М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Въ самый день Ангела моего, получилъ я твои и протчихъ вашихъ письмы, съ поздравленіемъ. Хотя я и не стою того, но принимаю усердіе съ благодареніемъ. Ты написала много матерій, но о всѣхъ оныхъ оставляю говорить, по краткости времени, яко о обычныхъ, а только объ одной скажу, касательно М: Люд<милы> и твоего мнѣній о порчѣ: она слишкомъ суевѣрна, а ты вольнодумна, подражали мнѣнію нынѣшнихъ умниковъ будто совсѣмъ нѣтъ порчи. Назови и меня суевѣромъ, я приму и потерплю. Но можно доказать что оная есть, какъ изъ житія св<ятыхъ> такъ и на опытѣ многихъ видали, и не только простыхъ, но и просвѣщенныхъ. И таперь еще есть въ живыхъ такого положенія. Изъ писаній отеческихъ житій, только два примѣра тебѣ скажу, хотя оныхъ и много есть. 1е въ житіи Макарія Египетскаго, одна жена была (скажу просто) испорчена, претварена изъ человѣка въ лошадь, и не могла ни пить ни есть ничего, а только ржала полошадиному; и молитвами св: Макарія получила исцѣленіе; онъ же открылъ ей и вину за что попущено было такое наказаніе. 2е въ житіи Кипріана и Iустины. Было стараніе любителя ее привратить ее къ себѣ, чрезъ волхвованіе, но не успѣлъ по чистотѣ дѣвы, не попустившу Богу. И еще два случая: 1 въ житіи Св: Василія Велик<аго> наважденіемъ вражіимъ одинъ рабъ привлекъ къ себѣ въ любовь дочь своего господина, и на ней женился; 2й Феофилъ Экономъ Архіерейскій, бывъ удаленъ отъ сей должности, такъ уязвился печалію о семъ, что поискалъ волхва и чрезъ него, паки Архіерей призвалъ его, и просилъ извиненія что опечалилъ его, и далъ паки должность.

Вѣришь ли симъ повѣствованіямъ? которымъ и св: Митрій вѣровалъ, потому что писалъ, когда вѣруете, то стало быть есть порча. Но на кого она дѣйствуетъ? на того, на кого попуститъ Богъ, или за грѣховное житіе, или за гордость, или ко искусу. А когда нѣтъ ничего такого, то не попущаетъ Господь подѣйствовать вражіей силѣ; что видно и на Іустинѣ. Напротивъ и безъ волхвованія св: Апостолъ вѣлелъ коринфянамъ одного грѣшника, предать сатанѣ, во измождениiе плоти, да духъ спасется[1]. Но послѣ наказанія миловалъ его. — Не знаю довольно ли сихъ доказательствъ на исцѣленіе твоего вольнодумства?

А Мать Людьмила слишкомъ суевѣрна, всего боится и не вѣруетъ, что аще не попуститъ Господь, то никто не можетъ ничего вреднаго сотворить; а попуститъ, то не избѣжитъ; и надобно лучше стараться отсѣкать вины, за которые бываетъ попущеніе и предаваться вѣрою въ промыслъ Божій.

Больше писать не могу, будь увѣрена, что я желаю тебѣ истиннаго разума и спасенія, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Почтеннѣйшей Елисавѣтѣ Ивановнѣ свидѣтельствую мое почтеніе. Да укрѣпитъ Господь ее въ терпѣніи болѣзни, попустившій оную вѣрно на пользу души ея.

И Ѳедосьи Афанасьевнѣ свидѣтельствую мое почтеніе.

