Зедергольму Густаву Адольфу Карловичу

                                                                                                                                                                             1                       

Молитвами св: Отецъ нашихъ Господи Iисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ

Почтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Письмо ваше отъ 18 числа получилъ. Очень радъ, что вы благополучно прибыли на мѣсто жительства, и въ настоящее время хорошо себя чувствуете по внутреннему расположенію и устроенію. Продолжайте приносить благодареніе милосердому Господу, благоволившему всеблагимъ и неисповѣдимымъ промысломъ Своимъ ввести васъ въ ограду православной церкви, имѣющей начало свое преемственно отъ св: Апостоловъ.

Касательно же невѣрующихъ и добрыхъ людей, мы не можемъ и не должны судить, и никакъ не давать волю своему разуму, ибо судьбы Божіи намъ неисповѣдимы. А надобно предоставлять суду и промыслу Божію. Онъ Единъ вѣсть како устроить корабль мiра, и каждаго человѣка. Въ подробный разборъ о сихъ предметахъ не входите, и вообще уклоняйтесь споровъ, отъ которыхъ происходитъ неизбѣжный душевный вредъ; но не соглашайтесь съ ними. Помните слова Святаго Писанія, что вѣра безъ дѣлъ мертва есть и дѣла безъ вѣры мертвы[1]. А когда вѣрующій видитъ въ себѣ оскудѣніе дѣлъ, прибѣгаеть къ покаянію имѣя надежду на заслуги Спасителя нашего Ιисуса Xpистa. И при добрыхъ дѣлахъ, не на оные должно имѣть надежду, а такъ же на Благодать Божію, помогающую намъ дѣлать оные и на заслуги Спасителя Искупившаго насъ Своею Пречистою Кровію. О невѣрующихъ же я ничего не могу сказать. А если кто творитъ добродѣтели, то Господь силенъ призвать ихъ и къ вѣрѣ, какъ Корнилія Сотника, и многихъ. — Весьма бы хорошо не только не входить въ споры, но и удалятся тѣхъ сообществъ, которые мудрствуютъ вольно. Молитесь Богу, чтобы сохранилъ васъ отъ сѣтей врага, ищущаго погибели человѣческой, прибѣгайте къ милосердію Его со смиреніемъ духа; да сподобитъ васъ идтить истиннымъ путемъ, который сокрытъ въ Заповѣдяхъ Божіихъ, въ ученіи Апостольскомъ, и въ правилахъ и постановленіяхъ церкви, и ученіи святыхъ Отцевъ; во всѣмъ этомъ дѣйствовалъ и дѣйствуетъ Духъ Святый устрояя наше cпaceнie.

Старайтесь поступать сообразно всему этому.

Вы желаете уничтожить въ себѣ гордость и стяжать смиреніе. Похвально ваше желаніе и произволеніе. Первая, всѣхъ золъ и бѣдствій виновна; а послѣднее податель и хранитель[2] всѣхъ благъ и добрыхъ дѣлъ; одно другой противоположно. Надобно молиться Богу, просить помощи въ дѣлѣ семъ, ибо Онъ сказалъ, бeзъ Мене не можете творити ничесоже[3]. И при всякомъ случаѣ стараться уловлять гордые помыслы и предпріятіи, уничтожать ихъ памятью своей худости и немощи. Всякое поползновеніе къ грѣху мысленному и дѣятельному имѣетъ причину, предварившую гордость. И оное должно насъ низводить въ бездну смиренія. Но стяжать сію добродѣтель, или Богатство добродѣтелей многаго труда и времени потребно. И кто оную думаетъ что стяжалъ, то далеко еще отстоитъ отъ онаго; а кто думаетъ о себѣ что ничтоже имѣетъ, но успокоевается въ своей совѣсти и ощущаетъ миръ. Самъ Господь заповѣдалъ намъ: «Научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамь вашимъ»[4]. Да сподобитъ васъ Господь научиться сей добродѣтели усердно желаю, и поручая васъ покрову Божію и заступленію Матери Божіей, и молитвамъ Святыхъ Богу благоугодившихъ, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

22. Августа

1853 года

                                                                                                                                                                             2                       

29. сентября 1853

Карачевъ.

