М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Благодарю тебя за поздравленіе меня со днемъ моего Ангела; а я тебя взаимно поздравляю со днемъ твоего Ангела 26 Генваря. Миръ тебѣ и Благословеніе Божіе, да будетъ оно тебѣ на всю жизнь твою помощію во всѣхъ твоихъ благихъ дѣлахъ и начинаніяхъ.

Подарка никакова не посылаю. Головку мыть нѣкогда да и мыльца еще нетъ. Не взыщи на большое письмо, а прими усердное желаніе тебѣ спасенія отъ недостойнаго и многогрѣшнаго Іеромонаха Макарія.

22. Генваря

1846 года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Кажется и прошлаго года такъ же я ошибся поздравилъ тебя, не въ то время; но что дѣлать съ приближеніемъ старости и памятью тупѣешь. Прошу прощенія!

Хотя мыльцо и есть, да щелокъ не готовъ, а нынче зима 23 градуса морозъ, не скоро здѣлаемъ,  подожди; пусть накопится еще побольше грязи, то и помоемъ; а то право ни время, ни ума недостаетъ; все пишу да пишу, да мою, а самъ черенъ и нечистъ.

Письмо владыки возвращаю, очень лестна милость Архипастыря къ обители и къ тебѣ. Благословеніемъ ево и молитвами, да исправится жизнь ваша на лучшее.

Чего усердно желаю многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

6. февраля

1846 года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Марья Александровна!

Премилосердый Господь, хотящій всѣмъ спастися и въ разумъ истинны пріидти[1]; предвидѣвъ въ нынѣшніе наши бѣдственныя времена, оскудѣніе наставниковъ монашескаго жительства; оставилъ Богодухновенное ученіе Св: и Богоносныхъ Отцевъ, прошедшихъ дѣятельную жизнь, дабы хотящіи получити спасенія, держались праваго разума, въ ученіи ихъ находящагося, и не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, но правымъ путемъ идуще, сопротивлялись страстямъ, и при помощи Божіей побѣждая ихъ, успѣвали въ терпѣніи и Смиреніи кротости и Любви, и тако бы достигали града царствія Божія. ‑ Ты благодатію Божіею, сподобилась уклонясь отъ міра, (хотя не во всѣмъ смыслѣ слова) водвориться въ обитель, ищущихъ спасенія дѣвъ. Богъ даровалъ тебѣ имѣть книги Св: Отцевъ, и отчасти понимать ученіе ихъ, а въ чемъ нужно къ укрѣпленію и мать духовную; и сестру по духу, носящую твои немощи, можетъ быть и не въ полнѣ, но сколько можно, а паче при началѣ твоего вступленія и скорбныхъ случаяхъ. Благодари Господа, что Онъ по благости Своей удостоилъ тебя сего званія, и уже седьмой годъ укрѣпляетъ тебя въ семъ жительствѣ; и ты хоть немножко познала въ какомъ ты была помраченіи самонадѣянности, которую прикрывала смиреннословіемъ, и мнимымъ самоукореніемъ, чемъ ложно себя успокоивала; но съ теченіемъ времени открывались тебѣ твои немощи, и уже самолюбію твоему не на чемъ было опереться, какъ только прибѣгнуть къ смиренію, хотя не совершенному, но къ истинному себя сознанію и укоренію. Однако какъ страсти наши многообразны, и еще отъ насъ сокрыты, пока не покажетъ намъ ихъ кто, то работа сія и должно продолжаться пока совершенно достигнемъ смиренія. Я никакъ не противъ сего, чтобы тебѣ имѣть свою келью; но ето зависитъ, въ первыхъ отъ Бога, а во вторыхъ отъ воли М: Игуменіи и согласія сестры. Молись Богу, да устроитъ Онъ по волѣ Своей переходъ твой, буде тебѣ усмотритъ здѣсь не полѣзное сожительство, и когда тамъ можешь обрѣсти болѣе душевной пользы. Гдѣ будетъ воля Божія, тамъ, и случаи и стеченіи обстоятельствъ покажутъ путь къ сему. ‑ По молитвѣ проси Мат: будетъ ли ее на сіе соизволеніе, и какъ Богъ ей возвѣститъ; а тамъ и сестрино согласіе испроси, которое можетъ быть уже и готово, какъ вижу изъ твоего письма. И тогда приступивъ къ пріисканію кельи, буде обрящешь должна разстаться съ нею съ миромъ и благодарностію за несеніе ею твоихъ немощей, и за неимѣніе ращотовъ когда ты не была обеспечена; можетъ быть ей и ето приходитъ въ мысль. Такъ какъ и тебѣ твое святое устроеніе представляется. Давать не только свое, но и кто бъ далъ, нуждающимся. А пока еще не ý пріиде время отдѣленія твоего, то надобно и пожить и потерпѣть съ самоукореніемъ, и отверженіемъ себя, дабы исцѣлять свои страсти.

