М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Ильинишна!

На письмо твое отъ 15 декабря я никакъь не могъ доселѣ собраться написать къ тебѣ; и слабость здоровья и множество занятiй не допустили исполнить сего. Описываешь какъ была въ Сѣвскѣ съ докторомъ Адамовичемъ, посѣщая болящихъ М. Игуменiю и казначею. Онъ нашелъ ихъ въ болѣзненномъ состоянiи да и многихъ зараженныхъ различными болѣзнями по причинѣ нездороваго мѣстоположенiя, худой воды и тѣсноты. Но этого нельзя уже избѣжать. Монастырь стоитъ столѣтiе, можетъ быть и не одно и ежели болѣзни посѣщаютъ сестеръ, то это конечно смотренiемъ Божiимъ и служитъ имъ ко спасенiю. А мы не знаемъ промысла Божiя. Недостатокъ подвижническiхъ дѣлъ, восполняетъ Господь попущенiемъ, поболѣть и въ покаянiи прейтить отсюда съ надеждою своего спасенiя. Болѣзни же М. Никодимы и М. Мелетiи большое имѣютъ различiе; Я хотя не докторъ, но мнѣ это извѣстно, а чтобы не допустить до нихъ ничего раздражительнаго это не возможно; да этимъ не могутъ излѣчиться душевные болѣзни; для Васъ это не понятно.

Пишешь, что сестра Софiя помѣщена прекрасно подъ руководствомъ М. Макарiи, опытной старицы, но вмѣстѣ съ тѣмъ говоришь: замѣтила что онѣ не ладятъ не знаешь за что, а кажется тебѣ что Мат. Макарiи непрiятно, что Софiя не соглашается съ ея образомъ мыслей. А между тѣмъ о обязанности повиновенiя думаешь, что весьма не трудно исполнить, повинуясь приказанiю, исполняя ее волю и только. Конечно ты разсуждаешь, что это не трудно, сама не испытавши этого пути духовной жизни. А какъ этотъ самый надежный путь къ совлеченiю страстей и прiобрѣтенiю смиренiя, то врагъ сильно вооружается на таковыхъ духовныхъ воиновъ, и не допущаеть сего исполнять. Да ты и сама замѣтила, что Софiя не соглашается съ образомъ ее мысли. Что жь это значитъ, какъ не сопротивленiе предпринятому пути повиновенiя? Повиновенiе нужно не машинальное, но отъ внутренняго сердечнаго расположенiя происходящее. Т: е: отверженiе своей воли и разума, хотя бы ей и не такъ казалось, но должно согласиться и покориться. И это нужно не для пользы Макарiи, а для пользы Софiи. Ты пишешь что М. Макарiя тебе не нравится, никто тебя и не понудитъ что ты пеклась о семъ, а относительно Софiи, когда она уже однажды покорилась ее водительству, то не должно оставлять сего пути, дабы не лишиться душевной пользы. Она все искала Старицы, Богъ ей послалъ М. Макарiю. Но естли есть въ ней какiя не совершенства, то это не ее дѣло разбирать ихъ. На земли нѣтъ совершенства. Если же она тяготится ею, и хочетъ сбросить съ себя благое иго послушанiя, то никто въ этомъ ей не воспрепятствуетъ, и М. Макарiя съ любовью можетъ ее оставить. Только получитъ ли пользу Софiя я не знаю.

Пишешь и о себѣ, что исправляешь правило, а когда куда пошлють изъ за того лишаешься правила, но конечно о семъ скорбишь. Изъ сего видно, что ты только и полагаешь свое спасенiе въ одномъ правилѣ, а о исправленiи нравственности и дѣла нѣтъ. Ты удаляешься принимать выговоры, и говоришь не имѣю ни терпѣнiя, ни смиренiя, ни кротости. Скажи же, какъ ты онымъ научишься? Когда не будешь имѣть случая кь терпѣнiю и смиренiю, ибо ты удаляешься выговоровъ и стараешься отдалить отъ себя скорби, чѣмъ же ты спасешься? Неужели однимъ правиломъ? Нѣтъ. Это обобщенiе. Читай книги св. Iоанна Леств<ичника>, Макарiя Египетскаго, Аввы Дорофея, и увидишь, что должно дѣлать къ совлеченiю съ себя страстей.

Почему жъ ты думаешь не способна къ монастырю? По дѣятельному твоему характеру. Да развѣ тамъ живутъ люди безъ дѣятельности? Это ложное мнѣнiе. А я думаю что въ монастырѣ ты можешь прозрѣть душевными очами и познать свою немощь и смиришься. Только пока матушка твоя жива ты не должна ее оставлять, а тогда можешь собою располагать и вступить въ монастырь. Но въ какой именно тогда можно подумать и посовѣтовать.