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Вы конечно извините меня въ томъ, что на первое письмо ваше отъ 31. Августа посланное, я не отвѣчалъ, находясь въ пути, и въ немаломъ разсѣяніи, сообращеніи съ людьми, и не имѣя постояннаго спокойнаго пребыванія, не могъ вамъ написать на вопросы ваши, требующіи внимательнаго разсужденія; а при етомъ столько много получилъ писемъ въ семъ путешествіи, что съ трудомъ находилъ время прочитать; отвѣчать весьма малымъ могъ и то очень кратко. Но получа второе ваше письмо отъ 17 сентября, и видя что вы скорбите зa неполученіе отвѣта моего, и очень желаете оный получить, то оставя все протчія и избравъ нѣсколько свободнаго времени, пишу къ вамъ, хотя и не могу вполнѣ удовлетворительно о всѣмъ написать.

Вы замѣчаете во многихъ своихъ дѣйствіяхъ, что бѣсъ гордости оскверняетъ ваши по видимому и добрыя стремленіи. Внимайте же сему, когда вы ничего еще не здѣлали, а только вступили на поприще борьбы со врагомъ; и онъ по хитрости и лукавству своему, не боретъ васъ къ дѣйствію какими нибудь дебелыми страстьми, а предложилъ первую и начальную гордость, какъ и въ Раю Адама обольстилъ прежде сею страстію. Вы уловляя сей помыслъ, низлагайте его противнымъ помысломъ Смиренія, которому Самъ Господь научилъ насъ, и примѣромъ и ученіемъ; смиривъ Себя, сошедъ отъ высоты Славы до рабія образа, и во всѣмъ житіи Своемъ показалъ намъ образъ Собою, и повелѣвъ научаться отъ Него, яко Онъ кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ[5]. И паки: «Егда вся повелѣнная вамъ сотворите, глаголите, яко раби неключими есьмы. Еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[6]. Вспомните какъ Пречистая Дѣва Mapiя избранная въ Матерь Единому отъ Троицы Сыну Божію, честнѣйшая Херувимовъ и славнѣйшая безъ сравненiя Серафимовъ, при благовѣщенiи Ей о воплощенiи отъ Нея Сына Божія, какъ смирила Себя? Се раба Господня; и воспѣла хвалу Господу: «величитъ Душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасе Моемъ. Яко призрѣ на смиреніе рабы Своея»[7]. При столь великихъ обѣтованіяхъ, какое высокое имѣла Она смиреніе! Не должно ли это насъ низводить во глубину смиренія много согрѣшающихъ предъ Богомъ?

Но и всѣ святіи, какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завѣтѣ бывшіи, имѣли великое смиpeнie, считая себя землю и пепелъ и послѣднѣйша и хуждша всѣхъ. И вы старайтесь подражать имъ въ смиреніи что бы не здѣлали благо, все это не своею силою, а помощію Божіею дѣлаете; и когда такъ будете себя смирять, то и въ навыкновеніе придете. При этомъ надобно памятовать ежели были прежде какія либо грѣхи свои, и онѣ насъ смиряютъ.

Апостолъ Павелъ при всѣхъ великихъ дарованіяхъ, а все помнилъ, что онъ Грѣшникъ: «Христосъ пришелъ грѣшниковъ спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ»[8]. Хотя мы и получаемъ прощеніе грѣховъ по исповѣданіи оныхъ и разрѣшеніи отъ Духовнаго Отца и сообщеніемъ Св: Христовыхъ Таинъ, но памятовать что я грѣшникъ спасенный Христовыми Заслугами, всегда должно. — Еще надобно помнить что все то что въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ[9], и что Господь на смиренныя призираетъ[10], а гордымъ противляется. — Вотъ вамъ предложилъ врачевство гордости, написавъ cie не отъ моего разума, но вразумляющу меня Господу, по вѣрѣ вашей. Да поможетъ Онъ вамъ побѣдить сего лютаго врага гордости, и смириться.

