М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Елена Николаевна!

Въ уплату по обѣщанiю вашему, получилъ я отъ васъ асс<игнаціями> четыреста рублей. Которые постараюсь отослать въ то мѣсто куда было назначено, и по полученіи отвѣта, вамъ доставлю.

На опредѣленіе вашего Миши, я не настоятельно требовалъ или принуждалъ; и ежели находятъ родные ваши лучшимъ отвести его въ Петербургъ, то вручивъ его покрову Божію, съ миромъ отпустите.

Я получилъ вашу книгу, отъ сестрицы вашей чрезъ jЕргольскихъ, св. I<оанна> Лѣст<вичника> которую при семъ препровождаю. И желаю вамъ ею воспользоваться;

Испрашивая на васъ и на вашего Мишу миръ и благословенiе Божіе, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

10. Марта

1842 года.

                                                                                                                                                                                                      1            

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Елена Николаевна!

Благодарю васъ за поздравленіе меня съ праздникомъ, Свѣтлаго Воскресенія; взаимно и я васъ съ онымъ поздравляю, уже почти пришедшимъ къ намъ, и привѣтствую васъ: Христосъ воскресе! дай Богъ вамъ съ вашимъ Мишею встрѣтить и праздновать оный благополучно, духовно и съ сердечною радостiю.

Вы пишите что В: В: не отдаетъ вамъ денегъ, даденныхъ ей взаймы на постройку кельи 206 р.. Я сожалѣю о ее таковомъ поступкѣ, что она хочетъ чужимъ воспользоваться; но права не имѣю понудить ее къ отдачѣ: когда случится при свиданіи постараюсь поговорить, но будетъ ли успѣхъ — не знаю.

Ужъ вамъ видно надобно приготовиться къ перенесенiю сей обиды: а дальше что будетъ увидимъ.

На покупку земли, да будетъ вамъ Божіе благословеніе! — Испрашивая на васъ и на Мишу Божіе благословеніе, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

18 Апрѣля

1842 года.

Такъ же и Марью Николаевну поздравляю съ наступающимъ праздникомъ. Желаю духомъ радуясь праздновать.

Прошу тебя отдай Феоктистѣ записочку и цѣлковый денегъ, запечатай оную. А я тебѣ доставлю при оказіи. Многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

                                                                                                                                                                                                      2            

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Елена Николаевна!

Вы пишите о смущеніи своемъ о томъ, что не имѣете чистой Молитвы, но всегда чувствуете себя расхищаемою разными мыслями; а читали, что такая молитва болѣе прогнѣвляетъ Бога, и что прежде надобно себя пріуготовить къ молитвѣ; но вы чувствуете, что никогда не можете пріуготовить себя къ такой молитвѣ.

Что жъ тутъ дѣлать[1], и гдѣ искать рѣшеній на сіи недоуменіи? Ученіе Св: Отцовъ можетъ насъ въ семъ вразумить и утвердить.

Молитва состоитъ изъ разныхъ Составовъ: Славословіе, Благодареніе и Прошеніе. Мать наша Церковь даровала намъ средства къ приношенію оныхъ назначивъ время и образъ и самые Молитвы приличные всѣмъ, и каждому, и на особенные случаи. Православные Христіане исполняя постановленія оной, наединѣ и совокупно приносятъ молитвы свои Господу, и вѣруемъ, что Онъ пріемлетъ ихъ; а паче тогда, когда онѣ бываютъ по образу Мытаря а не Фарисѣя; хотя всѣ мы не совершенны и не можемъ дерзнуть похвалиться чистотою Молитвы. —

Мы Духовные воины, а молитва есть оружіе, ибо при постриженіи давая четки Настоятель говоритъ: «Пріими Брате мечь Духовный еже есть глаголъ Божій,— и проч…» Когда становимся на молитвѣ, тогда враги ополчаются противъ насъ, влагая разные помыслы, и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть отъ молитвы или ввергнуть въ уныніе. Но мы должны имѣть благое произволеніе о приношеніи молитвы, и стараться о собираніи бродящихъ мыслей нашихъ въ словеса молитвы; но при нашествіи оныхъ не смущаться, а познавая свою немощь каяться предъ Господомъ. Смущеніе за нашествіе помысловъ, показываетъ малодушіе наше произходящее отъ гордости; мы хотимъ видѣть себя чистыми предъ Богомъ, по примѣру Фарисѣя, а не грѣшными какъ Мытарь. Отъ того–то намъ и не дается чистота молитвы, что мы возмнимъ о себѣ нѣчто высоко; а что высоко въ человѣцѣхъ, мерзость есть предъ Богомъ[2]. Такъ лучше при недостаткахъ нашихъ смиряться и каяться нежели смущаться; а при исправленіи не высокомудрствовать.

