Письма ваши отъ 29 февраля получилъ. Слава Богу, что вы по келліи умиротворились и по отношенію помирнѣли; никогда не надобно доходить до малодушія въ находящихъ искушеніяхъ, но благодушно ожидать избытія, и все на пользу обратится. Ежели бы не было скорбей, какъ бы мы научились тернѣнію? А притомъ и безчиніе наше, коимъ мы, добровольно подвергаясь, прогнѣвляемъ Бога, требуетъ наказанія для очищенія.

Я пишу къ вамъ обѣимъ вмѣстѣ, потому что у васъ однѣ и тѣ же немощи, въ письмахъ вашихъ изъясненныя; понуждайте себя на благое, ибо безъ понужденія нельзя пріучить себя къ добродѣтели и трудамъ; а гдѣ есть наше понужденіе, слѣдова­тельно есть и произволеніе, на которое Господь призираетъ и подаетъ Свою помощь къ исполне­нію. Въ немощахъ смиряйтесь, а другихъ не зазирайте, и это помощь Божію привлекаетъ; а обѣимъ дать надобно мѣру и цѣну, и дабы подъ видомъ немощи совсѣмъ не вознерадѣть о должномъ. I. М. 10 марта 1842 года.

 

 

***

Зазрѣніе раждается у тебя, Т. У—на, отъ гордости фарисейской; ты видишь сучецъ въ глазѣ ближнемъ, а свое око бревномъ завалено. Свои поползновенія и паденія могутъ отвратить сего бѣса; читай у св. Лѣствичника о гордости и смиреніи, о неосужденіи ближнихъ; также у аввы Дороѳея о семъ же; то, можетъ быть, и внѣдрится въ память твою то, что за зазрѣніе ближнихъ бываемъ оставляемы Богомъ и падаемъ въ тѣ же, или еще и лютѣйшіе пороки, дабы познали свою немощь и смирились. Случающееся у васъ по келліи съ сосѣдкою столкновеніе необходимо для познанія себя и для потерпѣнія чего-нибудь, ко­торое весьма нужно ко спасенію. Гдѣ будете употреблять самоукореніе, тамъ ничтоже успѣетъ врагъ; а не убѣгай отъ сообращенія съ сестрами; я много разъ всѣмъ вамъ и матери В. говорилъ и писалъ; она на это отвѣчаетъ, что отнюдь не запрещаетъ, развѣ только какой существенный вредъ можетъ кто пострадать чрезъ неприличное сообращеніе; то это не только я, но и самъ Апостолъ повелѣваетъ отлучатися отз всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданію[1]; только во всякомъ случаѣ надобно не считать, что мы лучше другихъ проходимъ жизнь. Е—у силенъ Богъ сохранить отъ злаго вреда, только да имѣетъ страхъ Божій; всякъ изъ насъ цѣнитъ свои только скорби, а З—а, бѣдная, вотъ уже и мо­нахиня, имѣетъ келлію и прочее, а какія несетъ скорби, такъ что находится въ недоумѣніи; когда хотимъ проходить безскорбную жизнь, то что изъ насъ будетъ? (пишеть св. Златоустъ въ прологе августа 7 дня): «свинія‘ паче, а не человѣкъ былъ бы, объядаяся и упиваяся и не отъ единаго отъ скорбныхъ стужаемъ». Прочтите все это слово, оно много исполнено пользы; и болѣзнь твою, Ф. X—на, къ симъ же сочислить можно. I. М. 30 марта 1842 года.

 



[1] 2 Сол. 3:6.