Молитвами св: Отецъ нашихъ Господи Іисусе Христе
Боже нашъ помилуй насъ.
Писаніемъ вашимъ отъ 22. октября, изъясняете
желаніе и намѣреніе ваше, стрѣмиться къ предназначенной для насъ
цѣли, и приближить себя къ Богу. Доброе ваше желаніе; да благословитъ
оное премилосердый Господь, и да поможетъ вамъ въ дѣлѣ семъ; безъ
помощи Его ничего не можемъ сотворити. ‑ Уклонися отъ зла, и
сотвори благо[1]: Слова
св: Царя Давида. Надобно познавши суету міра, воистинну безполезную,
уклоняться отъ нее, и искать въ
себѣ средствъ къ исполненію воли Божіей. ‑ Но пока мы служимъ
міру, мы не видимъ тьмы страстей, помрачающей нашъ смыслъ; и находясь въ такомъ
усыпленіи не заботимся о томъ, что угождая міру, являемся преступниками
Заповѣдей Божіихъ. А еще отъ нѣкоторыхъ малыхъ исправленій мнимъ
себя быть истинными христіанами; и симъ прельщаемся ложно; не занимаясь
ученіемъ Спасителя нашего Господа Іисуса Христа; и Св: Его Апостоловъ,
посланныхъ для наученія насъ спасительному пути. Пишу сіе не осуждая міръ: Ето
не наше дѣло; Богъ всѣмъ судія; Онъ силенъ и мірскихъ многихъ
спасти, чрезъ милостыню ими творимую, а такъ же привести въ чувство скорбями,
или другимъ образомъ спасти; но показывая суету міра, которая вамъ самимъ
довольно извѣстна, Спаситель учитъ, что «не можете работати Богу и
мамонѣ»[2] т: е: міру.
Етому надобно твердо вѣровать, что не льзя угодить и Богу и міру. У сего
послѣдняго совсѣмъ другіе Законы и обычаи. А св: Апостолъ
Іоаннъ увѣщаваетъ Христіанъ: «не любите мiра, ни яже въ мiрѣ: Аще кто любитъ мiръ, нѣсть любви Отчи въ немъ. Яко все еже въ мiрѣ, похоть плотская, похоть очима и гордость
житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ мiра сего есть.»[3]. Св: апостолъ Iаковъ пишетъ: «не вѣсте ли, яко любы мiра сего, вражда Богу есть.»[4] И св: апостолъ Павелъ такъ же учитъ, <«>Мудрованiе плотское вражда на Бога есть, Закону бо Божiю не покаряется,
ниже бо можетъ.»[5]. Сколь ясно сіе
ученіе, и сильно возрастать, начинающееся въ сердце желаніе къ лучшему и
превышающему міръ и его прелести. Оно не монахамъ предано, но всѣмъ
христіанамъ въ мірѣ живущимъ[6].
Мы не напоминаемъ сего міролюбцамъ, онѣ вѣрно не примутъ сего; у
нихъ своя премудрость; но она почитается буйствомъ у Бога: «премудрость мiра сего, буйство у Бога есть.»[7]. —
Когда вы здѣлаете шагъ удаленія отъ міра, то уже предстоитъ вамъ
сраженіе, которое вы должны выдержать съ міромъ, и съ собою: Міръ представитъ
вамъ множество резоновъ, по коимъ должно не убѣгать, не оставлять его;
ежели будете вы къ нимъ глухи и невнимательны, насмѣшки, критики и презрѣніи
должны переносить, помня слова Спасителя нашего: «Аще мiръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавиде. Аще бы отъ мiра бысте были, мiръ убо свое любилъ бы: а якоже избрахъ вы отъ мiра, сего ради ненавидитъ васъ мiръ<»>[8]. Съ другой стороны прелести міра, удовольствія и
пріятности, могутъ васъ останавливать отъ теченія къ Богу. Но онѣ
мгновенны, только очаровываютъ чувства; еще можетъ встрѣтиться сумнѣніе и боязнь о жестокости
пути сего. Вы должны выдержать ету начальную брань, не покоряясь ей, а
предполагая любовь Божію, и святыя Его Заповѣди; которые вы не
надѣетесь сохранить, находясь въ пламени свѣтскихъ удовольствій,
влекущихъ за собою необходимость преступленій. Я не могу такъ представить вамъ
міръ съ его обычаями, какъ вы сами знаете: онъ вамъ больше извѣстенъ. Вы
