Христосъ воскресе!

Милостивая Государыня

Марья Александровна.

Принеся вамъ усерднѣйшую мою благодарность за почтенное ваше писаніе, отъ 1го Апрѣля пущенное, коимъ удостоиваете Батюшку Отца Леонида и меня поздравленіемъ вашимъ съ симъ высокоторжественнымъ праздникомъ воскресенія Господа нашего Іисуса Христа; и мы взаимно васъ поздравляемъ съ онымъ, и съ желаніемъ, да Самъ воскресшій Господь, утѣшитъ васъ ищущихъ Его милосердія!

Ежели скудоумные и ничтожные мои строки могли когда нибудь служить для васъ утѣшеніемъ, то сіе припишите благодати Божіей, по вѣрѣ вашей вамъ дарующей, а не моему недостоинству. Въ давнѣмъ моемъ къ вамъ неписаніи, я могу дать такой отчетъ, что не имѣя къ сему повода, считалъ излишнимъ адресовать къ вамъ пустыя мои строки и воистинну будутъ пусты, когда я самъ буду вызываться съ оными; притомъ же и время свободное не всегда бываетъ: получа же ваше писаніе, долгомъ считаю по силѣ слабоумія моего отвѣтствовать.

Въ окончаніи письма вашего, извѣщаете что въ день воскресенія Христова желаете приступить къ принятію Пречистыхъ Таинъ. И дабы чрезъ сіе принятіе быть принятымъ въ число рабынь Его. ‑ На сіе скажу вамъ: что такъ какъ Онъ есть Создатель нашъ и Господь, то мы и есьмы рабы Его. Но Онъ удостоилъ насъ чрезъ принятіе на Себя нашего зрака падшихъ и неключимыхъ рабовъ, сотворить дѣтьми Своими, да еще и друзьями; не ктому глаголю васъ рабы, но други[1]. Вотъ какъ возлюбилъ Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть за него: да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но иматъ животъ вѣчный[2]. Чемъ же мы можемъ быть достойны таковой Его горячайшей къ намъ любви? Послушайте Его же сладчайшаго гласа: «Любяй Мя, Заповѣди Моя соблюдаетъ.»[3]. А какія онѣ, читайте Евангеліе со вниманіемъ, и увидите и познаете сколь мы далеки еще отъ любви Божіей, и смиритесь въ своемъ мудрованіи, прося всесильной Его помощи въ исканіи Его. Вы прежде писывали, что любите Бога, но ето происходило отъ непознанія вами себя; можетъ быть нѣкоторое умиленіе или сердечная радость, уже и казалась вамъ любовію. Но любовь къ Богу противными искушается; и непремѣнно должно сразиться съ тремя врагами нашими: Міромъ, плотію и діаволомъ; и въ таковомъ то бореніи, подвигоположникъ нашъ Господь Іисусъ Христосъ смотритъ преклоненіе нашей воли, къ чему оная клонится; ежели къ добру, помогаетъ, а когда къ противному, не нудитъ, но попущаетъ. Но все промышляетъ о спасеніи, и достойныхъ скорбями къ Себѣ обращаетъ. Слава щедротамъ Его! О глубина! Богатства премудрости и разумъ Господня; кто испыта умъ Господень, или кто совѣтникъ Ему бысть[4]. Вы имѣйте себя въ мысли неключимою рабою, по слову Спасителя: Аще и вся повѣленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы[5]. Берегитесь имѣть о себѣ нѣчто высокое во мнѣніи, а другихъ уничижать: и невидимо Богъ мира будетъ съ вами.

Съ моимъ къ вамъ почтеніемъ, пребыть честь имѣю, недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Батюшка Отецъ Леонидъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтеніе.

Родителямъ вашимъ, братцу и сестрицѣ свидѣтельствую мое почтеніе.

