К<нязю> С<ергею>
С<ергѣевичу>.
Въ письмѣ вашемъ отъ 4. сего декабря вы
описываете свое положеніе и расположеніе идти въ монастырь, но на оное отецъ
вашъ вамъ не соизволяетъ; а по довѣрію вашему
сего пламеннаго вашего желанія О. Ар<химандриту> Мельхиседеку;
получили отъ него повелѣніе безъ оглядки бѣжать въ монастырь;
потомъ такъ же Іеросхимон<ахъ> Ѳеодосій позволилъ вамъ идти въ
монастырь безъ благословенія отца, а послѣ опять
не позволилъ. А вы еще ищете и моего совѣта. Имѣть многихъ совѣтниковъ въ
столь важномъ дѣлѣ не безопасно, ибо получая отъ нихъ различные
совѣты, не льзя не быть въ нерѣшеніи и въ
двоедушіи. – Надобно бы послушать перваго совѣта, когда вы съ
вѣрою повѣряли О. А<рхимандриту> М<ельхиседеку>.
Но оставя оный вы не преставали вовлекаться
въ мірскіе удовольствіи и разсѣянности, отъ
которыхъ очень можетъ здѣлаться
совершенное охлажденіе вверженнаго въ васъ огня, т: е: званія Божія, а
потому и Отецъ Василій видя вашу наклонность болѣе къ міру, опасается
дозволить вамъ вступить на сіе поприщѣ, а ежели бъ вы удалялись бы
свѣтскихъ удовольствій и занимались духовными упражненіями: молитвою,
чтеніемъ, воздержаніемъ, то Богъ возвѣстилъ бы ему не отвлекать васъ отъ сего намѣренія; хотя онъ и имѣетъ
предъубѣжденіе какъ вы пишите, къ монастырямъ, и говоритъ что надо быть
Ангеломъ, чтобъ жить въ монастырѣ; и видитъ противное въ оныхъ. Но ему не
извѣстна духовная брань монашества и различія мѣстъ для прохожденія
подвига нами избираемыхъ для обученія въ духовной жизни; и причины по коимъ не
успѣваемъ въ намѣренныхъ дѣлахъ. Мы
не можемъ быть Ангелами но при сознаніи своихъ
немощей, можемъ имѣть смиренное мудрованіе считая себя хуже всей твари, и
это есть нашъ долгъ и подвигъ; съ симъ оружіемъ можемъ все сѣти и козни
вражіи сокрушить. А оное приобрѣтается отверженіемъ
своей воли и разума и совершеннымъ послушаніемъ; но не въ такомъ духѣ
какъ вы выражаете: «удалиться въ
монастырь на рабское служеніе». Совсѣмъ
напротивъ, наше служеніе не рабское, но приводящее въ свободу славя чадъ Божіихъ, и свобождающее отъ рабства страстей.
Совѣтую вамъ прочитать книгу св. Іоанна Лѣствичника, вы
увидите тамъ въ 1мъ словѣ въ 5мъ отдѣленіи цѣли по какимъ должно оставляя міръ
приступить къ сему поприщу; и въ 20 отдѣленіи найдете какая большая
опасность по званіи Божіемъ отказываться
намъ отъ онаго. Въ 3мъ словѣ въ 4мъ отдѣленіи прочтете объ опасности угаснуть пламени
возгоревшемуся въ насъ, т: е: званію
къ сему жительству. И вообще вся книга сія много пользы вамъ принесетъ, когда
внимательно будете оную читать; только уже разсѣянность свѣтскихъ забавъ и суетныхъ занятій не будетъ
совмѣстима въ такомъ устроеніи; но все доброе сѣмя какое
насѣется на сердцѣ вашемъ отъ чтенія сего, какъ терніемъ и волчцемъ
подавитъ и безъ плода останется. Въ сужденіе о грѣхахъ
вашихъ, я не имѣю права входить и величество оныхъ истязывать;
совѣсть ваша вамъ да будетъ судьею, и всякой грѣхъ предъ Богомъ
есть великъ, а паче тяжкій по вашему выраженію и только одно покаяніе и
милосердіе Божіе есть надежда нашего спасенія. Но покаяніе истинное и дѣйствительное, о коемъ вы упоминая себя
обрѣкаете на оное. А прежде надобно оставить грѣхъ
и удаляться случаевъ приводящихъ ко
оному. Отчаяться же отнюдь не должно,
ибо оная мнимая спасенія надежды ввергаетъ еще въ вящшія согрѣшенія и
считается само предъ Богомъ тягчайшимъ грѣхомъ.
Вы ошибочно думаете, что въ хорошемъ монастырѣ васъ не примутъ потому что
вы недостаточный человѣкъ; Настоятель и Богособранное братство отъ
желающихъ спастися не истязываетъ тлѣннаго Богатства; но желаетъ ему
вступя въ обитель при обнищаніи благихъ дѣлъ
обогатиться смиреннымъ мудрованіемъ;
вы не можете работать съ смиреннымъ классомъ простаго народа, но сего
вѣрно не отречетесь чтобъ ублажая ихъ труды окаявать себя и считать послѣднѣйшимъ всѣхъ. Вы увидите въ
Лѣствицѣ въ 4й степени въ 23 от<дѣленіи>
какъ пришедшій въ обитель князь Исидоръ въ смиренномъ образѣ уничиженъ,
получилъ себѣ успокоеніе и спасеніе. – Я предложилъ вамъ сколько могъ по моему скудоумію къ пользѣ вашей души. Остается вамъ
самимъ войтить въ себя и попещись о своемъ положеніи, такъ какъ вы находитесь
еще на службѣ, то
болѣе не могу ничего вамъ сказать, предоставляю протчее Промыслу Божію,
да устроитъ Онъ полезное о васъ и исполнитъ во благихъ желаніе ваше. Чего
усердно вамъ желая, съ почтеніемъ моимъ остаюсь.