М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Письмо Ваше я получилъ. Слава Богу, что Вы здоровы и благополучно возвратились изъ обѣихъ поѣздокъ: — къ намъ и въ Смоленскую губернію. Утѣшивъ родителей, Вы исполнили этимъ свой долгъ и нельзя этого не одобрить. —

Касательно книги Аввы Дороѳея скажу вамъ, что и мы давно знаемъ сказанное Вамъ Ѳедоромъ Алекс<андровичемъ> Голубинскимъ — большая часть словъ Аввы Дороѳея переведена въ Христіанскомъ чтеніи, но переводъ этотъ очень неправиленъ и во многихъ мѣстахъ даже совершенно искаженъ смыслъ, также какъ и словахъ Преп. Марка Подвижника, помѣщенныхъ въ Христ<іанскомъ> чтеніи(*).

Не смущайтесь тѣмъ, что Вы не можете прямо и неуклонно, какъ бы желали, идти по пути добродѣтелей. Это также наука и при томъ самая высшая, которая требуетъ долгаго и постояннаго обученія. Никто разомъ не выучивается искусству, но сначала портитъ свои произведенія, а потомъ, мало по малу начинаетъ ихъ дѣлать лучше и постепенно доходитъ до степени мастера; такъ и въ духовномъ дѣланіи, пока мы еще младенцы и безпрестанно поползаемся и падаемъ, будемъ прибѣгать къ смиренію, и имъ пополнять недостатокъ дѣлъ нашихъ. Господь на смиренныхъ призираетъ[1] и даетъ имъ благодать.

Желаю Вамъ добраго здоровья и благодушія при исполненіи вашихъ обязанностей. Господь да благословитъ Васъ и да сохранитъ отъ всего скорбнаго, а наипаче отъ всюду простертыхъ сѣтей вражіихъ, молю о семъ Его благость и остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

12. Генваря

1854 года.

                                                                                                                                                                             1                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

На письмо ваше полученное чрезъ Nаталью Петровну, таперь не могу подробно отвѣчать, а по пріѣздѣ постараюсь при Божіей помощи дать вамъ отвѣть на ваши вопросы.

Вы жалуетесь на гнѣвъ коимъ побѣждаетесь при упражненіи съ дѣтьми. Это конечно немощь ваша, что не можете стать противъ силы страсти залогственной отъ навыка и несопротивленія оной. — Читая книги отеческія гдѣ находите о гнѣвѣ, старайтесь исполнять то чему научаютъ насъ св. Отцы т: е: какъ и чѣмъ побѣждать гнѣвъ; равно и о протчихъ страстяхъ, имѣйте тоже тщаніе.

Сколько могу упомнить предложу вамъ о страсти гнѣва, гдѣ нужно прочитайте: у св: Ιоанна Лѣствичника есть двѣ степени, о безгнѣвіи и кротости, и о гнѣвѣ ярости и протч. у св. Кассіана Римлянина въ 4й части Добротолюбія О осми страстныхъ помыслахъ, и преподоб: Нила Сорскаго такъ же о семъ.

Желаю да поможетъ вамъ Господь побѣдить страсть гнѣва, а въ кротости и смиреніи имѣть просвѣщеніе разума. Остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

20 Генваря

1854 года

                                                                                                                                                                             2                       

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Я получилъ отъ Васъ 2 письма и отвѣчалъ Вамъ на первое съ N<атальей> П<етровной> оставивъ только одинъ пунктъ Вашего письма, о коемъ скажу Вамъ теперь: страсти дѣйствительно не имѣютъ самостоятельнаго бытія, надобно тѣлеснымъ болѣзнямъ. Въ здоровомъ человѣкѣ не существуетъ болѣзни, но когда здоровье разстроится, является и недугъ не существовавшій прежде. — Точно такъ и душа наша, созданная чистою и свободною отъ страстей, въ послѣдствіи, черезъ паденіе Адамово, омрачилась страстьми и заболѣла умственно. Мѣсто душевнаго здравія и чистоты заняли страсти. — И теперь съ каждымъ изъ насъ бываетъ то же. Кто достигъ чистоты сердца, въ томъ нѣтъ страстей, а по мѣрѣ оскудѣнія въ насъ добродѣтели, страсти, не существующія какъ нѣчто отдѣльное, появляются въ человѣкѣ и берутъ надъ нимъ силу подобно тѣлесному недугу. Такъ объясняютъ намъ эти дѣйствія Св. Отцы, священнодѣйствовавшіе Евангеліе Христово и совлекшія ветхаго человѣка. —