8. Апрѣля

1838. года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Вы пишите о своемъ намѣреніи поѣхать въ монастырь посмотрѣть онаго, и просите отъ меня письма къ Игуменіи. ‑ А маминька ваша пишетъ, проситъ чтобы уговорить васъ не ходить въ монастырь при жизни ее, дабы тѣмъ и разлукой съ вами не убить ее. ‑ Я нахожусь въ большомъ затрудненіи по сей части. ‑ Мнѣ жаль ее, и болѣе потому, что она имѣетъ такое мнѣніе о монастырской жизни, и ето ее огорчаетъ. И отговаривать вамъ не могу, для того что вы не по моему совѣту имѣете намѣреніе вступить въ жизнь сію; а по Божію званію, которое уже три года вы ощущаете: но я никогда вамъ не совѣтовалъ, а представлялъ отдаваться на волю Божію; Онъ позвавши васъ, силенъ и устроить для васъ путь сей, разрушивъ все преграды. А какъ вы таперь убѣгаете изъ міра, чрезъ случившіеся вамъ скорби, коихъ вы не можете переносить; то я предъ упреждаю васъ, что и въ монастырѣ оные встрѣтятъ; ибо ето путь такой; Христосъ Спаситель Самъ шествовалъ крестнымъ путемъ, и намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его. ‑ Вы должны здѣсь еще приучить себя къ терпѣнію и перенесенію случающихся скорбей; а когда убѣгая оныхъ удалитесь, то и тамъ окажетесь нетерпѣливы. Подождите нѣкоторое время и потерпите искушеніи, вамъ гораздо полѣзнѣе будетъ; а между тѣмъ молитесь Богу, о устроеніи пути вашего; впротчемъ не увлекаясь и не прельщаясь суетою міра. И родители ваши увидя васъ чуждыхъ міра, и какъ бы излишнихъ для онаго, благодушно васъ уволятъ во обитель работать Господу нашему Іисусу Христу: да и сами еще утѣшаться будутъ этимъ. А все на ето когда будетъ воля Божія. Вы же пока потерпите, ибо любовь Божія противными искушается: не поколеблется ли.

И всякому Благому дѣлу, или предъ идетъ, или послѣдуетъ искушеніе; а иначе и прочно оное не будетъ. ‑ Письма къ Игуменіи я таперь писать не могу, потому что недавно писалъ, и знаю что у нихъ въ кельяхъ большое есть затрудненіе; однако жъ сего опасаться вамъ не должно; когда будетъ воля Божія, то Онъ и изъ невозможнаго здѣлаетъ возможное; когда вздумаете ѣхать, можете и безъ письма исполнить. Скажите только что отъ насъ, а мы можемъ писать и чрезъ почту.

Батюшка Отецъ Леонидъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтеніе, и желаемъ оба вкупѣ вамъ мира, здравія и спасенія; остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

31. Августа

1838 года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Таперь вы можете познать, гдѣ есть воля Божія, тамъ и препятствіи разрушаются. Не измѣна ли это десницы Вышнего[6]! что стоютъ мои ничтожные строки? Но Самъ Господь промышляя о васъ, даровалъ чувство родителямъ вашимъ съ мирнымъ и спокойнымъ духомъ отпустить васъ въ монастырь. Приносите жъ Ему сердечное благодареніе за такія Его къ вамъ милости; и возлагайте упованіе, что всесильнымъ Своимъ промысломъ и въ предъ попечется о устроеніи вашемъ. Только имѣйте благое произволеніе, къ исполненію святой Его воли.