20 Генваря

1847 года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Письмо твое отъ 22. Генваря и записочку получилъ: изъясняешь свою скорбь, что за дѣйствіе твое къ миру, тебѣ же досталось, и просишь меня растолковать тебѣ это, за что такъ бываетъ «ибо въ самомъ дѣйствіи твоемъ чувство бываетъ любовію и страхомъ подвигнуто.» Положимъ что и такъ, и пусть оно не будетъ осквернено высокоуміемъ и тщетнымъ похваленіемъ (чего однако жъ въ послѣдствіи вѣрно не избѣжала въ тайнѣ сердца твоего). Но надобно жъ ему очиститься огнемъ искушеній и скорбей; и только будетъ тогда чистая любовь, когда положитъ душу свою за ближняго. Ты когда дѣлала и успѣла, но души не положила, труда и скорби не понесла. Но вотъ оная явилась, а ты и въ ропотъ уклонилась. Какой народъ грубый и непросвѣщенный; надобно бы тебя похвалить за это доброе дѣло, а онѣ укоряютъ. А ты явно искала похвалы и награды за свое доброе дѣло, когда не понесла укоризны. Можетъ быть ты и не видишь въ себѣ етого, но разбери бездну сердца твоего, то найдешь тамъ гнѣздящаго тщеславнаго змія, будто бы подвидомъ добродѣтели приносящаго тайное удовольствіе, и похваляющаго тебя, что ты дѣлала добро ибо видишь въ себѣ любовь и состраданіе видишь добродѣтель, а смиренія нѣтъ, которому Самъ Господь нашъ научаетъ: «Аще и вся повелѣнная сотворите, глаголите яко раби не ключимы есмы, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[2]. А когда неключимый рабъ то не долженъ ли онъ все терпѣть и быть увѣреннымъ, что укоризны и досады не могли и быть иначе, какъ смотрѣніемъ Божіимъ къ нашему исправленію, яко неключимы раби у насъ одна правость наша и возрастетъ выше и выше, и покою не даетъ. Таперь рассматривай себя и дѣйствія промысла Божія надъ тобою, ко уврачеванію тебя.

Въ записочкѣ же сознаешь свою вину въ невѣріи и въ ложномъ мнѣніи что то могло быть за время идолопоклонства. Но тогда было христіанство ибо сіе было въ 4 и 5 вѣкахъ по Рождествѣ Христовѣ и съ христіанами.

Но нынче есть много подобныхъ случаевъ и дѣйствій отъ порчи, чему я у васъ очевидцемъ и не на однихъ простолюдинахъ, но и на просвещенныхъ образованныхъ.

Нынче не идолопоклонство; но дѣйствіи страстей можно назнать тожъ идолопоклонствомъ, какъ называетъ Димитрій. Но довольно о семъ.

Посылаю Матушкѣ Игуменіи книгу Житіе старца Паυсія вышедшую въ семъ году, а самъ писать таперь къ ней не имѣю время. Когда же будетъ оказія, пришлю и тебѣ и еще кой кому. Читайте и дѣлайте со смиреніемъ.

Рыбку твою видно мы не достойны <нрзб>.

А о хлѣбцѣ твоего намъ усердія, хорошо и въ деньги обратить, а то труденъ перевозъ. И сколько тебѣ Господь возвѣститъ, отдай Мат: Макаріи, съ которой я имѣю счотъ, получаю здѣсь ее деньги.

Прошу сказать Мат: Игуменіи мое почтеніе.

Поздравляю ее съ святымъ постомъ, съ коимъ и тебя поздравя желаю благоговѣйно провождать оный и остаюсь многогрѣшный Ιеромонахъ Макарій.

Въ Воронежъ назначенъ Архіереемъ Игнатій Новочеркасскій; а туда изъ Нижняго Ιоаннъ. Въ Нижній изъ Саратова Ιаковъ, въ Саратовъ Афанасій Подольскій викарій.

Думаю о семъ вы уже знаете.

4. февраля 1847. года

 

 

 

+

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Получилъ твою записочку о кончинѣ сестры твоей Натальи Александровны; и первый долгъ отдалъ ей записалъ имя ее для поминовенія у насъ въ скиту, и въ обители. Да упокоитъ Господь душу ее въ царствіи небесномъ!

Ты очень сильно оскорбилась и малодушествуешь о лишеніи ее и о оставшихся дѣтяхъ. Скорбѣть сродно лишась блискаго человѣка, но не малодушествовать. А св: Апостолъ даже и скорбѣть не попущаетъ о умершихъ, такъ какъ и протчіи неимущіи упованія скорбятъ. Скорбишь о дѣтяхъ: но Богъ сирымъ питатель и помощникъ. Наши ухищреніи и стараніи ничего не могутъ успѣть безъ Его помощи. Молись Ему, и уповай на Него. А когда такъ не утѣшно и безъ надежно плакать и рыдать, то вмѣсто того, какъ пишешь покаряясь волѣ Божіей, противишься оной, и не хочешь исполненія плановъ въ судьбахъ Его предопредѣленныхъ. Ей назначено это время къ преселенію отъ сей въ будущую жизнь. Иначе и быть не могло. Дѣти созданные и чрезъ нее произведенные на свѣтъ, будутъ сохранены Богомъ, и получатъ должное образованіе чрезъ родителя. А ты отрекшись міра, можешь ли быть полезна для ихъ образованія? Желаю чтобъ ты духовно утѣшилась, а не плотски рыдала. И остаюсь желатель тебѣ истиннаго разума многогрѣшный Ιеромонахъ Макарій.