Св. воду (богоявленскую) можно пить по утрамъ въ случаѣ болѣзни и наканунѣ пріобщенія Св. Таинъ, а каждое утро не совѣтую Вамъ это дѣлатъ, потому что къ ней надобно приступать съ особеннымъ благоговѣніемъ.

Сожалѣю о болѣзненномъ вашемъ состояніи; физическихъ средствъ къ излеченію оной я не знаю, а токмо духовное врачевство, надобно приносить предъ Господомъ покаяніе, въ прежде бывшихъ слабостяхъ и поползновеніяхъ; конечно вы уже исповѣдали оные предъ духовникомъ; но надобно помнить и чувствовать свою грѣховность пріобрѣтая отъ сего смиреніе и нищету Духовную, въ надеждѣ на милосердіе и заслуги Господа нашего Ιисуса Христа. Самая болѣзненность тѣла, уже есть очищеніе души отъ грѣховныхъ струповъ. Господь да подастъ вамъ исцѣленіе тѣлесное и душевное, усердно желаю и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

2. февраля

1854. года

                                                                                                                                                                             3                       

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Благодарю Васъ за поздравленіе меня съ настоящимъ, великимъ праздникомъ и поздравляю Васъ взаимно. Желаю Вамъ провести сей праздникъ въ добромъ здоровьи и спокойствіи душевномъ. Господь да благословитъ Васъ. —

Мнѣ кажется, что если дѣйствительно откроется мѣсто, о коемъ Вы мнѣ пишете, то Вамъ не надобно отказываться отъ него а взять оное, какъ только будете имѣть возможность удалиться отъ Г. Жуковской. Занимая это мѣсто, Вы будете на дѣйствительной службѣ и можете служить дѣятельностью ближнимъ даннымъ Вамъ талантомъ внѣшняго образованія, а когда настанетъ часъ воли Божіей, и выйдти изъ свѣтской службы — въ духовное воинство. —

Благодарю Васъ за переводъ одного изъ поученій Св. Дороѳея и прошу прислать намъ оный для чтенія и сличенія со Славянс<кимъ>.

Послѣ 7го слова Преп. Макарія, совѣтую Вамъ прочитать и бесѣды его, также и всѣ сочиненія Св. Димитрія Ростовскаго. Въ нихъ Вы найдете много полезнаго и душепитательнаго. —

Господь да подастъ Вамъ душевное спокойствіе и преуспѣяніе на пути добродѣтелей, а наипаче — смиреніе. Молю о семъ Его благость и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

О. Амвросій, О. Iоаннъ и Левъ Александровичь благодарятъ Васъ за память о нихъ и усердно поздравляютъ Васъ съ настоящимъ, великимъ праздникомъ. —

13 Апрѣля

1854 г.