Ты думаешь спасительнѣе будетъ имѣть свой уголокъ, по твоему дурному устроенію; а ученіе Св: Отцевъ противное сему представляетъ: Я тебѣ хотя отъ части покажу оные, а ты сама любопотрудись приложить къ тому своимъ поученіемъ во оныхъ, и понудиться къ дѣланію по онымъ.

О томъ что не можетъ исцѣлиться страстный отъ страстей чрезъ уединеніе, пишетъ Св: Кассіанъ: «Якоже всякая аспида ядовитая, или лютый звѣрь. Егда въ пещерѣ и возгнѣжденіи пустыни утаитъ себе и покрыетъ, не бываетъ ли люта и вредлива? Обаче въ оно время не вредитъ, и не познаваетъ мѣры своея, не злобива ли есть. Или зла, яко не имать предстоящаго ко угрызенію.» Такъ и мы не имѣя насъ раздражающихъ и трогающихъ можемъ обольститься мнимымъ покоемъ, но не свободимся отъ страстей. Св: Авва Дорофей въ поученіи о еже себе укоряти, листъ 54 на об<оротѣ> о укоряющихъ насъ: «Мы же не хощемъ рещи, о братѣ нашемъ, яко Господь ему рече: но аще услышимъ глаголъ, абіе песіе страждемъ; вержетъ кто нонь камень, и оставляетъ вергшаго, и идетъ и грызетъ камень. Тако и мы творимъ, оставляемъ Бога, попущающаго на ны найти нашествія, ко очищенію грѣховъ нашихъ, и обращаемся на ближняго глаголюща, почто рече ми, и почто сотвори ми? И могуще отъ таковыхъ вельми пользоватися, сопротивное навѣтуемъ себѣ, не разумѣюще, яко вся промышленіемъ Божіимъ, бываютъ на пользу комуждо.» И паки на листѣ 118мъ о изсякновеніи любви: «Долженъ еси убо отъ Бога помогаемъ, первѣе не вѣровати отнюдь своимъ мнѣніямъ, и всею силою спѣшити смириться братіямъ твоимъ, отсѣцати предъ ними всею душею свою волю. Аще досадитъ ти кто отъ нихъ; или инако оскорбитъ, помолися объ немъ. Якоже рѣша отцы, яко вельми тя пользовавша, яко врача любосластія твоего: отъ сихъ бо ярость твоя охуждается.» Подобно и у Зосимы пишется: Аще не пріемлеши укоризны отъ ближняго, но плетеши наны помышленія, навѣтуеши самъ себе, якоже бѣсове и протчее прочти сама въ книжицѣ его. Св: Марко подвижникъ въ 209й главѣ, представляетъ и средство къ уничтоженію движеній страстныхъ; а св: Симеонъ новый Богословъ въ 31й главѣ показываетъ причину отъ чего подвигаемся на ярость, и средство къ укрощенію оной.

