Почтеннѣйшей монахинѣ

Августѣ Павловнѣ

Болотниковой

 

<9>

48 г.[1]                                                                                                             5    9.

М. С. О. Н. Г. I. Х. В. Н. П. Н.[2]

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Августа.

Благодарю тебя за писанiе твое и за поздравленiе меня с<о> днемъ моего Ангела.

Какъ мнѣ жаль тебя, что ты съ самой поѣздки къ намъ отягощена скорбями, какъ внутренними, такъ и внѣшними. Чтожъ сему причиною? Конечно мое недостоинство, что я не умѣлъ достодолжно подать тебѣ утѣшенiе и вразумленiе. А изъ недостойныхъ устъ чистое слово

4[3]

<9 об>

10:11

падало, хоть и на добрую землю твоего сердца, а потому и плода не принесло.

            Но хоть мое слово и слабо(?), то прими ученiе св: отцовъ; которые учатъ насъ отрещися своей воли и разума, и чрезъ послушанiе свободиться отъ страстей. Онѣ то и причиняютъ намъ скорби. Нѣкто написалъ: что крестъ, котор<о>й мы терпимъ (т.е. скорбь) дѣланъ непременно изъ того дерева, которое росло на почве сердца нашего. То надобно и нести его съ самоукоренiемъ

 

<10>

11:10

 и терпѣнiемъ. Надобно принимать вещи не такъ какъ мы хотимъ чтобы онѣ были но такъ какъ онѣ есть; то и успокоимся.

            Буде о какой вещи или дѣлѣ идешь вопрошать не хощи составить свой разумъ и волю, но иди съ извѣщенiемъ, что /какъ/ скажутъ тебѣ, такъ Б<о>гъ возвѣститъ; и не разбирай такъ или не такъ; это уже знакъ не вѣрiя; а гдѣ невѣрiе, тамъ и пользы никакой нѣтъ. Отъ тово и скорбь умножается. Прочти св: Iоанн: Лѣств: въ продолженi<и> 24 степ<ени> 2й статьи. “Если <в>олю Б<о>жiю…” Тамъ увидишь о силѣ отвѣ<товъ>. Такъ же у св. Кассiана изъ посланiя къ Леонтину

 

<10об.>

12.

но и кромѣ того невозможно обойтит<ь>ся безъ скорбей: ибо многими скорбями подобаетъ намъ внити въ царствiе Б<о>жiе. И многа раны(?) грѣшному и многа скорби праведнымъ. Лечатъ(?) скорби и кресты, а въ нихъ то обрѣтается и покой. Истинное смиренiе, породъ есть разума, а разумъ есть породъ искушенiй поетому не нужно избѣгать искушенiй, когда отъ нихъ спасенiе обрѣтается котораго тебѣ усердно желаю многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

1. Февраля

1848 года

<11>

6. 13.

М. С. О. Н. Г. I. Х. В. Н. П. Н.

 

Достопочтѣннейшая о Г<оспо>дѣ [4]

мати Августа!

Благодаренiе Г<оспо>ду, что ты получила успокоенiе послѣ моего письма и умиротворилась къ м: Палладiи и Еνтихiи[5]. Я тебя не нудилъ, но представилъ пользу отъ повиновенiя и испустить вредъ отъ самомышленiя и самочинiя. И сколько врагъ противится перьвому а побуждаетъ къ второму. Не только утвержденiе, но и гласъ утвержденiя онъ ненавидитъ. Будь же благоискусне, познавай коварства вражiи, и сопротивляйся онымъ смиренiемъ и самоукоренiемъ.

Да сохранитъ Г<оспо>дь между вами миръ<,> согласiе и любовь. А сiе и спокойствiе(?), когда другъ друга тяготы понесете. Чего остаюсь усерный желатель многогрѣшный Iеромонахъ Iеромонахъ Макарiй.

 

 

3                                                                                                                                  6[6]

 

<12>

6е.    15.

М. С. О. Н. Г. I. Х. В. Н. П. Н.

 

Достопочтѣннейшая о Г<оспо>дѣ [7]

мати Августа!

Прошу не взыскать что на первое твое письмо замѣдлилъ отвѣтить<,> дождался и второго. Время имѣю мало и силы плохи, а дѣлъ много, а особо въ постъ много говѣютъ. Братiя и прiѣзжiе.

            Въ послѣднемъ письмѣ изъявляешь желанiе быть у насъ, и страхъ за неисправность свою, меня видѣвъ(?) отложи этотъ пустой страхъ, бойся Б<о>га, а я что значу?