4. марта

1847 года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Я уже писалъ къ тебѣ о твоей скорби за лишеніе сестры, таперь повторять не буду да и время не имѣю. Довольно и того что написалъ. О сиротахъ силенъ Богъ устроить полѣзное.

Записочку вложилъ въ письмо твое ошибочно; оная слѣдовала къ Мат: Макаріи, потом учто она отдала 200 р. ас<сигнаціями> Вѣрѣ Николаевнѣ; а я хотѣлъ оными замѣнить, а здѣсь ему отдать. Ибо я получилъ сію сумму для доставленія къ ней. Но таперь сего уже не нужно дѣлать. Я ей посылаю.

Посылаю тебѣ книгу старца Паυсія. Желаю встрѣтить съ сердечною радостію свѣтлый праздникъ Воскресенія Христова многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

8. марта

1847 года

 

 

 

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Задолжалъ многимъ, отвѣтами на письмы, не знаю какъ изъ долгу выпутаться. Въ томъ числѣ и на твое писаніе отъ 14. марта и отъ 20. доселѣ не отвѣчалъ, и не поздравлялъ тебя съ праздникомъ воскресенія Господа нашего Іисуса Христа и тебя не поблагодарилъ за поздравленіе. Поздравляю хотя таперь проводя оный и съ текущею св: Пятидесятницею.

Хорошо что предаешься волѣ Божіей о дѣтяхъ покойной твоей сестры; Онъ сирыхъ защитникъ и о нихъ промышлитель; и жалѣешь о томъ что не можешь вполнѣ переносить съ покорностію испытанія посылаемаго отъ Бога. — Новые встрѣчи съ дѣтьми, такъ же для насъ темны, на что, почему и для чего такъ случилось, что маленькая повредила себя и чяйно умерла. Въ предвѣденіи Божіемъ, всѣ видно какъ въ зеркалѣ; и Онъ знаетъ для чего попустилъ сему быть!!!

По желанію твоему написалъ записочку къ Любиньки и посылаю, но не знаю можетъ ли оная доставить ей утѣшеніе, по крайней мѣрѣ я онаго ей желаю.

Господь да утѣшитъ тебя и ее и укрѣпитъ въ предлѣжащемъ пути жизни. Миръ тебѣ! многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

5. Апрѣля

1847. года

 

 

 

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Успокойся о товариществѣ! и будь увѣрена, что я ни на кого силъ не налагаю; а паче когда еще знаю не согласіе на что нибудь. Да и кто я? Червь, прахъ, грѣховное вмѣстилище! Хотя и языкъ сіе произноситъ, но и чувство согласуетъ. Что кому предлагаю, на осужденіе себѣ; ибо говорю, а самъ не творю. Слово мое, пологъ студа а не хранилище надежды, ибо не отъ дѣлъ происходитъ. Помолися о мнѣ!

Ты жалуешься на страсти свои. Но можно ли быть не боримымъ намъ отъ страстей? Тотчасъ обольстимся мнимою святынею; а борьба покажетъ намъ нашу немощь, и научитъ искусству въ бореніи съ страстми. Сидѣніе въ келліи успокоеваетъ, а можетъ быть и выситъ; а исходъ, показуетъ немощь. Исходъ не обходимъ, то и надобно уготовляться ко брани, не надѣясь на себя, но призывая помощь Божію. Замѣть различность браней. Прежде была одна, ненавидѣнія; а таперь противная оной открылась; а все это, да смиримся и познаемъ свою немощь, и никого да не осуждаемъ и не зазираемъ, мучима страстьми и побѣждаема. Силенъ Господь даровать побѣду имъ и низложить врага. Помни св: Іоанна Лѣствичника, что гдѣ есть паденіе, тамъ предварила гордость[3]. По мѣрѣ сей послѣдней, бываетъ и первое. Остерегаться надобно блискаго обхожденія.