Когда жъ Вы не можете такъ какъ должно молиться, или пріуготовить себя ко оной; то неужели надобно совсѣмъ молитву оставить? Напротивъ, надобно себя нудить къ молитвѣ, хотя бы и противилось тому сердце; а Господь видя таковое наше понужденіе и насиліе къ молитвѣ, подаетъ Свою помощь по словамъ Св: Макарія, и Петра Дамаскина: Даяй молитву молящемуся[3], кто молится добрѣ простою моливою, тому даетъ Господь даръ молитвы умной. Помните, даръ молитвы а не собственность моя; надобно сей даръ заслуживать не одною молитвою но и прочими благими дѣлами: смиренномудріемъ, простотою, терпѣніемъ, простодушіемъ; а безъ сихъ добродѣтелей, хотя мнится кто якобы стяжалъ молитву но прельщается, не молитва это, но маска молитвы. — Пишетъ Св: Iоаннъ Лѣствич<никъ>: «Старайся всегда бродящія своя помыслы собрать во едино; Богъ не взыскиваетъ того, чтобъ ты во время молитвы совсѣмъ никакихъ не могъ имѣть другихъ мыслей, не отчаявайся будучи мыслями расхищаемъ, но благодушествуй созывая всегда бродящія свои помыслы: никогда не быть расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно. Но и врагъ влагаетъ иногда желаніе безвременное высокихъ добродѣтелей, въ числѣ коихъ и молитвы не развлекаемые прежде времени». Читанное Вами о молитвѣ поученіе, не должно приводить Васъ въ отчаяніе, но паче къ смиренію. Пастырь возбуждалъ своихъ прихожанъ къ старанію о чистой молитвѣ, и чтобы онѣ не полагали за велико что, только то, что предстоятъ на молитвѣ, и мечтали о количествѣ; и при качествѣ должно смиряться а не высокомудрствовать, кольми паче въ сродной немощи человѣческой разсѣянности. —

И такъ видѣли вы теперь что не должно отчаяваться не имѣя дара чистой молитвы и не оставлять оной. Пріуготовляться же должно съ вѣрою и представляя себѣ величество Божіе <а> свое ничтожество, требовательно помощи Божіей, и паче всего, когда хотите приносить молитвы должны изгонять изъ сердца своего всякое злопомненіе на ближнихъ. Господь да вразумитъ васъ и научитъ истинной молитвѣ.

Желаю чтобы Господь даровалъ Мишѣ Вашему истинный разумъ, и утвердилъ въ правой вѣрѣ и Благочестіи; и испрашивая на Васъ и на него Миръ и Благословеніе Божіе остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

За присылку денегъ усердно Васъ благодарю.

2 Сентября

1842 года

                                                                                                                                                                                                      3            

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Елена Николаевна!

Ежели нѣтъ другаго средства Мишу вашего образовать науками, какъ вести въ Петербургъ, то уже нечего дѣлать, надобно самимъ вамъ потрудиться туда съ нимъ проѣхаться, при всесильной Божiей помощи. Да благословитъ вамъ Господь сіе путешествіе, и устроитъ о немъ во благое къ доброму образованiю нравственности, и просвѣщенiя ума.

Вы боитесь, что за незнанiе вами большаго свѣта обращенiй, будутъ надъ вами смѣяться; напрасно смущаетъ васъ етотъ страхъ: ежели бъ вы здѣлали что нибудь худое, тогда бы надобно было беспокоиться; а о протчемъ что вы дѣлаете въ простотѣ сердца, и за сіе будутъ надъ вами смѣяться, не беспокойтесь; міру нельзя угодить; Господь сказалъ, «аще міръ васъ ненавидитъ, вѣдите яко Мене прежде васъ возненавидѣ; аще бы отъ міра бысте были, міръ убо любилъ бы свое, а яко же избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ[4].» Будьте спокойны о семъ.

На содержаніе Миши, можно бы и изъ доходовъ его имѣнія употреблять; но когда уже нужды будетъ изъ вашихъ, или деверь такъ захочетъ; то можно хоть часть и процѣнты отъ него просить, изъявляя свой долгъ, который и дѣйствительно есть по обѣщанiю. Впротчемъ како Богъ устроитъ, такъ и будетъ.

Благодарю васъ за присылку маку и ржи, которой только 1 четверть получено, а протчее сказалъ вашъ мужичекъ послѣ доставится. Макъ мы подѣлимъ на 4 обители. Спаси васъ Господи.

Ежели вамъ и къ намъ заѣхать, то немного будетъ лишняго; но развѣ нельзя отъ вашихъ.

Испрашивая на васъ и на Мишу вашего миръ и благословеніе Божіе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Посылаю вамъ просвору. А Мишѣ образокъ Божiей Матери и св: Митрофана. Да будутъ ему хранители и покровители.

23 сентября

1842 года

 



[1] Было: дѣлать тутъ.

[2] Ср.: Лк. 16:15.

[3] 1 Цар. 2:9.

[4] Ср.: Ин. 15:18—19.