Веревкину Николаю Васильевичу

+[1]

<Достопочтеннѣйшій о Господѣ Николай Васильевичь!>

Вы очень сильно приняли къ сердцу, кончину В<ашей> малютки 4хъ лѣтней Лидіи, и крѣпко печалитесь и о ней, и о томъ, что она несообщена Св. Христ<овыхъ> Таинъ предъ кончиною ее, приписываете это В<ашему> нерадѣнію. Сожалѣю о В<асъ> что такъ малодушествуете этимъ случаемъ. Конечно нельзя не пожалѣть лишившись дитя, и памятуя о ея болѣзни и о лишеніяхъ, но это человѣческая слабость и немощь. Вы вѣрующій христіанинъ должны искать утѣшенія въ Вѣрѣ и упованіи на непостижимый намъ Промыслъ Божій, и любовь Его къ человѣку. Неужели же мы созданы только для здѣшней жизни? а какъ она кратка, и исполнена всякаго рода скорбей, страданій, соблазновъ и грѣхопаденій. Будущій же вѣкъ не имѣетъ конца. Богъ вѣдущій и несодѣянная наша въ будущее время, благоизволилъ въ настоящее время принять къ Себѣ юную младенческую душу дочери В<ашей> въ вѣчное наслажденіе и покой и она избавилась здѣшнихъ всѣхъ треволненій и скорбей которыя могли бы ее встрѣтить на жизненномъ пути. Не безпокойтесь и о томъ, что она не причащена Св. Таинъ предъ смертію; но конечно недавно б<ыла> пріобщена сей Божественной трапезы; и это не отъ В<ашего> нерадѣнія произошло а потому, что не надѣялись на такой скорый переходъ ее въ вѣчность. Да она же невинный младенецъ, и Церковь на ектеніяхъ не молитъ о прощеніи грѣховъ младенцевъ, но упокой Господи душу младенца ( ) въ Царствіи Небесномъ. И такъ успокойтесь тѣмъ, что на это б<ыла> воля Божія, чтобы ей въ настоящее время переселиться въ вѣчность, и что она тамъ по благости Божіей наслаждается вѣчнымъ блаженствомъ. — И въ томъ отложите смущеніе, будто выразилась въ В<асъ> мысль хулы на Духа Св<ятаго>. Это дѣйствie вражіе а не ваша мысль; врагъ не хочетъ добра и спокойствія, а возмущаетъ разными средствами; вы не повинуйтесь ему въ смущеніи и не приписывайте ceбѣ въ этой мысли вины. Я знаю какъ В<ы> смущаетесь отъ многихъ случаевъ ничего незначущихъ; о семъ много б<ыло> съ В<ами> говорено, и о причинахъ отъ чего оное бываетъ.

22 Марта 1860

                                                                                                                                                                                                      1            

+

Достопочтеннѣйшій о Г<осподѣ> Н<иколай> В<асильевичь>!