Въ перьвомъ письмѣ вы писали, что намѣрены ѣхать въ Сѣвскъ, но таперь не упоминаете о семъ ничего, туда ли или въ другой какой располагаете вступить. Ежели въ Сѣвскъ, то я по желанію вашему напишу письмо къ Матушкѣ Игуменіи; хотя и знаю что таперь тамъ въ кельяхъ недостаточно, но силенъ Богъ о васъ промыслить и попещись. Совѣтую вамъ познакомиться тамъ съ недавно вступившими Сестрами Екатериною Николаевною Кирѣевскою, и Варварою Михайловною Мансуровою; онѣ кой къ чему приобыкли, то ихъ совѣтъ на перьвой разъ будетъ для васъ не безъ пользы. Но мнѣ всего того написать какъ жить вамъ, не возможно; по времени не отрекаюсь. Ежели будете о чемъ вопрошать, подающу Богу, слово, по вѣрѣ вашей, отвѣчать вамъ. Вы же сами уже прочитывали Св: Іоанна Лѣствичника книгу, изъ которой хоть немножко теорію познали, о которой научайтесь и практикѣ. ‑ На перьвый разъ только то скажу, что нахожу нужнымъ; надобно имѣть отсѣченіе своей воли, и не довѣрять своему разуму, но слѣдовать тому, что будетъ вамъ предлагаемо отъ искусившихся въ сей жизни; ето самый удобный и легчайшій путь, къ познанію себя и воли Божіей. Ибо какъ излишество, такъ и недостатокъ въ подвигахъ, вредны; чего вы сами собою познать не можете. Много будете сѣять, но малая будетъ жатва; а иногда вмѣсто мнимыхъ плодовъ, окажутся терніи. Для сего вы должны просить Мать Игуменію поручить васъ опытной монахинѣ, по ее ли назначенію, или по вашему избранію, къ которой расположится ваше сердце; и оной во всѣмъ повиноваться, отнюдь ничего не предпринимая безъ ея совѣта, хотя бы что и противно вашему мнѣнію казалось. Всему сему Отцы наши и наставники жительства монашескаго, научаютъ. Какъ то: св: Іоаннъ Лѣствичникъ, Св: Дорофей, Симеонъ Новый Богословъ, Каллистъ и Игнатій Константинопольскіе патріархи, Феодоръ Едескій, Св: Кассіанъ, и протчіи многіи. Вступя въ сіе поприще вы должны прочитать сіи ученіи и слѣдовать сему, ибо онѣ сами на дѣлѣ исполнили и намъ преподали.

Слава Богу, что случившіяся между вами непріятности прекратились, и вы съ терпѣніемъ и съ пожданіемъ остались въ томъ же намѣреніи. ‑ Господь да ниспослетъ на васъ миръ и благословеніе для вступленія въ новую сію жизнь, и да укрѣпитъ васъ на спасительномъ семъ пути.

Батюшка Отецъ Леонидъ и я съ своей стороны благословляемъ вамъ, и просимъ Господа да управитъ путь вамъ ко спасенію. И желая вамъ миръ и спокойствіе духа, пребываю недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Алексѣй Ивановичь прилагаетъ при семъ вамъ письмецо, онъ радуется о вашемъ расположеніи.

5. Сентября

1838. года

О<птинъ> С<китъ>

 

 

 

+

Въ кратцѣ извѣщаю васъ почтеннѣйшая Марья Александровна, письмо ваше я получилъ. И мы воздали славу и благодареніе Господу призвавшему васъ въ ликъ дѣвъ работающихъ Ему. Таперь писать нѣтъ время, постараюсь послѣ отвѣчать на ваше письмо. Таперь у насъ Ольга Петровна, и такъ какъ въ письмѣ вашемъ нѣтъ ничего секретнаго, то и она оное прочитала и пролила радостные слезы.

Да укрѣпитъ васъ Господь на семъ пути, Батюшка Отецъ Леонидъ и я желаемъ. И вручая васъ покрову Божію остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Матушкѣ Игуменіи, Казначеѣ, Досифее, и Людьмилѣ свидѣтельствуемъ наше почтеніе.

23. сентября 1838 года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Краткою моею записочкою, въ письмѣ къ М: Ангелинѣ, къ вамъ приложенною, вы извѣщены уже о полученіи мною вашего письма отъ 17. сент<ября> пущ<еннаго>.

Видя изъ письма вашего радостное и благодушное вступленіе ваше во святую обитель, приписываемъ сіе званію и промыслу Божію, пекущемуся о вашемъ спасеніи, благодаримъ и прославляемъ Его благость и купно съ вами сорадуемся что сподобилъ васъ познать суету и прелесть міра, и возжелать обручить свое дѣвство небесному Жениху Христу. Вступили во обитель въ день воздвиженія креста Господня; Это есть добрый знакъ; Крестомъ мы спасены, и вы должны содержать въ памяти сей день, о страданіи Христовомъ напоминающій, и слова Христовы: «иже хощетъ по Мнѣ идтить, да отвержется себѣ, и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ[7] Отверженіе себя, есть борьба со страстьми, которые въ насъ сокровенны, и мы тогда только познаемъ ихъ, когда будутъ вины раздражающія ихъ. Познавши же должны сопротивляться имъ, подъ надеждною хоругвью крестомъ Христовымъ, оружіе имѣя молитву, со смиреніемъ.