И паки Марка Подвижника слово къ Николаю Иноку, гдѣ онъ говоритъ что, аще кто не повергнетъ себе подъ всѣми уничижаемъ и попираемъ быти, христіанинъ истинный быти не можетъ. Въ главахъ его много найдешь тово, что побуждаетъ насъ къ терпѣнію. А когда вникнешь въ книгу св: Іоанна Лѣствичника, то найдешь много, сколько нужны укоризны и досады желающимъ спастися, къ познанію своихъ немощей и страстей, и къ истребленію оныхъ. Такъ же и у протчихъ Отцовъ, которые за пространствомъ оставлю, ибо и одинъ стишокъ можетъ принести пользу, при нашемъ благомъ произволеніи. Еще скажу одинъ стишокъ Св: Марка: «Не любопытствуй, яже како, или когда, или чрезъ кого находятъ искушенія; приличность бо коегождо, и неотложное ихъ тщаніе и всея твари о семъ содѣйствіе Единаго Бога есть вѣдѣти, а мы таинственное стеченіе случаевъ не постигаемъ

Изъ всего етого старайся примѣнять къ жизни твоей и къ своему устроенію сколько можно, а въ недоумѣніяхъ, такъ какъ ты имѣешь участіе въ служащихъ тебѣ относись къ Мат: Игуменіи и на ее разсужденіи основывайся.

Вотъ тебѣ и щолокъ и мыло, довольно съ тебя етого? ко очищенію нечистотъ твоихъ? Въ остальномъ же да подастъ Господь тебѣ истинный разумъ, и укрѣпитъ въ дѣланіи добродѣтели со смиреніемъ, коего покрову вручая тебя остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

12. февраля

1846. года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Послѣднее твое письмо получилъ 18 числа марта отъ 9. посланное, да еще прежднее отъ 20. февраля, и на оба вмѣстѣ отвѣтствую:

Изъ всѣхъ произшествій видно, что по стеченію случаевъ и обстоятельствъ, по келейной вашей жизни, время пришло тебѣ испытать другое товарищество, гдѣ болѣе самовластіе твое будетъ имѣть дѣйствій, и чаешь получить успокоеніе. Я писалъ тебѣ и прежде что я никакъ не противъ етаго, ежели находишь для себя не удобовыносимо жительство твое, и когда на сіе согласна М: Игуменія, то видно есть на ето и воля Божія. Да какъ вижу изъ письма твоего, что и М: Людьмилѣ въ тягость ваше купножительство, то и она понесетъ равнодушно твое изшествіе отъ нее. Пишешь что остается за моимъ на сіе согласіемъ. Да благословитъ Господь тебѣ переходить на новое поприще твоей жизни; и да поможетъ стяжать истинный покой, а не мнимый. Надобно и тутъ бороться со страстьми: Гордости, Самолюбія, тщеславія, гнѣва, злопомнѣнія и протчихъ. Намѣреніе твое благое, растаться съ М: Людмилою друзьями; хорошо когда оно исполнится поистиннѣ а не политикою. Впротчемъ и тутъ предлѣжитъ борьба; и для тебя кажется нужно во время нашествія, смотрѣть болѣе на хорошую сторону ее, а паче въ первые годы, стараніе ее къ твоему успокоенію, и чувствовать благодарность со смиреніемъ; каковые средства могутъ затмѣвать и поглощать представляющуюся ее черноту.

Проходя поприще монастырской жизни, ежели бы ты не видала искушеній подобныхъ потрясающихъ тебя, а все бы шла выше и выше, какъ думала прежде горя любовію къ Богу и ближнему, то могла ли бы ты познать себя и свое устроеніе? А то хотя и не совершенно еще, но все видишь свою черноту, и хотя нѣсколько смиряешься, а далѣе и больше научишься.

