+

На письмо твое, писанное безъ числа какъ и часто дѣлаешь, почтен<нѣйшая> С<ерафима> И<льинишна> едва собрался написать отвѣтецъ: главные вопросы твои въ ономъ объ откровеніи помысловъ, кои ты затруждаешься открывать своей старицы, а паче такіе, кои бываютъ противъ ее, и вмѣстѣ сама сознаешь, когда откроешь оные, то уже болѣе не повторяются. И такъ, ты должна изъ сего заключать, что потому и тяжело врагу откровеніе, что его козни обличаются и помыслы исчезаютъ. И надобно всѣ помыслы открывать; хотя бы оные казались и преходящими, но все оставляютъ въ сердцѣ слѣдъ своего зловонія; и это еще не твоей мѣры, чтобы не всѣ помыслы открывать. Св. авва Дороѳей пишет о семъ въ 5 поученіи, на 73 стр<аницѣ> какъ и кому открывать помыслы, и одно говорить, а другое умалчивать, но все сказывать. Св. Симеонъ Нов<ый> Бог<ословъ> въ 122 гл<авѣ>: «подобаетъ же на всякій день исповѣдати всякій помыслъ Дух<овному> Отцу», (а у Васъ старицамъ). Добротолюбіе, листъ 72 на обор<отѣ>. Еще у Св. Кассіана въ 4й части Добротолюбія, на листѣ 39, на оборотѣ внизу: «истинное разсужденіе не приходитъ аще не отъ истиннаго смиренія, да не точію яже творимъ, но и яже помышляемъ, открываясь отцамъ, и да на въ чемъ же своему помыслу вѣруемъ, но и во всемъ словесемъ старецъ да послѣдуемъ.» Оно добро быти вѣруемъ, еже аще они искусятъ и далѣе. Много есть о семъ и у Іоанна Лѣств<ичника>; но я оставляю тебѣ самой читать, и понудить себя на исполненіе, и что слышишь отъ старицы на твои откровенія сдѣлать, постарайся дѣлать со смиреніемъ и отверженіемъ своей воли, хотя бы тебѣ и лучше казалось по твоему. Объ этомъ также есть у Аввы Дороѳ<ея> и у св. І<оанна> Лѣств<ичника> въ 26 степ<ени> или словѣ по рукописной книгѣ глава 110: «и всѣ хотящіи познать волю Божію, должны прежде умертвить въ себѣ волю собственную; и помолившись Богу, съ вѣрою и нелукавою простотою, вопрошать Отцевъ и братій, въ смиреніи сердца и безъ всякаго сомнѣнія въ помыслѣ, и принимать совѣты ихъ, какъ изъ устъ Божіихъ, хотя бы они и противны были собственному ихъ разуму, и хотя бы вопрошаемые были несовершенно духовные; ибо праведенъ Богъ и не попуститъ, чтобы тѣ души прельстились, которые съ вѣрою и незлобіемъ смиренно покоряются совѣту и суду ближняго, хотя бы вопрошаемые и не весьма были разумны, но глаголющій чрезъ нихъ есть Невеществененъ и Непадомый». Вотъ сколько тебѣ наставленій Отеческихъ; надобно слушать ихъ, если хочешь спастись. Но тебя удерживаетъ открывать ей помыслы; когда на нее возмущаешься, или что помышляешь объ ней; не обинуясь говори все, ибо врагъ наноситъ тебѣ помыслы, онъ же и воспрещаетъ открывать, чтобы тебя и совсѣмъ отвратить отъ нее; а если когда видишь, что она возмущена, то въ это время можешь и подождать говорить, а послѣ скажи; все служащее изъ словъ ее къ твоему уничиженію пріемли, хотя и съ болѣзнію, ибо онѣ виновны бываютъ исцѣленія твоего отъ гордости и самолюбія. Не скорби о томъ, что ты теперь не исполняешь своихъ ночныхъ Акаѳистовъ и постовъ; а посмотри какую ты отъ нихъ получила пользу; онѣ тогда полезны, когда смягчается нравственность, уничтожается гордость и самолюбіе, и ведя борьбу съ прочими страстьми, когда видя свою немощь, усвояемъ себѣ смиреніе. А то ты тѣмъ только и утѣшалась, что постишься да молишься, и укрѣплялась самохвальствомъ и похвалою людскою. О чемъ подробно пишетъ Св. Іоаннъ Лѣств<ичникъ> во 2мъ словѣ, гл<ава> 6, прочти сама. – Да поможетъ Господь тебѣ проходить путь послушанія достигнуть мѣры смиренія. Мат<ушку> и родн<ыхъ> твоихъ да благословитъ Господь и сохранитъ ихъ в мирѣ и благочестіи и о братцѣ возложи упованіе на Господа, да будетъ Его воля на немъ. Остаюсь желатель твоего здравія и спасенія, многогрѣшный І<еромонахъ> М<акарій>.

9е Декабря                                                                                          1858го г.