47
г.(?)[1] 1го
Христосъ воскресе!
Достопочтеннейшая о Г<оспо>дѣ
Мати Августа![2]
Приноси благодаренiе премилосердому Г<оспо>ду,
даровавшему тебѣ душевное утѣшенiе, прiѣхавъ въ обитель свою, послѣ
путешествi<я>.
Не надобно увлекат<ься> однакожь симъ миромъ, но
ожидать и искушенiй,
которыя неминуемы находящимся на пути ведущемъ въ жизнь вѣчную. – А къ
укрѣпленiю
въ оныхъ и не по грѣшному пр<и>хожденiю, и нужно имѣть истинное
откровение съ послушанiемъ;
отъ котораго раждается смиренiе.
А смиренiе
удобь т<ебѣ>(?) имѣти себѣ хуждша всѣхъ. И не
смущается о находящихъ скорбехъ и [искуш] твоихъ(?). Новое твое послушанiе.
Да поможетъ Г<оспо>дь и треба(?) тебѣ[3]
не преткновенiю.
А случающееся прираженiе(?) /приравненiе/ помысловъ, не закоснѣвая
/не закоснѣнiя/ должно открывать мати: Обличая оные, будемъ не уязвленны
/лены(?)/ отъ нихъ.
Братцу
и сестрицѣ твоимъ, напиши отъ меня поклоны – и мат<и> Е<нрзб.>[4]сiи
усердно кланяйся[5].
И желаю вамъ мирнаго, согласнаго и спокойнаго жительства. Многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
5.
Апрѣля
1847. года[6]
<конец
листа>
<5 об>
2.
Почтеннейший монахинѣ
Августѣ Павловнѣ
Болотниковой
//
В правом нижнем углу в
поперечном направлении надпись карандашом: 47 года //
<6>
2е 3-
М.С.О.Н.Г. I.Х.В.Н.П.Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Августа![7]
Благодаренiе Г<оспо>ду, что ты успокоилась начавъ вести жизнь
свою въ откровенiи и отрѣченiи своей воли и разума. Это истинный и
незаблудный путь. Берегись же, да не позавидитъ врагъ и кознями своими будетъ
стараться отъяти отъ сего очистительнаго пути.
Вопрошаешь
меня о своей келейной, отпустить ли ее отъ себѣ,
по немирству(?) келейныхъ вашихъ между собою? Мнѣ кажется это можно бы рѣшить вамъ и мати Палладѣ[8].
Само собою разумѣется, когда вражда закралась и непримиримая брань, то
лучше дать мѣсто гнѣву, и одну которую отослать, другую принять. Ежели жь онѣ смирятся и помирятся между собою, то
оставить. Вы же обои должны ихъ усовѣстивать и уговаривать о прекращенiи
вражды, и какъ это грѣшно предъ Богомъ вкушати(?)[9],
но когда не послушаются, предать волѣ Б<о>жiей.
– О прiѣздѣ твоемъ къ намъ да будетъ по волѣ твоей,
когда есть возможность[10]
и когда отпуститъ; а при томъ когда есть благословенiя
ваши, а не просто <нрзб.>. Остаюсь желатель твоего здравия и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
13
ма<я>
1847. года 2[11]
<конец
листа>
<лист
6 об отсутствует>
<7>
47[12] 3е 5.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.[13]
Достопочтеннѣйшая /о Г<оспо>дѣ/ мати Августа!
Принима<ю>
участiе въ бѣдственномъ твоемъ душевномъ устроенiи, и сердечно соболѣзную
о тебѣ. Но какаяжъ тебѣ отъ сего польза, ежели не подвигнешся къ
исправленiю себя? При понужденiи себ<я> обрящешь и помощь Б<о>жiю. Ты просишь моихъ молитвъ; я хоть и грѣшенъ, но дерзаю по вѣрѣ твоей и молю
Г<оспо>да даровать тебѣ истинный разумъ и крепость против страстей;
но надобножъ и тебѣ себя понудить. Страсти суть болѣзнь душевная и
они то суть причиною тѣлесной болѣзни; а ты находишь на изворотъ,
будто бы тѣлесная болѣзнь причиною душевной. Каковое
твое мнѣнiе препятствуетъ тебѣ пещись о исцѣленiи душевныхъ
болѣзней. Св: Iоанн Лѣствичникъ учитъ, что
св: отцы послушанiе нашли такою добродѣтелiю, что безъ оной никто изъ
заплетенныхъ страстьми не узри Г<оспо>да. Такъ же и другiя св: отцы много намъ предали ученi<й> о семъ
спасительномъ пути и подробно он<ы>й изъяснили, какъ то св. Симеонъ Новый
Богословъ. Св: Каллистъ М<нрзб.> ый въ 14-15
словахъ. Св. Θеодоръ Едесскiй. Св. Лев Дорофей и
многiе другiе. – Сколь же велико и душеспасительно сiе
святое дѣланiе<,> столько противится этому
врагъ и супостатъ нашъ дiаволъ; онъ ненавидитъ даже изгла<са> утвержденiя, не только самаго
того
<конец
листа>
<7 об>
6.
