М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Благодареніе Господу, что сподобилъ тебя возвратиться во свою обитель; мы о семъ сердечно радуемся. Хотя для тебя и скорбно бы разстаться съ родителями и съ сестрой; оставя ихъ въ печали; но вить ты позвана отъ Бога; каково же, это, когда бы пренебрегла оное званіе? «Никтоже возложъ руку на рало и зряй вспять управленъ есть въ царствіе Божіе»[1]. Поставь судіею свою совѣсть, когда бы ты внимая упрекамъ своихъ родителей, и видя ихъ скорбь, осталась въ міру, имѣла ли бы ты тогда миръ? Напротивъ таперь тебя можетъ совѣсть успокоить, ты дѣлаешь для Бога. Родители же твои не совсѣмъ еще однѣ, Настя ихъ утѣшаетъ, да и сынъ не въ дальнѣмъ разстояніи. Примѣръ сестра твоя Наталья, для мужа поѣхала за 1000 верстъ. Ежели бы и ты подобно ей вышла замужъ, должна бы была родителей оставить. А здѣсь больше родителей; Самъ Христосъ, безсмертный Женихъ, Онъ говоритъ: «иже любитъ отца али матерь паче Мене, нѣсть Меня достоинъ.»[2] и къ юношѣ оному хотящему идти въ слѣдъ Христа, но прежде просящему позволенія погребсти отца своего, сказалъ: «Остави мертвыя погребсти своя мертвецы.»[3] Таковыми ученіями Господь отсѣкаетъ отъ насъ пристрастную любовь къ родителямъ; впротчемъ не повѣлеваетъ симъ ихъ ненавидѣть. Будь спокойна въ обязанности твоей къ родителямъ.

На поприще таперешней твоей жизни, ты можешь себя болѣе разсматривать въ бор’бѣ со страстьми, и познавать свою немощь, а отъ оной приходить во смиреніе. Ты увидишь, что еще далеко отстоишь отъ любви Божіей; которая показывается и познавается въ насъ исполненіемъ Заповѣдей Божіихъ; а онымъ сопротивляются страсти. Надобно ихъ видѣть и изгнать; что не можемъ вдругъ совершить, но многимъ временемъ, трудомъ и подвигомъ совершается. А иногда и не попущаетъ Господь намъ одержать надъ нимъ верхъ, дабы не превозносились.

Болѣзнь твою старайся переносить съ покорностію волѣ Божіей и съ благодареніемъ. Она послужитъ тебѣ на спасеніе. Болѣзнь плоти, усмиряетъ брань плоти; и невольный сей крестъ, доставляетъ невидимое утѣшеніе.

Съ Матерію Людьмилою старайся сохранять миръ. Когда съ обѣихъ сторонъ предваритъ смиреніе, то стрѣлы вражіи не будутъ дѣйствительны противу сего оружія. Во всѣмъ относись къ Мат: Игум<еніи> и держись ее наставленій. ‑ О томъ что ты мирна на счотъ своего содержанія, я сердечно радуюсь, да и сомнѣваться не должно, когда Богъ всю тварь питаетъ, неужели о насъ не промыслитъ?

Настинька ко мнѣ писала о своей скорби, я ей отвѣчалъ что могъ. Господь силенъ ей даровать утѣшеніе.

Вручая тебя въ покровъ Божій, и въ заступленіе царицы небесной Пречистой Дѣвы Богородицы Маріи, прося на тебя мира и благословенія Божія, остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

29. Генваря

1840 года

Благодарю тебя за вниманіе къ моимъ роднымъ, за посѣщеніе ихъ, онѣ очень вамъ благодарны, а паче братъ много былъ утѣшенъ при своей болѣзни.

Видѣть сны не въ нашей состоитъ волѣ, но давать имъ вѣру, или желать имѣть отъ нихъ утѣшеніе, или толковать ихъ опасно. Видѣла, и считай оный за ничто, то и будешь спокойна и избавишься отъ лести.

 

 

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Привѣтствуя тебя взаимно Христіанскимъ радостнымъ восклицаніемъ: Христосъ воскресе! и воистинну воскресе! поздравляю съ симъ радостотворнымъ торжествомъ. И на многіе лѣта желаю оный встрѣчать и провождать съ сердечною радостію и душевнымъ спокойствіемъ.