Когда бы за два за три года кто тебѣ сказалъ о таперешнемъ событіи, могла ли бы ты повѣрить? бывъ въ самонадѣяніи. Ты хотя таперь и воспоминаешь слова Батюшкины, но только таперь, видя совершившееся на дѣлѣ, а тогда вѣрно противное ощущала. Предайся волѣ Божіей, и смотри за страстями своими, ихъ много въ насъ съ тобою; а мы ихъ не видимъ; но по времени случаи будутъ намъ ихъ открывать, да потребятся въ вѣкъ вѣка отъ сердецъ нашихъ, помощію Божіею и нашимъ тщаніемъ и содѣйствіемъ носящихъ наше бремя.

Архіерейское есть благословеніе и резолюція на продажу келліи Чичериной, то для чего жъ кажется папиньки твоему самому ѣздить къ Архіерею, а М: Игуменіи самой къ нему отнестися, что нашлась желающая купить сію келью, и она по силѣ его резолюціи продала оную за такую то цѣну. А такъ какъ и ты имѣла къ нему отношеніе, то и тебѣ написать къ нему, прося его благословенія на жительство въ оныхъ. И ето для того, дабы оградить болѣе безопасность со стороны Чичериныхъ; впротчемъ надобно опасаться, дабы вниманіе Архі<ерея> не послужило тебѣ поводомъ къ тщеславію и о себѣ мнѣнію. А мірскихъ тутъ мѣшать кажется не нужно; монастырскіе дрязги могутъ ихъ соблазнить. И онъ наговоритъ Архі<ерею> много лишняго.

Мат: Игуменіи скажи мое почтеніе.

Къ М: Людмилѣ таперь писать нѣкогда, хотя и есть у меня малое письмецо, но на оное и писать нечево; вѣрно таперь напишетъ побольше тогда и къ ней напишу.

Опять ты увлекаешься снами своими, и даешь имъ вѣру яко благостнымъ? Поетому ты достигла такого устроенія, и того стоишь. Можешь ли избѣжать такихъ мнѣній, хотя весьма тонькихъ, и почти не замѣтныхъ, а въ послѣдствіи обольстишься или до ослѣплѣнія или до неисцѣльности. Нельзя ли было обойтиться и безъ сна? Дарья пришла къ тебѣ, предложила свои деньги и желаніе; тебѣ нужда, ты принимаешь услуги и ее; благословенія матернаго довольно. Для чего же сонъ? Для твоего обольщенія! Берегись! Когда не принимаешь сна изъ смиренія и опасенія прелести, хотя бы былъ оный и благодатный, за сіе не осудишься. А ежели ето прелесть? То какъ оправдаешься повѣривъ! Мудрено же ли быть оной, когда врагъ видитъ все происходящее подъ небесѣмъ: Конечно видѣлъ и Дарью къ тебѣ шедшую, и изъ разговоровъ и дѣйствій могъ проникнуть ее намѣреніе, и тебѣ возвѣстить. Оставь, не увлекайся снами.

Желаю тебѣ мирно вступить въ свою келью и спокойно пожить, содѣвая свое спасеніе. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

19. Марта

1846. года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Получа первое твое письмо отъ 9. марта 18 числа отвѣчалъ 19. А таперь и еще получилъ отъ 20. 26 числа о томъ же. Но какъ въ томъ моемъ письмѣ написано довольно окуратно, касательно покупки тебѣ келліи; потому таперь и оставляю сію матерію. Тебѣ же желаю, когда будешь жить свободна отъ случаевъ таперешнихъ, пожить мирно и Благоугодно Господу, познавая свою немощь и малодушіе, и отъ сего стяжавай смиреніе. Дай Богъ, чтобъ вы обои успокоились и мирны были между собою.