                                                                                                                                                                             4                       

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Благодарю Васъ за поздравленіе меня съ прошедшимъ великимъ праздникомъ. Господь да благословитъ Васъ и да избавитъ отъ смущающихъ Васъ вражіихъ помысловъ. Церковь наша признаетъ и неправославное Крещеніе, но зная его недостаточность безъ таинства мυропомазанія, (потому что и первенств<ующіе> христіане, какъ видимъ изъ примѣра Св. Апостоловъ, послѣ крещенія возлагали еще руки на крещаемыхъ, низводя на нихъ чрезъ это благодать Св. Духа) преподаетъ послѣднее таинство всѣмъ неправославнымъ, присоединяющимся къ Св. Церкви. Объ этомъ еще прежде насъ судили и рѣшили Учители и Предсѣдатели Церковные, и было о семъ сношеніе съ Греческ<ою> Церковью, а мы обязаны только повиноваться имъ съ полною вѣрою, и Господь не осудитъ насъ. — Восточные Церкви точно перекрещиваютъ присоедин<енныхъ> къ нимъ иновѣрцевъ, но это мѣра политическая, къ которой онѣ вынуждены были прибѣгнуть, чтобы удержать свой народъ отъ перехода въ Католицизмъ, а по правиламъ Церковнымъ нѣтъ нужды повторять крещеніе, совершенное во имя Св. Троицы.

Желаю чтобъ вы были спокойны и остаюсь желатель вашего здравія и спасенія многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

24. Апрѣля

1854 года

                                                                                                                                                                             5                       

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Оба письма Ваши, отъ 3го и отъ 16го числа Апрѣля я получилъ. Благодарю Васъ за поздравленіе меня съ великимъ праздникомъ. Слава Богу, что брату Вашему лучше. Желаю, чтобы Господь укрѣпилъ его силы душевныя и тѣлесныя и просвѣтилъ свѣтомъ познанія истины, хранилище которой есть Св. Православная Апостольская Церковь. —

Намъ будетъ очень пріятно видѣть здѣсь лѣтомъ Васъ и брата Вашего. Пожалуйте, милости просимъ. Молю Господа да благословитъ Онъ Васъ на успѣшное окончаніе экзаменовъ Вашихъ и да подастъ Вамъ желаемое Вами мѣсто въ Университетѣ, если только это согласно съ Его св. волею.

О. Ювеналій и О. Левъ свидѣтельствуютъ Вамъ свое почтеніе. —

Испрашиваю на Васъ благословеніе Господне и остаюсь недостойный богомолецъ Вашъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

24го Апрѣля

1854 г.

 

                                                                                                                                                                             6                       

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

На письмо Ваше спѣшу Вамъ сказать, что эта молитва вымышленная и совершенно еретическая: первыя слова ея Г. I. Х. относятся ко 2му лицу Св. Троицы а послѣдующія ко всей Св. Троицы, какъ будто вся Троица была распята за насъ. Не читайте этой молитвы и выводите изъ заблужденія тѣхъ, которые не слѣдуютъ словамъ Спасителя нашего: «испытайте Писаній[2]», а безусловно и неразсудительно влаются всякимъ вѣтромъ ученій, часто противныхъ истинѣ. Намъ надобно держаться тѣхъ молитвъ, которыя предала намъ Св. Церковь и ихъ читать по усерднѣе. —

Если Вы можете пріѣхать къ намъ, не нарушая чрезъ то Вашихъ добрыхъ отношеній къ семейству, въ которомъ постоянно находитесь, то Господь да благословитъ Вашъ пріѣздъ. Еще разъ благодарю Васъ за сдѣланный Вами переводъ 2хъ словъ Св. Дороѳея и надѣюсь получить оный въ Воскресенье. —

Испрашиваю на Васъ миръ и благословеніе Божіе и остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

4го Мая

1854 г.

                                                                                                                                                                             7                       

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Письмо Ваше и при ономъ рукопись: Переводъ двухъ словъ Пр. Аввы Дорофея получилъ. Усердно благодарю Васъ за подъятый трудъ, и по прочтеніи, на что еще не имѣлъ времени, скажу Вамъ свое мнѣніе. —

Испрашивая на Васъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія, и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

11. маія

1854. года.