Сердечно радуюсь что утѣшилъ Господь Мат: Игуменію и казначею благословеніемъ Архипастырскимъ и утѣшительнымъ его словомъ. Послѣ грому бываетъ ясная погода!

И тебя поздравляю съ полученіемъ его благословенія иконы Пресвятыя Богородицы. Миръ тебѣ! Остаюсь желатель твоего спасенія многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

27. Апрѣля

1847. года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

На письмо твое отъ 23. Іюня писанное, ожидая твоего къ намъ приѣзда, я не отвѣчалъ; но до сѣхъ поръ не дождавъ ни пріѣзда, ни письма, пишу къ тебѣ, и прошу увѣдомить меня о себѣ въ какомъ находишься положеніи? Пишутъ ко мнѣ и изъ Сѣвска М: Досифея и Людмила, удивляются что не имѣютъ никакого о тебѣ извѣстія, писавши къ тебѣ не однократно.

Очень радъ, что повидала дѣтей покойной своей сестры, и тѣмъ получила, хотя нѣкоторое утѣшеніе, и здѣлала для нихъ благодѣяніе, предоставивъ имъ твое достояніе, а себя свободивъ отъ хлопотъ по имѣнію необходимыхъ; себя же обеспечивъ опредѣленною суммою и провизіею. Возложись вѣрою и надеждою на Бога, и въ безпопеченіи старайся послужить Ему, дѣланіемъ Заповѣдей Его.

Пишу съ случившеюся въ Болховъ оказіею, на имя Аграфены Алексѣевны; прошу ей изъявить мое истинное почтеніе, такъ же и почтеннѣйшей Старицѣ Марье Андрѣевнѣ.

Желая тебѣ совершеннаго здравія, и скораго въ обитель возвращенія, остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Папинькѣ твоему и братцу принеси отъ меня усердное почтеніе.

10. Іюля

1847. года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Я писалъ къ тебѣ 23. числа Августа, о полученіи потира, и затруднялся, какъ оный переслать въ Сѣвскъ; а таперь нашелъ случай доставить оный въ Болховъ къ Аграфенѣ Алексѣевнѣ, а она къ тебѣ перешлетъ. Наталья Петровна здѣлала мнѣ это одолженіе, взялась съ нарочнымъ послать въ Болховъ изъ ихъ деревни. Да кажется я о семъ тебѣ и писалъ.

Вчерашній день получилъ письмо отъ Сонички отъ 20. числа; пишетъ что встрѣло ее не ожиданное тяжкое испытаніе; вмѣсто ожидаемыхъ притѣсненій, противорѣчій и насмѣшекъ, нашла безмолвную глубокую грусть, видить слёзы родныхъ, слёзы матери нѣжно ее любящей. Говоритъ что точно врагъ не могъ избрать тягостнѣе сего для нее испытанія; сноснѣе бы были для нее оскорбленіи и насмѣшки.

Къ этому прибавляетъ, что мать ей слезно проситъ, избрать монастырь не въ дальнемъ разстояніи отъ нее, хотя на первое время. 21. хотѣли отправиться въ Тучковъ, и къ 1му Сентября возвратиться домой. Желаетъ къ этому времени найтить мои строки. Я написалъ къ ней, что бы она была тверда въ своемъ намѣреніи; и что мать ее не можетъ избрать мѣста, для прохожденія духовнаго ее жительства, безъ ошибки; и должна предпочитать душевную пользу дочери, своимъ удовольствіямъ, часто ее видѣть, хотя и за 300 верстъ будетъ, а все можетъ одинъ разъ въ годъ видѣться. Не знаю какъ это на нихъ подѣйствуетъ. Да и дойдетъ ли до нее письмо?

Изъ Сѣвска пишутъ, что 18 числа принесли туда изъ Площанской икону Казанскія Божія Матери, и монастырь вашъ въ это время былъ пустъ: всѣ почти вышли навстрѣчу къ Ямскому мосту. Велія была радость имъ и всему городу.

Мат. Макаріи Наталія очень больна 21. числа масломъ соборовали.

Мать Леонида еще здѣсь, вольный казакъ, никому не подчиненъ.

Испрашивая на тебя Божіе Благословеніе, остаюсь желатель твоего спасенія многогрѣшный Ιеромонахъ Макарій.

