М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Антонъ Андреевичь!

Въ письмѣ Вашемъ отъ 8го. Сентября пишете мнѣ, что Вы бывши въ Москвѣ и прикладываясь къ мощамъ Святителя Петра, ощутили устами своими нѣчто необыкновенное — особенную мягкость и теплоту, что называете чудеснымъ. Господь силенъ совершить всякое чудо, но къ чему и ради чего было бы совершено то, о чемъ Вы пишите? Притомъ должно знать, что собственно чудомъ называется то, если, при мощахъ угодниковъ Божiихъ или инымъ какимъ образомъ, слѣпой получитъ прозрѣнiе, глухой — слышанiе, нѣмой — глаголанiе, неисцѣльно больной — исцѣленiе отъ болѣзни и подоб<ное>. — А что Вы, прикладываясь къ мощамъ Св. Петра, ощутили, устами своими, особенную мягкость и теплоту и даже жаръ, тутъ ничего надъ Вами не совершилось чудеснаго; потому Вы давно, по попущенiю Божiю, находитесь подъ особеннымъ влiянiемъ духовъ прелести, которые всячески стараются о томъ, чтобы какимъ нибудь образомъ окончательно сбить Васъ съ толку и обольстить и помрачить совершенно. Дѣйстiвiя сего и ощущенiя бѣсы не могли произвесть въ человѣкѣ, неподлежащемъ особенному ихъ влiянiю, а въ Васъ это произвели, попущенiемъ Божiимъ, и только въ Вашемъ тѣлѣ, а не на мощахъ угодника Божiя; Вамъ же показалось по ухищренiю вражiю, что вы ощутили сiе отъ св. мощей. Ухищренiе сiе устроили Вамъ враги душевные для того, чтобы привесть Васъ въ высокоумiе, которое есть главная причина всякаго зла и бѣдствiя. Если Вы ощущенiе это считаете настоящимъ, то на Васъ сбывается исполненiе желанiя вражескаго, отъ чего да избавитъ Васъ Господь. А чтобы не быть уловлену таковою и подобною сѣтiю вражескою, Вамъ нужно всегда помнить, что Вы — человѣкъ не въ естественномъ положенiи, а подпадшiй влiянiю духовъ прелести; и на этомъ основанiи подобнымъ ощущенiямъ и явленiямъ отнюдь не должны вѣрить, а искать милости Божiей только исполненiемъ Заповѣдей Божiихъ, изъ которыхъ первыя и главныя: покаянiе и смиренiе, разрушающее всѣ козни вражiи. Также окомъ смиренiя и Христiанскаго снисхожденiя, должно смотрѣть и на тѣхъ людей, которыхъ Вы называете своими врагами, по случаю откуповъ, Вами взятыхъ. По крайней мѣрѣ смотрите на нихъ обыкновенными глазами, не какъ на враговъ, а какъ на людей комерческихъ, ищущихъ обогащенiя мѣрами, неправильно употребляемыми, а въ отношеніи къ В<амъ> какъ орудіями Господними. Прежде вредили новому откупщику въ послѣднемъ мѣсяцѣ, а нынѣ кажется начинаютъ это дѣлать за нѣсколько мѣсяцовъ. Ежели Вы вознамѣрились въ дѣлахъ своихъ дѣйствовать правильно и по Богу, то и непрiятности и ухищренiя другихъ должно принимать съ тою же мыслiю, т. е. терпѣть, а не роптать и отъ Бога ожидать заступленiя, какъ Вы и сами пишите, что Господь В<амъ> помощникъ. Впрочемъ благоразумными мѣрами въ огражденiи себя пренебрегать не должно, лишь бы только это не было съ обидою другихъ. Да вразумитъ Васъ Господь дѣйствовать во всемъ не во вредъ души своей, сообразно съ заповѣдями Божiими.

26 Сентября 1858 г.

Оптина пустынь.