Прилично вамъ напомянуть, не устрашая васъ, но предостерегая; не всегда можете имѣть таковой фаворъ, какой имѣли при вступленіи, надобно быть ино Голгофѣ. Радости духовные безъ креста не прочны. Да и всякому доброму дѣлу, или предъ идетъ или послѣдуетъ искушеніе[8], а безъ того оное прочно быть не можетъ.

А чтобы идтить правымъ путемъ, не совращаясь ни на десно ни на шуе; не превосходить, и не оскудѣвать въ подвигахъ; надобно отнюдь не слѣдовать своему разуму и своей воли; но покорить оные другому руководителю; о чемъ я и прежде къ вамъ писалъ, и сами вы ето понимаете. Безъ сего же тѣсенъ и прискорбенъ путь[9], а съ онымъ иго благо и бремя легко есть[10]. Въ избираніи же наставницы, такъ же должны слѣдовать не своему разуму и воли, но тѣмъ кто опытомъ дозналъ могущихъ руководить. Вы пишете, что вручили себя матушкѣ Игуменіи и М: Людьмилѣ: и вамъ кажется что вы уже все здѣлали; но напротивъ: Матушка Игуменія безъ сомнѣнія ваша мать и наставница, и обязана дать отвѣтъ за вашу душу. Но она находитъ себя, что не можетъ въ подробности входить во внутреннія ваши положеніи, по причинѣ должности, и по другимъ причинамъ; имѣетъ право и долгъ поручить васъ старицѣ для окормленія, такой какую она изберетъ, зная духовный ее разумъ; вы же нимало не теряя къ ней вѣры, должны повинуться ей въ семъ безъ прекословно. Мать же Люд’мила, хотя добрая и почтенная, но не можетъ быть вамъ матерью къ окормленію, по неопытности ее, и краткой жизни въ монастырѣ. Мы объ ней имѣемъ попеченіе такъ же какъ и объ васъ. Слѣпецъ, слѣпца, аще водитъ, оба въ яму впадутъ[11]. Это однако жъ нимало не относится къ ея укоризнѣ но еще и къ сохраненію ее отъ сѣти вражіей; она умна, и добра, но еще духовнаго разума не стяжала, и со страстьми еще мало боролась; почему и не можетъ быть руководительницею другимъ. Жить же съ нею ежели ей и вамъ угодно, съ благословенія Мат: Игуменіи и мы согласны, и желаемъ чтобы былъ между вами миръ и согласіе.

Сіе все пишу я съ общаго согласія батюшки Отца Леонида; и совѣтуемъ вамъ полагать таковое начало, ибо ежели начало не такъ хорошо, то и конецъ не благонадеженъ; а когда основаніе твердо, то и зданіе будетъ прочно.

Скажу вамъ, что я вижу въ письмѣ вамъ большое самонадѣяніе. Вы говорите не надобно давать дремать ослу своему. Думаете, что можете что-либо исправить. Будьте увѣрены, что скоро познаете свою немощь; а безъ того и не смиритесь. Просите дать вамъ хорошенькой прутъ на него; вотъ вамъ прутъ отсѣченіе своей воли и разума; а слѣдуйте тому, что я вамъ написалъ. Ежели бы не желалъ вамъ пользы и спасенія, не сталъ бы столько голову ломать; ибо совсѣмъ нѣтъ время. Ольга Петровна пробыла у насъ цѣлую недѣлю; она надѣется пріѣхавши домой, найтить отъ васъ письмо; сегодни отправляется домой.

Да поможетъ вамъ Господь обрѣсти правый разумъ, чрезъ истинное откровеніе и послушаніе, и пріидти во смиреніе успокоевающее имущаго оное.

Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе, и поручая Его всесильному покрову остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Батюшка Отецъ Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословеніе.

Поздравляемъ васъ съ новоначальною одеждою сестеръ; дай Богъ вамъ изъ сей облещися въ ризу спасенія радованія и веселія.

27. сентября

1838. года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

О благополучномъ твоемъ возвращеніи отъ насъ во временное обиталище, зѣло радуюсь. Хотя и посѣтилъ Богъ тебя зубною болѣзнію, чтожъ дѣлать; можетъ быть это за молодечество твое, что ты изволила ѣхать на дрожкахъ, да можетъ быть еще распотѣвши въ каретѣ. Желаю чтобы утишилъ Господь сію болѣзнь твою; но болѣе желаю чтобы душевный миръ даровалъ тебѣ Господь; котораго ни счемъ здѣсь сравнить не возможно.