Увѣдомь о полученіи потира. Кажется не надобно вамъ оный вынимать, опасно, что такъ не уложите, какъ былъ, и когда не погнулся бы гдѣ. Ящикъ обшитъ холстомъ и запечатанъ моею печатью, а подъ холстомъ такъ же запечатанъ.

28. Августа

1847. года

 

 

 

<не раньше 30 августа 1847 г.>

Почтенная Марья Александровна!

Тарабарски написанное посылаю къ тебѣ письмо отъ Софіи Ѳедоровны Сомовой. Говоритъ, что ты ей такъ позволила писать; ни тебя ни ее не одобряю за сіе. На что намъ гнушаться роднымъ нашимъ языкомъ, или выставлять себя знающими чуждый языкъ, на изученіе котораго потеряно много и время и издержекъ безполѣзно.

Она была у насъ съ матерью и двумя сестрами. Говоритъ что имѣетъ расположеніе къ монастырю; а мать говоритъ, что она изрекла слово о монастырѣ, по случившейся скорби и не надѣется чтобы она могла вынести монастырскую жизнь. – Были онѣ въ Тучковомъ монастырѣ, гдѣ ей очень понравилось. Когда будешь къ ней писать, не отвращай ее отъ монастыря; но представь необходимость скорбей могущихъ встрѣтиться на пути спасительномъ, и потому приготовитъ себя къ тому отверженіемъ себя своей воли и разума и проситъ Бога, послать ей духовную наставницу, могущую руководить ее ко спасенію. Сама собою можетъ ошибиться.

Миръ тебѣ! многогрѣшный І<еромонахъ> Макарій.

 

 

 

2. Сентября 1847 <года>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Ежели исполнилось по письму твоему, выѣхала изъ дому родителя 31. числа, то таперь ты должна быть въ своей обители. Миръ тебѣ во оное да ниспошлетъ Господь!

Надѣюсь увѣдомишь какъ покажется потиръ Мат: Игуменіи и сестрамъ? Я не съ тѣмъ писалъ, чтобы запрещать тебѣ смотрѣть оный, но изъ опасенія, что такъ не уложите какъ былъ положенъ, и какъ бы не покривить погнувши. Ужъ вѣрно Мать Екатерина имѣла желаніе посмотрѣть оный; пусть бы и посмотрѣла.

Послѣ вашева потира прислали къ намъ въ обитель изъ Москвы потиръ въ 700 р. ас<сигнаціями>, но и въ половину, противъ вашева не будетъ украшеніемъ.

Спаси тебя Господи, что подвизалась за меня предъ Владыкою, ревнуя поревновала во оправданіи меня. Но какой же мнѣ ущербъ отъ ложныхъ мнѣній обо мнѣ? Хорошо что еще есть люди и говорятъ въ худую сторону, да проститъ ихъ Господь! Пусть это ложно; а сколько есть такихъ моихъ дѣлъ, словъ и помышленій; кои достойны укореній; однако жъ ускользаютъ отъ взоровъ человѣческихъ. Горе же человѣку тому, емуже рекутъ вси человѣцы добро, и паки: Горе человѣку тому, егоже имя выше дѣлъ его.

Отъ Софіи Ѳедор<овны> я еще не имѣю отвѣта, и не знаю въ какомъ она находится устроеніи. А Татьяна Семеновна съ горестію пишетъ, что отецъ ее и слышать не хочетъ о Сѣвскѣ: и она находится отъ сего въ большой скорби, противиться ему боится.

Больше нечего писать, остаюсь желатель твоего спасенія многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

 

 

+

Ты Марья Александровна извиняешься, что пишешь на малой записочкѣ ко мнѣ, а я и не извиняюсь, что пишу еще меньше твоей записочку. Писать то нечево, развѣ только поздравить тебя съ пріѣздомъ въ многожелаемую тебѣ обитель, къ любящимъ тебя о Христѣ Матери и Сестрамъ. Ты пишешь что съ радостію пріѣхала, и принята съ такою жъ Мат: и Сестрами. Да будетъ сія радость о Господѣ исполнена въ васъ. — Не пишешь получила ль мое письмо 2 числа Сент<ября> къ тебѣ писанное въ письмѣ Мат: Макаріи? о Софьи Фед<оровнѣ> не имѣю болѣе никакого слуху. Мы ее не привлекаемъ, а когда есть званіе Божіе, не отвергнемъ. Остаюсь желатель твоего спасенія многогрѣшный Іером<онахъ> Макарій. 13. сент<ября> 1847. г.

