Молитвами св: Отецъ нашихъ Господи Іисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Милостивая Государыня Марья Александровна

Писаніемъ вашимъ отъ 22. октября, изъясняете желаніе и намѣреніе ваше, стрѣмиться къ предназначенной для насъ цѣли, и приближить себя къ Богу. Доброе ваше желаніе; да благословитъ оное премилосердый Господь, и да поможетъ вамъ въ дѣлѣ семъ; безъ помощи Его ничего не можемъ сотворити. ‑ Уклонися отъ зла, и сотвори благо[1]: Слова св: Царя Давида. Надобно познавши суету міра, воистинну безполезную, уклоняться отъ нее, и искать въ себѣ средствъ къ исполненію воли Божіей. ‑ Но пока мы служимъ міру, мы не видимъ тьмы страстей, помрачающей нашъ смыслъ; и находясь въ такомъ усыпленіи не заботимся о томъ, что угождая міру, являемся преступниками Заповѣдей Божіихъ. А еще отъ нѣкоторыхъ малыхъ исправленій мнимъ себя быть истинными христіанами; и симъ прельщаемся ложно; не занимаясь ученіемъ Спасителя нашего Господа Іисуса Христа; и Св: Его Апостоловъ, посланныхъ для наученія насъ спасительному пути. Пишу сіе не осуждая міръ: Ето не наше дѣло; Богъ всѣмъ судія; Онъ силенъ и мірскихъ многихъ спасти, чрезъ милостыню ими творимую, а такъ же привести въ чувство скорбями, или другимъ образомъ спасти; но показывая суету міра, которая вамъ самимъ довольно извѣстна, Спаситель учитъ, что «не можете работати Богу и мамонѣ»[2] т: е: міру. Етому надобно твердо вѣровать, что не льзя угодить и Богу и міру. У сего послѣдняго совсѣмъ другіе Законы и обычаи. А св: Апостолъ Іоаннъ увѣщаваетъ Христіанъ: «не любите мiра, ни яже въ мiрѣ: Аще кто любитъ мiръ, нѣсть любви Отчи въ немъ. Яко все еже въ мiрѣ, похоть плотская, похоть очима и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ мiра сего есть.»[3]. Св: апостолъ Iаковъ пишетъ: «не вѣсте ли, яко любы мiра сего, вражда Богу есть.»[4] И св: апостолъ Павелъ такъ же учитъ, <«>Мудрованiе плотское вражда на Бога есть, Закону бо Божiю не покаряется, ниже бо можетъ.»[5]. Сколь ясно сіе ученіе, и сильно возрастать, начинающееся въ сердце желаніе къ лучшему и превышающему міръ и его прелести. Оно не монахамъ предано, но всѣмъ христіанамъ въ мірѣ живущимъ[6]. Мы не напоминаемъ сего міролюбцамъ, онѣ вѣрно не примутъ сего; у нихъ своя премудрость; но она почитается буйствомъ у Бога: «премудрость мiра сего, буйство у Бога есть.»[7]. — Когда вы здѣлаете шагъ удаленія отъ міра, то уже предстоитъ вамъ сраженіе, которое вы должны выдержать съ міромъ, и съ собою: Міръ представитъ вамъ множество резоновъ, по коимъ должно не убѣгать, не оставлять его; ежели будете вы къ нимъ глухи и невнимательны, насмѣшки, критики и презрѣніи должны переносить, помня слова Спасителя нашего: «Аще мiръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавиде. Аще бы отъ мiра бысте были, мiръ убо свое любилъ бы: а якоже избрахъ вы отъ мiра, сего ради ненавидитъ васъ мiръ<»>[8]. Съ другой стороны прелести міра, удовольствія и пріятности, могутъ васъ останавливать отъ теченія къ Богу. Но онѣ мгновенны, только очаровываютъ чувства; еще можетъ встрѣтиться сумнѣніе и боязнь о жестокости пути сего. Вы должны выдержать ету начальную брань, не покоряясь ей, а предполагая любовь Божію, и святыя Его Заповѣди; которые вы не надѣетесь сохранить, находясь въ пламени свѣтскихъ удовольствій, влекущихъ за собою необходимость преступленій. Я не могу такъ представить вамъ міръ съ его обычаями, какъ вы сами знаете: онъ вамъ больше извѣстенъ. Вы живете въ кругу его, и знаете какія есть препятствія хотящимъ жить по Заповѣдямъ Божіимъ. Познавая суету міра, просите Бога, дабы Онъ послалъ вамъ помощь Свою къ преодолѣнію всѣхъ препятствій; а на себя не надѣйтесь. Онъ силенъ васъ сохранить отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ невредимыхъ. ‑ Я не желаю васъ прельщать отводя отъ удовольствій міра, какимъ либо обѣщаніемъ: Господь Самъ обѣщалъ вѣчная благая работающимъ Ему и исполняющимъ Его святыя Заповѣди; Но считаю непростительнымъ, угасить возжигающійся пламень. Ето есть званіе Божіе. Кто же я? и какъ могу упразднить оное. ‑ Когда сподобитъ васъ Господь нѣсколько уклониться отъ міра, преодолѣвъ его препятствіи, и можетъ быть почувствуете нѣкоторое внутреннѣе утѣшеніе; не считайте ето великимъ; и не обнадѣживайте себя, что будто бы достигли чего нибудь своими трудами: но считайте себя недостойною сего. ‑