Господь да благословитъ тебя и устроитъ о тебѣ полезное. Остаюсь желатель твоего здоровья и спасенiя и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Поздравляю тебя съ Новымъ Годомъ.

12. Генваря

1859 года

 

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Ильинишна!

Къ множеству писемъ лежащихъ безъ отвѣта получилъ и твое отъ 26 февраля, и хотя очень трудно по немощи моей, но понуждаюсь отвѣтить тебѣ, въ твоемъ недоумѣнiи, касательно Причащенiя Пречистыхъ Христовыхъ Таинъ. Находясь въ болѣзни, тутъ то и надобно прибѣгать къ Безмездному Врачу душъ и тѣлесъ нашихъ; часто бываютъ причиною болѣзней тѣлесныхъ душевные болѣзни, которые врачуются покаянiемъ, и приобщенiемъ Святыхъ Таинъ. И Господь исцѣлялъ прежде душевные болѣзни, а потомъ тѣлесные, что видимъ въ Св. Евангелiи. Благочестивые Христіане всегда даже при началѣ болѣзни прежде очистятъ себя покаянiемъ и причащенiемъ, а послѣ уже лѣкарства употребляютъ. А ты подъ видомъ благочестiя и благоговѣнiя лишала себя столько времени сего Божественнаго дара, этого не могъ одобрить. Итакъ совѣтую нимало не отлагая приступить къ симъ Святымъ Таинствамъ исповѣданiя и пріобщѣнiя.

Господь не гнушается грѣшными, но всѣхъ къ себѣ прiемлетъ, и Самъ къ нимъ приходитъ, а мы сознаемъ себя недостойными, но не должными. Не должны отдалять отъ себя Его, но паче принимать съ надеждою исцѣленiя душевнаго. Спрашиваешь какъ себя приготовлять къ сему Таинству? Въ чемъ ты заключаешь сiе приготовленiе? Въ большихъ ли правилахъ, и постахъ? Все это хорошо, но надобно по силѣ. Отъ немощнаго, а паче отъ больнаго Богъ не взыщетъ большихъ правилъ; но сердца сокрушенна и смиренна, Богъ не уничижитъ; и мытарево чувство покаянiя да предшествуетъ къ сему Таинству. А одне правила и посты, да еще со мнѣнiемъ что исполняю ихъ, будутъ подобны фарисеямъ. Еще надобно въ приготовленiи наблюдать, чтобы быть со всѣми мирными, и если что имѣемъ какого или кого чѣмъ оскорбили надобно примиряться.

Вотъ я что могъ сказалъ тебѣ, но часто отвечать не могу на письма твои, самъ слабъ. А другимъ довѣрить не можно. Господь да вразумитъ и наставитъ тебя на истинный путь. Усердно желаю, купно мира, здоровья и спасенiя и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

14 Марта

1859 года.

Матушкѣ твоей и сестрицѣ изъявляю мое почтенiе.

 

 

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Ильинишна!

Пишешь, что все твое горѣ состоитъ въ неспокойствiи духа, и сама не знаешь что дѣлаешь. Это главные твои и Важные вопросы? Гдѣ жъ искать спокойствiе духа? Самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ научилъ насъ гдѣ искать спокойствiе душамъ нашимъ: «Научитеся отъ Мене, яко кротокъ Есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ Вашимъ.»[1] Больше и лучше сего ничего не могу тебе сказать.

Читая долго письмо твое, вижу, что скорбишь, что по болѣзни весь постъ не могла быть въ церкви. Неужели же это препятствуетъ твоему спасенiю? Совсѣмъ нѣть! Болѣзнь тѣлесная посылается отъ Бога для исцѣленiя душевныхъ нашихъ болѣзней, но приноситъ пользу не менѣе того, какъ бы ты подвизалась въ Церковномъ Ходѣ. Богъ видитъ это и прiемлетъ твое терпѣнiе и малое моленiе со смиренiемъ. Но ты сама себя лишаешь мира и спокойствiя, ропща на это, что не была въ церкви. Тутъ же показывается твое нетерпѣнiе, за неисполненiе твоихъ желанiй, и за укоризны, коихъ считаешь себя незаслуживающею. Гдѣ жь тутъ кротость и смиренiе? А онѣ бы тебя успокоили по словеси Господню. А съ такимъ устроенiемъ и въ монастырѣ не найдешь спокойствiя.

Тебя укрѣпляетъ правило, и исправя оное, бываетъ духъ твой радостенъ, а правильно ли это? Нѣтъ ли тутъ обольщенiя? Если правило жизни нашей не согласуется съ заповѣдями Божiими, то правила наши не принесутъ намъ никакой пользы, а это доказываетъ въ тебѣ немирное устроенiе въ сообществѣ и сообращенiи съ родными.

