<весна 1842 г. (после 19 апреля)>

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

За двоекратное твое поздравленіе меня съ праздникомъ воскресенія Христова, пріими мою усердную благодарность; а съ меня не взыщи что особенно не поздравлялъ, а въ письмѣ къ Мат: Игуменіи всѣхъ васъ поздравлялъ. Не знаю получила ль Мат: Игуменія часы, которые я послалъ съ Валентиномъ Николаевичемъ; онъ у насъ былъ на вербное воскресеніе, и взялся исполнить сію коммисію; хотѣлъ даже къ празднику доставить ей оные, при семъ и письмо мое посланное 12 апрѣля.

Смотри, какое есть училище благочестія Обитель, даетъ видѣть свои грѣхи, и познавать хотя отъ части немощи. Ты бывши въ мірѣ, мечтала о себѣ, что имѣешь любовъ Божію, которая есть глава всѣхъ добродѣтелей и совершенство; а таперь познала, что еще ничто, но и больше сего должно познать, когда будешь какъ должно смиряться, не языкомъ и перомъ, а сердечно грѣхопаденіе кто разумѣетъ; отъ тайныхъ моихъ очисти мя, и отъ чуждыхъ пощади раба твоего[1] взываетъ Св: Давидъ къ Богу. Всякой случай тебѣ тебя будетъ показывать. А книги почитывай, прочти св: Марка подвижника, онѣ тебѣ много доставятъ пользы. Ты назвала мірскимъ языкомъ, злопамятство отъ оскорбленнаго самолюбія: можно назвать и просто гордость, ибо онѣ имѣютъ между собою мало различія, или большое согласіе. Отъ чего происходитъ гнѣвъ и ярость? Конечно отъ гордости, ибо тутъ нѣтъ и слѣда смиренія, одно слово дѣлаетъ возмущеніе въ сердце; у св: Отцевъ найдешь всему причиною гордость. Ты думала великое дѣло здѣлала воспитала, и просватала, да еще изъ монастыря, за первое отъ Бога, должно ожидать награды, а за второе врятли. Вотъ же тебѣ и воздаяніе — терпи! Она судьбой своей недовольна, потому можетъ быть и скорбитъ на тебя. А тебѣ должно себя укорять, а не ее, что бывши въ монастырѣ, вступила не въ свое дѣло, здѣлалась свахою: пожалуй на меня скажешь что кормлю тебя сухариками; но мнѣ хочется чтобы ты нашла себя виновною, а не правою; тогда и злоба упразднится. – Добре что мы познаемъ свои страсти, но етого мало, надобно ихъ исторгнуть. А какого ето стоитъ труда? Но еще и смиренія, молитвы и Божіей помощи. «Виждь смиреніе мое и трудъ мой, и остави ся грѣхи моя»[2] и паки: «Благо ми яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ (Заповѣдямъ, повелѣніямъ, законоположеніямъ) Твоимъ[3]. Вездѣ нужно смиреніе, и св. пророкъ говоритъ о себѣ, прежде даже не смиритимися, азъ прегрѣшилъ[4]. А сердца сокрушенна и смиренна Богъ не уничижитъ[5]. И близь Господь сокрушенныхъ сердцемъ и смиренныя духомъ спасетъ»[6]. Хоть бы мы имѣли и великія исправленіи а не имѣніемъ сердца сокрушенна и смиренна суетно наше дѣланіе. Когда будетъ имѣть сіе уготованіе то и покой будетъ съ тобою: «уготовихся и не смутихся»[7]. Уготовихся смиреніемъ, видя свое ничтожество, и не смутихся при нанесенномъ оскорбленіи. Много есть подобныхъ пластырей, для исцѣленія нашихъ душевныхъ болѣзней, но оставляю тебѣ самой испытать оные. – Ты говоришь я всѣхъ люблю, и етимъ себя обольщаешь. Любишь до тѣхъ поръ, пока тебя не копнутъ. Какая жъ ето любовь?

Господь премилосердый да вразумитъ тебя, и укрѣпитъ въ пути истинномъ, а не заблудномъ. И Онъ же силенъ простить твои грѣхи, Коего покрову вручая тебя остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Видя не исполнившимся твое обѣщаніе, быть въ нашей обители къ 14. сентября, полагаю случившееся какое нибудь препятствіе не допустило; дай Богъ, чтобы все было по волѣ Божіей и на пользу душъ нашихъ. А гдѣ мы принимаемъ случившееся съ нами невольное чтолибо, по волѣ Божіей, то оной покоряемся и не малодушествуемъ.

