Молитвами Св: Отецъ нашихъ Господи Іисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Милостивая Государыня

Почтеннѣйшая Марья Александровна

Простите меня, что не успѣлъ отвѣчать съ Алексѣемъ Ивановичемъ на почтенное ваше писаніе; зная что и сія достовѣрная оказія предлѣжитъ, чрезъ Ольгу Петровну, не писалъ въ то время.

Таперь позвольте мнѣ поблагодарить за писаніе ваше, и поздравить васъ съ текущею сею святою четыредесятницею; которую желаю вамъ совершивше душеспасительно, встрѣтить съ сердечною радостію свѣтлѣйшій праздникъ Воскресенія Искупителя нашего Госп>да Іисуса Христа и праздновать оный духовно торжествуя.

Что я былъ въ вашихъ мѣстахъ, въ небытность вашу, предоставьте ето волѣ Божіей; вѣрно когда бы было вамъ полезно, и могли бы вы воспользоваться, то такъ бы Богъ и устроилъ. И о семъ не скорбите. Вы упоминаете о многихъ бывшихъ съ вами случаяхъ отъ коихъ васъ Богъ избавилъ. Я полагаю что ето былъ искусъ вашему самовластію, куда болѣе ваша воля стрѣмится къ Богу, или къ міру. Благодаря Бога, за избавленіе отъ оныхъ, опасайтесь приписывать ето своимъ силамъ; а ето нерѣдко случается, что за побѣдою надъ страстьми, предлагаетъ врагъ помыслъ высокоумія; и когда мы отъ невниманія нашего согласимся съ нимъ, тогда случается пострадать противное, т: е: побѣжденіе. Но да утвердитъ васъ Господь на камени вѣры, и Божественныхъ Заповѣдей Его, и сподобитъ быть достойною Любви Его. Но вы считайте себя недостойною оной, и помните, что прежде должно претерпѣть искусъ многихъ браней, отъ Залога въ насъ душевныхъ и тѣлесныхъ страстей; коихъ мы и не понимаемъ отъ помраченія мірской суеты и любленія его. Когда же прежде времени будемъ думать, что достигли любви Божіей, ошибемся. Она смиренныхъ посѣщаетъ.

Поручая васъ покрову и промыслу Божію, и испрашивая на васъ миръ Божій и благословеніе съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю

вашъ недостойный Богомолецъ

многогрѣшный Іеромонахъ Макарій

Батюшка Отецъ Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословеніе.

Примите малость отъ ничтожнаго моего рукодѣлія.

21. февраля

1836. года

Оптинъ скитъ

 

 

Христосъ Воскресе!

Милостивая Государыня

Почтеннѣйшая Марья Александровна

Принимая участіе, по довѣрію вашему, въ душевныхъ вашихъ положеніяхъ, сердечно сожалѣю о васъ, что вы первые встрѣтившіяся вамъ скорби малодушно принимаете. Чему однако жъ никакъ не удивляюсь: очень сродно необученному иттить скорбнымъ путемъ, на немъ претыкаться, но надобно и паки воставать, а не падать.

Изливая скорбное сердце ваше предъ моимъ недостоинствомъ, просите моего совѣта ко успокоенію вашему. ‑ Зная мое скудоуміе, а паче нерадивую жизнь, не смѣю надѣяться на свой разумъ, чтобы могъ вполнѣ здѣлать вамъ утѣшеніе; но видя ваше смущеніе, и вѣру съ коею желаете слова, прибѣгая ко Господу прошу Его вразумить меня по вѣрѣ вашей написать вамъ полезное: но Самъ Богъ всякія утѣхи и мира да утѣшитъ васъ нетлѣннымъ Своимъ утѣшеніемъ.

