Достопочтеннѣйшія о Господѣ Т. У-а и Ф. Х-на!

Очень радъ, что вы умиротворились и утвер­дились къ матери игуменіи ходить на откровеніе; въ этомъ же, что не можетъ васъ часто принимать, надобно ее извинить: на ея шеѣ и попеченіи цѣлая обитель; какъ еще силъ ея достаетъ къ уми­ротворенію и устроенію такого количества сестеръ? — Что же касается до матери В., что она къ вамъ мирна и ходила, — въ этомъ надобно отдать ей честь. Не ужели имѣть ей злобу на вась, когда мы всѣ идемъ къ одному Началопастырю Христу и одними законами руководимся? Ежели бы что и закрадалось у кого, то надобно всѣми мѣрами истреблять сіе терніе изъ земли сердецъ нашихъ.

Что такія за партіи?—Откровеніе тайныхъ сèрдца, къ кому имѣетъ кто извѣщеніе, не относится къ раздѣленію, но паче къ соединенію о Христѣ. Кто же такъ считаетъ т. е. раздѣляетъ, то тотъ безуміемъ руководится, происходящимъ отъ ложнаго своего мнѣнія, коему часто вѣруя въ против­ную сторону, не видитъ намѣреній — съ какимъ кто чтó-нибудь дѣлаетъ. Это-то и есть разрушеніе любви и всего порядка вещей, къ благоустройству обществъ относящихся: одна подумаетъ, скажетъ другой, та подтвердить ея мнѣніе, и, вмѣсто умиротворенія и сознанія, воздвигаетъ на себя бурю помышленій, смущающихъ и лишающихъ покоя; тутъ завяжется и куча сплетней; но и оныя бы послужили въ пользу, когда бы внимали своему спасенію и имѣли самоукореніе, то чрезъ нихъ очи­стилась бы всякая нечистота сердечная и обрѣла бы покой, котораго вы видите лишеніе. Прочтите у св. аввы Дороѳея о лжи, что значитъ — мать помысламъ, и какой отъ оной происходитъ вредъ; покой же обрѣтается въ смиреніи и кротости, по заповѣди Самаго Спасителя: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ[1]: не достигая же сего, должны винить, или ставить причи­ною не другаго кого-либо, но себя. Прежде вы имѣли вину своего безпокойства, ходя по чужимъ келліямъ и слушая сплетни; теперь и своя келлія, и нѣтъ сплетни, отъ чегожъ нѣтъ покоя? — Въ Старчествѣ пишется: «аще ново небо и нову землю устроиши, ни тако обрящеши покоя, аще не имамы терпѣнія и смиренія». Покой пріобрѣтается послѣ борьбы со страстями и трудомъ, бываемыхъ о семъ; безтрудный же покой обрѣтый сомнителенъ есть и не твердъ. Многіе, и трудами обрѣтшіе оный, просили старцевъ помолиться взяти отъ нихъ покой и послать брани, яко пользу отъ нихъ ощущали. Не покой, но крестъ вводитъ въ царствіе Божіе; ежели ищемъ покоя, то онъ бежитъ отъ насъ, а когда вмѣнимъ себя недостойными быти онаго, тогда невѣдомо — какъ успокоиваемся; тѣмъ-то и искушается наша къ Богу любовь и вѣра, когда безъ пренемоганія и доблественно терпимъ и несемъ внутренній крестъ или внѣшній, какой угодно послать Господу къ нашей пользѣ; только это извѣстно что несетъ великодушно внѣшнія скорби, укоризны, досады, уничиженія, лишенія и прочее, тѣ имѣютъ болѣе внутреннихъ утѣшеній. Да дастъ же Господь вамъ истинный разумъ и крѣпость стать противъ находящихъ искушеній и доблественно нести оныя, царствія ради небеснаго. И на послѣднее твое писаніе, Т. У—на, пріими сіе отвѣтствованіе; благодари Бога, что Онъ тебя не оставляетъ, возвѣстилъ сестрѣ твоей А., наградить тебя нужнымъ къ содержанію. Онъ никогда не оставляетъ Своего созданія, а паче работающихъ Ему и смиренно себя ведущихъ и на Него уповающихъ; весь міръ, яко готовъ послужити имъ; это не ложно, но на многихъ событіе исполнилось. I. М. 13 марта 1843 г.

 



[1] Мф. 11:29.