Жалуешься
на теперешнюю свою нестерпимую брань; причиною оной зазрѣніе твое ближнихъ въ ихъ недостаткахъ или порокахъ. Когда же,
видя себя побѣжденну какою-нибудь страстію, то о семъ только и печешься,
какъ бы избавиться, отъ оной, и не смѣешь судить другихъ, находящихся
также на поприще борьбы съ многоразличными страстьми, которыя въ сей
борьбѣ иногда падаютъ, а иногда побѣждаютъ; вѣнцы же
уготовляются въ будущемъ вѣкѣ. Чѣмъ кто смиреннѣе,
тѣмъ крѣпче на брани воинствуетъ, а смиряютъ насъ иногда наши же грѣхи. Для того-то и попускаются намъ паденія, къ
познанію нашей немощи и смиренію. Св. Петръ Дамаскинъ пишетъ: «когда кто видитъ
свои грѣхи, яко песокъ морскій, то это есть
начало просвѣщенія души и знакъ здравія ея». О семъ и намъ должно пещись,
чтобы видѣть свои грѣхи и сокрушаться о
семъ сердцемъ, а не другихъ зазирать; тогда и страсти наши укротятся.
При желаніи тебѣ мира, здравія и спасенія, остаюсь недостойный твой
богомолецъ, многогрѣшный I. М. 6 іюня 1842
года.
***
На
вопросы твои не отрекаюсь говорить, хотя самъ ничтоже благо сотворихъ. Игра съ дѣтьми не можеть быть одобрена, хотя и нѣтъ
чувства, но можетъ быть; учить дѣтей, —батюшка не благословилъ
въ обители иметь этой молвы; а частно и временно, притомъ же изъ послушанія къ
матери, можно, однако и тутъ надобно беречься дѣйствія
вражія. Читать для пользы другихъ можно и излишнее противъ назначеннаго, но съ
самоукореніемъ, какъ о семь и сама пишешь. О бываемыхъ у васъ въ домѣ
всенощныхъ въ годовые праздники съ поспѣшностію отъ причетниковъ, то говорить
ли имъ о семь или нѣтъ, къ исправленію, и стать за имя Божіе:
ревность твоя не по разуму; сколько у васъ прихожанъ — не знаю, а ежели и еще
кто захочетъ дóма служить всенощныя, то у
служащихъ и силъ не достанѣтъ; сверхъ того — что надобно въ церкви
служить всенощную, приходскія и домашнія дѣла понуждаютъ ихъ къ таковой
поспѣшности; хотя и нельзя этого похвалить, но надобно измѣрить
силы ихъ. Ты думаешь, какъ у насъ въ монастыряхъ исправляютъ; но это невозможно
тамъ; здѣсь довольно и пѣвчихъ, и
служащихъ, и нѣтъ другихъ занятій, притомъ же одна всенощная; въ такомъ
случаѣ можно поговорить, но не настоятельно и не дерзко, а предложить
со смиреніемъ: когда возможно, то сдѣлаютъ, а когда нѣтъ, то
надобно имъ уступить; а всего бы лучше быть въ церкви на
соборной всенощной, которая для того и установлена, чтобы люди сходились
совокупно прославлять Бога единымъ сердцемъ и едиными усты; тамъ бы можно и не
спѣша послужить; но, кажется, обычай сей въ мірской церкви давно вошелъ,
чтобы скоро служить, и трудно его перемѣнить, а паче намъ съ тобою.
Богъ, богатъ сый въ милости, всегда силенъ даровать намъ успокоеніе,
аще только будемъ того достойны и будетъ намъ полезно; а дотолѣ
попускаетъ утѣснятися скорбьми и различными
искушеніями, вся устрояя на нашу пользу, чтò видите и на себѣ;
довольное время не имѣвъ спокойнаго
пристанища и своего уголка, получили келлію и въ оной не находили совершеннаго
успокоенія; почему и другую устроиваетъ вамъ
имѣть; благодарите Его благость, за такое милостивое о васъ промышленіе.
Ты только прочитавши книгу Исаака Сирина познала, что
не начинала еще жить, какъ должно, а то не ужели мечтала о себѣ нѣчто
высоко? Это прелесть! Вникни же, о чемъ больше учитъ св. Исаакъ Сиринъ, больше
всего о терпѣніи и смиреніи, съ коими уже
всѣ купно добродѣтели
соединены. Этому надобно и слѣдовать и
ежедневно учиться сему.