О Хр<ис>тѣ Iи<су>сѣ Матери и сестры Анфiя и Ирина. При душевномъ спокойствiи, и душевнаго здравiя вамъ желаю, и всегда о Г<оспо>дѣ радоватися и о всемъ благодарити. 27 ч. Мая получилъ я ваши писанiя. Слава Богу, что хотя не много поутѣшились въ скорбяхъ вашихъ и нащеть постройки Г<оспо>дь васъ обезпечилъ помощiю чрезъ брата. Для чего вамъ отъ него скрывать ваше положенiе чувственное, (до душевнаго конечно состоить на волѣ вашей, да и не нужно для него оное) онъ вамъ братъ, и какъ я вижу кажется очень хорошо расположенъ, то и войтить въ ваше положенiе для него весьма прiятно. Что онъ вамъ предлагалъ о переходѣ вашемъ въ Новгородскiе монастыри, о семъ и мнѣ онъ говорилъ, но я представилъ ему невозможность. А что ты м: Анфiя къ нему не пишешь, я сего не одобряю, пиши просто, не упоминая о случаяхъ мнящихся скорбныхъ и ничего не объясняя; но когда онъ самъ вызоветъ тебя къ сему, тогда можно и изъясниться и представить свою невинность. Они люди свѣтскiе, имъ непонятенъ внутреннiй гласъ зовущiй человека идтить симъ путемъ; но не знаемъ можетъ быть и ихъ такожде Г<оспо>дь воззоветъ, а молчанiе являетъ родъ неудовольствiя, ‑ надобно сей узелъ развязать. – Порученiе отъ батюшки А.И. имѣть входъ надобно понуждаться и исполнять, хотя мы и не видимъ въ себѣ добра, и какъ ты такъ и я разумомъ нашимъ болѣе въ состоянiи помрачить, нежели просвѣтить; но Богъ самъ утѣшаетъ съ вѣрою прибѣгающихъ и слово подаетъ къ утѣшенiю. Весьма бы худое было дѣло когда бы я и ты мнили, что можемъ быть руководители заблужшимъ: это по недостатку стоящихъ и достойныхъ Богъ дѣйствуетъ и недостойными. И такъ малодушествовать не подобаетъ, и просить Бога, да Самъ Онъ дастъ тебѣ слова на пользу рещи, по неволѣ къ тому принуждаемой. Интересной части берегись въ нѣкоторыхъ случаяхъ, иногда нельзя бываетъ и отринуть дабы не сдѣлать обиды, но не въ значительныхъ да будетъ сiе на разсужденiе батюшки. – Объ М.М. что тебѣ есть отъ нее крестъ, это видно и извѣстно мнѣ отъ ее устроенiя, но смотри во время тишины имѣетъ ли она сожалѣнiе и раскаянiе о своихъ буйствахъ и порченiяхъ или нѣтъ, сознаетъ ли что виновата и проситъ ли прощенiя, или приноситъ оправданiе, ощущаетъ ли пользу или только невольно принужденно открывается съ ропотомъ. Ежели о поползновенiи кается и жалѣетъ и желаетъ исправиться, то есть надежда что милость Божiя посѣтитъ и ее, и надобно потерпѣть ее немощи, такъ какъ и Г<оспо>дь терпитъ наши грѣхи. Во время тишины можно больше сдѣлать выговора и наклонить къ отсѣченiю воли, нежели во время бури и сказать ей, что отъ сего вредъ, и для тебя неудобоносимая тягость; а ежели она сама желаетъ отъ тебя отстать, то нечего бояться, пишите обѣ къ батюшкѣ и просите его разрѣшенiя, я писалъ о семъ на его волю положился и помянулъ, что совѣтовалъ о семъ къ нему отнестись. Мать Ангел. также яко человѣкъ можетъ побѣдиться мнѣнiемъ неправымъ, а паче видя къ тому поводъ, входъ ее къ тебѣ внутренно прощай ее и прiемли укоренiе яко достойна сего. Къ отцу духовнику вашему почтеннѣйшему примиряйтеся, это на первый разъ онъ не знавши вашего устроенiя, такъ поступилъ, но съ вѣрою приходите, и обрящете пользу.

Г<оспо>дь премилосердый да покрыетъ васъ отъ всѣхъ сѣтей вражѣихъ и вразумитъ идти путемъ заповѣдей Его, и да проститъ вся согрѣшенiя ваша предъ моимъ недостоинствомъ описанныя, и азъ недостойный прощаю и разрѣшаю, и испрашиваю на васъ миръ и благосл. Г<оспо>дне молитвами батюшки нашего отца Льва и ост. нед. в. бог. мн. I. Макар.

2 июня 1832 года