Достопочтенная о Господѣ Т. У—на!
Поздравляю тебя съ приближеніемъ дня твоего Ангела, да утѣшитъ тебя
Господь нетлѣннымъ и духовнымъ утѣшеніемъ и даруетъ истинный
разумъ, ведущій спасительнымъ путемъ. Истинный разумъ, или разсужденіе
стяжавается отъ смиренія, а смиреніе отъ скорбей, по слову св. Петра Дамаскина,
и кто бѣгаетъ скорбей, тотъ бѣгаетъ своего спасенія.
Вамъ есть скорби, но болѣе внутреннія, отъ своихъ страстей внутрь
лежащихъ въ васъ. Ты описала бурю, волнующую тебя помыслами, за оставленіе васъ
отъ пострига; тутъ представляется пренебреженіе, уничиженіе, гоненіе, злоба, и
все, чтó только оскорбленное и остраствованное сердце прiемлетъ и помыслами увеличиваетъ; и сіе написала въ
видѣ откровенія своихъ помысловъ, желая свободить себя отъ оныхъ; но
послѣ, въ другомъ письмѣ, сознаешь себя неправою за ропотъ сей, а
признаешь тутъ промыслъ Божій дѣйствующій, а не людскую злобу или
мудрованіе. Симъ ты меня утѣшила, и въ семъ вижу явную къ вамъ милость
Божію, что Онъ, ударя скорбми сердцá ваша, смягчилъ ихъ къ покорности
волѣ Его; а когда будете болѣе винить себя, видя тутъ
дѣйствующую страсть: славолюбіе и честолюбіе, то и утѣшеніе
получите; и тѣ самыя, мнимо враждующія на васъ, обратятся къ вамъ съ
сердечною любовію, и получите душевное утѣшеніе. Ежели примете въ
уваженіе, что точно вы оскорблены, то когда воззримъ на неповинно страдавшаго
Господа нашего Iисуса Христа, претерпѣвшаго укоризны, досады,
оплеваніе, біеніе, безчестіе, поруганіе, распятіе, терновъ вѣнецъ,
прободеніе ребра, пронзенія рукъ и ногъ пречистыхъ, увидимъ, чтó суть
наши скорби, причиняемыя обидами и презрѣніями? — А вѣдь Онъ намъ
оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его[1],
и хотя не вполнѣ, но вмалѣ обрѣтаемся общницы страстемъ Его,
когда добльственнѣ и безропотно терпимъ посылаемыя Имъ намъ скорби[2].
Вы находитесь въ Божескомъ университетѣ, — Онъ васъ обучаетъ, хочетъ
сдѣлать чтó-нибудь хорошее изъ васъ, не противьтесь Ему! —
Разсматривая же здравымъ разумомъ, увидимъ, что страсти наши никакъ не могутъ
быть удовлетворены и успокоить насъ; а надобно имъ противиться и истреблять.
Положимъ такъ (я примѣръ видѣлъ): постригутъ кого въ рясофоръ,
удовлетворяя его желанію; долго не можетъ быть покойна страсть; постригаютъ
другихь въ мантію, — онъ уязвляется и страдаетъ; но ежели и это исполнится, то
у насъ на саны, а у васъ — на начальство страсть влечетъ; и до такой степени
бываетъ болѣзнь, что не только не довольны бываютъ образомъ монашескимъ,
но и жизни своей не рады. Не о всѣхъ сіе можно заключить, но о
страдающихъ страстію честолюбія: а другіе другими страстьми мучимы бываютъ,
яко же и азъ грѣшный: васъ въ одной страсти обличаю, а самъ тмами
страстей увлекаюсь и весьмо плохо противустою онымъ. Помолитесь, сестры, и за
меня, да не како, вамъ говоря, самъ неключимъ буду.
Почтеннѣйшая Ф. X—на!
вышеписанное частію и къ тебѣ можетъ отнестись; хотя ты и мирнѣе
прежняго видишь себя, но все не мѣшаетъ имѣть самоукореніе и стараться къ
оскорбившимъ стяжавать по-мирнѣе устроеніе, и не судить тѣхъ, кои
намъ кажутся дурными; каждаго совѣсть и Богъ есть судія, а покаяніе
всѣмъ отверсто. Миръ Божій да пребудетъ съ вами!
***
Вижу, что маменька ваша крайне огорчается о вступленіи въ монастырь А.
В—ны и о своемъ одиночествѣ; о чемъ сердечно сожалѣю, и болѣе
о ея малодушіи. А. В–ѣ я не давалъ совѣта безъ ея воли вступать въ
монастырь, а когда она вступила, то вѣрно уже съ ея согласія; и конечно
не безъ воли Божіей; и болѣзнь ея доказываетъ, что она міру не нужна;
какую же она можетъ сдѣлать
помощь и отраду маменькѣ, лежа въ постели? Впрочемъ я не препятствую ей
жить дома, ежели бы она и одѣта была въ монашеское платье; это да будетъ
на ихъ обѣихъ волѣ и согласіи; но понудить не имѣю власти; и
на твое тамъ пребываніе я не имѣю власти: ты имѣешь начальницу и
общество сестеръ; ежели она позволитъ по этой нуждѣ побыть тебѣ
тамъ нѣкоторое время, то и я съ симъ соглашаюсь во упованіи, что, за
молитвами ихъ и твоей родительницы, сохранптъ тебя Господь отъ
опаснѣйшихъ искушеній.
Желаю тебѣ мира, здравія; остаюсь многрѣшный I. М. 30-го апрѣля 1847 года.
Не знаю, Т. У—на, будетъ ли угодно или нѣтъ твоей маменькѣ, но я долженъ изложить мое
мнѣніе: не лучше ли и ей, для успокоенія себя, переселиться къ дочерямъ и
жить съ ними, оставя суету мірской жизни, которую и невольно должно будетъ
оставить пришедшей смерти. Скажи, какое доставляютъ ей утѣшеніе домашнія
занятія , когда она не осушаетъ глазъ, отпустивши всѣхъ васъ отъ себя? Ежели она имѣетъ
причину не оставлять міра отъ того, что можетъ хозяйство разстроиться: то когда
придетъ смерть, и по неволѣ его оставитъ; найдутся люди, кои могутъ оное
управить, а ей бы прилично, поручивъ хозяйство дѣтямъ, или кому другому,
успокоить свою старость въ обители, можетъ быть, уже на закатѣ дней
своихъ. Кажется, вы говорили, что располагаете сдѣлать имѣнію
раздѣлъ, то всего-бы лучше отдать каждому свою часть и себя этимъ
успокоить; вѣрно, и на ея вѣкъ
достанѣтъ къ прожитію. Впрочемъ все сіе предоставляю ея волѣ и
промыслу Божію, пекущемуся о спасеніи нашемъ.
Я сказалъ, что не
препятствую А. В—нѣ жить съ маменькою, но кто знаетъ, долго ли ея будетъ
вѣкъ, судя по слабому здоровью, тогда не будеть ли сугубой скорби и о
лишеніи и отвлеченіи отъ обители?
Остаюсь желатель вашего спокойствія,
многогрѣшный I. М.