 

 

 

+

Почтеннѣйшая Марья Александровна!

Письма твоего посланнаго чрезъ почту еще не получилъ, а отъ Мат: Макаріи получилъ. И деньги за шубку 125 р. ас<сигнаціями> не знаю какъ мнѣ оную къ тебѣ доставить? Ежели не будетъ скоро оказіи, то пошлю чрезъ почту.

Не удивляюсь встрѣтившимъ тебя искушеніямъ въ обители. Такъ видно надобно, чтобы ты не была праздна, и не обольстилась мнимымъ келейнымъ спокойствіемъ, безъ труда полученнымъ.

Трудись ходя за О: Іосифомъ. Господь воздастъ тебѣ.

Нѣкогда больше писать. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

16. Сентября

1847. года

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Видя изъ письма твоего отъ 1го октября, что обрѣтаешь миръ въ обиталище твоемъ, сердечно радуюсь. Желаю да умножится оный въ тебѣ. А между тѣмъ и страсть любопытства, не оставила безъ укоренія совѣсти. Кажется никакой нужды нѣтъ чужія тайны знать, когда оные не довѣряютъ намъ. Немощей и грѣховъ у насъ и у самихъ куча; надобно время разобрать. Ну что жъ дѣлать. Пусть будетъ впередъ тебѣ урокомъ.

Объ Сомовой и я ничево не слышу; но полагаю, что письмо мое до нее не дошло, а такъ же и ей возбранено, или писать, или письмы не посылаютъ. — Касательно ее, ты себя обольщаешь, что хотѣла исполнить мою волю; ты сама избрала ее въ сожительство, а я только одобрилъ это, а не то чтобы была моя воля.

За намѣреніе твое дать пріютъ Сашѣ въ твоей кельи, въ случаѣ нужды, я тебѣ усердно благодаренъ. Но только напрасно ты ей о семъ говорила, а лучше бы прежде мнѣ написала. Чрезъ сіе можетъ она смущаться и ничево не видя. Оставь это въ твоемъ намѣреніи, я оное цѣню; а ей болѣе о семъ не говори. Далѣе сами дѣла покажутъ что нужно будетъ дѣлать.

Очень радъ что утѣшилъ Господь Александру Емельяновну, родительскимъ благословеніемъ и помощію. Только ей надобно вести себя по экономнѣе; не извѣстно обеспечитъ ли ее отецъ на будущее время. Почтенную Старицу Ѳедосью Афанасьевну сердечно жаль, что она привязана къ своимъ, и не можетъ переносить великодушно скорбѣй о лишеніи ихъ. Богъ лучше о нихъ предзрѣлъ, взявъ отсѣль въ вѣчность непорочную дѣву; а сколько бы она должна была перенести скорбей и искушеній въ продолженіи жизни своей. Кто это знаетъ? А таперь она спокойна. Жалѣю что не имѣю время написать къ ней письмецо, покажи ей мои строки; Господь силенъ даровать ей утѣшеніе. Имя внуки ее Д<ѣвицы> Анны я записалъ въ таблицу при чтеніи псалтыря и на литургіяхъ на годъ. А въ деньгахъ я имѣю ращотъ съ Сашею, и отъ ней уже получилъ.

Я писалъ къ тебѣ въ Сашиномъ письмѣ 30. сентября. Но получа отъ ней письмо отъ 4. окт<ября> вижу что она еще не получила моего письма. Я просилъ тебя взять сукно у той сестры которая приносила до ста аршинъ, да еще Аршинъ 30 по легче, чтобъ было не совсѣмъ увалено, для крыши тулуповъ. За всѣ оное сукно деньги отдай, которые у тебя есть 30 р. Да у Саши возьми сколько еще нужно будетъ. И сукно къ намъ перешли. Гранаты, когда нейдутъ съ рукъ, то взять назадъ.

Игуменія Осташковская поѣхала прямо въ Осташковъ, но опасалась холеры въ Москвѣ; а Анна Петровна написала въ Москву къ дядинькѣ и ожидаетъ отъ него отвѣта; между тѣмъ съѣздила къ роднымъ Юрасовскимъ<?> къ Болхову. Сегодня только возвратилась съ Авдотіею Андревною, которую брала съ собою для компаніи.