Поздравляю тебя съ приближающимся праздникомъ Воскресенія Христова. Потщися встрѣтить оный духовно торжествуя и радуяся о преславномъ спасеніи нашемъ, котораго тебѣ есмь усердный желатель многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

30 марта

1846. года

 

 

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Отъ 3. Апрѣля письмомъ твоимъ поздравляешь меня съ праздникомъ воскресенія Христова. Благодарю за оное; а я тебя поздравлялъ отъ 30 марта; и видя изъ письма твоего, въ исходѣ апрѣля намѣреніе быть въ Луневѣ, уже не писалъ къ тебѣ, полагая что письмо мое тебя не застанетъ, по долгому ходу; ибо я и таперь письмо твое отъ 17. посланное получилъ только 26. Апрѣля, но видя изъ онаго что ты помѣдлишь еще отъѣздомъ, пишу къ тебѣ:

Поздравляю тебя съ новосѣльемъ и съ своими кельями; дай Богъ въ оныхъ тебѣ пожить мирно и получить спасеніе!

Въ мирномъ таперешнемъ твоемъ положеніи, старайся умиротворять и страсти твои, сопротивляйся онымъ и искореняй ихъ. Онѣ всѣ тѣ же въ тебѣ остались, только пока нѣтъ еще трогающаго оныя; а нельзя чтобы не было ихъ долго; безъ искуса не познаешь себя, тотчасъ попадешь въ святые. ‑ Ты и такъ долго была слѣпа, уважая свои страсти самолюбіе, горячность и протчіе; а пищи имъ было довольно, но какъ оскудѣла пища, стало противное имъ, то онѣ и показали свое дѣйствіе. Но етому не полѣзно быть надолго, т: е: чтобы тебя никто не трогалъ. Дай Богъ чтобы мирное чувство всегда было у тебя къ М: Людьмилѣ; хотя въ послѣднее время и были тебѣ сухарики, но все должно помнить, что она много для тебя дѣлала во всѣмъ. Въ етомъ хоть на время накинь завѣсу на самолюбіе твое, и смирися сознавши въ истиннѣ.

На первое письмо я оставляю подробности писать, довольно что ты ихъ напомнила себѣ и можетъ быть укорила, зазрѣла и смирилась. Занимайся чтеніемъ отеческихъ книгъ, ходи въ Церковь, домашнее правило по силѣ исполняй, разсматривай свою совѣсть, и имѣй къ М: Игуменіи вѣру и любовь; жалѣй что своимъ не устройнымъ жительствомъ наводила ей скорбь, а можетъ быть кому и соблазнъ.

Таперь все ново, весна, обновилась земля, древа, птички поютъ, и всѣ обновляется съ весною: обновляйся и ты въ твоемъ устроеніи, зима страстей, да мимоидетъ отъ тебя, а весна добродѣтелей, да зеленѣетъ и приноситъ плодъ.

Благословеніе Божіе, да будетъ на тебѣ и на всѣхъ твоихъ сестрахъ усердно желаю многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Сестрицѣ твоей Настасьи Александровнѣ свидѣтельствую мое почтеніе и Трифилію Михайловичу.

27. апрѣля

1846 года

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Получа твое письмо 25. числа сего Августа, не могъ съ первою почтою отвѣчать тебѣ на оное, а таперь пишу 30 числа, и полагаю что сего дня день Ангеловъ, твоего папиньки и братца, съ коимъ тебя и ихъ усердно поздравляю, и желаю имъ всякаго блага и здравія на многія лѣта!

Ето тебѣ искушеніе думать о моей смерти; сіе состоитъ не въ нашей власти, а отъ Бога, всякому изъ насъ предопредѣленъ конецъ когда оному быть, по всепремудрому Его предвѣденію. Надобно просить Его, да подастъ намъ Христіанскую мирную кончину, и сподобитъ не осужденно предстать предъ страшное Его судилищѣ. О чемъ и тебя прошу помолить Господа.

Пишешь о желаніи твоемъ возвратиться во обитель, на подвигъ обѣщаннаго жительства; ето благое дѣло; только одного желанія недостаточно, а надобно исполненіе.