живете въ кругу его, и знаете какія есть препятствія хотящимъ жить по
Заповѣдямъ Божіимъ. Познавая суету міра, просите Бога, дабы Онъ послалъ
вамъ помощь Свою къ преодолѣнію всѣхъ препятствій; а на себя не
надѣйтесь. Онъ силенъ васъ сохранить отъ всѣхъ сѣтей и козней
вражіихъ невредимыхъ. ‑ Я не желаю васъ прельщать отводя отъ
удовольствій міра, какимъ либо обѣщаніемъ: Господь Самъ обѣщалъ
вѣчная благая работающимъ Ему и исполняющимъ Его святыя Заповѣди;
Но считаю непростительнымъ, угасить возжигающійся пламень. Ето есть званіе
Божіе. Кто же я? и какъ могу упразднить оное. ‑ Когда сподобитъ васъ
Господь нѣсколько уклониться
отъ міра, преодолѣвъ его препятствіи, и можетъ быть почувствуете
нѣкоторое внутреннѣе утѣшеніе; не считайте ето великимъ; и не
обнадѣживайте себя, что будто бы достигли чего нибудь своими трудами: но
считайте себя недостойною сего. ‑
Ежели жъ вступите въ поприще духовнаго обученія, тутъ
предстанутъ вамъ другаго рода искушеніи; премудрый Сирахъ пишетъ: «Чадо, аще
приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушенiе; управи сердце твое и потерпи.»[9]. Однако жъ вы ихъ не ужасайтесь: надѣйтесь на
помощь Божію, которая многихъ на пути семъ укрѣпила, и укрѣпляетъ:
чему многіе примѣры въ житіяхъ святыхъ видѣть можно. Безъ испытанія
нельзя узнать, точно ли мы имѣемъ къ Богу вѣру, надежду и любовь; и
не познаемъ какія имѣемъ у себя страсти и немощи; а посему и смириться не можемъ; безъ коего[10]
все наши дѣла суетны и Богу неугодны. ‑ Вы читали Книги
Св: Отцевъ, и пишете, что
находите въ каждой главѣ свой портретъ. Но ето вы понимаете еще
теорически; а на практикѣ больше познаете полезнаго. О всякомъ
художествѣ и искуствѣ, сколько бы не дѣлали наставленія въ
теоріи, нельзя отъ оной быть художникомъ, безъ упражненія въ дѣлѣ.
Кольми же паче въ етомъ художествѣ художествъ, надобно имѣть
дѣятельный искусъ. ‑ Не устрашая васъ сіе пишу, и не
тѣмъ тономъ какъ вы устрашились отъ письма одной духовной особы, но предъ
упреждая и показуя истинный путь. Я полагаю, что и кромѣ того, что вы
читая книги св: Отцевъ видѣли въ нихъ свой портретъ, онѣ
должны здѣлать на сердце ваше доброе впечатлѣніе: потому что
словеса духа<?> жизнь и животъ суть; совсѣмъ напротивъ
нынѣшнихъ модныхъ книгъ, въ коихъ подъ пріятнымъ слогомъ скрывается
отрава сердечной нравственности. Да избавитъ васъ Господь отъ сего вреда. Продолжайте
читать духовные книги, которые могутъ васъ вразумить и наставить на истинный
путь. Ихъ надобно читать не разъ а многократно, потому что въ нихъ есть всегда
пища души. Премилосердый Господь да дастъ вамъ истинный разумъ, и поведетъ
путемъ ведущимъ въ жизнь вѣчную.
Не ищите въ семъ
письмѣ искуства слога, оно писано отъ скуднаго ума, но отъ усерднаго
желанія вамъ пользы и ежели что найдете не такъ, покройте Христіанскою любовію,
прощеніемъ. Я надѣюсь, что письмо сіе не будетъ имѣть участниковъ,
кромѣ васъ.
Батюшка Отецъ Леонидъ благодаритъ васъ за писаніе, и
посылаетъ свое благословеніе.
Почтеннѣйшую Ольгу Петровну благодарю за ея
память, и свидѣтельствую ей мое усерднѣйшее почтеніе, а больше
никому не могу оное свидѣтельствовать, потому что не нужно знать о семъ
письмѣ.
Вамъ
же желая здравія душевнаго и тѣлеснаго а такъ же мира, тишины и
спокойствія съ истиннымъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю недостойный
вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.
7. ноября
1835. года