Веревкину Николаю Васильевичу
+[1]
<Достопочтеннѣйшій
о Господѣ Николай Васильевичь!>
Вы
очень сильно приняли къ сердцу, кончину В<ашей> малютки 4хъ лѣтней
Лидіи, и крѣпко печалитесь и о ней, и о томъ, что она несообщена
Св. Христ<овыхъ> Таинъ предъ кончиною ее, приписываете это
В<ашему> нерадѣнію. Сожалѣю о В<асъ> что такъ
малодушествуете этимъ случаемъ. Конечно нельзя не пожалѣть лишившись
дитя, и памятуя о ея болѣзни и о лишеніяхъ, но это человѣческая
слабость и немощь. Вы вѣрующій христіанинъ должны искать утѣшенія
въ Вѣрѣ и упованіи на непостижимый намъ Промыслъ Божій, и любовь
Его къ человѣку. Неужели же мы созданы только для здѣшней жизни? а
какъ она кратка, и исполнена всякаго рода скорбей, страданій, соблазновъ и грѣхопаденій.
Будущій же вѣкъ не имѣетъ конца. Богъ вѣдущій и
несодѣянная наша въ будущее время, благоизволилъ въ настоящее время
принять къ Себѣ юную младенческую душу дочери В<ашей> въ
вѣчное наслажденіе и покой и она избавилась здѣшнихъ всѣхъ
треволненій и скорбей которыя могли бы ее встрѣтить на жизненномъ пути.
Не безпокойтесь и о томъ, что она не причащена Св. Таинъ предъ смертію;
но конечно недавно б<ыла> пріобщена сей Божественной трапезы; и это не
отъ В<ашего> нерадѣнія произошло а потому, что не надѣялись
на такой скорый переходъ ее въ вѣчность. Да она же невинный младенецъ, и
Церковь на ектеніяхъ не молитъ о прощеніи грѣховъ младенцевъ, но упокой
Господи душу младенца ( ) въ Царствіи Небесномъ. И такъ успокойтесь
тѣмъ, что на это б<ыла> воля Божія, чтобы ей въ настоящее время
переселиться въ вѣчность, и что она тамъ по благости Божіей наслаждается
вѣчнымъ блаженствомъ. — И въ томъ отложите смущеніе, будто
выразилась въ В<асъ> мысль хулы на Духа Св<ятаго>. Это дѣйствie
вражіе а не ваша мысль; врагъ не хочетъ добра и спокойствія, а возмущаетъ
разными средствами; вы не повинуйтесь ему въ смущеніи и не приписывайте ceбѣ
въ этой мысли вины. Я знаю какъ В<ы> смущаетесь отъ многихъ случаевъ
ничего незначущихъ; о семъ много б<ыло> съ В<ами> говорено, и о
причинахъ отъ чего оное бываетъ.
22 Марта
1860
1
+
Достопочтеннѣйшій
о Г<осподѣ> Н<иколай> В<асильевичь>!
За
поздравленіе меня съ праздникомъ усердно В<асъ> благодарю. — Въ
письмѣ В<ашемъ> повторяется воспоминанie случаевъ бывшихъ при
болѣзни и смерти малютки В<ашей> Лидіи. И тѣмъ самымъ
растроиваете себя, и наносите скорбь супругѣ и дѣтямъ
В<ашимъ>. О будущей участи дитя В<ашего> нечего сомнѣваться.
Она наслѣдуетъ вѣчное блаженство. Надобно вѣровать и
надѣяться и симъ себя успокоѣвать. Пусть духовная любовь возметъ
верхъ надъ естественною плотскою любовію. Вы любили ее, потому и жалѣете,
что она не съ В<ами> а преселилась въ вѣчность. Но Богъ больше
В<асъ> любитъ ее, преселилъ ее въ юномъ возрастѣ въ ликъ протчихъ
младенцевъ ликующихъ и наслаждающихся вѣчнымъ блаженствомъ. Знаете ли Вы,
чтобы могло встрѣтить въ жизни, а особо въ нынѣшнія лютыя и тяжкія
времена? Кто избѣгаетъ скорбей и болѣзней? и причину оныхъ
грѣховъ? А она всего этаго избѣжала и теперь находится тамъ идѣже нѣсть болѣзнь ни
печаль, ни воздыханіе но жизнь безконечная. При всей В<ашей> къ ней
любви и положимъ благоразуміи могли ли бы устроить здѣсь жизнь счастливую
безъ болѣзненную и безъ скорбную? Да будетъ же воля Божія во всемъ и надъ
всѣми нами, а наше дѣло покорность волѣ Его. Праотецъ Авраамъ
единственнаго сына и обѣтованнаго, произволеніемъ принесъ въ жертву Богу
по приказанію Его. А В<амъ> Господь даровалъ многихъ, а взялъ едину.
