+
На письмо твое, писанное безъ числа какъ
и часто дѣлаешь, почтен<нѣйшая>
С<ерафима> И<льинишна> едва собрался написать отвѣтецъ:
главные вопросы твои въ ономъ объ откровеніи помысловъ, кои ты затруждаешься открывать своей старицы, а паче
такіе, кои бываютъ противъ ее, и вмѣстѣ сама сознаешь, когда
откроешь оные, то уже болѣе не повторяются. И такъ, ты должна изъ сего
заключать, что потому и тяжело врагу откровеніе, что его козни обличаются и
помыслы исчезаютъ. И надобно всѣ помыслы открывать; хотя бы оные казались
и преходящими, но все оставляютъ въ сердцѣ слѣдъ
своего зловонія; и это еще не твоей мѣры, чтобы не всѣ помыслы
открывать. Св. авва Дороѳей пишет о семъ въ 5 поученіи, на 73 стр<аницѣ> какъ и кому открывать помыслы, и одно
говорить, а другое умалчивать, но все сказывать. Св. Симеонъ Нов<ый>
Бог<ословъ> въ 122 гл<авѣ>:
«подобаетъ же на всякій день исповѣдати всякій помыслъ Дух<овному>
Отцу», (а у Васъ старицамъ). Добротолюбіе, листъ 72 на обор<отѣ>.
Еще у Св. Кассіана въ 4й части
Добротолюбія, на листѣ 39, на оборотѣ внизу: «истинное разсужденіе
не приходитъ аще не отъ истиннаго смиренія, да не точію яже творимъ, но и яже
помышляемъ, открываясь отцамъ, и да на въ чемъ же своему помыслу вѣруемъ,
но и во всемъ словесемъ старецъ да послѣдуемъ.» Оно добро быти вѣруемъ, еже аще они
искусятъ и далѣе. Много есть о семъ и у Іоанна
Лѣств<ичника>; но я оставляю тебѣ самой читать, и понудить
себя на исполненіе, и что слышишь отъ старицы на твои откровенія сдѣлать,
постарайся дѣлать со смиреніемъ и отверженіемъ своей
воли, хотя бы тебѣ и лучше казалось по твоему. Объ этомъ также есть у
Аввы Дороѳ<ея> и у св. І<оанна> Лѣств<ичника> въ
26 степ<ени> или словѣ по рукописной
книгѣ глава 110: «и всѣ хотящіи познать волю Божію, должны прежде
умертвить въ себѣ волю собственную; и помолившись Богу,
съ вѣрою и нелукавою простотою, вопрошать Отцевъ и братій, въ смиреніи
сердца и безъ всякаго сомнѣнія въ помыслѣ, и принимать совѣты
ихъ, какъ изъ устъ Божіихъ, хотя бы они и противны были собственному ихъ разуму,
и хотя бы вопрошаемые были несовершенно духовные; ибо праведенъ Богъ и
не попуститъ, чтобы тѣ души прельстились, которые съ вѣрою и
незлобіемъ смиренно покоряются совѣту и суду ближняго, хотя бы
вопрошаемые и не весьма были разумны, но глаголющій чрезъ нихъ есть
Невеществененъ и Непадомый». Вотъ сколько тебѣ наставленій Отеческихъ;
надобно слушать ихъ, если хочешь спастись. Но тебя удерживаетъ открывать ей
помыслы; когда на нее возмущаешься,
или что помышляешь объ ней; не обинуясь говори все, ибо врагъ наноситъ
тебѣ помыслы, онъ же и воспрещаетъ открывать, чтобы тебя и совсѣмъ
отвратить отъ нее; а если когда видишь, что она возмущена, то въ это время
можешь и подождать говорить, а послѣ скажи; все
служащее изъ словъ ее къ твоему уничиженію пріемли,
хотя и съ болѣзнію, ибо онѣ виновны бываютъ исцѣленія твоего
отъ гордости и самолюбія. Не скорби о томъ, что ты теперь не исполняешь своихъ
ночныхъ Акаѳистовъ и постовъ; а посмотри какую ты отъ
нихъ получила пользу; онѣ тогда полезны, когда смягчается
нравственность, уничтожается гордость и самолюбіе, и
ведя борьбу съ прочими страстьми, когда видя свою немощь, усвояемъ себѣ
смиреніе. А то ты тѣмъ только и утѣшалась, что постишься да молишься, и укрѣплялась самохвальствомъ и похвалою людскою. О чемъ
подробно пишетъ Св. Іоаннъ Лѣств<ичникъ> во 2мъ
словѣ, гл<ава> 6, прочти сама. – Да
поможетъ Господь тебѣ проходить путь послушанія достигнуть мѣры смиренія. Мат<ушку> и родн<ыхъ>
твоихъ да благословитъ Господь и сохранитъ ихъ в мирѣ и благочестіи и о братцѣ возложи упованіе на Господа, да будетъ Его
воля на немъ. Остаюсь желатель твоего здравія и спасенія, многогрѣшный
І<еромонахъ> М<акарій>.
9е Декабря
1858го г.