47 г.(?)[1]                                                      1го                                    

Христосъ воскресе!

Достопочтеннейшая о Г<оспо>дѣ

Мати Августа![2]

           Приноси благодаренiе премилосердому Г<оспо>ду, даровавшему тебѣ душевное утѣшенiе, прiѣхавъ въ обитель свою, послѣ путешествi<я>. Не надобно увлекат<ься> однакожь симъ миромъ, но ожидать и искушенiй, которыя неминуемы находящимся на пути ведущемъ въ жизнь вѣчную. – А къ укрѣпленiю въ оныхъ и не по грѣшному пр<и>хожденiю, и нужно имѣть истинное откровение съ послушанiемъ; отъ котораго раждается смиренiе. А смиренiе удобь т<ебѣ>(?) имѣти себѣ хуждша всѣхъ. И не смущается о находящихъ скорбехъ и [искуш] твоихъ(?). Новое твое послушанiе. Да поможетъ Г<оспо>дь и треба(?) тебѣ[3] не преткновенiю. А случающееся прираженiе(?) /приравненiе/ помысловъ, не закоснѣвая /не закоснѣнiя/ должно открывать мати: Обличая оные, будемъ не уязвленны /лены(?)/ отъ нихъ.

Братцу и сестрицѣ твоимъ, напиши отъ меня поклоны – и мат<и> Е<нрзб.>[4]сiи усердно кланяйся[5]. И желаю вамъ мирнаго, согласнаго и спокойнаго жительства. Многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

5. Апрѣля

1847. года[6]

<конец листа>

 

<5 об>

2.

Почтеннейший монахинѣ

Августѣ Павловнѣ

Болотниковой

 

// В правом нижнем углу в поперечном направлении надпись карандашом: 47 года //

 

<6>

2е 3-

М.С.О.Н.Г. I.Х.В.Н.П.Н.

 

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Августа![7]

Благодаренiе Г<оспо>ду, что ты успокоилась начавъ вести жизнь свою въ откровенiи и отрѣченiи своей воли и разума. Это истинный и незаблудный путь. Берегись же, да не позавидитъ врагъ и кознями своими будетъ стараться отъяти отъ сего очистительнаго пути.

Вопрошаешь меня о своей келейной, отпустить ли ее отъ себѣ, по немирству(?) келейныхъ вашихъ между собою? Мнѣ кажется это можно бы рѣшить вамъ и мати Палладѣ[8]. Само собою разумѣется, когда вражда закралась и непримиримая брань, то лучше дать мѣсто гнѣву, и одну которую отослать, другую принять. Ежели жь онѣ смирятся и помирятся между собою, то оставить. Вы же обои должны ихъ усовѣстивать и уговаривать о прекращенiи вражды, и какъ это грѣшно предъ Богомъ вкушати(?)[9], но когда не послушаются, предать волѣ Б<о>жiей. – О прiѣздѣ твоемъ къ намъ да будетъ по волѣ твоей, когда  есть возможность[10] и когда отпуститъ; а при томъ когда есть благословенiя ваши, а не просто <нрзб.>. Остаюсь желатель твоего здравия и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

13 ма<я>

1847. года                                                                                 2[11]

<конец листа>

<лист 6 об отсутствует>

 

<7>

47[12]                                                                                            3е        5.        

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.[13]

Достопочтеннѣйшая /о Г<оспо>дѣ/ мати Августа!

           Принима<ю> участiе въ бѣдственномъ твоемъ душевномъ устроенiи, и сердечно соболѣзную о тебѣ. Но какаяжъ тебѣ отъ сего польза, ежели не подвигнешся къ исправленiю себя? При понужденiи себ<я> обрящешь и помощь Б<о>жiю. Ты просишь моихъ молитвъ; я хоть и грѣшенъ, но дерзаю по вѣрѣ твоей и молю Г<оспо>да даровать тебѣ истинный разумъ и крепость против страстей; но надобножъ и тебѣ себя понудить. Страсти суть болѣзнь душевная и они то суть причиною тѣлесной болѣзни; а ты находишь на изворотъ, будто бы тѣлесная болѣзнь причиною душевной. Каковое твое мнѣнiе препятствуетъ тебѣ пещись о исцѣленiи душевныхъ болѣзней. Св: Iоанн Лѣствичникъ учитъ, что св: отцы послушанiе нашли такою добродѣтелiю, что безъ оной никто изъ заплетенныхъ страстьми не узри Г<оспо>да. Такъ же и другiя св: отцы много намъ предали ученi<й> о семъ спасительномъ пути и подробно он<ы>й изъяснили, какъ то св. Симеонъ Новый Богословъ. Св: Каллистъ М<нрзб.> ый въ 14-15 словахъ. Св. Θеодоръ Едесскiй. Св. Лев Дорофей и многiе другiе. – Сколь же велико и душеспасительно сiе святое дѣланiе<,> столько противится этому врагъ и супостатъ нашъ дiаволъ; онъ ненавидитъ даже  изгла<са> утвержденiя, не только самаго того

<конец листа>

 

<7 об>

6.

