М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Вы писали къ намъ 30. ноября, но мы на оное подробно не отвѣчали потому что недавно предъ симъ писали къ вамъ въ предосторожность наше скудоумное разсужденіе; и ожидали отъ васъ на оное пояснительнаго отвѣта; но вы хотя и писали послѣ того два письма, но нѣтъ ничего противъ нашего письма; таперь же при помощи Божіей желаемъ съ вами побѣседовать объ оной матеріи. Въ послѣднемъ письмѣ вашемъ вы нѣсколько касаетесь опять о любви Божіей говорить, и о своихъ болѣзняхъ воспоминаете. Мы вамъ уже писали сколь высока есть добродѣтель Любовь Божія, и оная не можетъ быть безъ любви ближнихъ. По слову Св: Апостола «Аще люблю Бога, а брата своего ненавижду, ложь есть»[1]. Надобно достигать до любви чрезъ храненіе Заповѣдей Божіихъ, и чрезъ страхъ Божій; а не мысленнымъ къ нему восхожденіемъ. Видѣніе ваше бывшее вамъ нѣсть истинна, а сомнительно, и образъ молитвы вашей весьма опасенъ, и случающіяся вамъ чувства утѣшительные, обольстительны. Ежели бы оные и истинные были, то все для васъ не полезны; надобно иттить прежде дѣятельнымъ путемъ очищающимъ страсти, и тогда уже восходить къ умозрѣнію. Любовь Божія состоитъ въ исполненіи Заповѣдей Божіихъ «Любяй Мя, Заповѣди Моя соблюдаетъ.»[2]. Прочтите въ Добротолюбіи въ 1й части Симеона Новаго Богослова главы 1, 2, 4. Увидите что еще и вѣры истинной недостаетъ. Еще прочтите у Св: Исаака Сирина во 2мъ словѣ статью начинающуюся симъ словомъ: «дѣяніе креста сугубо есть…<»> и далѣе. Изъ сего увидите, что кто начинаетъ прежде вторымъ путемъ видѣнія или умозрѣнія, на того находитъ гнѣвъ Божій. Да получше внемлите разуму сей статьи; когда же сами не поймете, то спросите у тѣхъ кто поопытнѣе. У того жъ св: Исаака прочтите слово 55е. Тамъ увидите, какъ великій сей мужъ смирилъ мечтавшаго о стяжаніи любви и непремѣнный путь въ исполненіи Заповѣдей Божіихъ. ‑ Мы непросто вамъ о семъ пишемъ, чтобы только прочитали, но желаемъ имѣть на сіе вашъ отвѣтъ, какое дѣйствіе на васъ оные ученіи произведутъ.

Болѣзнь ваша зубная есть естественная, но болѣзнь судорожная или истерическая, такъ же и дурноты дойдя до церкви, дѣлающіяся съ вами, суть дѣйства вражіи; которыя происходятъ отъ мнимаго вашего моленія, и слагающагося о семъ тонкаго мнѣнія, котораго вы и разобрать не можете. Но намъ оное явно видно. Вы въ первой разъ написали еще о сихъ вашихъ болѣзняхъ и дурнотахъ; но напрасно ето сокрывали. Всякая язва открываемая, удобнѣе можетъ уврачеваться. Хотя жъ вы и пишете, что прежде съ вами етого не было, но вы сего не замѣчали, или можетъ сокрыто было отъ васъ; дабы представить будто бы виною сему монастырскую жизнь. Однако жь и дома была вамъ дурнота при случившейся скорби семѣйной; и можетъ быть начало, а далѣе послѣдствіи происходятъ. Вы здѣлали очень неосновательно, не побывши у насъ. Рѣшились вступить прямо въ путь сей. На письмахъ никакъ невозможно изъяснить и открыть того, что можно бы лично здѣлать. Хотя мы съ вами и видались, но ето такъ кратко и скоропоспѣшно, что ничего нельзя было открыть. Письмы ваши доказывали весьма опасную вашу пылкость, и мы сколько могли васъ предъ остерегали, но вамъ тогда было совсѣмъ непонятно.