Святое писаніе укрѣпляетъ воиновъ духовныхъ такимъ словомъ: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушеніе, управи сердце твое и потерпи[1] И ето такъ какъ самый первый артикулъ должно имѣть въ памяти и оному слѣдовать. Далѣе: «все елико ти нанесено будетъ, приими, и во измѣненіе смиренія твоего долготерпи»[2]. За симъ надобно имѣть твердую вѣру къ Богу, что «безъ Его воли и власъ главы нашея не погибнетъ, и ни едина птица не падетъ безъ воли Отца нашего небеснаго»[3]. Кольми паче не можетъ ничто скорбное намъ приключиться безъ воли Его. Но оные посылаются намъ отъ Бога ко испытанію вѣры нашея и любви къ Нему; точно ли мы тверды въ вѣрѣ, когда за любовь Его придутъ намъ искушеніи? Да вы и сами себя не знаете имѣете ли твердость въ вѣрѣ: которая показывается во испытаніи противными случаями. Поколебавшее васъ и въ малодушіе приводящее мнѣніе свѣта объ васъ, почему вы удаляетесь замужства, не думайте чтобъ былъ слѣпой случай, но точно ко искусу вашему, какъ выше сказалъ: вы видя здѣсь свое малодушіе, познайте и то откуда оное происходитъ: очевидно отъ самолюбія, которое не можетъ нести оскорбленія, смущается. Но смиреніе сего не страждетъ; оно принимаетъ всякій случай посланнымъ отъ Бога, и считаетъ достойнымъ себя оныя скорби; но какъ мы сего еще не достигли, то и должно пользоваться скорбями, какъ цѣлительными пластырями, могущими по маленьку очистить скверну самолюбія и самой гордости. Хотя и съ болѣзнію примете скорбь, укоризну и поношеніе; но вспомните, что ето Богъ послалъ, и укорите себя за малодушіе, вмѣните себя достойною быть сей скорби, за самой тотъ залогъ находившагося въ васъ самолюбія, благодарите Бога, пославшаго вамъ сей случай ко узнанію себя, познайте свою немощь, смиритесь, и просите помощи отъ Бога. Устроивъ себя такъ, и явивъ покорность волѣ Божіей, при всѣхъ укоризнахъ и покушеніяхъ смущающихъ васъ, вы почувствуете облегченіе въ духѣ, и получите утѣшеніе. ‑ Еще святые отцы научаютъ насъ, что всякому дѣлу благому, или предъ идетъ или послѣдуетъ искушеніе, безъ котораго оно не можетъ быть и твердо. А св: Писаніе говоритъ, что кринъ (прекрасный цвѣтъ) родится въ терніи; такъ какъ роза на колкихъ веточкахъ цвѣтетъ; подобно и добродѣтель христіанская скорбями искушается и прочна бываетъ[4]. ‑ До сѣхъ поръ писалъ я вамъ о искушеніяхъ скорбныхъ, но таперь скажу, и о искушеніяхъ другаго рода: когда попущеніемъ Божіимъ не можетъ врагъ поколебать сердце подвижниковъ Христовыхъ жестокими нападеніями, онъ обратится къ другому средству; представитъ все роды удовольствій міра, стараясь ими прельстить и увлечь сердца ихъ симъ путемъ; но надобно тутъ имѣть еще болѣе твердости, дабы не поколебаться; не имѣть самонадѣянія, просить Бога о помощи, безъ Коего ничего не можемъ благаго сотворити. ‑ Во всѣмъ же отдавайтесь на волю Божію, имѣя благое произволеніе и направленіе къ полезному: Онъ же и несодѣянное наше знаетъ, и хощетъ намъ спастися и въ разумъ истины пріити, и недовѣдомымъ намъ Своимъ промысломъ устроить объ васъ полезное.

