О
Хр<ис>тѣ Iи<су>сѣ
Матери и сестры Анфiя
и Ирина. При душевномъ спокойствiи, и душевнаго здравiя вамъ желаю, и всегда о
Г<оспо>дѣ радоватися и о всемъ благодарити. 27 ч. Мая получилъ я
ваши писанiя.
Слава Богу, что хотя не много поутѣшились въ скорбяхъ вашихъ и нащеть
постройки Г<оспо>дь васъ обезпечилъ помощiю чрезъ брата. Для чего вамъ отъ него
скрывать ваше положенiе
чувственное, (до душевнаго конечно состоить на волѣ вашей, да и не нужно
для него оное) онъ вамъ братъ, и какъ я вижу кажется очень хорошо расположенъ,
то и войтить въ ваше положенiе
для него весьма прiятно.
Что онъ вамъ предлагалъ о переходѣ вашемъ въ Новгородскiе монастыри, о семъ и мнѣ онъ
говорилъ, но я представилъ ему невозможность. А что ты м: Анфiя къ нему не пишешь, я сего не
одобряю, пиши просто, не упоминая о случаяхъ мнящихся скорбныхъ и ничего не
объясняя; но когда онъ самъ вызоветъ тебя къ сему, тогда можно и изъясниться и
представить свою невинность. Они люди свѣтскiе, имъ непонятенъ внутреннiй гласъ зовущiй человека идтить симъ путемъ; но не
знаемъ можетъ быть и ихъ такожде Г<оспо>дь воззоветъ, а молчанiе являетъ
родъ неудовольствiя, ‑ надобно сей узелъ развязать. – Порученiе отъ
батюшки А.И. имѣть входъ надобно понуждаться и исполнять, хотя мы и не
видимъ въ себѣ добра, и какъ ты такъ и я разумомъ нашимъ болѣе въ
состоянiи помрачить, нежели просвѣтить; но Богъ самъ утѣшаетъ съ вѣрою
прибѣгающихъ и слово подаетъ къ утѣшенiю. Весьма бы худое было дѣло
когда бы я и ты мнили, что можемъ быть руководители заблужшимъ: это по
недостатку стоящихъ и достойныхъ Богъ дѣйствуетъ и недостойными. И такъ
малодушествовать не подобаетъ, и просить Бога, да Самъ Онъ дастъ тебѣ
слова на пользу рещи, по неволѣ къ тому принуждаемой. Интересной части
берегись въ нѣкоторыхъ случаяхъ, иногда нельзя бываетъ и отринуть дабы не
сдѣлать обиды, но не въ значительныхъ да будетъ сiе на разсужденiе
батюшки. – Объ М.М. что тебѣ есть отъ нее крестъ, это видно и извѣстно
мнѣ отъ ее устроенiя, но смотри во время тишины имѣетъ ли она сожалѣнiе и раскаянiе о своихъ буйствахъ и
порченiяхъ или нѣтъ, сознаетъ ли что виновата и проситъ ли прощенiя, или
приноситъ оправданiе, ощущаетъ ли пользу или только невольно принужденно
открывается съ ропотомъ. Ежели о поползновенiи кается и жалѣетъ и желаетъ
исправиться, то есть надежда что милость Божiя посѣтитъ и ее, и надобно
потерпѣть ее немощи, такъ какъ и Г<оспо>дь терпитъ наши грѣхи.
Во время тишины можно больше сдѣлать выговора и наклонить къ отсѣченiю
воли, нежели во время бури и сказать ей, что отъ сего вредъ, и для тебя
неудобоносимая тягость; а ежели она сама желаетъ отъ тебя отстать, то нечего
бояться, пишите обѣ къ батюшкѣ и просите его разрѣшенiя, я
писалъ о семъ на его волю положился и помянулъ, что совѣтовалъ о семъ къ
нему отнестись. Мать Ангел. также яко человѣкъ можетъ побѣдиться мнѣнiемъ
неправымъ, а паче видя къ тому поводъ, входъ ее къ тебѣ внутренно прощай
ее и прiемли укоренiе яко достойна сего. Къ отцу духовнику вашему почтеннѣйшему
примиряйтеся, это на первый разъ онъ не знавши вашего устроенiя, такъ
поступилъ, но съ вѣрою приходите, и обрящете пользу.
Г<оспо>дь
премилосердый да покрыетъ васъ отъ всѣхъ сѣтей вражѣихъ и
вразумитъ идти путемъ заповѣдей Его, и да проститъ вся согрѣшенiя
ваша предъ моимъ недостоинствомъ описанныя, и азъ недостойный прощаю и разрѣшаю,
и испрашиваю на васъ миръ и благосл. Г<оспо>дне молитвами батюшки нашего
отца Льва и ост. нед. в. бог. мн. I. Макар.
2
июня 1832 года