Впротчемъ не надобно вамъ устрашаться того, о чемъ мы вамъ написали; Богъ силенъ васъ исцѣлить. Сознайте свою ошибку и обольщеніе въ мнимомъ чувствѣ любви Божіей, смиритесь, и идите путемъ Заповѣдей Божіихъ, вникайте въ отеческія писаніи Св: Іоанна Лѣств<ичника> Святаго Аввы Дорофея и протчихъ; открывайтесь во всѣмъ матушкѣ; и въ борьбѣ со страстьми не смущайтесь, ежели и не окажетесь побѣдительницею. Все ето смотрѣніемъ Божіимъ попущается къ нашему смиренію и чтобы ближнихъ не осуждать; ибо предъ Богомъ пріятнѣе грѣшникъ съ покаяніемъ, нежели праведникъ съ гордостію. Да дастъ вамъ Господь истинный разумъ, коего покрову вручая васъ остаемся недостойныя ваши Богомольцы многогрѣшный Іеросхімонахъ Леонидъ

и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

21. генваря 1839 года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна.

Письмомъ вашимъ вы насъ было порадовали, о облегченіи вашей болѣзни; но Марья Алексѣевна извѣстила насъ что вы опять здѣлались нездоровы: о чемъ сердечно соболѣзнуемъ. Но видя изъ сего явственную для души вашей пользу, и ваше соизволеніе на волю Божію; благодушествуемъ. И надѣемся, что по исцѣленіи тѣлесномъ, вы увидите сколько душа ваша была просвѣщаема, совлекаясь дебельства плоти? И умъ чище, и чувства въ покоѣ. И просто сказать по св: Апостолу, егда внѣшній человѣкъ тлѣетъ, тогда внутренній обновляется. Доколѣ угодно будетъ Господу посѣщать васъ симъ испытаніемъ, да подастъ Онъ вамъ терпѣніе со благодушіемъ и благодареніемъ. Желаемъ вамъ въ здравіи душевномъ и тѣлесномъ встрѣтить радостный праздникъ Воскресенія Христова; и поручая васъ покрову Божію остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Іеросхімонахъ Леонидъ.

и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

7. марта 1839 года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Письмо твое доставила мнѣ Марья Алексѣевна, не лично, но прислала; а другое получилъ чрезъ человѣка Елиса<вѣты> Ива<новны>. Сердечно радуюсь что ты и М: Людьмила доѣхали благополучно.

Не удивляйся тому что встрѣтило тебя искушеніе; этому быть должно; Любовь Божія противными искушается, и познаемъ что мы далеко еще отстоимъ отъ оной, не имѣя равнодушія въ приключающихся непріятностяхъ, которые не безъ воли Божіей случаются. Однако жъ не надобно и о семъ малодушествовать, что не перенесла какъ должно, а познавъ свою немощь, смирить свое мудрованіе, и имѣть себя въ ничто; Это можетъ успокоить. Смущеніе же напротивъ доказываетъ сокровенную гордость, думала о себѣ, что имѣешь любовь Божію, но по обличеніи предаешься малодушію; отъ котораго да избавитъ тебя Господь. ‑ Что упрекъ тебѣ здѣланной, точно не имѣетъ уваженія, о семъ должна быть увѣрена не только писаніемъ, но существомъ дѣла и отъ части опытомъ. Имъ простительно потому что говорятъ отъ любви къ тебѣ; но тебѣ надобно знать, первое, что это есть званіе Божіе, которое преслушать небезбѣдно. Суета мірской жизни сколь поползновенна, тебѣ довольно извѣстно. За оставленіе родителей, ради любве Божіей, ты отвѣта не дашь.

