Зедергольму Альберту Карловичу

                                                                                                                                                                                          1                      

Д<остопочтеннѣйшій> о Г<осподѣ> А<льбертъ> Кар<ловичь!>

Послѣ письма моего къ В<амъ> Вы паки посѣтили меня В<ашимъ> писаніемъ отъ 2го Генв<аря> сего года. Изъ коего вижу, что духъ В<ашъ> не успокоивается въ отношеніи религіозныхъ правилъ исповѣдуемой Вами Лютеранской религіи; и не получаете разрѣшенія В<ашихъ> недоумѣній отъ того, отъ кого надѣялись имѣть оное; а когда совершенно убѣдитесь въ правости Православной вѣры, противъ Лютеранской, тогда присоединитесь къ Православной Церкви. Въ этомъ я вижу, что имѣете призваніе отъ Бога къ познанію истинны. Вы читаете Евангеліе и видите что Господь нашъ I. Х. сказалъ о Себѣ: «Азъ есмь путь истинный и животъ»[1]. Онъ основалъ на землѣ Святую Соборную и Апостольскую Церковь; которой Самъ есть основаніе и Глава и сказалъ: «кто преслушаетъ Церковь, буди тебѣ яко язычникъ и мытарь»[2]. А Св. Апос<толъ> Павелъ пиша къ Тимофею посланіе говоритъ: Церковь есть столбъ и утвержденіе истинны[3], и еще Господь заповѣдаль ученикамъ Своимъ: «слушаяй В<асъ> Мене слушаетъ, а отметаяйся васъ Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Отца пославшаго Мя»[4]. Сіе же относится чрезъ Апостоловъ и къ преемникамъ ихъ, пастырямъ Церкви. Церковь православная постепенно устроивалась порядкомъ и ученіемъ основанномъ на словѣ Божественнаго Писанія на Вселенскихъ соборахъ, на которыхъ собирались по временамъ Вселенскіе Патріархи, Митрополиты, Архіепископы и Епископы, отвергали возникавшіе ереси и расколы, противные ученію Слова Божія и установляли правила Христіанской жизни. Такихъ соборовъ было 7 Вселенскихъ и 9 помѣстныхъ, на чемъ утвердилась Соборная Апостольская Православная Церковь, а по отпаденіи Западной Церкви разногласіемъ догматическихъ ученій называется Восточною, которая и донынѣ пребываетъ въ чистотѣ и свѣтлости Евангельскаго ученія. Вотъ гдѣ надобно искать разрѣшенія В<ашихъ> недоумѣній: въ ученіи Православной Церкви. Я не буду В<амъ> говорить о Лютеранской Церкви и религіи, а предлагаю прочитать разсужденіе Баккалавра С. Петерб<ургской> Дух<овной> Академіи Евгр<афа> Бенискриптова: «Объ источникахъ Христіанской религіи сравнительно съ ученіемъ Лютеранъ, о семъ предметѣ», напечатана въ 1845 г.; и еще разсужденіе «о различіи ученія протестантскаго отъ истинъ православія» напечатанное въ Твор<еніи> Св<ятыхъ> Отц<евъ> 1852 г. въ прибавленіи къ оному. Оные могутъ послужить В<амъ> убѣжденіемъ въ истинѣ. Вѣрно К<онстантинъ> К<арловичь> знаетъ оные сочиненія и можетъ В<амъ> доставить, а въ истинѣ ученія Правос<лавной> Церкви есть много книгъ, изъ коихъ можете прочитать Прав<ославное> Испов<ѣданіе> Вѣры, Катихизисъ, Правда Вселенск<ой> Церкви и проч. Господь да просвѣтитъ сердце В<аше> къ познанію истины. В<ы> пишете о избраніи себѣ партіи нашего Православ<наго> исповѣданія; желая чтобы дѣти В<аши> были въ Прав<ославной> Церкви могутъ пользоваться ученіемъ Пастырей. Это доброе В<аше> желаніе, Господь да благословитъ, и видя пользу ими получаемую и сами возжелаете быть учасниками столь блискихъ Вамъ людей. Мужъ и жена составляютъ какъ одно въ двухъ лицахъ, надобно же чтобы и духовно В<ы> б<ыли> соединены, какъ учитъ Cв. Апостолъ Павелъ пиша въ посланіи къ Ефесеемъ: «Тщитеся блюсти Единеніе Духа въ союзѣ мира, едино тѣло, единъ духъ, яко же и звани бысте во единомъ упованіи званія Вашего. Единъ Господь едина вѣра; едино крещеніе: единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, иже надъ всѣми, и чрезъ всѣхъ, и во всѣхъ насъ»[5]. Надобно разсуждать можетъ ли совмѣстится это единеніе духа въ союзѣ мира, при различныхъ вѣроисповѣданіяхъ. Одна половина идетъ въ Православную Церковь, принимаетъ Св. Таинства, хранитъ свято догматы и ученія Св. Церкви, а другая чуждается оныхъ, и идетъ въ свою Церковь, гдѣ другіе догматы и ученіе. Правос<лавная> Церковь приноситъ молитвы при безкровной жертвѣ о чадахъ своихъ живыхъ и умершихъ, а въ Лютеранской этого нѣтъ, и во многомъ есть различіе. Гдѣ же тутъ единеніе духа въ союзѣ мира и едина вѣра? Паки повторю мое желаніе: да просвѣтитъ Господь сердце В<аше> къ познанію истины, и съ поч<теніемъ> м<оимъ> о<стаюсь> м<ногогрѣшный> І<еромонахъ> М<акарій>.

14е Генваря 1858 г.

 



[1] Ср.: Ин. 14:6.

[2] Ср.: Мф. 18:17.

[3] 1 Тим. 3:15.

[4] Ср.: Лк. 10:16.

[5] Ср.: Еф. 4:3—6.