Не смѣю болѣе вдаваться въ разсужденіе, надѣюсь что силенъ Господь васъ утѣшить прибѣгающихъ къ Нему; но и опасаюсь довѣрять нескромности бумагѣ, дабы не поставили меня причиною вашего несогласія на требованія міра, хотя впротчемъ етого я и не боюсь, но лучше когда сѣмя благочестія посѣянное на доброй Землѣ утаится до всхода и плода, дабы не было попрано и позобано. Впротчемъ ето состоитъ и не въ нашей волѣ: сколько бы мы не сокрывали чего, ежели будетъ воля Божія, не можемъ укрытися. Какъ и ваше почтенное письмо, о коемъ вы желали, чтобы никто другой не зналъ; но я вамъ объясню случай, которой можетъ быть для васъ и прискорбенъ. Я получа ваше письмо у меня въ кельи и посылку, распечаталъ письмо, но за суетою не успѣлъ прочитать, положилъ на столъ; между тѣмъ взялись за посылку вашу, поясъ и епитрахиль; Алек<сѣй> Иван<овичъ> тотчасъ взялъ письмо ваше сталъ смотрѣть кому что принадлѣжитъ. Я старался оное у нево взять, говоря, что я самъ еще не читалъ, но онъ по неоднократномъ моемъ ему напоминаніи, почти половину прочиталъ, говоря, что она сама все мнѣ говоритъ; однако жъ я настоятельно взялъ у нево, и на боковыхъ припискахъ нашолъ кому что принадлѣжитъ. Вотъ сударыня какой неожидаемый случай; я вамъ его объясняю, и прошу въ сей нечаянности меня великодушно простить, приписывая всѣ ето волѣ Божіей; коей и себя вручайте.

Батюшка Отецъ Леонидъ, и О: Антоній свидѣтельствуютъ вамъ свои почтеніи и благодарятъ за присылку вашихъ трудовъ епитрахили и пояса: да препояшетъ и васъ Господь силою свыше на вся видимые и невидимые враги, и сохранитъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ; вручая васъ покрову и промыслу Божію и испрашивая на васъ Божіе благословеніе, остаюсь съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій. 10. Апрѣля 1836. года.

Желаю чтобъ письмо сіе нашло васъ спо<койною?>

Письмо ваше я уничтожилъ. Вы вѣрно въ етомъ меня простите.

 

 

Молитвами Св: Отецъ нашихъ Г<осподи Іисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Милостивая Государыня

Почтеннѣйшая Марья Александровна.

Чрезъ подательницъ сего, получилъ я почтенное ваше письмо, на возвратномъ ихъ пути изъ Сергіевой Лавры, сего іюля 8 числа. Которые по обычаю были успокоены на гостиномъ дворѣ, а я объ нихъ просилъ батюшку Отца Леонида заняться ими; воспользовались онѣ, или нѣтъ ето не въ нашей волѣ состоитъ; но дѣло Божіе по ихъ вѣрѣ. Когда онѣ съ вѣрою искавши душевной пользы, и разкрыли тайны сердца своего, то вѣрно не лишатся пользы.