Онѣ не однѣ; имѣютъ при себѣ дѣтей, кои могутъ быть для нихъ утѣшеніемъ. Ежели жъ бы ты посвятила себя свѣтской жизни и была въ супружествѣ, то хотя бы и однѣ онѣ были, а то все должна бы была ихъ оставить для мужа. Сколько жъ превосходнее оставить ихъ для небеснаго Жениха Христа! Прочти въ Лѣствицѣ 3ю степень къ своему укрѣпленію. А родителямъ твоимъ должна быть примѣромъ жертва п<?>. Отца Авраама, которой по требованію Божію не отрекся принести сына въ жертву, при старости лѣтъ своихъ, не имѣя другаго себѣ во утѣшеніе. И отъ нихъ хощетъ Богъ жертвы, но не послѣдней дочери, да еще и не закланія, а токмо уклоненія отъ міра, для служенія Ему въ мірѣ сестръ посвятившихъ Ему свое дѣвство, въ священной оградѣ св: обители. Будь спокойна Господь съ тобою.

Названіи твои мнѣ не приносятъ душевно пользы но и тебя думаю не пользуютъ. Я чувствую что не стою ни одного изъ нихъ, и боюсь дать отвѣтъ Господу Богу, за пріятіе того, что выше моей мѣры. Увѣренъ что ты отъ чистаго усердія сіе творишь, не оскорбляюсь за сіе, но прошу помолить, да не въ судъ<?> мнѣ сіе будетъ.

Изъ Сѣвска получилъ письмы отъ М: Игуменіи и отъ протчихъ, съ любовію принимаетъ въ обитель Марью <?>. Думаю что и къ вамъ съ Людьмилою есть письмы отъ нее<?>. Къ Батюшкѣ О: Леониду писалъ и просилъ на обѣихъ васъ благословенія. Поручая тебя покрову Божію съ испрашиваніемъ Его благословенія остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

4. іюля 1839. года

Родителямъ вашимъ свидѣтельствую мое почтеніе; но когда вы найдете сіе нужнымъ, скажите.

Нинѣ посылаю мое недостойное благословеніе. А сестрицѣ Настасьи Александровнѣ свидѣтельствую мое почтеніе. ‑ За фрукты благодарю.

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Сего дня пріѣхавъ къ брату благополучно, нашелъ свободное время поздравить тебя со днемъ твоего Ангела; хотя бывши въ Александровскомъ, и поздравлялъ, но таперь думаю получишь въ самой день сего торжества. Да утѣшитъ тебя Господь благодатнымъ Своимъ утѣшеніемъ, какъ даровалъ утѣшеніе Маріи Магдалинѣ искавшей Его. Ищи Его, но со смиреніемъ, какъ много уже тебѣ о семъ говорено. Вѣрую Господу, что Онъ сохранитъ тебя ищущую Его въ простотѣ сердца. Прошу сказать отъ меня усерднѣйшее почтеніе вашимъ папинькѣ и маминькѣ; и сестрицѣ Настасьи Александровнѣ. Всѣхъ ихъ и васъ благодарю за писаніе къ моей худости.

Отецъ Іоанникій мой все нездоровъ насилу доѣхалъ, и мнѣ онъ очень жалокъ.

Надѣюсь что не взыщешь на мнѣ, за нескладное писаніе, говорятъ и мѣшаютъ.

При желаніи тебѣ мира, здравія и спасенія испрашивая на тебя миръ и благословеніе Божіе остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Достопочтеннѣйшая Мати Людьмила, и тебя поздравляю съ Ангеломъ твоей собесѣдницы Марьи Алексѣевны. Вы будете сей день въ Болховѣ, прибѣгать къ предстательству Царицы Небесной; да услышитъ Она молитвы ваши, и устроитъ между вами миръ и спасеніе.

Прошу сказать отъ меня усердное почтеніе, почтеннѣйшимъ Марье Андрѣевнѣ, и Анастасіи Степановнѣ.

20. іюля

1839. года

Кромы.

Родные мои и дѣти свидѣтельствуютъ вамъ свои почтеніи и поздравляютъ съ Ангеломъ Марью Александровну.

Болящій Отецъ Іоанникій свидѣтельствуетъ вамъ почтеніе.

