Христосъ воскресе!

Почтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

Мати Алевтина!

Получилъ я твое писанiе отъ 5. числа Апрѣля посланное; коимъ извѣщаешь, о переходѣ твоемъ изъ келлiи мат. Игуменiи, въ другую келлiю; и выражаешь, что перемѣна твоей жизни, много унесетъ твоего спокойствiя душевнаго. На сiе скажу тебѣ отъ твоихъ же словъ: ты мнѣ изъясняла, что живши тамъ не имѣешь ни мало душевнаго мира и спокойствiя; то не имѣвши онаго, нечево и уносить. А напротивъ должно надѣяться при помощи Б<о>жiей, заобрѣсти здѣсь спокойствiе и миръ душевный. Ето ты сама на опытѣ узнаешь, когда поживешь какъ должно и будешь памятовать данные тобою обѣты при постриженiи, и по силѣ оные приключаются? Увидишь, что непремѣнно, отъ которой нибудь изъ сихъ страстей, или отъ славолюбiя, или отъ сластолюбiя, или отъ сребролюбiя; потому что онѣ не только тобою не побѣждены, но и господствуютъ тобою. Ты мнѣ говорила, что была всегда въ молбѣ, такъ что и книги не было время прочитать; то ты и не могла видѣть своихъ страстей какою больше побѣждаешься, и какъ противу оной стать. Таперь же болѣе имѣя время занятся собою, будешь видѣть и страсти, и когда зах<оче>шь при помощи Б<о>жiей, станетъ имъ сопротивляться, и навѣрностяжешь спокойствiе. – Ты пишешь, что до сѣхъ поръ сыта, а я вѣрую, что и въ предь Г<оспо>дь тебя препитаетъ: Ево слова неложны ищите прежде царствiя Б<о>жiя и правды Его, и сiя вся приложится вамъ; конечно нужное и довольное, а не излишнее. На сей счотъ ты уже и должна быть покойна, видѣвши на себѣ промыслъ Б<о>жiй, который не только о насъ, но и о птичкѣ печется, подая ей пищу. Не будемъ же не вѣрнѣе птицъ. тоже самое и въ денежномъ пособiи не буде<шь> имѣть нужды, ежели отринешь помы<слъ> сребролюбiя, понуждающiй стяжать на буд<у>щее время или старость. Ето уже буде<тъ> невѣрiе и ненадежда на Б<о>га, а на деньг<и> которые покоя недоставятъ, а лишатъ он<аго>. Остается третья страсть, а по чину перв<ая> славолюбiе. Съ нею то много хлопотъ тебѣ будетъ: она то и причиною всѣхъ нашихъ беспокойствъ, смущенiй и лишен<iй> мира душевнаго. Получше разсмотри<вай> себя, то найдешь, что всякiй случай на<нрзб.>й тебѣ скорь, не отъ внѣ приходит<ъ,> а отъ внутри лажащаго залога оной страст<и.> Не перенесешь укоризны и досады; отъ чево <?> отъ оной страсти; видишь другихъ предпочитаемыхъ, а тебя презираемую, скорбиш<ь> о семъ; отъ чего? Отъ оной страсти.  Бывъ оскорблена, не можешь имѣть къ то<му> человѣку мирнаго завѣщанiя; отъ чего<?> все отъ оной страсти. Заповѣдь Б<о>жiя не только велитъ прощать оскорбивши<хъ>, но даже и враговъ любить; а кто не от<ъ>пущаетъ ближнимъ оскорбленiй, то и намъ не получитъ отъ Б<о>га прощенiя грѣховъ своихъ. Господь ничего не заповѣдалъ намъ невозможнаго, но все возможно<е> и полезное душамъ нашимъ; а страст<и> наши не даютъ намъ исполнять волю Б<о>жiю. Он же приказалъ намъ научит<ь>ся отъ него самаго кротости и смиренiю; для нашей пользы; «научитеся отъ Меня яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ.» А мы учимся противному, но не отъ него, и вмѣсто покоя душевнаго, имѣемъ смущенiе и немирствiе.

Да дастъ же тебѣ Г<о>сподь стяжать истинный разумъ духовный, стать мужественно противу страстей, и обрѣсти душевный миръ и спокойствiе. Чего тебѣ есть всеусердный желатель многогрѣшный  Iеромонахъ Макарий.

15. Апрѣля

1844. года,

говориш<ь>, что не хочется понудит<ь> себя на откровенiе мат. думала<а> тебѣ не повѣрятъ. Не соглашусь съ симъ помысломъ, но открывай себ<я> такъ какъ чувствуешь; ежели тебѣ <и> неповѣрятъ, но ты получишь облегченiе.

На переходъ твой изъ мат. Кельи видно была воля Б<о>жiя; и ей возвѣ<с>тилъ, дать тебѣ другую келью, по протчимъ твоимъ обстоятельствамъ, необходимо для тебя нужно было.

 

М. С. О. Н. Г. I. А. В. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

Мати Алевтина!

Пишешь ты что Г<оспо>дь не оставляетъ тебя по кельи въ содержанiи и сестры все ласковы кромѣ нѣкоторыхъ немногихъ. Не должна ли благодарить за сiе Г<оспо>да, что онъ тако устроиваѣтъ, ко спасенiю души твоей? А о томъ что приходитъ иногда унынiе, нельзя удивляться; и великимъ отцамъ оное бывало попущаемо къ терпѣнiю  и смиренiю; не одни скорби тѣлесные надобно терпѣть, но и душевные.

Книги духовные всѣ полѣзны читать, а болѣе тѣ которые побуждаютъ насъ къ терпѣнiю, самоукоренiю и смиренiю; во время унынiя надобно заниматься и рукодѣлiемъ, и чтенiемъ и молитвою; и на всѣ время раздѣлять(?), оно и пройдетъ.

Отъ зазрительныхъ помысловъ на матушку должно себя остерегать, да и другихъ не осуждать и не винить, а винить только себя, и не красить устъ, а сердечно; когда истинно такъ устроишь себя, то и успокоишься ибо Г<оспо>дь на смиренные призираетъ.

обвиняя же другихъ, а себя оправдывая ослѣпляешься самолюбiемъ, и лишаеш<ь>ся спокойствiя.

  Благодарю тебя и трудящуюся сестру Александру за кошелька.

  И пожелавъ тебѣ мирнаго устроенiя, остаюсь недостойный твой богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

  17. Iюня

  1844. года