Достопочтеннѣйшія о Господѣ Т. У-а и Ф. Х-на!
Очень
радъ, что вы умиротворились и утвердились къ матери игуменіи ходить на
откровеніе; въ этомъ же, что не можетъ васъ часто принимать, надобно ее
извинить: на ея шеѣ и попеченіи цѣлая обитель; какъ еще силъ ея
достаетъ къ умиротворенію и устроенію такого количества сестеръ? — Что же
касается до матери В., что она къ вамъ мирна и ходила, — въ этомъ надобно
отдать ей честь. Не ужели имѣть ей злобу на вась, когда мы всѣ
идемъ къ одному Началопастырю Христу и одними законами руководимся? Ежели бы
что и закрадалось у кого, то надобно всѣми мѣрами истреблять сіе терніе изъ земли сердецъ нашихъ.
Что
такія за партіи?—Откровеніе тайныхъ сèрдца, къ кому имѣетъ кто
извѣщеніе, не относится къ раздѣленію, но паче къ соединенію о
Христѣ. Кто же такъ считаетъ т. е. раздѣляетъ, то тотъ безуміемъ
руководится, происходящимъ отъ ложнаго своего мнѣнія, коему часто
вѣруя въ противную сторону, не видитъ намѣреній — съ какимъ кто
чтó-нибудь дѣлаетъ. Это-то и есть разрушеніе любви и всего порядка
вещей, къ благоустройству обществъ относящихся: одна подумаетъ, скажетъ другой,
та подтвердить ея мнѣніе, и, вмѣсто умиротворенія и сознанія,
воздвигаетъ на себя бурю помышленій, смущающихъ и лишающихъ покоя; тутъ
завяжется и куча сплетней; но и оныя бы послужили въ пользу, когда бы внимали
своему спасенію и имѣли самоукореніе, то чрезъ нихъ очистилась бы всякая
нечистота сердечная и обрѣла бы покой, котораго вы видите лишеніе.
Прочтите у св. аввы Дороѳея о лжи, что значитъ — мать помысламъ, и какой
отъ оной происходитъ вредъ; покой же обрѣтается въ смиреніи и кротости,
по заповѣди Самаго Спасителя: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и
смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ[1]:
не достигая же сего, должны винить, или ставить причиною не другаго кого-либо,
но себя. Прежде вы имѣли вину своего безпокойства, ходя по чужимъ
келліямъ и слушая сплетни; теперь и своя келлія, и нѣтъ сплетни, отъ
чегожъ нѣтъ покоя? — Въ Старчествѣ пишется: «аще ново небо и нову
землю устроиши, ни тако обрящеши покоя, аще не имамы терпѣнія и
смиренія». Покой пріобрѣтается послѣ борьбы со страстями и трудомъ,
бываемыхъ о семъ; безтрудный же покой обрѣтый сомнителенъ есть и не твердъ.
Многіе, и трудами обрѣтшіе оный, просили старцевъ помолиться взяти отъ
нихъ покой и послать брани, яко пользу отъ нихъ ощущали. Не покой, но крестъ
вводитъ въ царствіе Божіе; ежели ищемъ покоя, то онъ бежитъ отъ насъ, а когда
вмѣнимъ себя недостойными быти онаго, тогда невѣдомо — какъ
успокоиваемся; тѣмъ-то и искушается наша къ Богу любовь и вѣра,
когда безъ пренемоганія и доблественно терпимъ и несемъ внутренній крестъ или
внѣшній, какой угодно
послать Господу къ нашей пользѣ; только это извѣстно что несетъ
великодушно внѣшнія скорби, укоризны, досады, уничиженія, лишенія и
прочее, тѣ имѣютъ болѣе внутреннихъ утѣшеній. Да дастъ
же Господь вамъ истинный разумъ и крѣпость стать противъ находящихъ искушеній и доблественно нести
оныя, царствія ради небеснаго. И на послѣднее твое писаніе, Т. У—на,
пріими сіе отвѣтствованіе; благодари Бога, что Онъ тебя не оставляетъ,
возвѣстилъ сестрѣ твоей А., наградить тебя нужнымъ къ содержанію.
Онъ никогда не оставляетъ Своего созданія, а паче работающихъ Ему и смиренно
себя ведущихъ и на Него уповающихъ; весь міръ, яко готовъ послужити имъ; это не
ложно, но на многихъ событіе исполнилось. I. М. 13 марта 1843 г.