За поздравленіе меня съ праздникомъ усердно В<асъ> благодарю. — Въ письмѣ В<ашемъ> повторяется воспоминанie случаевъ бывшихъ при болѣзни и смерти малютки В<ашей> Лидіи. И тѣмъ самымъ растроиваете себя, и наносите скорбь супругѣ и дѣтямъ В<ашимъ>. О будущей участи дитя В<ашего> нечего сомнѣваться. Она наслѣдуетъ вѣчное блаженство. Надобно вѣровать и надѣяться и симъ себя успокоѣвать. Пусть духовная любовь возметъ верхъ надъ естественною плотскою любовію. Вы любили ее, потому и жалѣете, что она не съ В<ами> а преселилась въ вѣчность. Но Богъ больше В<асъ> любитъ ее, преселилъ ее въ юномъ возрастѣ въ ликъ протчихъ младенцевъ ликующихъ и наслаждающихся вѣчнымъ блаженствомъ. Знаете ли Вы, чтобы могло встрѣтить въ жизни, а особо въ нынѣшнія лютыя и тяжкія времена? Кто избѣгаетъ скорбей и болѣзней? и причину оныхъ грѣховъ? А она всего этаго избѣжала и теперь находится тамъ идѣже нѣсть болѣзнь ни печаль, ни воздыханіе но жизнь безконечная. При всей В<ашей> къ ней любви и положимъ благоразуміи могли ли бы устроить здѣсь жизнь счастливую безъ болѣзненную и безъ скорбную? Да будетъ же воля Божія во всемъ и надъ всѣми нами, а наше дѣло покорность волѣ Его. Праотецъ Авраамъ единственнаго сына и обѣтованнаго, произволеніемъ принесъ въ жертву Богу по приказанію Его. А В<амъ> Господь даровалъ многихъ, а взялъ едину. Благодарите паче Бога и не сѣтуйте безмѣрною печалію. — Упоминаете о случаѣ, когда В<ы> читаете молитвы на с<онъ> г<рядущій> надъ нею, и когда нужно б<ыло> ее больную переворотить, В<ы> не дерзнули оставить молитву, а желали извѣщенія на смущеніе В<ашихъ> помысловъ. Напрасно Вы ожидали онаго. Вы знаете что имѣете во многихъ случаяхъ смущеніе, и это есть В<аша> душевная болѣзнь, то В<амъ> нельзя искать извѣщенія. Въ смущеніи невозможно онаго разобрать. Въ томъ же отвѣтѣ С. В<арсануфія> то сказано «когда кто сопротивляется смущенію, то отнюдь ненадобно считать дѣло вреднымъ а разсмотрѣть и протч». — Вы говорите объ извѣщеніи просить, но не прежде смерти: Это пишетъ Св. Ѳеогностъ въ Восторгнутыхъ класахъ. О какомъ же это извѣщеніи? т. е. о будущей загробной нашей участи, но не прежде смерти, еже есть смиреннѣйше. Кажется это относится больше къ безмолвникамъ и близь совершенства обрѣтающимся а намъ болѣе смиренно о себѣ помышляти.

Апрѣля 1860. <года>

                                                                                                                                                                                                      2            

+

Д<остопочтеннѣйшій> о Г<осподѣ> Н<иколай Васильевичь!> Очень скорбно б<ыло> видѣть изъ письма В<ашего> что В<ы> такъ сильно огорчаетесь, и что такъ скоро одна за другою скорбь поражаютъ сердце В<аше>. Я сострадаю В<амъ> моимъ участіемъ, и желалъ бы подать скудоумнымъ словомъ моимъ В<амъ> утѣшеніе, но достанетъ ли на сіе слово утѣшенія. Надобно искать утѣшенія въ вѣрѣ и покорности воли Божіей. Всепремудрый Его Промыслъ простирается на всѣхъ насъ, и Вы находитесь подъ управленіемъ онаго. Знаю вѣрите тому, что и власъ главы нашея не погибнетъ безъ воли Божіей. Но когда что либо попущено будетъ къ испытанію нашему, то надобно и отъ дѣлъ показать вѣру. Вѣра Авраамова и Іова, служитъ намъ примѣромъ въ нашихъ испытаніяхъ, но если мы предаемся безгодной печали; и не уповаемъ на Господа, то и вѣра колеблется; а отъ сего въ печали не находимъ утѣшенія. Если супруга В<аша> Л. М. и больна, то нельзя совершенно довѣрять опредѣленію Докторовъ, что она будто и безнадежна. А мнѣ извѣстны многіе больные чахоткою, многіе годы проживаютъ, поддерживаемые благодатію Божіею. Но о ней еще нельзя сказать чахоточное у нее или нѣтъ, или какая другая болѣзнь. Причиною ее болѣзни должно полагать б<ывшіе> огорченія; то въ настоящее время В<аши> слезы должны ее огорчать, а Вы ошибаетесь думая, что не могутъ ее расстроить В<аши> слезы, выражающіе В<ашу> къ ней любовь. Она вмѣстѣ съ тѣмъ видитъ В<аше> глубокое огорченіе, а это то можетъ ее болѣе растроивать. И такъ лучше совѣтую удерживать слезы при ней и утѣшать ее благонадежіемъ на милость и помощь Божію, и на всесильное заступленіе Царицы Небесной Богородицы и сами себя тѣмъ же укрѣпляйте. Мы молимъ Господа о дарованіи ей здравія, и о утѣшеніи В<асъ> въ скорби.

14 Мая 1860 <года>

 



[1] Рядом помета: Н. В. Веревк.