Горемыкины поѣхали въ Вязьму; Мать Аркадія писала къ нимъ, что непремѣнно надобно быть имъ самимъ, для полученія долга, а то можетъ пропасть. Онѣ просятъ прощенія у Мат. Игуменіи что безъ ее благословенія поѣхали.

Когда возвратятся, къ вамъ Авд<отья> Андр<евна> и Настасья, то прошу деньги ихъ отдай имъ.

Благодареніе Господу сохраняющему васъ отъ смертоносной болѣзни холеры. Слава Богу, и у насъ благополучно.

Матушки Игуменіи скажи мое почтеніе. Желая тебѣ мира, здравія и спасенія остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Келейнымъ твоимъ мое благословеніе.

11. октября

1847. года

Нынче память Отца Льва.

 

 

 

+

На писаніе твое почтеннѣйшая Марья Александровна отъ 12. октября писанное, хотя вкратцѣ восписую:

Благодарите Бога и Царицу Небесную, что удостоила посѣтить вашъ градъ и обитель, пречистымъ Ее образомъ, и оставила на васъ Свой покровъ и заступленіе. Сему надобно быть увѣреннымъ.

Поздравляю тебя, что удостоилась и ты принять въ келліи твоей Образъ Царицы Небесной Заступницы нашей Богородицы, и получила чудесное исцѣленіе отъ ушибу ноги, который можетъ быть и попущенъ былъ за твое тщеславіе, или ко искусу вѣры. О всѣмъ благодари Бога, и Матерь Божію. –

О томъ что Марья не захотѣла жить, нечево тужить: хорошо что еще скоро открылось ее малодушіе. Можетъ быть она не хотѣла ли повольнѣе жить, слыша отъ другихъ пореченіе поносительное. Но оставимъ ее на ее волю, мы ее не нудили, но просящей дали пріютъ.

При семъ посылаю шубу бѣличью, купленную тобою. И остаюсь мира, здравія и спасенія твоего желатель многогрѣшный Ιеромонахъ Макарій.

22. октября

1847 года

Торжество образу Казанскія Божія Матери. У насъ нынче ходъ около монастыря и на кладезь <?>.

За взятое сукно благодарю. А я еще просилъ тебя взять полегче суконца аршинъ 30. т: е: не такъ уваленаго для крыши тулуповъ.

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Благодарю тебя за сестринское попеченіе объ моей Сашинькѣ; которое надѣюсь продолжишь и впередъ. Поблагодари отъ меня и Мат: Игуменію за ее материнское попеченіе объ ней. Господь васъ не оставитъ!

Шубку я послалъ съ Авдотьею Андревною; она выѣхала 23. окт<ября>. Я ее надѣвалъ нѣсколько разъ. Скажи о семъ почтеннѣйшей старушкѣ.

О добромъ твоемъ намѣреніи, я не сомнѣваюсь, съ которымъ ты сказала Сашѣ о пріютѣ. И благодарю тебя; но написалъ, только въ предосторожность о ее могущемъ быть смущеніи.

Взятое сукно 100 ар<шинъ> пришли съ оказіею, да и рѣдкаго когда есть 30 ар<шинъ>. Деньги возьми у Саши, и 30 р<ублей> употреби которые у тебя за перстъ. А гранаты хорошо бы прислали назадъ напиши о семъ, мнѣ объ нихъ уже напоминали. Можетъ быть и назадъ возьмутъ. Да уже севодни требовали и цѣна 400 р<ублей>. Похлопочи прислать.

Ольга пусть не смущается объ Машѣ; не наше дѣло; видно не было настоящаго званія.

Здравія и спасенія тебѣ желаю многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Я писалъ тебѣ съ Авд<отьей> Андревною.

Когда Саша сама не будетъ въ силахъ писать то напиши ты ко мнѣ.

28. окт<ября>

1847 года

Гранаты напиши скорѣе прислать.