По пріѣздѣ моемъ въ пустынь, я писалъ къ вамъ и къ Ольгѣ Петровнѣ на имя Алексѣя Ивановича но вы вѣрно еще до полученія оныхъ писали свое письмо, и потому о моихъ не упоминаете. Я не удивляюсь, что при желаніи вашемъ приближить себя къ Богу, бываютъ минуты не терпѣнія, и минуты искуса; ето вамъ показываетъ вашу немощь, и низводитъ во смиреніе, заставляетъ каяться и всегда себя окаевать считая хуже всѣхъ. Ето самое и можетъ укрѣпить васъ на пути добродѣтели, пока достигнете въ духовный возрастъ. Не возможно чтобы изъ младенца вдругъ здѣлался совершенный человѣкъ, или изъ солдата, тотчасъ генералъ, и паки начавшій учить только буквы, и уже могъ бы совершенно понимать все и читать и писать. Такъ равно думайте и о себѣ: принявшись или коснувшись только пути духовной жизни можно ли тотчасъ достигнуть конца, или по возможности человѣческой исполненія святыхъ Его Заповѣдей. Путь сей укрѣпляется и совершается при помощи Божіей, смиреніемъ. Но безъ сего все наши дѣла суетны и Богу неугодны. О чемъ много есть въ писаніяхъ Божіихъ повелѣній, и сія Евангельская Заповѣдь Господня: «Аще вся повелѣнная сотворите, глаголите яко раби неключими есьмы, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ[5] Воздѣлывая Землю сердца вашего, очищайте ее отъ страстей, сѣйте семена добродѣтелей, вырывайте плевелы; которые врагъ не престаетъ насѣвать. Но внимайте, когда явятся произрастенія, не примите вмѣсто плода только начинающій разцвѣтать цвѣтъ. И когда прежде времени захотите насладиться плодами, то и тогда когда время будетъ оныхъ собранія трудно ихъ сыскать. Иносказаніе, или Аллегорію сію вы кажется можете понять. Ежели жъ не поймете, не стыдитесь признаться. Смиреніе предохраняетъ отъ сей скудости. Но сія добродѣтель презрѣнна и мала по названію, велика и предпочитаема по ея дѣйствію: и такъ сильна, что по словамъ святыхъ Отцевъ: «Смиренный никогда не падаетъ.»[6] Но оно имѣетъ многія степени, и не заключается въ наружномъ только видѣ, но во внутреннемъ залогѣ, и мы не смѣемъ сказать что мы его уже стяжали. Когда есть смиреніе, то и любовь есть. Онѣ неразлучны. Но когда мы боимся выговоровъ, страшимся поношеній, не терпимъ оскорбленій; то еще далече отстоимъ сихъ добродѣтелей. ‑ Простите меня излишне зашелъ въ сію матерію, и можетъ быть ета пища для васъ еще тверда, вы требуете молока; но она годится въ нѣкоторыхъ случаяхъ, и со временемъ.

Взятіе вами на себя обязанности воспитывать дитя, дай Богъ, чтобы послужило вамъ пользою, и для нее такъ же. Но блюдите во всякомъ разѣ врагъ тщится сѣять плевелы. Исторгайте ихъ. Берегитесь самонадѣянія и высокоумія. Но отъ всѣхъ козней и сѣтей вражіихъ да сохранитъ васъ премилосердый Господь, Коего покрову вручая васъ, и испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе остаюсь съ почтеніемъ моимъ недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Батюшка Отецъ Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословеніе.

9 іюля

1836 года

О<птинъ> С<китъ>

 

 

М. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Милостивая Государыня

Марья Александровна

Полагаясь на волю Божію, вы хорошо дѣлаете, не скорбя о случающихся не по волѣ вашей произшествіяхъ: чего бы вамъ хотѣлось, но ето не бываетъ; поетому видно не было бы вамъ пользы.

Вы предая себя въ волю Божію, надѣетесь, что Онъ подастъ вамъ мысль жить для Него однаго. Въ етомъ мудрованіи надобно имѣть осторожность: Богъ всѣмъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити[7]; но какъ видимъ изъ священныхъ повѣствованій, что есть спасающіися и погибающіи; то неужели виновенъ Богъ, что не далъ имъ мысли благой, могущей ихъ къ Нему привести? Ето была бы хула на Бога; Онъ сотворилъ человѣка самовластна и хощетъ чтобы онъ самъ избиралъ правый путь и къ Нему стрѣмился; Онъ же готовъ ему вспомоществовать и укрѣплять во ономъ; но не нудитъ нехотящаго избирать правый путь, а попущаетъ по злой его волѣ. И потому виновенъ самъ человѣкъ не избравшій благаго пути; какъ пишетъ во псалмѣ: не восхотѣ благословенія и удалится отъ Него[8]. ‑ По сему надобно по данному намъ отъ Бога разуму и самовластію, избирать самимъ благое, и просить да утвердитъ Онъ въ насъ сіе Своимъ благоволеніемъ, и поможетъ исполнить. Ибо безъ Него не можемъ творити ничесоже[9]. Желаю вамъ да утвердитъ и въ васъ Господь ваше благое желаніе къ исполненію Его святой воли, и поможетъ въ дѣйство произвѣсти, но со смиреніемъ. Ибо и на ето есть Его святая Заповѣдь, и нужнѣйшая къ нашему спасенію; какъ чрезъ гордость отпадаемъ отъ Бога, такъ смиреніемъ къ Нему приближаемся: Господь бо гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать[10].

