Достопочтеннѣйшія о Господѣ Т. У—на и Ф. X—на!

Вы пишете касательно матушки игуменіи, но я понудить ее никакъ не могу, спросить причины немирствія къ вамъ также не совмѣстно; а вамъ мой совѣтъ, какъ и прежде давалъ: ищите вины въ себѣ, — и когда сознаете себя виноватыми, то вѣрно получите оправданіе; а пока имѣете въ сердцѣ оправданіе и считаете себя невиновными, то не обрящете мира; а лишеніе онаго — и знакъ ва­шей вины есть. Кажется, вы сами говорили, что была у васъ съ нею непріятность и на словахъ, то но есть ли это, можетъ быть, причиною занозы? — Изъяснитесь получше и испросите прощеніе и не просто : «прости», въ чемъ согрѣшилио все изъясняя и открывъ бывшія въ непріятности изреченія, а на сіе и она, можетъ быть, чтò скажетъ вамъ слышанное, или мнѣніемъ принятое; на чтò вкратцѣ отвѣтивъ со смиреніемъ, принять обличеніе, — хотя и ложное, но оно спасительно; въ противномъ случаѣ помните слова св. Iоанна Лѣствичника: «правильное, или неправильное обличеніе отвергши, своего спасенія отвергся» (гл.44, ст. 4); вѣдь мы много согрѣшаемъ и забываемъ, а правда Божія посылаетъ намъ искушеніе къ очищенію и самыхъ тѣхъ невѣдомыхъ нашихъ грѣховъ; только въ томъ должны быть увѣрены твер­до, что безъ правды Божіей ничего не можетъ случиться съ нами противнаго; а кáкъ, когда и чрезъ кого, не любопытствуй, учитъ св. Марко. Истинно пишу къ вамъ и совѣтую, какъ своей душѣ. Какъ же мы стяжемъ терпѣніе, когда не принимаемъ напрасныхъ оскорбленій, хотя они и сплетни?

Имѣть знакомство съ матерью Л., думаю, не мо­жетъ быть безполезнымъ, но тайно дѣлать нельзя, — не можетъ укрыться , и больше наведетъ обоюдныхъ искушеній; а когда можно будетъ явно и беззазорно, то почему же не имѣть онаго? I. М. 14 марта 1847 года.