Христосъ
воскресе!
Почтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ
Мати
Алевтина!
Получилъ я твое писанiе отъ 5. числа
Апрѣля посланное; коимъ извѣщаешь, о переходѣ твоемъ изъ
келлiи мат. Игуменiи, въ другую келлiю; и выражаешь, что перемѣна твоей
жизни, много унесетъ твоего спокойствiя душевнаго. На сiе скажу тебѣ отъ
твоихъ же словъ: ты мнѣ изъясняла, что живши тамъ не имѣешь ни мало
душевнаго мира и спокойствiя; то не имѣвши онаго, нечево и уносить. А
напротивъ должно надѣяться при помощи Б<о>жiей, заобрѣсти здѣсь
спокойствiе и миръ душевный. Ето ты сама на опытѣ узнаешь, когда поживешь
какъ должно и будешь памятовать данные тобою обѣты при постриженiи, и по
силѣ оные приключаются? Увидишь, что непремѣнно, отъ которой нибудь
изъ сихъ страстей, или отъ славолюбiя, или отъ сластолюбiя, или отъ
сребролюбiя; потому что онѣ не только тобою не побѣждены, но и
господствуютъ тобою. Ты мнѣ говорила, что была всегда въ молбѣ,
такъ что и книги не было время прочитать; то ты и не могла видѣть своихъ
страстей какою больше побѣждаешься, и какъ противу оной стать. Таперь же
болѣе имѣя время занятся собою, будешь видѣть и страсти, и
когда зах<оче>шь при помощи Б<о>жiей, станетъ имъ сопротивляться, и
навѣрностяжешь спокойствiе. – Ты пишешь, что до сѣхъ поръ сыта, а я
вѣрую, что и въ предь Г<оспо>дь тебя препитаетъ: Ево слова неложны
ищите прежде царствiя Б<о>жiя и правды Его, и сiя вся приложится вамъ;
конечно нужное и довольное, а не излишнее. На сей счотъ ты уже и должна быть
покойна, видѣвши на себѣ промыслъ Б<о>жiй, который не только
о насъ, но и о птичкѣ печется, подая ей пищу. Не будемъ же не вѣрнѣе
птицъ. тоже самое и въ денежномъ пособiи не буде<шь> имѣть нужды,
ежели отринешь помы<слъ> сребролюбiя, понуждающiй стяжать на
буд<у>щее время или старость. Ето уже буде<тъ> невѣрiе и
ненадежда на Б<о>га, а на деньг<и> которые покоя недоставятъ, а
лишатъ он<аго>. Остается третья страсть, а по чину перв<ая>
славолюбiе. Съ нею то много хлопотъ тебѣ будетъ: она то и причиною всѣхъ
нашихъ беспокойствъ, смущенiй и лишен<iй> мира душевнаго. Получше
разсмотри<вай> себя, то найдешь, что всякiй случай на<нрзб.>й тебѣ
скорь, не отъ внѣ приходит<ъ,> а отъ внутри лажащаго залога оной
страст<и.> Не перенесешь укоризны и досады; отъ чево <?> отъ оной
страсти; видишь другихъ предпочитаемыхъ, а тебя презираемую, скорбиш<ь> о
семъ; отъ чего? Отъ оной страсти. Бывъ
оскорблена, не можешь имѣть къ то<му> человѣку мирнаго завѣщанiя;
отъ чего<?> все отъ оной страсти. Заповѣдь Б<о>жiя не только
велитъ прощать оскорбивши<хъ>, но даже и враговъ любить; а кто не
от<ъ>пущаетъ ближнимъ оскорбленiй, то и намъ не получитъ отъ Б<о>га
прощенiя грѣховъ своихъ. Господь ничего не заповѣдалъ намъ
невозможнаго, но все возможно<е> и полезное душамъ нашимъ; а страст<и>
наши не даютъ намъ исполнять волю Б<о>жiю. Он же приказалъ намъ
научит<ь>ся отъ него самаго кротости и смиренiю; для нашей пользы;
«научитеся отъ Меня яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой
душамъ вашимъ.» А мы учимся противному, но не отъ него, и вмѣсто покоя
душевнаго, имѣемъ смущенiе и немирствiе.
Да
дастъ же тебѣ Г<о>сподь стяжать истинный разумъ духовный, стать
мужественно противу страстей, и обрѣсти душевный миръ и спокойствiе. Чего
тебѣ есть всеусердный желатель многогрѣшный Iеромонахъ Макарий.
15.
Апрѣля
1844.
года,
говориш<ь>, что не хочется
понудит<ь> себя на откровенiе мат. думала<а> тебѣ не повѣрятъ.
Не соглашусь съ симъ помысломъ, но открывай себ<я> такъ какъ чувствуешь;
ежели тебѣ <и> неповѣрятъ, но ты получишь облегченiе.
На
переходъ твой изъ мат. Кельи видно была воля Б<о>жiя; и ей возвѣ<с>тилъ,
дать тебѣ другую келью, по протчимъ твоимъ обстоятельствамъ, необходимо
для тебя нужно было.
М.
С. О. Н. Г. I. А. В. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ
Мати
Алевтина!
Пишешь
ты что Г<оспо>дь не оставляетъ тебя по кельи въ содержанiи и сестры все
ласковы кромѣ нѣкоторыхъ немногихъ. Не должна ли благодарить за сiе
Г<оспо>да, что онъ тако устроиваѣтъ, ко спасенiю души твоей? А о
томъ что приходитъ иногда унынiе, нельзя удивляться; и великимъ отцамъ оное
бывало попущаемо къ терпѣнiю и
смиренiю; не одни скорби тѣлесные надобно терпѣть, но и душевные.
Книги духовные всѣ полѣзны
читать, а болѣе тѣ которые побуждаютъ насъ къ терпѣнiю,
самоукоренiю и смиренiю; во время унынiя надобно заниматься и рукодѣлiемъ,
и чтенiемъ и молитвою; и на всѣ время раздѣлять(?), оно и пройдетъ.
Отъ
зазрительныхъ помысловъ на матушку должно себя остерегать, да и другихъ не
осуждать и не винить, а винить только себя, и не красить устъ, а сердечно;
когда истинно такъ устроишь себя, то и успокоишься ибо Г<оспо>дь на
смиренные призираетъ.
обвиняя же другихъ, а себя оправдывая
ослѣпляешься самолюбiемъ, и лишаеш<ь>ся спокойствiя.
Благодарю тебя и трудящуюся сестру Александру
за кошелька.
И пожелавъ тебѣ мирнаго устроенiя,
остаюсь недостойный твой богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
17. Iюня
1844. года