Батюшка Отецъ Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословеніе; по желанію вашему и я недостойный испрашивая оное отъ Господа на васъ, съ желаніемъ вамъ здравія душевнаго и тѣлеснаго, и съ почтеніемъ моимъ остаюсь

вашъ усердный Богомолецъ

многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

9. ноября

1836. года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Милостивая Государыня

Почтеннѣйшая Марья Александровна

Примите взаимное мое поздравленіе васъ, съ прерадостнымъ праздникомъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа Рождествомъ. Ниспосланныя симъ пришествіемъ дарованія роду человѣческому, довольно вамъ извѣстны. Мы не въ силахъ воздать Ему за столь великія благодѣянія; но еще милосердіе Его простирается съ долготерпѣніемъ ко грѣшникамъ, ожидая ихъ покаянія. Конечно бы должны мы посвящать все дѣйствія сердца нашего любви Его; но мы противнымъ воздаемъ. А Онъ все терпитъ; но когда исполнится мѣра терпѣнія Его, и наказуетъ по достоинству. Можно щитать наказаніемъ и ослѣпленіе сердецъ нашихъ, лукавымъ нашимъ произволеніемъ и волею заслуженное.

Вы желаете Любить одного сладчайшаго Іисуса. Похвально ваше желаніе; но одно желаніе не довольно исполнить мѣру любви Божіей.

Вѣра и дѣла достигаютъ оной. Вѣрою принимать должно все попущаемыя отъ Бога къ искусу премѣны въ жизни и непріятности, что посылаются отъ Бога, ко испытанію, а дѣла доказываютъ что мы печемся о любви Божіей; по неложному пречистыхъ устъ Его слову: Любяй Мя Заповѣди Моя соблюдаетъ; а не любяй Мя Заповѣдей Моихъ не соблюдаетъ[11]. И по апостольскому ученію вѣра безъ дѣлъ мертва, а дѣла безъ вѣры мертвы[12]. Какія жъ Заповѣди и дѣла должны исполнять, о семъ всякому Христіанину должно испытать въ св: Евангеліи, и научаться отъ пастырей церкви: ибо мы все въ св: крещеніи даемъ обѣты Христу исполнять все Заповѣди Его; и отрицаемся сатаны и всей гордыни его, и всего служенія его.

Да просвѣтитъ Господь вашъ разумъ, и да утвердитъ сердце ваше въ исполненіи святыхъ Его повелѣній, отъ которыхъ и любовь Его да вселится въ васъ богатно. Однако жъ сія есть верхъ совершенства, и мы не смѣя мечтать о себѣ, убѣгая въ твердыню смиренія сохранимся отъ сѣтей и козней вражіихъ не прикосновенны.

Батюшка Отецъ Леонидъ благодаритъ васъ за память объ немъ, и посылаетъ вамъ свое благословеніе; поздравляя съ праздникомъ.

Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе, съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю

Милостивая Государыня

вашъ усердный Богомолецъ

многогрѣшный Іеромонахъ Макарій

Когда увидите Ольгу Петровну, прошу изъявить ей мое почтеніе.

31. декабря

1836. года

 



[1] Ср.: Сир. 2:1–2.

[2] Ср.: Сир. 2:4.

[3] Ср.: Мф. 10:29-30; Лк. 21:18.

[4] Доброт. VI:118,192.

[5] Лк. 17:10.

[6] Преподобный Макарий Египетский.

[7] 1 Тим. 2:4.

[8] Ср.: Пс. 108:17.

[9] Ин. 15:5.

[10] Иак. 4:6, ср.: 1 Пет. 5:5, Притч. 3:34.

[11] Ср.: Ин. 14:15.

[12] Иак. 2:17.