На письмо твое, полученное мною еще
19-го февраля, до сихъ поръ никакъ не собрался отвѣчать; тебя оставляютъ
пробыть тамъ до весны; теперь уже нечего больше дѣлать; видно, тамъ надобно
остаться и родныхъ утѣшить и самой отдохнуть, какъ ты пишешь. Для меня
странно, что ты ублажаешь теперешнее твое безскорбное положеніе, а
монастырскихъ скорбей ужасаешься. Не Богъ-ли тебя позвалъ на оный прискорбный и
тѣсный путь? Онь и устроиваетъ скорби по мѣрѣ твоего
устроенія и по силѣ; ктожъ безъ скорби проживетъ вѣкъ? И мірскіе
люди находятся въ большихъ скорбяхъ, они также желаютъ получить спасеніе, а
Богъ невольно поставляетъ ихъ на прискорбный путь, чтобы ввести въ животъ
вѣчный. Остерегись обольщаться мнимымъ твоимъ спокойствіемъ, оно не
надежно, не прочно, временно: при какой нибудь перемѣнѣ, ты уже и
спокойствія не найдешь, а притомъ же ежели бы ты и миръ обрѣла, то и тутъ
надобно опасаться подсадъ, какъ бы не попасть въ прелесть. Миръ
пріобрѣтается бореніемъ со страстьми; побѣжденіемъ ихъ и глубокимъ
смиреніемъ только можетъ быть проченъ, ты хотя временно и утѣшишься
мнимымъ спокойствіемъ, а не увидишь, какъ подойдетъ душевное смущеніе, тоска,
уныніе безъ всякой причины; ты еще не испытала сего.
***
Письмо твое отъ 28 марта получилъ. Все
описанное тобою въ ономъ о твоемъ намѣреніи, колеблющемся въ
переходѣ, и что остановилась въ С–ѣ, видѣлъ. Нимало не
удивляюсь твоей неустроенности, когда ты полагаешь теперешнюю твою жизнь въ
мірѣ лучшею монастырской, видя себя удаленною отъ винъ и потому не
согрѣшающую; но за то имѣешь такой грѣхъ, котораго не видишь,
и не каешься въ немъ, — это есть мнѣніе, что ты не согрѣшаешь. Ты
находишься въ духовномъ воинствѣ, на что жъ бѣжишь съ поля
сраженія? — Пала, — возставай! предъ Богомъ лучше грѣшникъ смиренный и
кающійся, нежели праведникъ не кающійся и мнящій о себѣ. Совѣтую
мысль сію оставить, прочти въ 4-й части Добротолюбія св. Iоанна
Карпаѳійскаго посланіе къ индійскимъ инокамъ. Ты, вѣрно, получа отъ
Ф. X—ны письмо, что матушка игуменія опять показала
немирство, смутилась; но теперь она пишетъ, что умиротворилась и опять
спокойна; нельзя, чтобъ было все въ одномъ устроеніи, какъ и погода: когда
вёдро, когда дождь и когда вѣтеръ, буря, а послѣ
тишина. Я пишу къ тебе не понуждая тебя оставаться, но предлагаю на твое
разсужденіе и волю, слѣдуй лучшему.
***
Изъ
письма твоего вижу твое смущеніе и нерѣшительное устроеніе, оставаться
ли въ С., или куда переходить, а еще хуже всего отвращеніе отъ всѣхъ даже
монастырей, что и въ первыхъ твоихъ письмахъ выражалось. Скажу тебѣ, что
это для меня такъ прискорбно, что не знаю, какъ и выразить тебѣ это. Не
всегда ли мы поучаеми, что скорбнымъ путемъ должно внити въ царствіе Божіе! а
между тѣмъ отвращаемся отъ него, какъ отъ какого чудовища; кто же изъ
живущихъ въ монастырѣ находится безъ скорби? всѣ несутъ оныя; но
намъ не видно, — а всякій чувствуетъ оную; не ужели ты не вѣруешь, что
никто и ничто не можетъ насъ оскорбить, аще не попустить Богъ? и Богъ,
посылаетъ по мѣрѣ нашихъ силъ и потребностей ко спасенію. Тягостны
же и неудобоносимы скорби бываютъ намъ отъ насъ самихъ, за ропотъ нашъ, за
обвиненіе ближнихъ и неукореніе себя, какъ учить св. Исаакъ Сиринъ въ 51-мъ
словѣ: «когда мы принимаемъ скорби, считая себя достойными таковыхъ и
больше оныхъ, предоставляя праведному промыслу Божію, то облегчаются скорби и
скоро проходятъ; а когда ропщемъ, обвиняя другихъ, а себя ставимъ неповинныхъ,
то скорби со всѣхъ сторонъ яко ýжемъ привязуются и бываютъ
зѣльны и неудобоносимы». Вотъ твое такое устроеніе, потому тебя такъ и