Не удивляйтесь этому, что бывши у Святыхъ угодниковъ въ Лаврѣ, не имѣли Духовнаго утѣшенія, а напротивъ чувствовали холодность и сухость. Богъ даровалъ вамъ духовное утѣшеніе и радость при вступленіи въ православную Церковь, и принятіи Таинства Мυропомазанія, даруя познаніе Благодатныхъ дарованій и дѣйствій въ оной находящихся; но чтобы всегда оными наслаждаться, то это невозможно, потому, что оные приобрѣтаются при содѣйствѣ Божіей Благодати и нашемъ произволеніи, исполненіемъ Заповѣдей Божіихъ со смиреніемъ. Впротчемъ оные тайно сокрываются въ насъ, но не являются намъ для того, чтобы не превозносились и не гордились; а по времени и по мѣpѣ смиренія даруется и ощущеніе, и паки вземлется. И вы о семъ не смущайтесь что не имѣете утѣшенія, а въ лишеніи онаго усматривайте скудость смиренія. И даже не ищите утѣшенія, это такъ же есть видъ духовной Гордости; но предоставьте волѣ Божіей. Онъ знаетъ когда нужно намъ оное даровать. Вы сами познаете что какъ склонна мысль ваша къ гордости, и ничтоже имуще; но когда дать вамъ это Богатство Духовное то еще болѣе будете имѣть поводу къ возношенію. Многіе получа дарованія, но не имѣя смиренія пострадали душевною скорбію.

Вы спрашиваете о N<атальѣ> П<етровнѣ>. Скажу вамъ только, чтобы не вѣровали не выгоднымъ о ней слухамъ и вѣрно найдете въ собесѣдованіи съ нею и въ совѣтахъ ее великую пользу и больше не распространяйтесь о семъ.

Благодареніе Господу, что нашли для себя мѣсто домашняго учителя: передая другимъ то, что сами получили отъ Бога, умножите данный вамъ талантъ, и не потеряете время въ праздности. Токмо старайтесь призывать въ помощь Бога въ дѣлахъ вашихъ, и въ преподаваніи юношамъ ученія, и въ наблюденіи за ихъ нравственностію и православною вѣрою. А что вы находите себя неловкимъ въ обществѣ и не способнымъ привлечь къ себѣ дѣтскую любовь; то это такъ же есть практическая наука; вы только вступили на поприщѣ жизни, то и надобно учиться, и опытомъ дознавать, что полезно и что вредно; случающіяся ошибки, должны васъ смирять и научать сообращенію съ осторожностію: тутъ можемъ немощь свою познать, а познаніе нашей немощи, смиряетъ насъ, и привлекаетъ къ намъ помощь Божію въ дѣлахъ нашихъ. Читайте духовные книги, творенія грѣческихъ св: Отцевъ и протчія нашихъ церковныхъ учителей. Невозможно скоро научиться всякому художеству; а кольми паче художеству художествъ духовной жизни и исканію спасенія.

Вамъ ясно показалась немощь вашего самонадѣянія, въ не сохра<не>ніи постнаго дня: за раскаяніе ваше въ ономъ да проститъ васъ премилосердый Господь, и въ предь да поможетъ сохраниться отъ сего и всѣхъ неугодныхъ Ему дѣйствій, и да дастъ вамъ смиреніе.

Если чего на письмы ваши не написалъ, то прошу меня въ этомъ извинить, время имѣю мало, а ктому жъ въ дорогѣ посѣтила меня лихорадка чрезъ два дни. И вотъ уже 4 пароксизма выдержалъ. Стрѣмлюсь скорѣе въ обитель, но все еще есть на пути остановки.