Ежели жъ вступите въ поприще духовнаго обученія, тутъ предстанутъ вамъ другаго рода искушеніи; премудрый Сирахъ пишетъ: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушенiе; управи сердце твое и потерпи.»[9]. Однако жъ вы ихъ не ужасайтесь: надѣйтесь на помощь Божію, которая многихъ на пути семъ укрѣпила, и укрѣпляетъ: чему многіе примѣры въ житіяхъ святыхъ видѣть можно. Безъ испытанія нельзя узнать, точно ли мы имѣемъ къ Богу вѣру, надежду и любовь; и не познаемъ какія имѣемъ у себя страсти и немощи; а посему и смириться не можемъ; безъ коего[10] все наши дѣла суетны и Богу неугодны. ‑ Вы читали Книги Св: Отцевъ, и пишете, что находите въ каждой главѣ свой портретъ. Но ето вы понимаете еще теорически; а на практикѣ больше познаете полезнаго. О всякомъ художествѣ и искуствѣ, сколько бы не дѣлали наставленія въ теоріи, нельзя отъ оной быть художникомъ, безъ упражненія въ дѣлѣ. Кольми же паче въ етомъ художествѣ художествъ, надобно имѣть дѣятельный искусъ. ‑ Не устрашая васъ сіе пишу, и не тѣмъ тономъ какъ вы устрашились отъ письма одной духовной особы, но предъ упреждая и показуя истинный путь. Я полагаю, что и кромѣ того, что вы читая книги св: Отцевъ видѣли въ нихъ свой портретъ, онѣ должны здѣлать на сердце ваше доброе впечатлѣніе: потому что словеса духа<?> жизнь и животъ суть; совсѣмъ напротивъ нынѣшнихъ модныхъ книгъ, въ коихъ подъ пріятнымъ слогомъ скрывается отрава сердечной нравственности. Да избавитъ васъ Господь отъ сего вреда. Продолжайте читать духовные книги, которые могутъ васъ вразумить и наставить на истинный путь. Ихъ надобно читать не разъ а многократно, потому что въ нихъ есть всегда пища души. Премилосердый Господь да дастъ вамъ истинный разумъ, и поведетъ путемъ ведущимъ въ жизнь вѣчную.

Не ищите въ семъ письмѣ искуства слога, оно писано отъ скуднаго ума, но отъ усерднаго желанія вамъ пользы и ежели что найдете не такъ, покройте Христіанскою любовію, прощеніемъ. Я надѣюсь, что письмо сіе не будетъ имѣть участниковъ, кромѣ васъ.

Батюшка Отецъ Леонидъ благодаритъ васъ за писаніе, и посылаетъ свое благословеніе.

Почтеннѣйшую Ольгу Петровну благодарю за ея память, и свидѣтельствую ей мое усерднѣйшее почтеніе, а больше никому не могу оное свидѣтельствовать, потому что не нужно знать о семъ письмѣ.

Вамъ же желая здравія душевнаго и тѣлеснаго а такъ же мира, тишины и спокойствія съ истиннымъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

7. ноября

1835. года

 



[1] Пс. 33:15.

[2] Лк. 16:13.

[3] 1 Ин. 2:15‑16.

[4] Иак. 4:4.

[5] Рим. 8:7.

[6] В рукописи: живущымъ.

[7] Ср.: 1 Кор. 3:19.

[8] Ин. 15:18—19.

[9]  Сир. 2:1—2.

[10] безъ смиренія — Прим. прп. Макария.