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна

Можно ли быть безъ брани находясь въ воинствѣ духовномъ? Брань не видимая и всегдашняя. Ктомуже враги злы, сильны хитры и коварны, а еще болѣе укрѣпляются нашею лѣностію, и не радѣніемъ, а больше всего гордостію, чрезъ которую имѣютъ смѣлый и дерзскій приступъ. Ты пишешь что побѣждаешься пылкостію и другими поползновеніями, чрезъ что послѣ малодушествуешъ. Но послѣ раскаяніемъ сознаніемъ своей немощи и сокрушеніемъ мстишъ врагу подущаему тебя на поползновеніи. Какъ нельзя изъ рекрута вдругъ или скоро здѣлаться Генераломъ, и не бывъ на многихъ сраженіяхъ быть искуснымъ воиномъ; такъ равно, а еще и болѣе не успѣвши вступить въ поприще духовной брани, уже и думать, что оной научилась; или желать скоро свободиться отъ страстей, и лѣтѣть выспрь день отъ дня возвышаясь. Не думай о себѣ, что будто бы ты уже и научилась духовной брани; нѣтъ оная многообразна; и не надѣйся вскорости побѣдить страсти. Это требуетъ многаго времени, подвига, труда, смиренія и помощи Божіей. Но хотя бы мы имѣли подвиги, труды но все безъ смиренія и помощи Божіей ничего не успѣемъ. Смиреніе же не въ одномъ только словѣ состоитъ, но Залогъ чувства въ сердцѣ хранящійся; человѣкъ тотъ при добродѣтеляхъ видитъ себя хуждша всѣхъ; при такомъ чувствѣ, воспалится ли онъ на кого либо? или въ другомъ чемъ увлечется ли страстію? А какъ сего то въ насъ нѣтъ, то и попущается смотрительно намъ побѣждаться немощами, чтобы познали свою немощь, и смирились предъ Богомъ и предъ людьми. Но вить это дѣло не одного дня или года, но многаго времени потребно. Однако о семъ не унывай, что не видишь всебѣ святыню, это бы былъ вѣрный знакъ гордости и прелести, когда бы ты утѣшалась мнимою своею святостію. Помни что предъ Богомъ лучше грѣшникъ съ покаяніемъ, нежели праведникъ съ гордостію. И что смиреніе и кромѣ дѣлъ прощаетъ многа согрѣшенія, а дѣла безъ смиренія безполезны[3]. Итакъ опять повторяю не малодушествуй отъ частости браней и побѣжденій, ибо и малодушіе есть знакъ гордости. Читай святыхъ отецъ ученія и со временемъ навыкнешь должному и избѣжишь прелести, и во всѣмъ безмѣрія, или оскудѣнія, но царскимъ путемъ да сподобитъ тебя Господь идти. Послѣ Успѣнія мы ожидали тебя съ М: Людмилою и сестрицею твоею Наст<асьею>. И Марья Алексѣевна ждала; она и таперь здѣсь, я ей показывалъ твои строки до нее касающіися. Она сбиралась на сихъ дняхъ выѣзжать, но брычку на которой надобно было ей ѣхать, взялъ одинъ знакомый, у котораго она дорогой згорѣла; итакъ таперь хлопочетъ о сысканіи оной. Кажется вы еще застанете ее здѣсь. Прискорбно для меня что ты долго зажилась не на своемъ мѣстѣ; знаю что не отъ тебя сіе зависитъ, но все скорблю. О недугѣ тѣла твоего благодушествуй, оно тлѣнно, а душа безсмертна: когда внѣшній человѣкъ тлѣетъ, тогда внутренній обновляется[4].

Жаль и мнѣ Ольгу Петровну, что она окончила дни не въ томъ мѣстѣ; впротчемъ предадимъ сіе въ волю нашего Творца и Промыслителя, только бы съ покаяніемъ и съ чувствомъ вѣры отошла въ оный вѣкъ. Она таперь избавилась уже многихъ скорбей. Упокой Господи душу ее въ царствіи небесномъ.

