К<нязю> С<ергею> С<ергѣевичу>.

Въ письмѣ вашемъ отъ 4. сего декабря вы описываете свое положеніе и расположеніе идти въ монастырь, но на оное отецъ вашъ вамъ не соизволяетъ; а по довѣрію вашему сего пламеннаго вашего желанія О. Ар<химандриту> Мельхиседеку; получили отъ него повелѣніе безъ оглядки бѣжать въ монастырь; потомъ такъ же Іеросхимон<ахъ> Ѳеодосій позволилъ вамъ идти въ монастырь безъ благословенія отца, а послѣ опять не позволилъ. А вы еще ищете и моего совѣта. Имѣть многихъ совѣтниковъ въ столь важномъ дѣлѣ не безопасно, ибо получая отъ нихъ различные совѣты, не льзя не быть въ нерѣшеніи и въ двоедушіи. – Надобно бы послушать перваго совѣта, когда вы съ вѣрою повѣряли О. А<рхимандриту> М<ельхиседеку>. Но оставя оный вы не преставали вовлекаться въ мірскіе удовольствіи и разсѣянности, отъ которыхъ очень можетъ здѣлаться совершенное охлажденіе вверженнаго въ васъ огня, т: е: званія Божія, а потому и Отецъ Василій видя вашу наклонность болѣе къ міру, опасается дозволить вамъ вступить на сіе поприщѣ, а ежели бъ вы удалялись бы свѣтскихъ удовольствій и занимались духовными упражненіями: молитвою, чтеніемъ, воздержаніемъ, то Богъ возвѣстилъ бы ему не отвлекать васъ отъ сего намѣренія; хотя онъ и имѣетъ предъубѣжденіе какъ вы пишите, къ монастырямъ, и говоритъ что надо быть Ангеломъ, чтобъ жить въ монастырѣ; и видитъ противное въ оныхъ. Но ему не извѣстна духовная брань монашества и различія мѣстъ для прохожденія подвига нами избираемыхъ для обученія въ духовной жизни; и причины по коимъ не успѣваемъ въ намѣренныхъ дѣлахъ. Мы не можемъ быть Ангелами но при сознаніи своихъ немощей, можемъ имѣть смиренное мудрованіе считая себя хуже всей твари, и это есть нашъ долгъ и подвигъ; съ симъ оружіемъ можемъ все сѣти и козни вражіи сокрушить. А оное приобрѣтается отверженіемъ своей воли и разума и совершеннымъ послушаніемъ; но не въ такомъ духѣ какъ вы выражаете: «удалиться въ монастырь на рабское служеніе». Совсѣмъ напротивъ, наше служеніе не рабское, но приводящее въ свободу славя чадъ Божіихъ, и свобождающее отъ рабства страстей. Совѣтую вамъ прочитать книгу св. Іоанна Лѣствичника, вы увидите тамъ въ 1мъ словѣ въ 5мъ отдѣленіи цѣли по какимъ должно оставляя міръ приступить къ сему поприщу; и въ 20 отдѣленіи найдете какая большая опасность по званіи Божіемъ отказываться намъ отъ онаго. Въ 3мъ словѣ въ 4мъ отдѣленіи прочтете объ опасности угаснуть пламени возгоревшемуся въ насъ, т: е: званію къ сему жительству. И вообще вся книга сія много пользы вамъ принесетъ, когда внимательно будете оную читать; только уже разсѣянность свѣтскихъ забавъ и суетныхъ занятій не будетъ совмѣстима въ такомъ устроеніи; но все доброе сѣмя какое насѣется на сердцѣ вашемъ отъ чтенія сего, какъ терніемъ и волчцемъ подавитъ и безъ плода останется. Въ сужденіе о грѣхахъ вашихъ, я не имѣю права входить и величество оныхъ истязывать; совѣсть ваша вамъ да будетъ судьею, и всякой грѣхъ предъ Богомъ есть великъ, а паче тяжкій по вашему выраженію и только одно покаяніе и милосердіе Божіе есть надежда нашего спасенія. Но покаяніе истинное и дѣйствительное, о коемъ вы упоминая себя обрѣкаете на оное. А прежде надобно оставить грѣхъ и удаляться случаевъ приводящихъ ко оному. Отчаяться же отнюдь не должно, ибо оная мнимая спасенія надежды ввергаетъ еще въ вящшія согрѣшенія и считается само предъ Богомъ тягчайшимъ грѣхомъ. Вы ошибочно думаете, что въ хорошемъ монастырѣ васъ не примутъ потому что вы недостаточный человѣкъ; Настоятель и Богособранное братство отъ желающихъ спастися не истязываетъ тлѣннаго Богатства; но желаетъ ему вступя въ обитель при обнищаніи благихъ дѣлъ обогатиться смиреннымъ мудрованіемъ; вы не можете работать съ смиреннымъ классомъ простаго народа, но сего вѣрно не отречетесь чтобъ ублажая ихъ труды окаявать себя и считать послѣднѣйшимъ всѣхъ. Вы увидите въ Лѣствицѣ въ 4й степени въ 23 от<дѣленіи> какъ пришедшій въ обитель князь Исидоръ въ смиренномъ образѣ уничиженъ, получилъ себѣ успокоеніе и спасеніе. – Я предложилъ вамъ сколько могъ по моему скудоумію къ пользѣ вашей души. Остается вамъ самимъ войтить въ себя и попещись о своемъ положеніи, такъ какъ вы находитесь еще на службѣ, то болѣе не могу ничего вамъ сказать, предоставляю протчее Промыслу Божію, да устроитъ Онъ полезное о васъ и исполнитъ во благихъ желаніе ваше. Чего усердно вамъ желая, съ почтеніемъ моимъ остаюсь.