Достопочтенныя о Господѣ Т. У–на и Ф. Х–на!

Прискорбно намъ слышать о васъ скорбящихъ за неимѣніе своей келліи и настоящаго мирнаго пристанища, ибо мы пріемлемъ въ васъ участіе; но чтожъ намъ дѣлать, и чѣмъ помочь? Игуменію мы просили неоднократно о васъ, чтобы доставить вамъ случай купить келлію, хоть бы уже какую нибудь, о просторѣ нечего хлопотать. Она пишетъ, что сама измучилась на васъ глядя, но не можетъ, по многолюдству сестеръ; надобно взять терпѣніе; можетъ быть, и пошлетъ Господь доброе пристанище; а еще болѣе сожалѣемъ объ вашемъ устроеніе, что вы ропщете на игуменію, что она васъ не устроиваетъ, потому что у нея есть нужнѣйшія васъ: – аще не покаетесь, то за сіе одно примете наказаніе отъ Бога; всѣ грѣхи человѣческіе терпитъ Богъ, а ропота не оставляетъ безъ наказанія. Вамъ предлагали келлію, но показалась для васъ тѣсна, почему уже о Ю–ой вамъ и не стали говорить, которая также не просторнѣе, а лучше бы взять и тѣсную, по крайней мѣрѣ былъ бы уголъ и мѣсто, лѣтомъ бы можно пристроить. Теперь ты, Т. У–на, отъ скорби пишешь: приходится мнѣ и по неволѣ обратить слѣды свои въ В., – а выше изъявляешь желаніе и умереть въ С–ѣ; но на все это двоекратно говоришь и просишь, чтобы не было по твоей волѣ. Мы находимся в недоумѣніи, чтò вамъ на это сказать, – когда вы находились въ предубѣжденіи, что васъ гонятъ вонъ, только языкомъ не говорятъ? – Ежелибъ вы противное сему помышляли и, какъ должно, себя укоряли, то обрѣли бы миръ; а въ такихъ мысляхъ нигдѣ и никогда его не обрящемъ. Какъ мы можемъ дать вамъ совѣтъ рѣшительно остаться въ С., ежели вы пребудете въ теперешнемъ вашемъ устроеніи, и съ другой стороны въ утѣсненіи? Опять дать совѣтъ и на переходъ въ В. не можемъ собрать духу, дабы послѣ не быть бы виновнымъ вашимъ скорбямъ, когда не найдете успокоенія. Когда мы ищемъ покоя, то оный бѣжитъ отъ васъ, а ежели добровольно предадимъ себя на всякую скорбь, то невидимо обрѣтаемъ успокоеніе; не отдаемъ на волю вашу о переходѣ, а отдаемъ на волю избранія и терпѣнія скорбнаго пути, когда вы послѣднѣйшее изберете, покаетесь о роптаніи вашемъ и смиритесь подъ Его крѣпкую руку, то совѣтуемъ остаться въ С–ѣ и ожидать посѣщенія Божія, – когда воля Его будетъ васъ успокоить; а ежели ищите покоя и надѣетесь обрѣсти оный въ В. (за что мы не ручаемся), то предпринимайте средство къ перехожденію.

Ф. Х–нѣ слѣдовать съ тобою, или оставаться на томъ же положеніи, какъ выше сказали, предоставляемъ на ея волю. Iеросх<імонахъ> Л<евъ> и I<еромонахъ> М<акарій>. 5 генваря 1841 года.

 

 

***

Достопочтѣнныя о Господѣ Т. У—на и Ф. X—на!

Ты правду пишешь, Т. У—на, что врагъ тебѣ приносить помыслъ, будто бы мы никогда не просили объ васъ матушки игуменіи: и съ какимъ намѣреніемь онъ сіе дѣлаетъ? Вѣрно, не на пользу души твоей, а на смущеніе, когда ты ему дашь вѣру. Богу извѣстно, что мы неоднократно о семъ прилежно просили ее и отъ нея имѣемъ от­зывы, что она душею болѣзнуетъ о васъ, что не можетъ доставить вамъ келіи. Совѣтую не вѣрить врагу, а ожидать Божіей милости; можетъ быть, вскорѣ Господь пошлетъ вамъ устроеніе, за мо­литвами нашего батюшки. Вы несете укоризны, за чѣмъ возвратились въ С.; пусть онѣ падаютъ на насъ, или паче на батюшку отца Л<ьва>, а не на васъ: его воля была васъ возвратить туда; видно же, вамъ будетъ тамъ польза, и въ послѣдствіи не будете раскаяваться, а когда бъ были тамъ, то Богъ вѣсть.

Т. У—на помянула, что безъ внѣшняго покоя невозможно имѣть внутренняго; это ошибочно; мы видимъ многихъ во всякомъ внѣшнемъ упокоеніи, но внутренно смущающихся; — покой доставляетъ смиреніе. I. М. 25 октября 1841 года.

Не однѣ вы жалѣете о кончинѣ любезнаго на­шего батюшки отца Л., но этому надобно было быть; предѣлъ положенъ отъ Господа, его же никто не прейдетъ. Слезы, проливаемыя вами о немъ, обратите за свои грѣхи; а когда любите батюшку, чтите память его исполненіемъ спасительныхъ его наставленій. I. М. 15 ноября 1841 года.

 

 

***

Находящія вамъ, противъ вашей матушки игуменіи, смущенія, должны низлагать самоукореніемъ и смиреніемъ, не принимая отнюдь всѣваемыхъ помысловъ невѣрія и непокоренія; но даже чинимыя ею укоризны принимать посланными отъ Бога къ исцѣленію тщеславныхъ сердецъ нашихъ, хотя бы тó было и безъ всякой вашей вины; когда уже отъ начальницы не будете переносить досадъ и укоризнъ, то какъ же понесете отъ меньшихъ себя? — а хотящіе спасеніе получить почитаютъ потеряннымъ тотъ день, въ которомъ не понесутъ какого безчестія. Вы упомянули, что требуется отъ васъ внѣшнихъ исправленій, а не внутреннихъ; чрезъ внѣшность познавается и внут­реннее наше устроеніе; когда вы печетесь о внутреннемъ благомъ устроеніи, то и внѣшнее исправ­ляется; а когда корень святъ, то и вѣтви святы; а вы доказываете худое ваше устроеніе, смуща­ясь за укоризны; посему вы только мните, что занимаетесь внутреннимъ, а когда послано вамъ ко искусу, то и видите себя отстоящими далеко отъ сего; познавайте жъ свою немощь и смиряй­тесь, Господь избавитъ васъ отъ сильныхъ и неудобоносимыхъ искушеній. I. М. 2 декабря 1841 года.