11.

Почтеннѣйшая Матушка Д. о Христе Їисусе Сестра.

Послѣднее письмо ваше получилъ; но когда вы оное писали, моего письма не получали. Вижу вашу скорбь; но чѣмъ же могу помочь? Въ ономъ письмѣ довольно написалъ тово что кажется могло служить къ вашему подкрѣпленїю. Прибѣгайте къ Господу Богу, и матери Божїей, и къ угодникамъ, просите ихъ покрова и заступленїя. Но при семъ будьте твердо увѣрены, что люди какъ бы не были къ намъ худо расположены, и чтобы не хотѣли здѣлать; но то только могутъ здѣлать, что попуститъ Богъ. И мы должны смиренно принять отъ благой его десницы, вся на пользу устрояющей. Это я пишу къ вамъ вообще, т: е: къ Матушкѣ Казначеи и Мефодїи, зная что у васъ одне скорби; вы имъ передайте, а съ симъ и усердное мое почтенїе, и желанїе (ежели есть воля Божїя) облегченїе креста, и ношенїе онаго съ благодушїемъ.

При случаѣ вѣрной оказїи пришлите тетрадочки списанныя О: Афанасїя, да и книжечки, кажется довольно вы ихъ начитались, хочется и самому повторить, въ назиданїе грѣшной души моей.

Миръ вамъ. Остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

13го Їенваря

1833. года.

 

12.

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Мать. Д.

Изъ ясненныя въ письмѣ вашемъ сознанїи своихъ немощей должны приводить васъ ко смиренїю, и укрощенїю пылкихъ порывовъ вашего характера, и снискать кротость великихъ благихъ виновницу; св: Отцы Їоаннъ Лѣствичн: и Петръ Дамаскинъ тако о семъ говорятъ: Она въ славѣ и безчестїи, убожествѣ и богатствѣ болѣзни и здравїи равнодушна пребываетъ; но снискать ее многихъ требуетъ трудовъ и подвиговъ и случаевъ, которые намъ показуютъ нашу нравственность и устроенїе. Читайте книги, и по онымъ руководите и управляйте жизнь свою, но съ совѣтомъ матушки, а не самочинїемъ.

Простите да дастъ вамъ Господь миръ, тишину и спокойствїе, прошу не оставлять вашими молитвами, остаюсь вашь недостойный Богомолецъ многогрѣшный. Їером. Макарїй.

21го Генваря 1833 года.

 

13.

Христосъ Воскресе!

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Мати Д.

Не мало удивляюсь вашему малодушїю? Вы усмотрѣли изъ моего письма, будто бы имѣю на васъ гнѣвъ; но я и въ помыслѣ сего не имѣлъ, да и причины не было.

Смыслъ письма вашего кажется такой, будто я подумалъ что вы усумнились, правду ли я писалъ вамъ о дѣлѣ вашемъ, и потому съ намѣренїемъ писалъ къ о. Гер: Я такъ понимаю, вы приняли будто я за это на васъ оскорбился; но помыслъ вашь васъ обманулъ; я со всѣмъ объ этомъ и не помышлялъ; буд<ь>те покойны. Паки слова, пребыть честь имѣю. Безъ всякаго намѣренїя написалъ; прошу васъ не принимайте сихъ пустяковъ, и не смущайте всуе свою мысль. Есть о чемъ и безъ того думать. Хорошо что вы знаите о комъ представлено, будутъ спокойно и ожидать и себя къ прїятїю обѣта приготовлять. А про/т/чїя пусть прилагаютъ старанїе или ожидаютъ пока само придетъ; кажется это будетъ лучше.

Что написано во взятыхъ вами тетрадкахъ, все это есть у васъ въ книгахъ, только не ленитесь читать; да уже кажется давно вы исписываете ихъ, пора принимат<ь>ся за дѣло.

Всѣмъ вамъ мира, тишины, здравїя и успѣянїя во спасенїи желаю, и остаюсь вашь недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

20. Апреля

1833. года.

 

14.

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Д.

И я вамъ сболѣзную о душевной вашей немощи, въ коей вы себя сознаете, надобно показать исправленїе съ помощїю Божїею. Это нужно для васъ какъ для тѣлеснаго здравїя, такъ паче для душевнаго. Оно не заключаетъ въ себѣ ни большихъ подвиговъ, ни великаго самоотверженїя, но весьма малое понужденїе два раза въ нидѣлю. Чемъ же мы привлечемъ къ себѣ помощь Божїю? нѣтъ ни поста ни молитвы, и смиренiя не спрашивай. Понуд<ь>те Бога ради себя на сiе малое воздержанiе, и узрите помощь Божiю. И во всякое время надобно опасаться сего, какъ яда; ибо оно близъ страсти усматривается ; а какъ мы о тѣхъ разумѣемъ кто по несчастiю сей страсти порабощенъ, вы сами знаете; и сколькожъ ему предлѣжитъ сѣтѣй, открыто поле преступленiй и соблазновъ; а воздаянiе совѣсти мученiе и стыдъ, а о будущемъ что сказать? Но да не дастъ Господь о васъ сего слышать. Вы малымъ отверженiемъ съ помощiю Божiею, на большее предъуспѣете. А между тѣмъ помня свои немощи, удаляйте свой помыслъ и взоръ, отъ ближнихъ немощей и случающiяся укоризны и противности имѣйте произволенiе понести съ самоукоренiемъ. Желаю вамъ очистивши совѣсть, совершеннымъ покаянiемъ съ сокрушенiемъ сердца, принять Святыя Тайны во здравiе души и тѣла. А во ономъ неисполненiи наложенной отъ моего недостоинства вамъ епитимiи прощаю и разрѣшаю, а въ предь храните на пользу вашу. Остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрешный Iеромонахъ Макарiй.

