быть Он, получа Ваше благословеніе на торговлю, а послѣ будетъ для Васъ же полезенъ, а находясь въ теперешнемъ безвыходномъ положеніи, онъ не могъ бы ничего пріобрѣсти, и въ этомъ надобно покориться воли Божіей. Онъ лучше знаетъ, что намъ полезно. – Теперь надобно избрать вамъ путь какъ и чѣмъ пріобрѣсти для уплаты благодѣтелямъ или кредиторамъ долги и имѣть честнымъ образомъ хлѣбъ насущный. Прасольскій Промыслъ не въ Вашемъ образѣ жизни и произволеніи, а лучше служить гдѣ и у кого Господь укажетъ, и честнымъ образомъ вести себя; на это есть Ваше расположеніе, то прося Господа, ищите себѣ такого мѣста, да благословитъ Господь Васъ на cie, а самому торговать отъ себя кажется не на что и невыгодно. Изліяйте предъ Богомъ сердце Ваше, вопія: «благо мнѣ яко смирилъ мя еси», смиреніе привлекаетъ къ намъ милость Божію. Много бы было разсуждать о томъ почему мудро торговалъ и пріобрѣталъ, а Ваша торговля несчастна. Тамъ было Божіе благословеніе, Вы поумнѣе его, почему же такъ вышло? О семъ сами разсудите а я не могу распространяться. –

10е Маія                                                 1860 г.

 

 

Д<остопочтенный> о Г<осподѣ> Вас<илій> Вас<ильевичь> Сотн<иковъ>. Прошу не посѣтовать на меня за то что не отвѣчалъ Вамъ на письмо Ваше, отъ 29го Iюля посланное съ приложеніемъ письма отъ М. М. Вы конечно повѣрите, что у меня лежитъ куча писемъ, и ежедневно прибавляется; а время отвѣчать на оныя совсѣмъ не имѣю, и помощникъ мой сталъ сильно изнемогать болью въ груди, да и у самого силы изнемогаютъ; пишутъ всякой одинъ или одно, а набираются сотни, никто не знаетъ ни немощей моихъ, ни недосугъ. Сердце поражается скорбію, видя во многихъ семействахъ несогласіе между родителями и дѣтьми, братьями и сестрами и протчими членами: что и въ Вашемъ семействѣ оказывается; очень жаль этого, я съ своей стороны внушалъ имъ – что находилъ нужнымъ, и страхомъ Божіимъ и долгомъ почтенія къ родителямъ, но что значить мое слово? Когда слово Божіе не дѣйствуетъ на сердца наши, Онъ оставилъ намъ и даровалъ миръ Свой, заповѣдалъ имѣть любовь, и научаться отъ Него смиренію и кротости, чѣмъ можемъ обрѣсти покой душамъ нашимъ. Когда вникнемъ въ глубину сердецъ нашихъ, обрящется ли хотя искра покорности нашей къ исполненію сего любвеобильнаго Господня къ намъ заповѣданія? Почему и имѣемъ нестроенія, ссоры, споры, брани, и все только винимъ другихъ, а не себя, а за это и есть Божіе наказаніе. Самое то неустроеніе и лишеніе мира. Дай Богъ, чтобы мы приходили въ чувство покаянія и смиренія, и получили милость Божію! Что всѣмъ Вамъ усердно желаю и молю о семъ Господа!

11е Августа                                            1860 г.

 



[1] Пс. 68:27.

[2] Иов. 1:21.