Скорбишь что не имѣешь возможности часто сообщаться Св. Христовыхъ Таинъ, но въ этомъ надобно уступить обстоятельствамъ жизни. Причащаясь и одинъ разъ въ годъ, все ты соединяешься со Христомъ. А какъ же жили пустынники, по многу лѣтъ не сообщались, а Св. Марія Египетская 47 лѣтъ не сообщалась. Но всегда онѣ были со Христомъ, и въ этомъ твоя скорбь не права. Испытать себя въ достоинствѣ къ прiобщенiю Св. Таинъ не можемъ, все окажемся недостойными; и одно милосердiе Божiе только можетъ насъ очистить и удостоить. Надобно опасаться того, чтобы не приступить къ Тайнамъ, когда имѣемъ на кого либо злобу и не примиримся; или другой какой грѣхъ важный неоставлѣнный нами и неисповѣданный.

Ты напрасно думаешь найтить спокойствiе въ монастырѣ въ клобукѣ и въ рясѣ; должно прежде перенести искушенiя и скорби о которыхъ ты и понятiя не имѣешь, и даже можешь сказать, что ты лучше жила въ мирѣ. Но о чемъ не знаешь и не понимаешь, того нельзя и истолковать, а надобно опытомъ познать.

Крестъ всегда должно носить на себѣ, ибо оный намъ при крещенiи дается въ знаменiе, что мы крестились.

Стоять въ притворѣ можно.

Испрашивая на тебя Божiе благословенiе остаюсь желатель твоего здравія и спасенiя и Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

25 Апрѣля

1859. года

 

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Ильинишна!

Вотъ какъ я не исправенъ въ отвѣтахъ на письмы, которыхъ у меня много лежитъ на столѣ, безъ отвѣтовъ, ни время ни силъ не достаетъ, а ты не знаешь моего положенiя, и потому не можешь судить. Вотъ и послѣднее твое письмо отъ 4 Iюня уже давно получено. Но никакъ не соберусь къ отвѣту. Слава Богу, что ты удостоилась побывать въ Кiевѣ и поклониться мощамъ св. угодниковъ; тамъ видѣла и бесѣдовала съ Iеросхимонахомъ Антонiемъ; и поручила свое спасенiе промыслу Божiю и молитвамъ святыхъ угодниковъ. Надобно и ожидать милости Божiей, и въ терпѣнiи стяживать душу свою, но не роптать въ случающихся неудачахъ и скорбяхъ, ибо Господь хощетъ тебя симъ путемъ спасти. А ты смотришь на все съ ропотомъ. Для другихъ все есть, а для тебя ничего; вить на это видно есть воля Божiя, а люди токмо орудiя промысла Его. Пишешь что въ настоящее время имѣешь ко всему равнодушiе, а уже ни къ чему нѣтъ рвенiя. Да видно отъ онаго не было тебѣ пользы, потому что было не по разуму и безъ смиренiя; потому рвенiе твое не принесло тебѣ желаемаго плода – мира и спокойствiя. На первое твое письмо я не могъ отвѣчать по тѣмъ же причинамъ, и по пространству онаго; прочитавши разъ, не могъ упомнить всей матерiи, а при отвѣтѣ надобно опять повторить читать, а для меня это уже очень трудно, другому же довѣрить не льзя такого рода письмо прочитать для меня въ слухъ, но ты онымъ меня нисколько не оскорбила. Сколько могу припомнить вкратце скажу тебѣ на оное, ты описываешь свои поползновенiи и скорби и ропщешь на другихъ, а потому и подвиги твои не могли тебя пользовать, ибо оные были безъ смиренiя; Богъ прiемлетъ молитву смиренныхъ, а въ роптанiи и слѣда нѣтъ смирѣнiя. Надобно знать, что скорби суть плоды грѣховныхъ поползновѣнiй, и чрезъ оные со смиренiемъ прiемлемые получается оставлѣнiе грѣховъ. И еще когда мы отпущаемъ близкимъ нашимъ то, чѣмъ отъ нихъ оскорблены по слову Божiю, аще отпущаете человѣкамъ согрѣшенiя ихъ и Господь отпуститъ Вамъ согрѣшенiи Ваши; аще ли же не отпущаете, ни Отецъ Вашъ Небесный отпуститъ Вамъ согрѣшенiя Ваша.»[2] Господь да вразумитъ тебя познать волю Его, и укрѣпитъ на спасительномъ пути, чего тебѣ есмь усердный желатель многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

4 Iюля

1859 года.

 



[1] Мф. 11:29.

[2] Мф. 6:14–15.