Мира, здравія и спасенія вамъ желаю, и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

                                                                                                                                                                             3                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Получивъ отъ Васъ два письма, я отвѣчалъ на нихъ 29 Сентября, изъ Карачева, а въ слѣдъ за тѣмъ получилъ отъ Васъ еще письмо (отъ 1го Октября), въ которомъ Вы излагаете свои затруднительныя обстоятельства касательно избранія карьеры и просите моего совѣта. —

«Безъ Мене не можете творити ничесоже»[11], сказалъ Господь нашъ и потому, прежде всего, совѣтую Вамъ молиться Господу, да скажетъ Онъ Вамъ путь въ онь же пойдете[12] и направитъ ноги ваши на путь мира[13], по словамъ Писанія. Молите Господа, да совершиться надъ Вами Его св. воля; просите и ходатайства Пречистой Его Матери «Заступницы усердной» и скорой Помощницы прибѣгающихъ къ ней. — Не находя въ мірѣ занятія, которое бы Васъ привлекало и успокоивало внутренно, Вы думаете о поступленіи въ монашество. Конечно мысль Ваша — благая, но, вспоминая Евангельскую притчу о начавшемъ здати столбъ[14], надобно прежде испытать себя, и идти въ монастырь, рѣшась предварительно на всѣ скорби, труды и лишенія, подъемлемые ради вѣчной жизни и облегчаемые помощію Всемогущаго и Многомилостиваго. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ, пиша объ отреченіи отъ міра, говоритъ: «если земной царь позоветъ насъ и изъявитъ волю чтобы мы служили предъ лицемъ его, мы не ждемъ другаго приказа, не отговариваемся, но, оставивъ все съ готовностію идемъ къ нему. Будемъ же внимательны къ себѣ, чтобы, когда Царь царствующихъ и Господь господствующихъ и Богъ боговъ призываетъ насъ въ небесный сей чинъ, не отказаться намъ по лѣности и нерадѣнію, и не сдѣлаться безотвѣтными на великомъ судѣ» (§ 20) и въ 3мъ словѣ § 4й: «Какъ скоро возгорѣлся въ тебѣ пламень, — бѣги съ нимъ; ибо не знаешь когда онъ угаснетъ и оставитъ тебя во тьмѣ». Однако тотъ же Св.Отецъ, въ 1мъ словѣ § 9мъ предостерегаетъ насъ говоря: «да искушаетъ же себя каждый, и такъ съ горькими травами да ястъ отъ хлѣба смиренномудрія, и со слезами да піетъ отъ чаши его, чтобы воинствовать ему не въ осужденіе себѣ.» — И въ житіяхъ Св. Отцевъ видимъ много примѣровъ того, что они совѣтовали желающимъ отречься отъ міра сперва испытать себя и не вдругъ, но хорошо обдумавши этотъ шагъ и совершенно предавшись волѣ Божіей, оставлять невозвратно житейскія суеты. Предлагаю и Вамъ тотъ же совѣтъ и упомяну еще въ нѣсколькихъ словахъ, о сущности монашеской жизни. — «Иже хощетъ по Мнѣ идти, сказалъ Господь, да отвержется себе и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ»[15]. Отверженіе же себя совершается оставленіемъ своей воли и разума; чрезъ это человѣкъ приходитъ во смиреніе, а смиреніе есть самое сильное оружіе противъ врага, присно борющагося съ нами. — Потому то монахи и начинаютъ и продолжаютъ жизнь свою въ послушаніи мысленномъ и чувственномъ. Отъ послушанія раждается смиреніе, а отъ смиренія — безстрастіе. Если желаете болѣе ознакомиться съ пользою сей добродѣтели, служащей основаніемъ монашеской жизни, то совѣтую Вамъ читать книги: Св. Iоанна Лѣствичника, Аввы Дороѳея, Симеона Новаго Богослова и 4е слова къ монахинѣ, говоренныя Преосвященнымъ Никифоромъ, въ каждой изъ нихъ найдете для себя много полезнаго; также и въ книгѣ «Житіе С. Паисія» прочтите оба письма его къ іерею Димитрію. —