Какія ты приписываешь мнѣ достоинства, къ счастію я ихъ въ себѣ не вижу; ежели жъ ты чрезъ слова мои имѣешь какую пользу, то относи сіе къ Богу, по вѣрѣ твоей тебѣ дарующему. Но я еще нахожусь подъ опасеніемъ, предлагая людямъ правила жизни, хотя и не отъ своего разума, но отъ писанія св: отецъ, искусомъ прошедшихъ путь сей, самъ же ниже перстомъ коснулся жительства оныхъ. Но все таки тебѣ совѣтую пользоваться святыхъ отцевъ ученіемъ, и наставленіемъ духовной матери, не возвышаясь высоко, дабы не упасть, въ пропасть; и не опускаясь ниско, но держать средній путь смиренія и самоукоренія, принимая отъ ближнихъ укоризны и досады, хоть бы и неправильныя. Но онѣ служатъ ко искусу твоему, и тогда яростная часть души твоея смягчится. Предлагая тебѣ сіе правило, я не отвергаю<?> тебя, но желаю въ случаѣ твоего требованія по вѣрѣ твоей, подающу слово и разумъ Господу, давать тебѣ отвѣты, забывая свое окаянство, недостоинство, неразуміе. Даже и сей совѣтъ показуетъ меня самочиннаго наставника.

Касательно твоего страха до новаго испытанія, не убойся и не смущайся, а давайся въ Волю Божію; Онъ знаетъ что намъ на пользу, то и сотворитъ. Невинность<?> твоя въ смущеніи другихъ, не только Богу, но и намъ грѣшнымъ довольно извѣстна; а въ предь что будетъ, то будетъ какъ Богъ устроитъ, не убойся и не смущайся.

Объ Настиньки мы уже здѣсь рѣшили ежели что будетъ, остаться пробыть для пріуготовленія нужнаго; а далѣе она сама не потребуетъ отъ тебя быть тамъ, гдѣ не прилично нашему званію. Больше о семъ и слова нѣтъ. Много благодаренъ за усердіе твое, получилъ шапочку, фуфайку и виноградъ; но вы меня балуете онымъ присылая, а я васъ балую, принимая; право иное<?> совсѣмъ не нужно и излишне[12].

Я тутъ же пишу и Настинькѣ; благодарю тебя за писаніе и за присылку; знаю что и ты въ ономъ учавствовала. Въ касающемся до тебя, написалъ къ сестрицѣ твоей; больше же сего ты и сама не потребуешь отъ нее. Не стану писать тебѣ о желаніи моемъ тебѣ истиннаго блага, а не блестящей мишуры, т: е: въ чемъ свѣтъ полагаетъ блаженство: богатство, веселости, балы, танцы и прочее. Все ето ничтожно, проходяще, но еще и вредоносно для души. Знаю что ты въ томъ увѣрена чево я тебѣ желаю, найтить дружество и спокойствіе духа, бывъ истинною Христіанкою, по Заповѣдямъ Божіимъ живя. Хотя это и трудно въ нынѣшнемъ свѣтѣ, но гдѣ твое благое произволеніе будетъ, тамъ и содѣйствіе помощи Божіей найдешь. Предлагаю тебѣ мой совѣтъ: Ежели угодно будетъ Господу назначить тебѣ партію; то прежде нежели приступишь къ сему Таинству, исполни Таинство исповѣди и причастія святыхъ Таинъ. Сіе тебя предохранитъ отъ всѣхъ стрѣлъ и сѣтей вражіихъ; и будетъ на тебѣ Божіе благословеніе. –

Надѣюсь что Марья Александровна извѣститъ меня вскорѣ о томъ или о другомъ; и когда не будетъ ничего то кажется тебѣ нечего и мѣдлить отъѣздомъ. Марья Алексѣевна пріѣхала во обитель 17. числа сентября и радушно была принята Мат: Игуменіею; остановилась у Варвары Михайловны.

Батюшка Отецъ Леонидъ посылаетъ обѣимъ вамъ свое благословеніе и за шапочку благодаритъ.

Призывая на васъ покровъ Божій и испрашивая миръ и благословеніе Его остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный jеромонахъ Макарій.