Ты пишешь что въ посѣщеніи тебя болѣзнію, покоряешься волѣ Божіей, ибо подастъ ли Онъ что не на пользу? Точно такъ! Ничто такъ не можетъ насъ успокоить и въ самыхъ тяжчайшихъ испытаніяхъ, какъ преданіе себя въ волю и въ промыслъ Божій; который и кажущееся намъ неполезное, прелагаетъ на благое и полезное.

«Не имѣю должнаго разсужденія, и недостатокъ большой духовной премудрости» вотъ твои слова. Весьма скоро захотѣла ты стяжать сіи высокія дарованіи. Знаешь ли кому оные даются? — Смиреннымъ и кроткимъ! по многихъ трудахъ искушеніяхъ и скорбяхъ пришедшихъ въ сіе состояніе. А ты что понесла таковая, и не видишь еще своихъ немощей и грѣховъ какъ должно, почему и несмиряешься. Слово сіе весьма опасно: «Спаситель не отринетъ желающую посвятить, каждое біеніе сердца для Него однаго единственно.» Это такъ высоко, но оно то тебя и обольщаетъ, и не попускаетъ смириться; между тѣмъ, какъ это только въ мнѣніи и словахъ, а на дѣлѣ еще и слѣда нѣтъ; пылъ въ нравѣ, и какъ ракета вспыхну; что это значитъ? Пылъ въ нравѣ; слѣдовательно ты невинна; въ нравѣ, я такъ сотворена. Но ето происходитъ отъ гордости, которую должно упражднять смиреніемъ, сокрушеніемъ и всегдашнимъ самоукореніемъ; пока они водрузятся въ тебѣ, и будутъ какъ природными; тогда и пылъ остынетъ. Читай у Марка подвижника къ Николаю иноку посланіе. — Когда жъ бы не было сего пылу, то какъ вижу, изъ нѣкоторыхъ твоихъ попадавшихся въ письмахъ выраженій, то была бы уже свята и желаніи твои все бы къ Богу стрѣмились. Опасайся сего о себѣ мнѣнія, оно подвержено опасности и прелести: читай Отеческія книги, найдешь бездну своихъ пороковъ; да ты еще носишься на дланѣхъ рукъ Божіихъ поддерживаема, еще не было никакого искуса твоему самовластію и благому произволенію. Прочти у св: Исаака Сирина 33е слово, найдешь тамъ, что и благое наше произволеніе, требуетъ помощи Божіей, и молитвъ о семъ къ Нему: ибо не всегда оное бываетъ благо, и проч: ‑ въ Отечникѣ есть, что одинъ братъ говоритъ старцу: отче, мысль моя всегда зритъ Бога; повидимому и добро сіе; но старецъ отвѣчалъ ему: Блаженъ кто зритъ грѣхи свои. — Всякой вещи время: время сѣяти, и время плоды сбирати. И дерзновенная мысль твоя о смерти, такъ же находится подъ опасеніемъ. ‑ Надѣюсь что не взыщешь съ меня, что такъ грубо пишу; право боюсь чесать ваши струпы, но желаю хотя нѣкоторое врачеваніе подать по вѣрѣ вашей.

Къ сестрицѣ твоей Насти, на сихъ дняхъ я писалъ, сколько могъ ко утѣшенію ее въ скукѣ находящуюся.

Благодарю тебя за соболѣзнованіе о братѣ моемъ и о оставшемъ печальномъ его семѣйствѣ. Богъ же лучшее объ насъ предзрѣвъ, вся творитъ по Его святой и благой волѣ; коей и должны мы безъропотно со смиреніемъ покаряться.

Поручая тебя покрову Божію, и купно съ Батюшкою О: Леонидомъ посылаемъ тебѣ наше недостойное благословеніе. Недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

19. Апрѣля

1840. года

Всѣмъ вашимъ келейнымъ Марфѣ, Пелагее, Ольгѣ и Августѣ посылаемъ недостойное наше благословеніе; и желаемъ чтобъ онѣ служили вамъ вѣрно, и были между собою мирны, чемъ и Богу угодятъ и получатъ спасеніе.

 



[1] Лк. 9:62.

[2] Мф. 10:37.

[3] Мф. 8:22.