Послѣ твоего отъѣзда 19. числа посѣтилъ нашу обитель, нашъ Преосвященный. Пробылъ до 24. числа, во всѣ время милостиво и отечески со всѣми обращался, и поѣхалъ давъ миръ и благословеніе обители.

Служилъ въ монастырѣ и рукоположилъ въ Іеромонаха Отца Виталія а въ Іеродіакона О: Іерофея. Обѣдня была заупокойная. Поминалъ Старцевъ нашихъ и Батюшку О: Льва; послѣ служилъ самъ панихиду.

Матери Людьмилы письмо не возвращаю. О блискомъ обращеніи съ нею, покажетъ опытъ что и какъ должно дѣлать. Опытъ или искусъ всему учитель.

Мать Леонида и Надежда Сте<пановна> возвратились изъ Воронежа благополучно; послѣдняя сего дня отправляется въ обитель.

Когда придетъ твоя Дарья, сколько могу и подастъ Богъ слово, постараюсь заняться съ нею о должномъ; а по вѣрѣ ее и произволенію Богъ силенъ даровать ей пользу, къ общему вашему успокоенію.

Испрашивая на тебя миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель твоего здравія и спасенія многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

30. Августа

1846 года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Сколько могу понимать изъ твоего письма о Ек<атерины> П<?> положеніи, какъ она скорбна, и искала твоего утѣшенія; которое подать ей состоитъ не въ твоихъ силахъ. Изъ ее же письма я многаго не уразумѣлъ, не зная ихъ семѣйныхъ связей. Но ето до меня и не касается; а изъ всего сего сколько могу понимаю, что промыслъ Божій любя ее посѣтилъ скорбями, чтобы чрезъ нихъ получила очищеніе въ сей жизни. Мнѣ не извѣстны ни жизнь ее, ни грѣхи, но судя по общему принятому образу нынѣшней жизни, и уклоненію во многомъ отъ правилъ и постановленій церкви, чего и за грѣхъ не считаютъ; а между тѣмъ преслушаютъ церковь и пастырей, и симъ относится преслушаніе къ Самому Богу, по Его неложнымъ словамъ, то видно угодно отеческому Его промыслу посылать скорби ко очищенію, тѣмъ, кои достойны Его любви. Надобно принимать оные съ благодареніемъ, и смиреніемъ, не обвиняя никого, а токмо себя; чемъ и облегченіе могутъ получить наказуемыя. Прошу сіе разсужденіе мое знать только про себя а меня не выставляй, я не проповѣдникъ всѣмъ: Есть много учителей и писанныхъ ученій. Лишь бы была Алчба и жажда къ благочестію.

Я писалъ къ тебѣ 30. Августа чрезъ почту, которое думаю таперь ты уже получила. Тамъ увѣдомлялъ о посѣщеніи насъ Архіереемъ и о протчемъ.

Мать Леонида сегодня собирается въ путь въ свою обитель, и за тобою очередь сія стоитъ, да поможетъ тебѣ Господь, бѣгая въ пустынь удаляться и чаять Его спасающаго тя. Увѣренъ что ты жаждешь сего, но надобно и исполнить.

Благодарю тебя за присылку отъ усердія твоего всего того, что написано въ запискѣ твоей. Все оное исправно получено. Благодарю и Настасью Александровну за конфетки. Вы меня всѣмъ утѣшаете; но горе мнѣ, какой дамъ отвѣтъ Богу за вся благая Его даруемо мнѣ, не по достоинству моему, а туне!

Образочекъ С: В: М: Георгія возвращаю, а чоточки скоро нельзя отдѣлать, пришлю при оказіи. А о чесахъ не могу дать тебѣ слова, не имѣю никакого сношенія съ сими людьми, да и оказіи таперь нѣтъ въ Москву, а недавно была, и О: Іоанникій можетъ быть и могъ бы чрезъ О: Геронтія выписать.

О протчемъ ни о чемъ еще не знаю, а пойду спрошу, и ниже напишу.

