4.

Почтеннѣйшая О Христе Сестра Мать Досифея.

Я пишу на ваше лице, но увѣренъ, что вы все какъ матушка Магдалина, такъ и Мефодїя, прїемлете на общее лице, сего ради и не повторяю именъ всѣхъ; равно и отъ васъ однѣхъ писанное прїемлю отъ всѣхъ единомысленно. Благодарю васъ за писанїе и за увѣдомленїе о вашихъ обстоятельствахъ. Крайнѣ болѣзную сердцемъ о не устройствѣ, но привести въ порядокъ не въ моихъ силахъ состоитъ; намъ надобно всякому входить въ свою совѣсть, и испытывать, нѣтли чего въ насъ отъ вѣтхаго человѣка, и въ ономъ зазирать себя и каят<ь>ся, и полагать начало ко исправленїю; о чемъ вседушно просить Господа да ниспослетъ свою помощь, и умирить сердца враждующихъ на насъ, а паче когда еще хотя малую подали въ чемъ вину имѣть негодованїе; и призывать молитвы ихъ, и за нихъ молит<ь>ся. Вотъ какое наше должно быть дѣланїе о семъ твердо всѣ мы знаемъ, но косни обрѣтаемся къ дѣланїю. Но поне смиримъ свое мудрованїе, видя ежедневныя свои грѣхи, и удивляясь долготерпѣнїю и человѣколюбїю Божїю, на насъ являемому. Неизвѣстность часа смертнаго, будущїй непременный отвѣтъ, и вѣчныя муки, должны бы превести насъ въ содроганїе, что будетъ! Но и самая сїя наша безболѣзненость, да устрашитъ насъ, и приведетъ въ сердечное соболѣзнованїе.

Судъ и рѣшенїе у васъ какое бы не было учинено, мнѣ входить ни съ какой стороны не возможно. Я ничего худаго не знаю, а хоть бы и вѣдалъ что, то и тогда не мое дѣло обличать; а увѣщевать и потомъ разрѣшать, или запрѣщать. Вдаль о семъ входить въ ра/з/сужденїе полагаю излишнимъ, и безполезнымъ. Но за увѣдомленїе васъ благодарю. Чего не могли здѣлать вы по видимому и къ лучшему, а вышло противное; то оставить на волю Божїю, и ожидать или исправленїя, (о чемъ и Ангели на небеси радуются и намъ должно имъ подражать) или другаго чего противнаго, отъ чего да покрыстъ Господь; а вамъ заводить споръ въ таковыхъ случаяхъ неприлично; будете покойнее и само собою дѣло васъ оправдаетъ. Фроси совѣтуйте съ своими примирит<ь>ся; каковы онѣ не есть, но ей на пользу, какъ для исправленїя нравственности, такъ и по всѣмъ частямъ; надобно помнить свое званїе, зачемъ живемъ въ монастырѣ. Горе намъ, что водимся своею волею и разумомъ и послѣдуемъ онымъ; о таковыхъ врагъ радуется, что удобь въ сѣти его впадаютъ. Отъ нихже да покрыетъ Господь всѣхъ насъ; чемъ же избѣжати сѣтей вражїихъ, довольно вѣдаете: Смиренною мудростїю! О семъ Господь Великому Антонїю изрекъ то и ей нужно смириться; и обрящетъ покой. - Въ Указѣ будетъ помѣщено, думаю тожъ, о чемъ уже и прежде извѣстны; Да укрѣпитъ Господь обитель вашу. Все сїи волны не безъ воли Божїей попущены къ нашему исправленїю.

Благодарю Бога, что матушка Назарета истиннствуетъ о мнѣ разумѣнїемъ своимъ; но вы прельщаетесь вмѣняя меня быти что, и возносите имя мое выше дѣлъ моихъ, и прилагаете тяготу къ моей тяготѣ. Горе! Человѣку тому егоже имя выше дѣлъ его. Сей гласъ часто звѣнитъ во ушахъ моихъ, но все прилагаю ухо и къ похвалѣ, и забывая скудость мѣръ моихъ, отъ великаго помраченїя. А противное разумѣнїе, заставляетъ насъ разсматривать себя, и находя свои недостатки, объ нихъ соболѣзновать и исправляться; истинно благодать во устахъ ея дѣйствуетъ: она обозрѣвъ ходъ всѣхъ дѣлъ вашей обители, и не обрѣтая плодовъ мира и любви, и благочестивой жизни и при томъ въ теченїи сего времени, сами знаете сколько послѣдовало у васъ неприятныхъ произшествїй, чему причиною много и мое недостоинство  въ прохожденїи возложеннаго на меня служенїя, нерадѣнiе и неразумiе, только не достаетъ одного намѣренiя; что и не лишаетъ меня надежды на милосердїе Божїе. А также и молитвы призываю отцевъ моихъ и ее, /и/ всѣхъ сестеръ, да не осудитъ мене Господь за сїе, и въ предь да исправитъ, и устроитъ къ лучшему; и когда угодно ему чтобы и еще я недостойнѣйшїй пребывалъ у васъ, то да подастъ силы и разумъ къ прохожденїю, по волѣ Его сего послушанїя. Сознаю себя повиннымъ; но мат: Н: я не смущаюся но за молитвами от: моихъ миренъ. Но вы не сочтите сїе съ моей стороны тщеславїемъ; ниже паки ублажите, яко бы нѣкую добродѣтель творящаго. Возможно ли, тысячу язвъ грѣховныхъ имущему чемъ похвалит/и/ся; но паче ужасатися объ нихъ. Вы желаете прїобрѣсть смиренїе; но чемъ оное приобрѣтается? Не отъ себя скажу но отъ Отцевъ Св: “Истинное смиренїе раждается отъ разума, а разумъ раждается отъ искушенїй” Глаголетъ Св: Петръ Дамаскинъ. По сему желая приобрѣсть смиренїе, не бѣгайте случаевъ, приводящихъ въ оное, а лобызайте ихъ, и получите желаемое. Съ великимъ бы удовольствїемъ исполнилъ ваше желанїе написалъ бы къ брату въ Москву о книгѣ С: Исаака; но его тамъ письмо сїе уже не застанетъ. - А совѣтую вамъ написать въ Орелъ къ Купцу Герасиму Андреевичу Макарову, онъ торгуетъ книгами, и имѣетъ корресподенцїю въ Москвѣ съ книгопродавцами. Прилагаю у сего къ нему записочку. А вы при своемъ краткомъ письмѣцѣ пошлите къ нему, Онъ рабъ Божїй и ревнитель по сей части. И желая всѣмъ вамъ здравїя и спасенїя пребуду вашь усердный Богомолецъ многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

О болѣзни м: Магд: сожалѣю, нельзя ли употребить какихъ ле/к/арствъ, въ надеждѣ помощи Божїей.

21го Августа

1830. года.