отягощаютъ скорби. Какой же я могу дать тебѣ совѣть: тамъ ли
остаться, или куда перейдти въ другой монастырь, когда ты имѣешь
отвращеніе и отъ всѣхъ монастырей? Не могу нигдѣ обезпечить тебя
безскорбною жизнію — и въ В. Л. и С—ѣ могутъ быть скорби, а при
ропотѣ и неудобоносимы. Ежели жъ предашь себя на волю Божію и согласишься
все терпѣть, чтó Ему угодно послать, то во всякомъ
мѣстѣ будешь спокойна. Какъ я скажу утвердительно тебѣ
остаться въ С—ѣ, когда ты не готова къ ношенію скорбей ? онѣ
будутъ для тебя тягостны, и тогда возропщешь на меня. Не ужели для меня интересъ
какой нудить васъ къ С.? Но каковъ переходъ въ нашихъ обителяхъ? съ какимъ оный
сопряженъ трудомъ и соблазномъ? и знаемъ ли, чтó намъ обѣщано
будущее въ другихъ обителяхъ? Когда просишь совѣта въ чемъ, то надобно и
вѣровать: чтó сказано, будетъ, — такъ Богъ возвѣстилъ; уже
не колебаться и не смущаться за скорби, а считать, что такъ нужно и угодно
Богу дѣйствовать въ дѣлѣ нашего спасенія; но когда
дѣлаемъ напротивъ, при какихъ-либо встрѣчахъ скорбныхъ, забываемъ,
что тутъ есть промыслъ Божій, а люди суть орудіе Его промысла, ропщемъ и
смущаемся, людей винимъ: то и оставляеми бываемъ отъ Бога. Посылаю тебѣ
отрывокъ письма Ф. Х—ны, изъ коего видимъ ея благоразуміе; она ожидаетъ твоего
рѣшенія, а ты просишь отъ меня совѣта; но не вижу покорности
волѣ Божѣей, а напротивъ отвращеніе отъ монастырей. По моему
мнѣнію, лучше остаться въ С., а ежели и переходъ куда сдѣлать, не
противорѣчу; но чтобы одобрять съ тобою безскорбную, кажущуюся для тебя,
мірскую жизнь, не могу. Кто не призванъ въ монастырь, для тѣхъ она да
будетъ угѣшеніемъ и благоденствіемъ, а для обратившихся вспять не можетъ
послужить управленнымъ быть въ царство Божіе. I. М. 8-го мая 1848 года.
***
Вижу, къ сожалѣнію, что брань твоя еще не престаетъ, касательно
жизни монастырской; и давно ли ты находила утѣшеніе въ сей жизни и въ
своей келліи, хотя прежде онаго и скорбь велію терпѣла, но все не гнало
изъ монастыря. Разсмотри, отъ чего сіе произошло? — не иначе, какъ отъ долгаго
пребыванія въ мірѣ и отъ зазрѣнія ближнихъ въ ихъ немощахъ. Противься
діаволу, и бѣжитъ отъ тебя[1].
Когда очистится твоя атмосфера отъ мрачныхъ облаковъ сихъ, тогда сама увидишь,
куда ты себя ввергала. Хотя ты и худо живешь, но не дерзай въ міръ для лучшей
жизни, — обманешься и будешь тужить невозвратно. Прочти въ 4-й части
Добротолюбія у Iоанна Карпаѳійскаго посланіе къ индійскимъ инокамъ, оное
тебя воспользуетъ, и понудь себя на церковное правило и на труды, спознай свою
немощь: то и миръ получишь; ибо гдѣ смиреніе, — тамъ миръ и помощь Божія.
Смущаешься отъ пустыхъ движеній и не открываешь матери В., симъ даешь на себя
врагу болѣе вооружаться. Еще другой тебя помыслъ гонитъ изъ монастыря:
попеченіе о келліяхъ имѣть не хочется, а лучше въ общину въ К–ъ! Тамъ
очень хорошо, — гдѣ насъ нѣтъ; а куда мы придемъ, — и
бѣсъ съ своими искушеніями явится. Я имѣю и отъ тѣхъ письма и
знаю тамошнія неустройства; да ты думаешь, тамъ тебя и посадятъ, какъ
отшельницу, или великую старицу,
— схимницу заслуженную. Нѣтъ, непремѣнно пошлютъ за сборомъ, ибо
тамъ этимъ и живутъ, общину чѣмъ же больше поддержать? а ты не способна
ни къ рукодѣлію, ни къ другимъ дарованіямъ, то и изволь лѣтъ
десятокъ пошляться по міру. Нѣтъ, моего благословенія нѣтъ
тебѣ на выходъ; да притомъ же и келлію продать можно ли будетъ, не знаю;
когда кто выходитъ самъ собою, безъ послушанія, то не позволяютъ продавать, по
закону. Да укрѣпитъ тебя Господь на мѣстѣ семъ.