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Очень радъ что шубка моя доставила утѣшеніе двумъ вамъ и старой и молодой. А еще болѣе принесла она пользы тѣмъ кто получилъ мзду за нее принятую. Но о семъ знаетъ только Богъ сердцевѣдецъ, а мы ничто, а токмо орудіи Его промысла; впротчемъ дѣло мое: «даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія!<»>

Ты понадѣялась было на спокойствіе въ своей кельи, но случай показалъ, что не бывъ на брани, и не побѣдивъ страстей, спокойствія не получишь. – Св: Марка Подвижникъ учитъ насъ: «Случающіяся искушенія, не любопытствуй, еже како, или когда, или чрезъ кого находятъ: Приличность бо коегождо, и неотложное ихъ тщаніе, и всея твари о семъ содѣйствіе, Единаго Бога есть вѣдѣти. Мы же должны есьмы точію вѣровати правдѣ Божіей, и вѣдѣти, яко безъ правды Божіей, ничтоже отъ невольныхъ человѣкомъ случается, аще и таинственное случаевъ стеченіе и приличное тщаніе человѣцы суще не постизаемъ, и сего ради терпѣти подобаетъ и не отревати, да не приложимъ грѣхъ на грѣхи наша.»

Я представилъ тебѣ ученіе великаго святаго, для того, чтобы ты видѣла здѣсь руку Божію испытующую тебя чрезъ Дарію; и смотрѣла бы свое устроеніе, и обучалась терпѣнію.

Относительно же собственно до ней, надобно оставить ее на промыслъ Божій, какъ Ему угодно, да управитъ ее. Онъ далъ намъ самовластіе и не нудитъ, а токмо предлагаетъ Заповѣди; и уклоняющихся обращаетъ путями Своего промысла намъ недовѣдомыми. Тебѣ казалось что ей у тебя хорошо, но ежели она чѣмъ нибудь не созидалась, на ее волѣ, пусть ищетъ лучшаго. А ты прибѣгни къ смиренію Христіанскому, истинному любомудрію, и укори себя, сказавъ «можетъ и подлинно есть во мнѣ такія свойства, кои другимъ не нравятся, но отъ моего взора убѣгаютъ; а напротивъ вижу что я и не способна зла творить.» Неправда ли это послѣднее, не пробѣгнетъ ли когда таковой помыслъ въ твоемъ сердце? Кажется о семъ мы съ тобою имѣли толкъ.

Слава Богу, Онъ послалъ тебѣ испытаніе, да далъ и помощь къ понесенію, и къ расплатѣ долга. Осталось меньше людей у тебя и хлопотъ будетъ. Жаль что Ольга твоя болѣзнуетъ; впротчемъ можетъ быть ей это на пользу; а по кельи конечно не безъ труда; кто нибудь помогутъ.

Сукна что взяла 112. аршинъ за это я не въ претензіи. Ежели не послала онаго на лошадяхъ М: Макаріи, то пришли когда будетъ возможно.

Я писалъ къ М: Макаріи почему не могу исполнить порученія Мат: Игуменіи, выписать Седмисвѣчникъ и паникадило; подтверди и ты, что заочно трудно это здѣлать. Потиръ выписывалъ съ помощію Натальи Петровны Кирѣ<евской>. Ты сама сіе знаешь, видѣла письмы ее.

Испрашивая тебѣ и твоимъ сестрамъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Мат: Людьмилѣ скажи мое почтеніе. Жаль ее, что не имѣетъ по келье человѣка.

8. Ноября

1847. года

 

 

+

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Александровна!

Послѣ пріобщенія твоего писанное письмо получилъ. Поздравляю тебя удостоившись таковаго небеснаго Дара. Такъ же и съ приближающимся радостнымъ праздникомъ Рождества Господа нашего Іисуса Христа. Какъ Онъ Рожденіемъ Своимъ тогда принесъ на землю миръ; такъ и нынѣ миръ съ тобою и со всѣми вами да будетъ! – Желѣю, что по объясненію съ М: М<акаріею?> не получила мира съ нею; а услышала, что ее желаніе, о соблазнѣ своею жизнію изъ сего явно, что она должна слышать что нибудь подобное. Да помнимъ, что безъ любви и смиренія, никакія наши труды и подвиги не спасутъ насъ. И не будемъ искать оной отъ людей, а сами предваримъ ихъ прощеніемъ и любовію, и тогда только можемъ сіе здѣлать, когда смиримся!

Связавшись съ вами трудно развязаться, но въ передъ надобно удерживаться, отъ новыхъ знакомствъ. Нѣтъ ни силъ ни время, а письмы лежатъ и не даютъ покою. Что дѣлать?

Мира, и здравія твоего желатель многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

20. Декабря

1847. года

 



[1] 1 Кор. 5:3-5.

[2] Ср.: Лк. 17:10.

[3] Исаак Сирин, сл. 23:4.