Письма ваши отъ 29 февраля получилъ. Слава Богу, что вы по келліи
умиротворились и по отношенію помирнѣли; никогда не надобно доходить до
малодушія въ находящихъ искушеніяхъ, но благодушно ожидать избытія, и все на
пользу обратится. Ежели бы не было скорбей, какъ бы мы научились
тернѣнію? А притомъ и безчиніе наше, коимъ мы, добровольно подвергаясь,
прогнѣвляемъ Бога, требуетъ наказанія для очищенія.
Я пишу къ вамъ обѣимъ вмѣстѣ, потому что у васъ
однѣ и тѣ же немощи, въ письмахъ вашихъ изъясненныя; понуждайте
себя на благое, ибо безъ понужденія нельзя пріучить себя къ добродѣтели и
трудамъ; а гдѣ есть наше понужденіе, слѣдовательно есть и
произволеніе, на которое Господь призираетъ и подаетъ Свою помощь къ исполненію.
Въ немощахъ смиряйтесь, а другихъ не зазирайте, и это помощь Божію привлекаетъ;
а обѣимъ дать надобно мѣру и цѣну, и дабы подъ видомъ немощи
совсѣмъ не вознерадѣть о должномъ.
***
Зазрѣніе раждается у тебя, Т. У—на, отъ гордости фарисейской; ты
видишь сучецъ въ глазѣ ближнемъ, а свое око бревномъ завалено. Свои
поползновенія и паденія могутъ отвратить сего бѣса; читай у
св. Лѣствичника о гордости и смиреніи, о неосужденіи ближнихъ; также
у аввы Дороѳея о семъ же; то, можетъ быть, и внѣдрится въ память
твою то, что за зазрѣніе ближнихъ бываемъ оставляемы Богомъ и падаемъ въ
тѣ же, или еще и лютѣйшіе пороки, дабы познали свою немощь и
смирились. Случающееся у васъ по келліи съ сосѣдкою столкновеніе необходимо для познанія
себя и для потерпѣнія чего-нибудь, которое весьма нужно ко спасенію.
Гдѣ будете употреблять самоукореніе, тамъ ничтоже успѣетъ врагъ; а
не убѣгай отъ сообращенія съ сестрами; я много разъ всѣмъ вамъ и
матери В. говорилъ и писалъ; она на это отвѣчаетъ, что отнюдь не
запрещаетъ, развѣ только какой существенный вредъ можетъ кто пострадать
чрезъ неприличное сообращеніе; то это не только я, но и самъ Апостолъ
повелѣваетъ отлучатися отз всякаго брата, безчинно ходяща, а не по
преданію[1];
только во всякомъ случаѣ надобно не считать, что мы лучше другихъ
проходимъ жизнь. Е—у силенъ Богъ сохранить отъ злаго вреда, только да
имѣетъ страхъ Божій; всякъ изъ насъ цѣнитъ свои только скорби, а
З—а, бѣдная, вотъ уже и монахиня, имѣетъ келлію и прочее, а какія
несетъ скорби, такъ что находится въ недоумѣніи; когда хотимъ проходить
безскорбную жизнь, то что изъ насъ будетъ? (пишеть св. Златоустъ въ прологе
августа 7 дня): «свинія‘ паче, а не человѣкъ былъ бы, объядаяся и упиваяся
и не отъ единаго отъ скорбныхъ стужаемъ». Прочтите все это слово, оно много
исполнено пользы; и болѣзнь твою, Ф. X—на, къ симъ же сочислить можно.