Пріемлю участіе въ вашемъ семѣйномъ мирѣ, дай Богъ, чтобы оный всегда водворялся въ семѣйствѣ вашемъ; но да не прельститъ тебя оный, о чемъ и сама ты опасаешься: да сохранитъ тебя Господь отъ сихъ стрѣлъ вражіихъ.

Хотя и доброе твое желаніе принять св: Тайны въ день усѣкновенія главы св. Іоан<на> Кре<стителя> но вить ты живешь въ мірѣ, не избѣжишь хвалы отъ людей, а своя еще болѣе. Ты же недавно сподоблялась сего дара; когда у насъ будешь, то здѣсь посмотримъ; а тамъ приноси благодареніе жертву хвалы и сердечное чувство благодарности.

Кажется все написалъ что нашолъ нужнымъ и то со многими отрывками, мѣшаютъ, и мысль перебиваютъ, а я и такъ ею небогатъ. Да благословитъ тебя Господь, и Матерь Божія да заступитъ тебя, Ангелъ хранитель да будетъ твой наставникъ въ пути спасенія.

Вручая тебя покрову Божію остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

22. Августа

1839 года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

О поѣздкѣ вашей нечево и писать, бывши увѣреннымъ, въ твоемъ собственномъ сего желаніи, и ожиданіи только перваго удобнаго случая.

Сердечно радуюсь что между вами водворяется семѣйной миръ; благодари за сіе Господа; и постарайся водворить въ себѣ миръ съ собою и со всѣми. Но прежде нежели не познаешь себя, что есть въ тебѣ, не можешь исправиться. Не смущайся за сіе, что волнуется въ тебѣ море страстей, оно утихнетъ, но не вдругъ, надобно побороться съ ними, познать свою немощь, нищету и смириться. Смириться не въ словѣ только, но залогъ въ душѣ стяжи, что ты дурна. Видь свои грѣхи, какъ песокъ морскій; когда сіе будетъ, то знай что начала приходить во здравіе душа. Ты чувствуешь рвеніе; говоришь что и не имѣю соболѣзнованія о согрѣшеніяхъ: да и не видишь, чтобъ ты угождала Богу; остается чувство что ты дурна, нельзя чтобы и не болѣзновала о семъ. Припомни какъ ты прежде о себѣ мечтала, что уже и любовь Божію имѣешь; но оная противными искушается. Всякому дѣлу благому или предъидетъ, или послѣдуетъ искушеніе[5]; дабы тверже оное было. Ибо чрезъ искушеніе стяжаваемъ смиреніе, а смиреніе укрѣпляетъ добродѣтели. Безъ него ни одна добродѣтель тверда быть не можетъ, даже и самая Любовь, сопряжена со смиреніемъ тѣснымъ союзомъ. Ты говоришь, рѣдко удерживаю свою пылкость; опомнясь, прошу у Создателя моего прощенія. По сему нельзя сказать чтобъ ты не жалѣла о своихъ согрѣшеніяхъ. О пылкости скажу тебѣ, по нашему просто гнѣвъ и ярость. Оные происходятъ отъ гордости, а не отъ природы. И болѣе отъ того, что все что ни дѣлала прежде казалось хорошо, и принимала хвалу, а никогда укоризну; и во всемъ составляла свою волю и разумъ, отъ того оные и взяли силу; таперь надобно ихъ противными врачевать. Прочти у Св: Кассіана о гнѣвѣ.

Да сподобитъ тебя Господь принять пречистые Его Тайны во исцѣлѣніе души и тѣла. Батюшка О: Леонидъ и я посылаемъ тебѣ наше недостойное благословеніе и вручая тебя покрову Божію остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

О: Іоанникій и О: Nиколай благодарятъ тебя за шапочки и свидѣтельствуютъ свои почтеніи.

16. Nоября

1839 года

Я ко всѣмъ вамъ равно расположенъ, и въ васъ увѣренъ тожъ.

 



[1] 1 Ин. 4:20.

[2] Ин. 14:23.

[3] Исаак Сирин. Сл. 46.

[4] 2 Кор. 4:16.

[5] Авва Дорофей. Поучение 19.