Достопочтеннѣйшая о Господѣ Ф. Х –на!

Конечно бы удобнѣе вамъ относиться къ одной матери, ибо она видѣла бы обѣихъ васъ устроеніе, такъ бы и судила о случающихся съ вами прираженіяхъ; а то вы часто бываете обѣ правы въ своихъ мысляхъ и словахъ, – а крамола воздвигается: какъ же тутъ судить разнымъ лицамъ? Ты объявишь свою правость, а не вину; та также: ктожъ тутъ васъ разсудитъ? А вѣдь по келліямъ чего не случится! Смотрите сами и разсуждайте, какъ лучше; чрезъ сію разноту можете и на В. навлечь неудовольствіе; оно все-бы было равно, если бы мы шли путемъ терпѣнія, самоукоренія и смиренія, а то изъ одного слова можетъ составиться неудовольствіе; посовѣтуйся о семъ съ матушкою игуменіею, съ В. и съ сестрою; и кáкъ будетъ лучше, такъ и поступай. Iеросх<імонахъ> Л<евъ> и I<еромонахъ> М<акарій>. 1 февраля 1841 года.

 

***

Сожалѣемъ о тебѣ, что перенесла испытанія скорбныя отъ своихъ, которыя, однакожъ, какъ видимъ, въ послѣдствіи, изъ письма твоего, утолились. Необходимо надобно было быть сему, послѣ долгаго вашего свиданія и неправильнаго ихъ мнѣнія касательно твоего перехода. Они, какъ люди свѣтскіе, не знаютъ духовной борьбы, побѣды и побѣжденія, и думаютъ, что вездѣ всякій можетъ жить; а какія кто имѣетъ немощи и недоумѣнія, о томъ и понятія не имѣютъ; и о томъ не помышляютъ, что промыслъ Божій руководитъ насъ, предавшихся Его волѣ и ищущихъ своего спасенія, слѣдовательно и мѣстà опредѣляетъ и проводитъ во оныя, для духовнаго обученія; впрочемъ ты свободнѣе, – испытавши наказаніе, оставлена на твоей волѣ; и маменька твоя мирна къ С., согласна и съ твоимъ расположеніемъ духа къ оному; но Т. У–на еще имѣетъ на сей счетъ испытаніе, – сопротивленіе маменьки ея и немирство къ С. Она дѣлаетъ сіе хотя и по любви къ дочери, желая и думая доставить ей симъ спокойствіе; но не понимаетъ того, что при внѣшнемъ спокойствіи не можетъ дать душевнаго мира и спокойствія, безъ коихъ никакое внѣшнее благо не можетъ утѣшить человѣка. Вы имѣли скорбь въ С. по причинѣ неимѣнія келліи, но не было ли это искушеніе, приводящее васъ къ смиренію? Колеблясь и смущаясь, невольно прибѣгаемъ къ самоукоренію и смиренію, чрезъ чтò получаемъ въ ономъ навыкъ и успокоиваемся: «во смиреніи нашемъ помяну ны Господь»[1]; «смиреннымъ даетъ благодать»[2]. Святый Пророкъ, благодаря Бога, что Онъ его смирилъ, сказалъ: «благо мнѣ, яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимъ»[3], и прежде даже не смиритимся, азъ прегрѣшихъ[4]. И Господь, для снисканія спокойствія, заповѣдалъ научиться от Него кротости и смиренію[5]. Видишь, какая польза отъ искушеній? – ими приходимъ во смиреніе; а какого рода послать намъ оныя – это дѣло Божіе, а не наше – дѣлать выборъ. Ты, можетъ быть, бывала въ В. Л. и С.; сравни безпристрастно всѣ сіи монастыри, т. е. тамошнихъ С. и В. чинъ, образъ и порядокъ, и сообрази удобство къ жизни духовной; какой на сіе сама себѣ дашь отвѣтъ? Касательно же келлій, неужели бы не могъ Богъ успокоить васъ по сей части? но, видно, еще не ỷ пріиде время.

Вручая тебя всесильному покрову Божію, остаемся недостойные твои богомольцы, многогрѣшніи Iеросх<імонахъ> Л<евъ> и I<еромонахъ> М<акарій>. 9 августа 1841 года.

 



[1] Пс. 3:23.

[2] Прит. 3:34.

[3] Пс. 118:71.

[4] Пс. 3:67.

[5] Ср.: Мф. 11:29.