Вы называете меня наставникомъ и руководителемъ. По вѣрѣ Вашей да будетъ Вамъ. Самъ собою я ничего не знаю, и ничего не могу; но Господь, видя желаніе и произволеніе каждаго изъ вопрошающихъ меня, по вѣрѣ ихъ силенъ вложить и мнѣ слово пользы, какъ нѣкогда ослицѣ Валаамовой. И такъ, если кто получаетъ пользу черезъ меня недостойнаго, то это не мое дѣло, а Божіе.

Не поскорбите на меня за то, что не своею рукою пишу. Дѣлъ накопилось очень много, а времени нѣтъ. —

Испрашиваю на Васъ миръ и благословеніе Божіе и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

13е Октября

1853.

                                                                                                                                                                             4                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Оба письма Ваши (отъ 15го и 21го) я получилъ и, по желанію Вашему, отвѣчаю немедленно хотя и коротко. Если желаете узнать о себѣ волю Господню и вѣруете, что Господь возвѣститъ Ивану Яковлевичу сказать Вамъ чтò и какъ Вамъ дѣлать, помолитесь Господу и Пречистой Его Матери объ этомъ дѣлѣ, и потомъ, съ молитвою и несомнѣнною вѣрою, поѣзжайте къ Ивану Яковлевичу, объясните ему свои обстоятельства, попросите его совѣта и чтò онъ скажетъ, то примите какъ сказанное Вамъ Господомъ черезъ раба Его.

Я не знаю Ивана Яковлевича и ничего не могу сказать Вамъ о немъ, но если достойные уваженія священники такъ о немъ отзываются, и вы вѣруете, что Ив<анъ> Як<овлевичь> истинный рабъ Божій, то, по вѣрѣ Вашей, и будетъ Вамъ. Господь силенъ изречь волю Свою черезъ кого бы то ни было, тѣмъ болѣе — черезъ угодника Своего. — Въ подкрѣпленіе себя, совѣтую Вамъ прочесть у Св. Iоанна Лѣствичника въ 26мъ словѣ § изъ котораго увидите, что и Св. Iоаннъ одобряетъ подобный образъ испытанія воли Божіей. —

Вы пишите еще, что братъ Вашъ не одобряетъ Вашъ выборъ должности домашняго учителя и совѣтуетъ Вамъ составить себѣ болѣе выгодную карьеру. Мнѣ же кажется, что если бы Вы и посвятили себя учительской должности на 1 годъ то это не повредитъ Вашей службѣ, а между тѣмъ въ годъ (который пройдетъ незамѣтно) могутъ перемѣниться и обстоятельства и взглядъ Вашъ на вещи и Вы можете при случаѣ найдти себѣ болѣе выгодное мѣсто для службы чѣмъ теперь. Впрочемъ оставляю это на вашу волю. —

Справедливо сказалъ Вамъ Вашъ знакомый, что стремленіе къ чистотѣ сердца должно имѣть основаніемъ мысль о соединеніи съ Богомъ. «Блажени чистіи сердцемъ яко тіи Бога узрятъ»[16]! Вотъ для чего должны мы стремиться къ чистотѣ и ежедневно исторгать изъ своего сердца прозябающее въ насъ терніе страстей.

Если же будемъ стараться быть добрыми только для того, чтобы насъ хвалили, или другіе люди, или собственные наши помыслы, то это конечно одинъ изъ многихъ видовъ тщеславія. —

Господь да дастъ Вамъ разумъ во всемъ. Молю о семъ Его благость, и остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

27. Октября

1853 года

                                                                                                                                                                             5                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Нимало не удивляюсь, что была вамъ брань духовная и борьба, доводящая васъ до отчаянія. Вы должны знать, что врагъ, яко левъ рыкая ходитъ искій кого поглотити[17]. Онъ и на васъ нападалъ такими возмутительными помыслами; а вы въ оныхъ еще неискусобранны. Но благодареніе Господу, что вы познали лесть вражію и обратились съ покаяніемъ.

