Достопочтеннѣйшая о
Господѣ Ф. Х –на!
Конечно бы удобнѣе вамъ относиться къ одной
матери, ибо она видѣла бы обѣихъ васъ устроеніе, такъ бы и судила о
случающихся съ вами прираженіяхъ; а то вы часто бываете обѣ правы въ
своихъ мысляхъ и словахъ, – а крамола воздвигается: какъ же тутъ судить разнымъ
лицамъ? Ты объявишь свою правость, а не вину; та также: ктожъ тутъ васъ
разсудитъ? А вѣдь по келліямъ чего не случится! Смотрите сами и
разсуждайте, какъ лучше; чрезъ сію разноту можете и на В. навлечь неудовольствіе;
оно все-бы было равно, если бы мы шли путемъ терпѣнія, самоукоренія и
смиренія, а то изъ одного слова можетъ составиться неудовольствіе;
посовѣтуйся о семъ съ матушкою игуменіею, съ В. и съ сестрою; и
кáкъ будетъ лучше, такъ и поступай. Iеросх<імонахъ> Л<евъ> и
I<еромонахъ> М<акарій>. 1 февраля 1841 года.
***
Сожалѣемъ о тебѣ, что перенесла испытанія
скорбныя отъ своихъ, которыя, однакожъ, какъ видимъ, въ послѣдствіи, изъ
письма твоего, утолились. Необходимо надобно было быть сему, послѣ
долгаго вашего свиданія и неправильнаго ихъ мнѣнія касательно твоего
перехода. Они, какъ люди свѣтскіе, не знаютъ духовной борьбы,
побѣды и побѣжденія, и
думаютъ, что вездѣ всякій можетъ жить; а какія кто имѣетъ немощи и
недоумѣнія, о томъ и понятія не имѣютъ; и о томъ не помышляютъ, что
промыслъ Божій руководитъ насъ, предавшихся Его волѣ и ищущихъ своего
спасенія, слѣдовательно и мѣстà опредѣляетъ и
проводитъ во оныя, для духовнаго обученія; впрочемъ ты свободнѣе, –
испытавши наказаніе, оставлена на твоей волѣ; и маменька твоя мирна къ
С., согласна и съ твоимъ расположеніемъ духа къ оному; но Т. У–на еще
имѣетъ на сей счетъ испытаніе, – сопротивленіе маменьки ея и немирство къ
С. Она дѣлаетъ сіе хотя и по любви къ дочери, желая и думая доставить ей
симъ спокойствіе; но не понимаетъ того, что при внѣшнемъ спокойствіи не можетъ дать душевнаго мира и
спокойствія, безъ коихъ никакое внѣшнее благо не можетъ утѣшить
человѣка. Вы имѣли скорбь въ С. по причинѣ неимѣнія
келліи, но не было ли это искушеніе, приводящее васъ къ смиренію? Колеблясь и
смущаясь, невольно прибѣгаемъ къ самоукоренію и смиренію, чрезъ чтò
получаемъ въ ономъ навыкъ и успокоиваемся: «во смиреніи нашемъ помяну ны
Господь»[1];
«смиреннымъ даетъ благодать»[2].
Святый Пророкъ, благодаря Бога, что Онъ его смирилъ, сказалъ: «благо
мнѣ, яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимъ»[3],
и прежде даже не смиритимся, азъ прегрѣшихъ[4].
И Господь, для снисканія спокойствія, заповѣдалъ научиться от Него
кротости и смиренію[5].
Видишь, какая польза отъ искушеній? – ими приходимъ во смиреніе; а какого рода
послать намъ оныя – это дѣло Божіе, а не наше – дѣлать выборъ. Ты,
можетъ быть, бывала въ В. Л. и С.; сравни безпристрастно всѣ сіи
монастыри, т. е. тамошнихъ С. и В. чинъ, образъ и порядокъ, и сообрази удобство
къ жизни духовной; какой на сіе сама себѣ дашь отвѣтъ? Касательно
же келлій, неужели бы не могъ Богъ успокоить васъ по сей части? но, видно, еще
не ỷ пріиде время.
Вручая тебя всесильному покрову Божію, остаемся
недостойные твои богомольцы, многогрѣшніи Iеросх<імонахъ>
Л<евъ> и I<еромонахъ> М<акарій>. 9 августа 1841 года.