PS. Писавшій сіи строки по диктовкѣ батюшки пользуется случаемъ изъявить Вамъ свое почтеніе и сказать что если соберетесь къ намъ, то проѣзжая Калугу не забудьте посѣтить брата Дмитрія, который искренно полюбилъ Васъ и нынѣ служитъ въ Калугѣ Стряпчимъ при Палатѣ Госуд<арственныхъ> Имуществъ. Л. Кавелинъ

                                                                                                                                                                             8                       

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Письмо Ваше отъ 28го истекшаго мѣсяца получилъ: благодарю Васъ за извѣщеніе о себѣ и откровенную вашу бесѣду. Смутившіе Васъ мысли, могли думаю произойти отъ того, что сколько помню, въ день вашего отъѣзда, я былъ въ томъ крайнемъ изнеможеніи и усталости, которые по лѣтамъ моимъ теперь чувствую нерѣдко. Хотя при помощи Божіей и не отказываюсь и въ это время принимать посѣщающихъ меня о Господѣ, надѣясь на ихъ снисхожденіе къ моимъ немощамъ. — Другой причины не было, прошу вѣрить искренно. На вопросъ вашъ о молитвѣ какою можетъ и должна она быть въ вашемъ устроеніи, отвѣчаю вамъ словами великаго молитвенника Св. Исаака Сирина: «Егда припадаеши предъ Богомъ въ молитвѣ, говоритъ сей Св. Отецъ, тако буди въ помыслѣ твоемъ, яко же мравіи, и яко же гадове земніи, яко же піявица и яко же отроча шепечуще. И да не речеши предъ Нимъ что съ разумомъ, но младенчествующимъ мудрованіемъ приближися къ Богу, и пойди предъ Нимъ, да сподобишься Промысла онаго отеческаго, бывающаго отъ отецъ на чадѣхъ ихъ младенцахъ. Речено есть: “храняй младенцъ Господь!” И не точію сія, малымъ тѣломъ, но и въ мірѣ премудры сущія, оставляющія разумъ свой, и на ону Премудрость удовляющую восклоняющіися…» (Сл. 42, стр. 241). И Св. Iоаннъ Лѣствичникъ въ томъ же разумѣ говоритъ: «возопи къ могущему спасти тебя не ухищренными глаголы, но смиренными вѣщаньями: помилуй мя Господи, яко немощенъ есмь! И тогда познаеши Вышняго силу, и невидимый (т. е. бѣсъ) невидимо отженеши…»

Господь да вразумитъ Васъ держаться истиннаго пути Его — покаянія и смиренія. —

Приношу Вамъ благодареніе за усердіе Ваше оказанное посылкою намъ цвѣточныхъ кореньевъ, сѣмянъ и нотъ, о чемъ увѣдомляетъ меня Н. П. Кирѣевская, обѣщая переслать на слѣдующей почтѣ,: т: е: завтре получимъ.

Испрашивая на Васъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

5. Iюня

1854. года.

                                                                                                                                                                             9                       

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Письмо Ваше отъ 30го Iюня писанное получилъ. Слава Богу, что вы исполнили долгъ Христіанскій и удостоились быть причастникомъ Пречистыхъ Тѣла и Крови Христовой, да будетъ сіе Таинство ко укрѣпленію душевныхъ силъ вашихъ на жизненномъ пути вашемъ. —

Спрашиваете у меня совѣта, какъ отвѣчать вамъ на предложеніе Г–жи Жуковской. Я съ вами совершенно согласенъ, что по какой бы то ни было причинѣ, и всё таки полезно себя не связывать; не смѣю утверждать навѣрное, но полагаю, что достаточно будетъ высказать ей общимъ образомъ: что будучи довольны предлагаемыми ею условіями (какъ пишите о семъ), соглашаетесь оставаться у нее и при жизни ея не станете искать себѣ другаго мѣста; не требуя же (или не получая) съ ея стороны никакихъ письменныхъ обязательствъ въ ея условіяхъ, просите равномѣрно и ея довольствоваться съ честнымъ словомъ, не желая себя связывать условіями письменны<ми> единственно потому, что считаете себя не въ правѣ слишкомъ опредѣленно располагать будущимъ, которое, какъ извѣстно, зависитъ не отъ насъ, а отъ воли Божіей, лучше знающей, что намъ полезно. — О семъ посовѣтуйтесь съ Иван<омъ> Васил<ьевичемъ> и Натальею Петровною Кирѣ<евскими>.