Поздравляю тебя со днемъ Ангела почтеннѣйшей твоей маминьки Любови Ефремовны; прошу поздравить отъ меня ее и папиньку твоего. Желаю чтобы она была здорова тѣлесно, а паче душевно. Я писалъ къ вамъ обѣимъ отъ 29 августа, гдѣ и мѣру приложилъ длинѣ ковру; не знаю получили ль вы оное.

Надѣюсь что увѣдомите о времени вашего отъѣзда въ обитель, и о положеніи здоровья вашей маминьки.

И испрашивая на тебя миръ и благословеніе Божіе, съ желаніемъ душевнаго и тѣлеснаго здравія, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

Сестрицѣ вашей и дѣтямъ ее свидѣтельствую мое почтеніе.

15. сентября

1842 года

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Слава Богу, что во обители пребываешь, зачемъ же малодушествуешь, что долго тамъ пробыла; того ужъ не воротишь, надобно умиротворяться въ настоящемъ положеніи. Привязанность къ роднымъ, ето есть еще немощь твоя; не надобно ихъ ненавидѣть, но Любовь къ Богу, должно предпочитать оной. ‑ Причиною твоего двоедушія, я полагаю есть отъ части Мих<аилъ> Ан<дрѣевичъ>. Онъ и здѣсь бывши спорилъ что ты не правильно дѣлаешь что не живешь съ родителями; и приводилъ текстъ изъ Евангелія о приносящихъ дары но совсѣмъ въ противную сторону, и нейдетъ оный къ твоему положенію; то вѣрно онъ набилъ тебѣ голову своимъ разсужденіемъ. Но мы видимъ какъ отцы святые за Любовь Божію оставляли родителей, изъ коихъ Пименъ великій какъ поступилъ съ своею матерію, и когда она имѣла нужду въ его ходатайствѣ о дочери, не внялъ. Преподобный Феодосій Печерскій; Ефросинія подъ именемъ Измарагда, единственная дочь у отца, оставила ево, и сокрылась отъ поисковъ ево въ мускомъ монастырѣ, найдешь и многихъ другихъ такихъ же; которымъ сколько можно должны мы подражать. Онѣ не были презрители Евангелія, но исполнили Его. Извѣстно же откуда происходитъ таковое ево мудрованіе.

Совѣтую тебѣ быть спокойной съ етой стороны; можешь и родителей иногда утѣшить, но на малое время посѣщенія вить же вѣкъ съ ними не прожить. Положимъ же ежели бы онѣ были въ такомъ бѣдствіи, что не имѣли пропитанія никакого ни отъ кого призрѣнія, то можетъ и имѣло бы нѣкоторымъ образомъ уваженіе побыть при нихъ; но онѣ слава Богу имѣютъ и состояніе, и есть кому имъ послужить. Тебѣ же посвятившей себя на служеніе Богу будетъ ли полезно обращеніе съ свѣтомъ, который ихъ часто посѣщаетъ; а для насъ и одно видѣніе мірскихъ людей немало вредитъ, не только частое съ ними собесѣдованіе и сообращеніе учитъ св: Исаакъ Сиринъ.

Облагодѣтельствуемые тобою, платятъ тебѣ противными; ето плодъ твоего тщеславнаго дѣланія; учивши грамотѣ ево Его ученики, вѣрно думали, что дѣлаютъ добро а чрезъ тожъ самое ижни терніе; но да избавитъ тебя Господь отъ сихъ искушеній.

Ѳедосьи Афанасьевнѣ, прошу сказать мое почтеніе. И испрашивая на всѣхъ васъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Келейнымъ вашимъ мое благословеніе.

7. ноября

1842 года

Прочти въ житіи свя<тыхъ> Симеона и Іоанна, Іюля 21 числа въ вашихъ Минеяхъ, на 80 листѣ, какое давалъ наставленіе имъ, игуменъ Никонъ, о родителѣ, родительницѣ и о женѣ. Ето къ тебѣ очень прилично. Мнѣ нечаянно случилось прочитать ето въ сіе время. Можетъ быть для твоей пользы.

 



[1] Пс. 18:13.

[2] Пс. 24:18.

[3] Пс. 118:71.

[4] Пс. 118:67.

[5] Пс. 50:19.

[6] Пс. 33:19.

[7] Пс. 118:60.