Миръ Божій и благословеніе Его да будутъ съ тобою, усердный желатель многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Посылаю тебѣ и Настасьи Алек<сандровнѣ> по просворѣ, свидѣтельствую ей мое почтеніе, и желаю ей и семѣйству ее мира, здравія и благоденствія, и да будетъ на нихъ Божіе Благословеніе.

3. Сентября

1846 года

Адресъ Марье Петр<овнѣ> Колычевой, въ Кирсаново на ее имя. О четкахъ О: Петру сказывалъ. О портретѣ Серафима не успѣлъ.

Сей часъ получилъ книги выписанныя для тебя, которыя при семъ посылаю, а имянно

Добротолюбіе 4. книги…………………………....19 р.

Ефрема Сирина 4…………………………………..19 р.

Благовѣстникъ 1 ……………………………………27

                                                                …...итого 65 р.

Подожду.

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Слава Богу, что находишься въ своей обители, и въ своей келіи; да наставитъ Онъ тебя како пользоваться оною, не надобно искать покоя, или бѣгать браней духовныхъ. Избѣгая внѣшнихъ скорбей, усрящутъ внутреннія; а безъ того невозможно смириться и упремудриться въ духовной жизни. Не исходя изъ келліи, не думай, что ты добрѣ творишь, но напротивъ сознавай свою немощь, и ублажай тѣхъ которые несутъ послушаніи въ сообществѣ, ради Бога, и ради общей пользы. Но прежде искуса не льзя ничего узнать, а опытъ всему научитъ. Тетрадки 2. получилъ. Изъ коихъ одну передалъ О: Петру, а изображенія Преосв<ященнаго> Тихона еще не получалъ, потому видно что еще не было оказіи отъ Куркина.

Благодареніе Господу, что уладила дѣла свои по имѣнію, и папиньку оставила спокойнымъ, имѣя въ близу семѣйство Настасьи Александровны.

Я виноватъ не писалъ еще къ нему о черепицѣ, прочитавши письмо, и забылъ, ибо у меня много ихъ, а уже когда сталъ отвѣчать тебѣ, тутъ и попалось на глаза, постараюсь написать.

Миръ тебѣ! Остаюсь желатель твоего спасенія, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Келейнымъ твоимъ мое благословеніе.

19. октября

1846 года

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Я уже отвѣчалъ тебѣ на письмы твои и на послѣднее отъ 14. числа писанное, а 20 получилъ писанное тобою 8 числа окт<ября> а по штемпелю посланное 16 числа. Изъ коего вижу какія были тебѣ препятствіи къ выѣзду и что все оное на лучшее устроилось, касательно выгодъ внѣшнихъ. ‑ Слава Богу, что ты дома! Пора заняться собой, подвизаться на страсти, и видѣть свои согрѣшеніи, а не исправленія. Отъ перваго раждается смиреніе, а отъ послѣдняго гордость и прелесть. Отъ чего да избавитъ тебя Господь.

Благословеніе Архіерейское да будетъ тебѣ въ помощь ко спасенію; а не къ тщеславію. Остаюсь желатель твоего спасенія, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Келейнымъ твоимъ и новоначальнымъ Божіе благословеніе.

22. октября

1846 года

 

 

 

 

8. ноября

1846 года

+

Почтеннѣйшая Марья Александровна!

Въ краткихъ словахъ скажу тебѣ, вчерашнiй день получилъ отъ Куркина изображенiе Преосв. Тихона, и сукна 3 штуки<?> а я къ тебѣ послалъ твои чотки на проволоку снизанные, съ Екатериною вашею послушницею. Миръ тебѣ І<еромонахъ> Макарiй.

 

 

 

 

М. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Прошу не поскорбѣть на меня, что нескоро на письмо твое отвѣчаю. Вить у меня ихъ много, и не знаешь на которое прежде отвѣчать, а время мало, и немощи одолѣваютъ, иногда и духу нѣтъ писать.