На вопросъ вашъ о значеніи теплоты около сердца, которую ощущали во время молитвъ, приведу вамъ слова о семъ одного изъ Св. Отцевъ, а именно Святѣйшаго Каллиста Патріарха Константинопольскаго: «Приходитъ же говоритъ онъ молящемуся, и теплота (та о которой вы пишите), мнится и та прелесть быти. Сія же не суть прелести, но естества суть. Аще ли же кто славитъ сія, яко отъ благодати суть, а не отъ естества, сіе есть воистинну прелесть… должно есть не любити сихъ (движеній) не отражати ‛я» (оставлять ихъ безъ вниманія). — Сего полагаю будетъ достаточно для вразумленія вашего, какъ принимать таковые ощущенія. — За труды ваши по переводу Аввы Дорофея поученій усерднѣйше благодарю, и увѣренъ, что сіе занятіе не безъ душевной для васъ пользы совершается. —

Испрашивая на Васъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія, и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Iюля

1854. года

                                                                                                                                                                           10                     

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь

Три письма Ваши отъ 15, 21 и 26 числъ текущаго мѣсяца получилъ. —

На предложеніе Княгини Урусовой поступить къ ней въ домъ, какъ мнѣ кажется основываясь на вашихъ же словахъ, самый приличный и безобидный для нее отвѣтъ будетъ объясненіе, что вы давши слово Г–жѣ Жуковской — ни въ какомъ случаѣ не можете принять другаго мѣста. А какъ вы пишите, что находите очевидную пользу и утѣшеніе для себя въ благоразумныхъ совѣтахъ N<атальи> П<етровны> то думаю, что и въ этомъ дѣлѣ совѣтъ ея принесетъ вамъ дѣйствительную пользу, которой искренно вамъ желаю.

Особа изъявляющая желаніе имѣть къ вамъ отношеніе въ религіозномъ и нравственномъ дѣйствіяхъ; полагаю не можетъ получить существенной пользы, да и для васъ нельзя надѣяться, чтобы была польза; дѣло другое быть учителемъ дѣтей, и иное давать совѣты въ совершенномъ возрастѣ людямъ. Вы еще молоды, не опытны; тщеславіе прокрадется въ ваше сердце, а за нимъ могутъ и другія послѣдствіи … быть; невольнымъ увлеченіемъ.

О молитвѣ повторяю, вамъ, что самое то, что думать имѣть дѣйствіе благодати отъ теплоты, уже есть и прелесть. «Царствіе Божіе не приходить съ соблюденіемъ»[3]. Исполненіемъ Заповѣдей Божіихъ уготовляйте сердце ваше, очищая оное отъ страстей и нисходите въ глубочайшее смиреніе, познавая и видя свою немощь; и когда будете имѣть залогъ смиренія въ сердцѣ вашемъ, то оное будетъ уже безопасно отъ обольщенія вражія; и сама Благодать Божія напишетъ въ немъ свои законы. Святые имѣвшіе благодать въ себѣ, считали не ý достигшихъ себя оной, и самое это смиреніе сохраняло ихъ въ безопасности. А кто думаетъ имѣть благодать, тотъ былъ водимъ гордостію и обольщался отъ чего да избавитъ васъ Господь.

Испрашивая на васъ Божіе благословеніе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Скоро будетъ Годъ вашего духовнаго возрожденія.

31 Iюля

1854 года

                                                                                                                                                                           11                     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Оба письма Ваши и приложенные къ первому изъ нихъ 5 р. сер<ебромъ> я получилъ и благодарю Васъ за пожертвованіе Ваше въ пользу скита.