утвержденiя
или духовнаго окормленiя, но даже и объ
ономъ собѣседованiи; боится, что обл<и>чатся
его злокозненныя дѣйствiя на люд<ѣ>й производимыя.
Разсмотри∗[14]
же нѣтъ ли его козней и надъ тобою? Ибо онъ видя
могущую быть тебѣ пользу, чрезъ совершенное откровенiе и послушанiе,
возставляетъ въ тебѣ большую противъ м: Е:[15]
ненависть и ревность, коими ты дѣйствуя волею,
не укоряя себя, а виня другихъ[16],
находишь причиною сему твою болѣзнь тѣлесную. Необвиненiемъ себя
подаешь силу врагу дѣлать къ тебѣ
сильн<е>е приступъ, и возмущать внутренн<е>е твое устроенiе къ дѣйствiю
страстей. А гдѣ есть недоверчивость себѣ и истинное послушанiе,
тамъ приобретается и истинное смиренiе, губительное всѣхъ вражiихъ козней
и стр<ѣ>лъ. А гдѣ своя воля и
оправданiе (свой разумъ) тамъ сила дѣйствiй
вражiихъ умножается[17].
Мы ищемъ спасенiе, а оное безъ любви
и смиренiя не можетъ совершит<ь>ся. То хотя бы
иногда и имѣли какое отъ ближнихъ оскорбленiе, не должны ли по заповѣди Б<о>жiей прощать и покрывать любовiю и смиренiемъ?∗∗
Да и мами удостоимся получить отъ Б<о>га прощенiе грѣховъ
нашихъ. А аще не отпущаемъ ближнимъ , то какую имѣемъ
надежду получить прощенiе грѣховъ нашихъ?
<конец
листа>
<8>
7.
У
тебя сильный страхъ, чтобы я не совершилъ надъ тобою строгiй
судь. Ктожъ я такой, что буду издавать на теб<я>
строгiй судъ? Довольно и того. Что показать тебѣ истину, и отдать на собственный твой судъ. У насъ есть Судiя не только дѣлъ нашихъ, но и помышдѣнiй сердечныхъ, Бог! Но
и онъ никого не нудитъ, а далъ каждому полную свободу: «Аще хощете и
послушаетесь Меня, благая(?) земли(?) обрящете(?)» и
паки: «Иже хощете по Мнѣ идти да отвержете себя и прочее.» То я ли могу издать на тебя строгiй судъ и понудить тебя?
Имѣешь полную свободу, послушать предлагаемую истину отъ опытнаго ученiя
св. отцевъ, и по времени съ помощiю Б<о>жiею
получить исцѣленiе отъ страстей. Или слѣдовать
своему разуму, и другимъ образомъ искать исцѣленiѣ. И мать Палладiя[18]
не можетъ тебя понудить; тѣмъ паче, что она и не искала тобою обладанiя.
Но по твоему прошенiю повину<ю>сь взять на себя
трудную сiю обязанность откровенiя.
Ты боишься пройдетъ ли у тебя
ожесточенiе на М<ать> Е:[19]
и отстанетъ ли отъ твоего разума /и воли/ отчаянiе(?)[20].
Когда будешь себя укорять и смиряться то избавишься отъ всего онаго тебя
тяготящего. Чего усердно тебѣ желаю, многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
/Ч<а>ще прочит<о>вать[21]/
23.
Августа
1847. года
<конец
листа>
<8 об>
8.
О:
Филаретъ пишетъ что былъ у твоихъ родныхъ и очень
доволенъ ихъ гостепрiимствомъ. Напиши имъ отъ меня почтенiе
и благодарность за ихъ благорасположенiе къ намъ.
[1] Надпись сделана карандашом по диагонали.
[2] Справа от надписи красным карандашом помета: № 1.
[3] Подчеркнуто карандашом.
[4] Подчеркнуто карандашом.
[5]Подчеркнуто карандашом.
[6] Справа от надписи продольная черта карандашом или единица.
[7] Справа от надписи красным карандашом поставлено: «№2».
[8] Слово подчеркнуто карандашом.
[9] Слово подчеркнуто карандашом.
[10] Слово подчеркнуто карандашом.
[11] Слово написано карандашом.
[12] Надпись сделана карандашом в углу по диагонали.
[13] Вправо от надписи красным карандашом помечено: № 3.
[14] По левому полю фрагмент от * до ** отмечен четырьмя объединяющими скобками ({) карандашом.
[15] Подчеркнуто карандашом.
[16] Подчеркнуто карандашом.
[17] Подчеркнуто карандашом.
[18] Подчеркнуто карандашом.
[19] Подчеркнуто карандашом.
[20] Подчеркнуто карандашом.
[21] Надпись карандашом.