Описываешь свое искушеніе чрезъ Августино неустройство послѣдовавшее. Тебѣ ето искусъ, какъ примешь, и чтобы видѣла и свои немощи не понеся какъ должно. Человѣческіе немощи ее можно извинить, притомъ не имѣвшую намѣренія посвятить себя на сохраненіи въ безсупружествѣ. И надобно поступить по искуснѣе чтобы не подвергнуть ее наказанію за то что она надѣлала тебѣ грубости, между тѣмъ служа столько лѣтъ тебѣ. Можно написать къ отцу, что ты не хочешь никого нудить, а находишь въ ней скуку и нежеланіе монастырской жизни, преклонность же болѣе къ свѣтской или мірской, то потому отпуская ее, просить не наказанія а награжденія за услугу. А когда будетъ наказана, хотя и по винѣ ее предъ тобою, то совѣсть твоя не можетъ быть мирною. И всуе будешь обольщать себя келейнымъ миромъ. Ничево не знаю, что до сѣхъ поръ у васъ дѣлается, но нашелъ нужнымъ написать тебѣ это.

Келейная твоя жизнь, желаю чтобъ была мирная; но не одно ето взыскивается отъ насъ, чтобы только читать книгу, и знать что въ ней написано, но надобно простираться и на дѣланіе, на борьбу со страстьми, видѣть свою худость и немощь, смиряться отъ сего. Развѣ долго воспитать внутренняго фарисея? Отъ чего да избавитъ тебя Господь.

Составленіе своего разума о рясофорѣ не имѣетъ никакого претекста. Прочти написанное мною разсужденіе о семъ предметѣ, оно есть у Мат: Макаріи. Какъ искать предосудительно, такъ и уклоняться тоже. Своя воля и разумъ, и есть мѣдная стѣна между нами и Богомъ, пишетъ св: Дорофей. Мудрено ли здѣлаться перемѣнѣ, послѣ отреченія станешь искать. Но ты вѣрно увѣрена въ себѣ, что этого не будетъ. Думаю что не ошибаюсь? Вотъ и есть Я.

Письмо преосв<ященнаго> очень лестно и назидательно. Но меня удивляетъ твое высокое устроеніе, что даже до сердца твоего мысль тщеславная не доходитъ. Какъ ты умѣла такъ скоро побѣдить сію страсть, когда и подвижники увлекались оною. Можетъ быть не тоже ли Я, ее заставляетъ молчать. Водимый азъ грѣшный тщеславіемъ, хотѣлъ было много еще кой чево о семъ написать, да Я, мое, велѣло замолчать.

Живи мирно, спокойно, пой старушекъ чайкомъ, да помни что страсти еще кроются внутрь сердца, подобно вреднымъ кореньямъ въ землѣ въ зимѣ сокрытымъ; а какъ теплота воздуха и влага достигнутъ ихъ, то онѣ и прозябаютъ. А намъ случаи подаютъ видѣть какая тьма страстей не истреблена нами.

Да будетъ на тебѣ и на живущихъ съ тобою миръ и благословеніе Божіе, усердно желаю многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

23. Nоября

1846 года

«Никтоже бо, глаголетъ Лѣствичникъ, въ чертогъ небесный вѣнецъ нося внидетъ, аще не первое и второе и третіе сотворитъ отреченіе.

Первое, отреченіе міра, и яже въ мірѣ; второе, отреченіе воли и разсужденія; третіе, отреченіе тщеславія, послѣдующаго послушанію.

Отъ сихъ первое есть удобнѣйшее, но Боголюбцемъ. Второе, до смерти ищетъ подвига и труда кровава. Третіе не престаннымъ себя укореніемъ побѣждается. Всѣмъ же симъ присудствуетъ невидимая Божія помощь, безъ неяже и ни едино отъ сихъ исправити мощно.» изъ письма старца Паυсія стр: 76.

Вотъ лучшій компасъ нашего устроенія.

 



[1] 1 Тим. 2:4.