Тужишь, что отъ твоихъ нѣтъ слуху; я получилъ отъ 19 Февраля письмо отъ Михаила(?) Павловича(?) пишетъ что братъ <нрзб.> не везти сынка(?) въ Петербургъ, то можетъ бытъ по этому и некогда было имъ послать къ тебѣ.

Я виноватъ и предъ Ларисою Павловною, что долго не отвѣчалъ на ее письмо, теперь посылаю къ тебѣ имъ письма, а ты перешли ихъ къ нимъ.

Мнѣ очень жаль ихъ, что маменькино устройство ихъ огорчаетъ. А такъ же и ее беспокойство на старости лѣтъ; конечно это ей искушенiе, но она не можетъ противъ онаго стоять(?). Ежели бы онѣ были въ силахъ, то надобно бы успокоити старушку; а когда не отъ нихъ зависитъ, то что тутъ дѣлать! Надобно молится Б<о>гу, да проженетъ(?) скорбь ее. И пошлетъ утѣшенiе.

О келейной твоей, кажется я говорилъ м: Палладiи, чтобы удержанiемъ ее и одѣванiемъ не подать ей большаго повода къ гордости, бесчинiю, и тѣмъ не навести бы тебѣ вящщей скорби. Ты винишь себя, что не была ей примѣромъ въ жизни; самоуко-

 

<12 об>

16.

ренiе намъ и нужно /въ себѣ/, но не надобно ж поработить себя и ее страстямъ. Кажется ты такъ поступила, не давъ м: игу: обнадежившейся на ее одѣянiя и протч. Ежели бы она совершенно сознала свою вину, смиралась, положила начало жити въ полномъ послушанiи твоемъ, то и тогда по совѣту м: пал можно бы оставить, а не одѣвать.

Во всѣмъ ономъ дап<ода>стъ тебѣ Г<оспо>дь истинный разумъ, и поможетъ поступить такъ, какъ его волѣ угодно. – Желаю, чтобы съ мати Еθтихiею былъ у васъ миръ и согласiе, отъ чего душевное спокойствiе водворится у васъ. Чего безъ смиренiя невозможно получить.

Многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

Мати Августѣ

 

9. Марта

1848. года

 

<13>

7е 17.

М. С. О. Н. Г. I. Х. В. Н. П. Н.

Достопочтѣннейшая о Г<оспо>дѣ [8]

Мати Августа!

Сознанiе твое въ своихъ немощахъ и зазрѣнiе себя, показало тебѣ на опытѣ, какое доставляетъ успокоенiе, при всѣхъ немощахъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Я нимало тому не удивляюсь, что были тебѣ смущенiе и сильнейшѣе потрясенiе противъ всего того, что могло принести тебѣ пользу; врагъ ненавидитъ и гласа утвержденiя, старается всеми силами отвратить отъ него чтобы ему удобнѣе было вести путемъ строптивымъ смущеннымъ и беспокойнымъ, лишать мира и успокоенiя. Все это ты сама познала и увидѣла въ какомъ находилась бѣдственномъ положенiи и благодаренiе Г<оспо>ду, что онъ даровалъ приидти тебѣ въ чувство и самознанiе. А въ происшедшемъ твоемъ колебанiи и волненiи, да проститъ тебя Г<оспо>дь, и я грѣшный прощаю. Не оставляй мать Палладiя,[9] я увѣренъ что она съ любовiю готова для тебя подать совѣтъ и утѣшенiе. – въ болѣзни вспоможенiе, ихъ мать Еνтихiя[10] будь мирна; что ж дѣлать когда такъ случилось вамъ разстаться(?). но да не порадуется врагъ, да сохранится между вами миръ и согласiе.

 

2          5[11]

<13об>

18

Сожалѣю, что не исполнилось твое желанiе быть въ нашей обители, но видно такъ угодно волѣ Б<о>жiей, ты все не лишишься мечты(?). И за произволенiе твое, что и на опытѣ видѣли[12] пришедъ въ чувство своихъ немощей.

Испрашивалъ на тебѣ миръ и благословенiе Б<о>жiе, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

24. Августа

1848. года

 



[1] Надпись карандашом по диагонали.

[2] Вправо от надписи отмечено красным карандашом: № 4.

[3] Цифра проставлена карандашом.

[4] Справа от надписи красным карандашом помета: №5.

[5] Подчеркнуто простым карандашом.

[6] Цифры внизу страницы проставлены карандашом.

[7] Справа от надписи красным карандашом помета: №6.

[8] Справа от надписи красным карандашом помета: №7.

[9] Слово подчеркнуто карандашом.

[10] Слово подчеркнуто карандашом.

[11] Последние две цифры написаны карандашом. Первая цифра зачеркнута.

[12] Слово подчеркнуто карандашом.