На пространныя письма Ваши, я не могу отвѣчать также пространно, но ограничусь только нѣкоторыми замѣчаніями:

1) Противъ раздражительности надобно подвизаться — смиреніемъ, самоукореніемъ и молитвою ко Господу о помощи. Прочтите у Св. Iоанна Лѣств<ичника> 8е слово, у Нила Сорскаго о гнѣвномъ помыслѣ и у Кассіана Римл<янина> о томъ же въ 4 ч<асти> Добротолюбія. Но помните, что только та молитва угодна Богу, которая произносится съ чувствомъ мытаря, а фарисейскіе помыслы всячески надобно отвергать и пользоваться случаями, показывающими намъ нашу немощь, уничижая себя внутренно и сокрушая чрезъ это рогъ нашей гордости. —

2) Удаляйтесь сужденія и осужденія ближнихъ. Что намъ судить другихъ, когда мы сами изъязвлены врагомъ и не чувствуемъ, не видимъ своихъ ранъ. —

3) Обѣта, о которомъ Вы пишете, давать не надобно, чтобы послѣ не раскаяваться въ томъ, что Вы сами себя связали. —

4) Когда мы подумаемъ, что стяжали что нибудь доброе, тогда и попускается намъ тотчасъ же въ этомъ добромъ, чтобы мы помнили нашу немощь и всегда смирялись. —

За переводъ еще 2хъ поученій Св. Аввы Дороѳея, равно какъ и за прежнія тетради, много благодарю Васъ и совѣтую продолжать сей полезный трудъ.

Господь да благословитъ Васъ и да сохранитъ Своею благодатію отъ всѣхъ сѣтей врага, молю о семъ Его благость и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

24 Августа

1854 г.

                                                                                                                                                                           12                     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Получилъ я письмо Ваше и немедленно отвѣчаю Вамъ, для того, чтобы не оставлять Васъ въ заблужденіи касательно поклоновъ, о которыхъ Вы мнѣ пишете. Слова Св. Исаака Сирина совершенно истинны, но они къ Вамъ не относятся: довольно съ Васъ будетъ если Вы каждый день будете класть по 30 поклоновъ, прибавляя къ нимъ самоукореніе. Это послѣднее намъ особенно нужно. —

Благодарю Васъ за переводъ еще одного слова Св. Аввы Дороѳея. Мы не мало радуемся, когда слышимъ о прибавленіи этого труда Вашего. Господь да поможетъ поскорѣе и успѣшнѣе окончить это занятіе, очень полезное для Васъ, потому что Вы знакомитесь съ внутреннею жизнію а по времени, если Господь дастъ возможность издать эту книгу, не только мы, но и многіе будутъ Вамъ очень благодарны. Чѣмъ скорѣе Вы будете приближаться къ концу тѣмъ болѣе обяжете насъ — весьма довольныхъ переводомъ полученныхъ нами словъ. Господь да поможетъ вамъ, повторяю эти слова и остаюсь, желающій Вамъ мира, здравія и спасенія, и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій. Да Благословитъ Васъ Господь!

Ивану Васильевичу можете показывать Вашъ переводъ, а другимъ — теперь не совѣтую, чтобы это показываніе не служило пищею Вашему тщеславію и не принесло Вамъ вреда вмѣсто пользы. —

13го Сентября

1854 г.

                                                                                                                                                                           13                     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Оба письма Ваши и еще 3 поученія Св. Аввы Дороѳея я получилъ. Слава Богу, что мое писаніе Васъ утѣшило. Не намъ, Господи, не намъ[4], а имени Твоему дадимъ славу.[5] —

Поползновенія Ваши въ гнѣвѣ и т. п. ни мало меня не удивляютъ; они свойственны нашей немощи, но надобно стараться удерживать себя, и недостатокъ дѣланія восполнять покаяніемъ, смиреніемъ и самоукореніемъ. Послѣднее, при помощи Божіей, скорѣе всего возвращаетъ намъ спокойствіе духа и низводитъ на насъ благодать Господню, «немощная врачующую».

