Достопочтеннѣйшія о Господѣ Т. У—на и Ф. X—на!
Вы пишете касательно матушки игуменіи, но я понудить ее никакъ не могу,
спросить причины немирствія къ вамъ также не совмѣстно; а вамъ мой
совѣтъ, какъ и прежде давалъ: ищите вины въ себѣ, — и когда
сознаете себя виноватыми, то вѣрно получите
оправданіе; а пока имѣете въ сердцѣ оправданіе и считаете себя
невиновными, то не обрящете мира; а лишеніе онаго — и знакъ вашей вины есть.
Кажется, вы сами говорили, что была у васъ съ нею непріятность и на словахъ, то но есть ли это, можетъ быть, причиною занозы? —
Изъяснитесь получше и испросите прощеніе и не просто : «прости», въ чемъ
согрѣшили,но все изъясняя и открывъ бывшія въ
непріятности изреченія, а на сіе и она, можетъ быть, чтò скажетъ вамъ
слышанное, или мнѣніемъ принятое; на чтò вкратцѣ отвѣтивъ со смиреніемъ, принять обличеніе, — хотя и
ложное, но оно спасительно; въ противномъ случаѣ помните слова св. Iоанна
Лѣствичника: «правильное, или неправильное обличеніе отвергши, своего
спасенія отвергся» (гл.44, ст. 4); вѣдь мы много согрѣшаемъ и
забываемъ, а правда Божія посылаетъ намъ искушеніе къ очищенію и самыхъ
тѣхъ невѣдомыхъ нашихъ грѣховъ;
только въ томъ должны быть увѣрены твердо, что безъ правды Божіей ничего
не можетъ случиться съ нами противнаго; а кáкъ, когда и чрезъ кого, не
любопытствуй, учитъ св. Марко. Истинно пишу къ вамъ и совѣтую, какъ своей
душѣ. Какъ же мы стяжемъ терпѣніе, когда не принимаемъ
напрасныхъ оскорбленій, хотя они и сплетни?
Имѣть знакомство съ матерью Л., думаю, не можетъ быть
безполезнымъ, но тайно дѣлать нельзя, — не
можетъ укрыться , и больше наведетъ обоюдныхъ искушеній; а когда можно будетъ
явно и беззазорно, то почему же не имѣть онаго?