Почтеннѣйшимъ вашимъ папинькѣ и маминькѣ свидѣтельствуемъ наше почтеніе; такъ же О: Іоанникій и О: Николай имъ и вамъ свидѣтельствуютъ почтеніе.

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Во всѣхъ вашихъ письмахъ, пишете вы о избраніи вами, къ духовному откровенію Матушки Игуменіи. Мы вашей волѣ не противорѣчимъ, и не отвергаемъ вашего избранія. Писали же къ вамъ, кому она поручитъ, по случаю ее отрицанія. Когда же она на сіе согласна, то и буди вамъ польза по вѣрѣ вашей. ‑ Въ письмѣ прежде сего присланномъ, просите вы наставленія какъ вамъ поступать, и о келейномъ сѣденіи. На сіе не льзя ничего опредѣлительно сказать: время и опытъ, при свѣтѣ ученія свят<ыхъ> Отецъ, всему научитъ.

Желая вамъ мира, здравія и успѣяніе во спасеніи, остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Іеросхімонахъ Леонидъ

и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

11 октября

1838. года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

На оба письма ваши вмѣстѣ отвѣчаемъ: Хотя мы и знаемъ и вѣруемъ что безъ воли Божіей и власъ главы нашея не погибнетъ[13], и что по Св: Его волѣ послана была вамъ болѣзнь тѣлесная, къ пользѣ души вашей; но мы объ васъ соболѣзновали. Таперь благодареніе Господу, подавшему вамъ исцѣленіе тѣлесное; молимъ же да даруетъ и душевное исцѣленіе. Хоть вы и не видите душевной своей болѣзни, но она есть, и кроется отъ взора вашего. Не думайте жъ чтобы и скоро могли получить исцѣленіе. Однако жъ это не должно васъ устрашать, ибо лучше ощущая болѣзнь искать врача, нежели мнѣть быть здоровой, и не пещися о врачѣ. Вы желаете пламенно искать Іисуса, и ищете въ себѣ безгрѣшія, а не смиренія. Ощутивъ нѣкоторое пріятное чувство, примите его за велико; а ето то и опасно. Оно можетъ обольстить васъ до того, что мнили снискать безъ временно, того уже и вовремя не получите. Для васъ это темно; но намъ довольно извѣстно. Неужели рекрутъ можетъ быть вдругъ Генераломъ. Или юноша, наченшій Азбуку, быть сочинителемъ; а хотящій учиться Художеству, только что принялся за оное, уже и сталъ художникомъ. Это же художество художествъ, требуетъ многаго труда, и подвига, а паче всего смиренія. Не бывши на войнѣ, нельзя знать какова она трудна и страшна; и не боровшись со страстьми, не льзя быть искуснымъ, и видѣть свою немощь.

Поздравляемъ васъ одѣвшись во одѣяніе дѣвъ уневѣствившихъ себя Христу; оно хотя и мрачно, но удобно просвѣтитъ сердце ваше.

Намъ очень пріятно что вы имѣете сердечное расположеніе и къ Марьи Алексѣевнѣ; она стоитъ вашего вниманія, иногда можете съ нею заняться.

Совѣтуемъ вамъ во всѣмъ относиться къ М: Игуменіи, и ничего отъ нее не скрывать; не боясь того, что ее оскорбите. Здѣсь не нужна политика, а истинна. Впротивномъ случаѣ много потеряете.

Почтеннѣйшей Елисавѣтѣ Ивановнѣ свидѣтельствуемъ наше нижайшее почтеніе. Алексѣю Ивано<вичу> отъ васъ кланялись. Онъ взаимно вамъ кланяется.

Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе, и желая вамъ здравія и спасенія, остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Іеросхімонахъ Леонидъ

и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

29. ноября 1838 года

 



[1] Ин.15:15.

[2] Ин. 3:16.

[3] Ср.: Ин. 14:15.

[4] Рим. 11:33-35.

[5] Лк. 17:10.

[6] Пс. 76:11.

[7] Мф. 16:24.

[8] Авва Дорофей, 189.

[9] Мф. 7:14.

[10] Ср.: Мф. 11:30.

[11] Ср.: Мф. 15:14; Лк. 6:39.

[12] далее письмо адресовано Анастасии Александровне, сестре Марии Александровны.

[13] Лк. 21:17.