Поклоны можете класть 3 раза въ день по 10ть, кромѣ обычнаго Вашего правила. О канонѣ же скажу Вамъ слова Спасителя: «Царствіе Божіе нудится и нуждницы восхищаютъ è»[6].

Господь да поможетъ Вамъ понуждать себя на все доброе, удерживаться отъ тщеславія и видѣть во всемъ свои недостатки, а не чужіе. —

Испрашиваю на Васъ Божіе благословеніе и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Посылаю Вамъ просфору.

16го Октября

1854 г.

                                                                                                                                                                           14                     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Съ прошедшею почтою писалъ я къ Наталіи Петровнѣ и просилъ ее передать Вамъ мою благодарность за присланную Вами, прекрасно вышитую пелену, сегодня еще разъ благодарю Васъ за эту вещь и за постоянный трудъ Вашъ надъ переводомъ поученій Св. Аввы Дороѳея.

Если Вы желаете пріѣхать къ намъ говѣть, пріѣзжайте когда Вамъ будетъ удобнѣе это сдѣлать (и Г. Жуковская не возбранитъ Вашему отъѣзду), а мы, съ своей стороны, всегда готовы Васъ принять съ любовію о Христѣ. —

При свиданіи, можемъ поговорить и о тѣхъ предметахъ, о коихъ Вы упоминаете въ предпослѣднемъ письмѣ Вашемъ. Слава Богу, что Ваше благое желаніе исполнилось и Вы получили благословеніе Владыки. Да благословитъ Васъ Самъ Господь нашъ Архіерей Великій, прошедый небеса и да поможетъ Вамъ понуждать себя на все доброе, а наипаче на смиреніе привлекающее къ намъ благодать Божію. —

Испрашиваю на Васъ миръ и милость Божію и остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Маменькѣ Вашей прошу передать мою усердную благодарность, за пожертвованный ею покровъ или пелену. Мы будемъ употреблять ее въ нашей скитской церкви. — Желаемъ Матушкѣ Вашей — познать истину.

13 Nоября

1854.

                                                                                                                                                                           15                     

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Константинъ Карловичь!

Благодарю Васъ за поздравленіе меня съ прошедшимъ днемъ моего рожденія. Послѣ того я получилъ отъ Васъ еще письмо, но не отвѣчалъ, не имѣя ничего особеннаго сказать Вамъ и сегодня пишу нѣсколько словъ, въ надеждѣ скоро видѣть Васъ и побесѣдовать съ Вами лично. Благодарю Васъ за переводъ 4хъ поученій, которыя мы получили черезъ N<аталью> П<етровну>. О душевномъ же расположеніи Вашемъ и о дѣйствіяхъ скажу: идите путемъ среднимъ и ровнымъ, не увлекайтесь радостію, не побѣждайтесь уныніемъ и скукою, а за все и всегда благодарите Господа, понуждайте себя на доброе и призывайте Его въ помощь Вашей немощи. Господь силенъ сохранить Васъ отъ козней врага и удостоить нѣкоторыхъ небеснаго Своего Царствія, а здѣшнее все[7] не на долго и исчезаетъ какъ дымъ. —

Испрашиваю на Васъ Божіе благословеніе и остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

4го Декабря

1854 г.

 



(*) Хорошо бы было если бы Вы, переводя книгу Св. Дороѳея не относились бы къ Гг. ученымъ, пока не кончите этого труда, а то могутъ произойдти разные толки объ этомъ дѣлѣ. — Прим. прп. Макария.

[1] Ср.: Пс. 112:6; Ис. 66:2; Пс. 33:19.

[2] Ин. 5:39.

[3] Ср.: Лк. 17:20.

[4] Было: Не намъ, не намъ, Господи.

[5] Ср.: Пс. 113:9.

[6] Мф. 11:12.

[7] Было: все здѣшнее.