Вы скорбите, что не имѣете живой и сильной вѣры. Какъ же вы хотите исполинскимъ шагомъ вступить на верхъ лѣстницы? Вы имѣете вѣру; въ этомъ я васъ смѣло увѣряю: если бъ вы не имѣли вѣры, то вы и не смущались бы, но вы ищете высокой вѣры; а это значитъ, что не имѣете смиренія. Будьте довольны такою вѣрою, какую имѣете таперь, ибо и оная есть даръ Божій. Сподобились познать истинну ученія православной Церкви, и на семъ то основаніи полагайте восхожденіе, исполненіемъ Заповѣдей Христовыхъ, въ Евангеліи намъ заповѣданныхъ. Въ случаѣ же немощей въ какомъ либо не исполненіи, не должно смущаться, но смиривъ свой помыслъ, приносите покаянie предъ Богомъ, и паки держитесь правила Заповѣдей. А хотя бы и могли что исполнить, то отнюдь не приписывать себѣ сего исправленія, а помощи Божіей. Если же вы исполнивъ что либо, и вовлечетесь въ мнѣніе о себѣ, и симъ какъ бы обнадеживаться на спасеніе свое; то и попущается паки ниспадать внизъ, и смущеніе заступитъ мѣсто. Но не надобно отнюдь смущаться, а утверждаться болѣе въ вѣрѣ смиряться и познавать брань сопротивнаго. Къ утвержденію вашему въ этомъ, совѣтую прочитать въ Добротолюбіи въ 3 части С: Петра Дамаскина, о еже како можетъ кто стяжати вѣру истинную. Книга сія есть у Натальи Петровны Кирѣ<евской> въ листъ на 50 листѣ. Съ Нат<альей> Петр<овной> можете поговорить о чемъ вамъ нужно, но касательно монастыря вамъ еще рано: вы уже заняли мѣсто у Г. Жуковской, то и надобно выдержать оное время. А когда въ теченіи сего времени постоянно будетъ ваше желаніе къ поступленію въ монастырь, тогда можно имѣть о семъ и рѣшительный совѣтъ. Впротчемъ я долженъ вамъ сказать, что монашеская жизнь, есть брань духовная. Человѣкъ имѣетъ различныя страсти, и пока съ помощію Божіею не побѣдитъ ихъ, то не можетъ обрѣсти мира и спокойствія. Кто проходитъ жизнь смиренную, тотъ удобнѣе успокоевается.

Вполнѣ истолковать слова Ива<на> Яков<левича> я не могу принять на себя этого. Но нѣкоторые слова такъ понимаю: много прекрасныхъ цвѣтовъ кажется относится къ добродѣтелямъ; а одного цвѣточка нѣтъ, нѣтъ смиренія. И протчія слова далее сказанныя съ симъ же согласуются. Когда обрѣтетъ его, тогда узнаетъ чего у него не было. — О поѣздкѣ сюда въ Крещеніе, поминая время вашего присоединенія къ правосл<авной> церкви. Впротчемъ и таперь поговѣтъ не возбраняю. По моему мнѣнію, вамъ пріѣхать къ намъ дня за 4 до Рождества Христова. Здѣсь поговѣть, и на другой день праздника можете поѣхать въ Москву. Если только на это будетъ согласна Г. Жук<овская>, а мы съ любовію согласны на ваше желаніе побывать у насъ, аще на cie воля Божія, то и исполнится. По моему мнѣнію, вамъ таперь не нужно болѣе быть у Ив<ана> Яков<левича> получивъ отъ него довольно удовлетворительный отвѣть, а далѣе по непонятности словъ ево можете и смутиться. — Ежели еще будутъ возобновляться смутительные и отчаянные помыслы, то вы прибѣгайте къ тому цвѣточку, о коемъ говорилъ вамъ Ив<анъ> Яков<левичь>. Благовоніе онаго разгонитъ смрадъ смутныхъ вражіихъ помысловъ.

Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

О. Iоаннъ Половцевъ изъявляетъ вамъ свое почтеніе.

14. Ноября

1853 года

                                                                                                                                                                             6                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Изъ послѣдняго письма Вашего, вижу, что Вы думаете пріѣхать къ намъ 19го или 20го Декабря. Всѣ, знающіе Васъ, братія наши и я грѣшный готовы принять Васъ съ любовію. Пожалуйте. —

При свиданіи можемъ подробнѣе поговорить о постахъ, а теперь скажу Вамъ, что намъ дана власть разрѣшать грѣхи, а не разрѣшать на грѣхи; потому я и не могу совѣтовать Вамъ употреблять въ постъ скоромную пищу, тѣмъ болѣе, что здоровье Ваше, какъ Вы сами чувствуете и говорите, не терпитъ отъ сего никакого вреда.

Благодарю Васъ за желаніе перевести книгу для насъ; хорошо бы было если бы Вы взяли на себя трудъ перевести книгу для насъ; хорошо бы было если бы Вы взяли на себя трудъ перевести съ Греческаго Поученія Аввы Дороѳея, руководствуясь Славянскимъ изданіемъ. У насъ есть экземпляръ этой книги на Ново–Греческомъ языкѣ, который О. Iоаннъ Вамъ показывалъ. Не знаю можете ли Вы переводить съ Ново–Греческаго? Еллино–Греческаго подлинника у насъ къ сожалѣнію нѣтъ. —

Въ поползновеніяхъ Вашихъ, о которыхъ мнѣ пишете, приносите покаяніе и ежедневно полагайте начало, повторяя слово Св. Пророка Давида «нынѣ начахъ»[18], а если исполните что либо заповѣданное Господомъ, скажите и Вы «сія измѣна десницы Вышняго»[19]. —

Изъ письма О. Iоанна, Вы уже знаете что Н<аталья> П<етровна> Кир<ѣевская> сказала Вамъ правду: имя новопреставленнаго Митроѳана записано у насъ для годичнаго поминовенія. И деньги, посланныя Вами черезъ N<аталью> П<етровну> я получилъ и благодарю Васъ за сіе пожертвованіе. —

Испрашиваю на Васъ миръ и благословеніе Божіе и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

PS. Прошу Васъ купить для меня 5 книжекъ золота двойнику. (Цѣна каждой книжкѣ 3 р. ассигн<аціями>) У Сухаревой башни, въ Даевомъ переулкѣ, въ домѣ Г. Скобелева у хозяина. — Потрудитесь привести эту посылку съ собою, когда къ намъ пріѣдете, а деньги я Вамъ тогда отдамъ немедленно, по почтѣ же не нахожу нужнымъ посылать ихъ. —

5го Декабря

1853 г.

 



[1] Ср.: Иак. 2:26, 24.

[2] Было: хранитель и податель.

[3] Ин. 15:5.

[4] Мф. 11:29.

[5] Мф. 11:29.

[6] Ср.: Лк. 17:10.

[7] Лк. 1:46—48.

[8] Ср.: 1 Тим. 1:15.

[9] Лк. 16:15.

[10] Ср.: Пс. 112:6; Ис. 66:2; Пс. 33:19.

[11] Ин. 15:5.

[12] Ср.: Пс. 142:8.

[13] Ср.: Лк. 1:79.

[14] Ср.: Лк. 14:28.

[15] Мк. 8:34.

[16] Мф. 5:8.

[17] 1 Пет. 5:8.

[18] Пс. 76:11.

[19] Пс. 76:11.