Благодарите паче Бога и не сѣтуйте безмѣрною печалію. —
Упоминаете о случаѣ, когда В<ы> читаете молитвы на с<онъ>
г<рядущій> надъ нею, и когда нужно б<ыло> ее больную переворотить,
В<ы> не дерзнули оставить молитву, а желали извѣщенія на смущеніе
В<ашихъ> помысловъ. Напрасно Вы ожидали онаго. Вы знаете что имѣете
во многихъ случаяхъ смущеніе, и это есть В<аша> душевная болѣзнь,
то В<амъ> нельзя искать извѣщенія. Въ смущеніи невозможно онаго
разобрать. Въ томъ же отвѣтѣ С. В<арсануфія> то сказано
«когда кто сопротивляется смущенію, то
отнюдь ненадобно считать дѣло вреднымъ а разсмотрѣть и
протч». — Вы говорите объ извѣщеніи просить, но не прежде смерти:
Это пишетъ Св. Ѳеогностъ въ Восторгнутыхъ класахъ. О какомъ же это
извѣщеніи? т. е. о будущей загробной нашей участи, но не прежде
смерти, еже есть смиреннѣйше. Кажется это относится больше къ
безмолвникамъ и близь совершенства обрѣтающимся а намъ болѣе
смиренно о себѣ помышляти.
Апрѣля 1860.
<года>
2
+
Д<остопочтеннѣйшій>
о Г<осподѣ> Н<иколай Васильевичь!> Очень
скорбно б<ыло> видѣть изъ письма В<ашего> что В<ы> такъ
сильно огорчаетесь, и что такъ скоро одна за другою скорбь поражаютъ сердце
В<аше>. Я сострадаю В<амъ> моимъ участіемъ, и желалъ бы подать
скудоумнымъ словомъ моимъ В<амъ> утѣшеніе, но достанетъ ли на сіе
слово утѣшенія. Надобно искать утѣшенія въ вѣрѣ и
покорности воли Божіей. Всепремудрый Его Промыслъ простирается на всѣхъ
насъ, и Вы находитесь подъ управленіемъ онаго. Знаю вѣрите тому, что и
власъ главы нашея не погибнетъ безъ воли Божіей. Но когда что либо попущено
будетъ къ испытанію нашему, то надобно и отъ дѣлъ показать вѣру.
Вѣра Авраамова и Іова, служитъ намъ примѣромъ въ нашихъ
испытаніяхъ, но если мы предаемся безгодной печали; и не уповаемъ на Господа,
то и вѣра колеблется; а отъ сего въ печали не находимъ утѣшенія.
Если супруга В<аша> Л. М. и больна, то нельзя совершенно
довѣрять опредѣленію Докторовъ, что она будто и безнадежна. А
мнѣ извѣстны многіе больные чахоткою, многіе годы проживаютъ, поддерживаемые
благодатію Божіею. Но о ней еще нельзя сказать чахоточное у нее или нѣтъ,
или какая другая болѣзнь. Причиною ее болѣзни должно полагать
б<ывшіе> огорченія; то въ настоящее время В<аши> слезы должны ее
огорчать, а Вы ошибаетесь думая, что не могутъ ее расстроить В<аши>
слезы, выражающіе В<ашу> къ ней любовь. Она вмѣстѣ съ
тѣмъ видитъ В<аше> глубокое огорченіе, а это то можетъ ее
болѣе растроивать. И такъ лучше совѣтую удерживать слезы при ней и
утѣшать ее благонадежіемъ на милость и помощь Божію, и на всесильное
заступленіе Царицы Небесной Богородицы и сами себя тѣмъ же
укрѣпляйте. Мы молимъ Господа о дарованіи ей здравія, и о утѣшеніи
В<асъ> въ скорби.
14 Мая 1860 <года>