утвержденiя или духовнаго окормленiя, но  даже и объ ономъ собѣседованiи; боится, что обл<и>чатся его злокозненныя дѣйствiя на люд<ѣ>й производимыя.

           Разсмотри[14] же нѣтъ ли его козней и надъ тобою? Ибо онъ видя могущую быть тебѣ пользу, чрезъ совершенное откровенiе и послушанiе, возставляетъ въ тебѣ большую противъ м: Е:[15] ненависть и ревность, коими ты дѣйствуя волею, не укоряя себя, а виня другихъ[16], находишь причиною сему твою болѣзнь тѣлесную. Необвиненiемъ себя подаешь силу врагу дѣлать къ тебѣ сильн<е>е приступъ, и возмущать внутренн<е>е твое устроенiе къ дѣйствiю страстей. А гдѣ есть недоверчивость себѣ и истинное послушанiе, тамъ приобретается и истинное смиренiе, губительное всѣхъ вражiихъ козней и стр<ѣ>лъ. А гдѣ своя воля и оправданiе (свой разумъ) тамъ сила дѣйствiй вражiихъ умножается[17].

           Мы ищемъ спасенiе, а оное безъ любви и смиренiя не можетъ совершит<ь>ся. То хотя бы иногда и имѣли какое отъ ближнихъ оскорбленiе, не должны ли по заповѣди Б<о>жiей прощать и покрывать любовiю и смиренiемъ?∗∗ Да и мами удостоимся получить отъ Б<о>га прощенiе грѣховъ нашихъ. А аще не отпущаемъ ближнимъ , то какую имѣемъ надежду получить прощенiе грѣховъ нашихъ?

<конец листа>

 

<8>

7.

У тебя сильный страхъ, чтобы я не совершилъ надъ тобою строгiй судь. Ктожъ я такой, что буду издавать на теб<я> строгiй судъ? Довольно и того. Что показать тебѣ истину, и отдать на собственный твой судъ. У насъ есть Судiя не только дѣлъ нашихъ, но и помышдѣнiй сердечныхъ, Бог! Но и онъ никого не нудитъ, а далъ каждому полную свободу: «Аще хощете и послушаетесь Меня, благая(?) земли(?) обрящете(?)» и паки: «Иже хощете по Мнѣ идти да отвержете себя и прочееТо я ли могу издать на тебя строгiй судъ и понудить тебя? Имѣешь полную свободу, послушать предлагаемую истину отъ опытнаго ученiя св. отцевъ, и по времени съ помощiю Б<о>жiею получить исцѣленiе отъ страстей. Или слѣдовать своему разуму, и другимъ образомъ искать исцѣленiѣ. И мать Палладiя[18] не можетъ тебя понудить; тѣмъ паче, что она и не искала тобою обладанiя. Но по твоему прошенiю повину<ю>сь взять на себя трудную сiю обязанность откровенiя.

           Ты боишься пройдетъ ли у тебя ожесточенiе на М<ать> Е:[19] и отстанетъ ли отъ твоего разума /и воли/ отчаянiе(?)[20]. Когда будешь себя укорять и смиряться то избавишься отъ всего онаго тебя тяготящего. Чего усердно тебѣ желаю, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

/Ч<а>ще прочит<о>вать[21]/

 

23. Августа

1847. года

<конец листа>

 

<8 об>

8.

О: Филаретъ пишетъ что былъ у твоихъ родныхъ и очень доволенъ ихъ гостепрiимствомъ. Напиши имъ отъ меня почтенiе и благодарность за ихъ благорасположенiе къ намъ.

 

 

 

 



[1] Надпись сделана карандашом по диагонали.

[2] Справа от надписи красным карандашом помета: № 1.

[3] Подчеркнуто карандашом.

[4] Подчеркнуто карандашом.

[5]Подчеркнуто карандашом.

[6] Справа от надписи продольная черта карандашом или единица.

[7] Справа от надписи красным карандашом поставлено: «№2».

[8] Слово подчеркнуто карандашом.

[9] Слово подчеркнуто карандашом.

[10] Слово подчеркнуто карандашом.

[11] Слово написано карандашом.

[12] Надпись сделана карандашом в углу по диагонали.

[13] Вправо от надписи красным карандашом помечено:  № 3.

[14] По левому полю фрагмент от * до ** отмечен  четырьмя объединяющими скобками ({) карандашом.

[15] Подчеркнуто карандашом.

[16] Подчеркнуто карандашом.

[17] Подчеркнуто карандашом.

[18] Подчеркнуто карандашом.

[19] Подчеркнуто карандашом.

[20] Подчеркнуто карандашом.

[21] Надпись карандашом.