2-го Августа 1833 года.

 

15.

Почтеннѣйшая о Христѣ Сестра Мати Д.

Миръ вамъ!

Описывая мнѣ свои немощи, видите свое убогое устроенiе, но все далеко отъ смиренiя, а надлѣжало бы оному паче всего поучат<ь>ся день и нощь. Вы можете справедливо возразить ”Ты самъ ево не имѣешь” Истинно правда! Не имѣю. И боюсь не только сего, что слѣпецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ“, но и осужденiя! Яко прелестникъ прельщающiй васъ однеми мягкими словами, и мнимыми успокоенiями попущающiй, такъ провождать жизнь, какъ самъ живу; чувствую въ этомъ мою вящую вину,что мало совѣтую вамъ о умѣренности, но еще и самъ всегда работенъ бываю, а самъ васъ къ вящей побуждаю. Охъ! Худо живемъ: пьемъ ѣдимъ сладко, спимъ довольно, на службу Божiю лѣнимся; и протчiя нѣдостатки за нами водятся. А все эти бревны, намъ со всемъ почти не видны. Сучки же чужия, такъ прямо и лезутъ в очи. — Господа ради молю и прошу васъ, убойтесь, потщитесь жизнь свою вести по умѣреннѣе, и потщательнѣе на дѣло Божiе. И жалѣние о прошедшемъ со смиренiемъ. Чемъ мы милость Божiю къ себѣ привлечемъ? Не соблюдаемъ ни въ чемъ его Заповѣдей, а всегда преступаемъ. И не хотимъ къ тому употребить дѣятельныхъ средствъ поста, или воздержанiя, молитвы и смиренiя. Вспомните, первое свое намеренiе какъ шли въ монастырь, и какъ нынѣ живемъ? Мiрскiя насъ осуждаютъ; и что мы за свѣтъ мiру. Истинно тма! Сiе не о васъ пишу, но тут же о и себѣ. Бога ради воздерживайтесь, отъ горячева, да и чай то не всегда по утру или до обѣдни пить, развѣ немощь, или другое что понудитъ. Скажите чемъ мы разнствуемъ отъ мiрскихъ? Горе намъ бѣднымъ! Востаните и помолите обо мнѣ уныломъ и нерадивомъ, и сами подвигнитеся.

Довольно можете видѣть изъ сего письма, что писалъ на ваши матерiи, и касательно терпѣнiя скорбей, которыя есть знакъ милости Божiей; къ намъ грѣшнымъ прошу на меня не поскорбѣть что я такъ неучтиво къ вамъ пишу, ей желаю вамъ и себѣ исправленiя. Полагайте начало, не на словахъ однихъ, но начинайте дѣломъ, отсѣкая страсть, и обычаи помаленьку, а но не навыкая въ нихъ дальше.

Постарайтесь исполнять Заповѣданное;… въ прошедшемъ же преступленiи да проститъ васъ Господь Богъ, и азъ недостойный прощаю. Выше сей матерiи, вы можете и другимъ показать когда хотите а не это.

Возвергая себя на милость Божiю, со смиренiемъ припадайте къ нему, не отчаяваясь, но просите Его помощи, а на дѣло себя понуд<ь>те. Остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрешный Iеромонахъ Макарiй.

14. Сентября

 

16.17.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Мати Д.

Въ двухъ вашихъ /при/писанiяхъ все упоминаете о неисправленiяхъ своихъ. Но ктожъ и похвалится чистъ быти отъ грѣха? Однакожъ внимати подобаетъ различiю грѣховъ, и не останавливат<ь>ся на однихъ токмо словахъ укоряя оными себя, но имѣть это въ чувствѣ, и сокрушат<ь>ся о семъ сердцемъ; тогда можете и смирит<ь>ся; а смирившись обрящете помощь Божiю. Но надобно кровь пролить и уничтожить свою гордость, которая всему причиною. — Да дастъ вамъ Господь силу и крѣпость къ попранiю всѣхъ сѣтей вражiихъ. Укоряйте себя во всѣмъ, и принимайте таковыяжъ и отъ другихъ, хотя съ болѣзнiю, но не противорѣча, а и за внутреннее движенiе себя укоряя и зазирая. Какъ С. Отцы пишутъ; вы довольно о семъ извѣстны,. и на протчiя по малу восходите. Желаю всѣмъ вамъ мира, здравiя и спасенiя. Остаюсь недостойный Богомолецъ Iеромонахъ Макарiй.

Вы матушка Д. помнили будто я на васъ сѣтую; напрасно, что вы меня наставляли, за это я вамъ и титло далъ, ублажаю тя наставнице монахов; но это не отъ скорби, а по надеждѣ, что простите моему малоумiю. Писалъ я къ вамъ швидко, можетъ быть вамъ покажется, что скорбѣлъ, но совсѣмъ нѣтъ. Господь васъ да утѣшитъ. Матушкамъ двумъ Магдалинамъ свидѣтельствую мое почтенiе, и поручая себя ихнымъ и вашимъ молитвамъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшн. Iеромон. Макарiй.

27. Сентября.

 

18.

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Мати Д.

Ублажаю тя наставница монаховъ! Вельми назидательное писанiе ваше я получилъ; и надобно бы было имъ воспользоваться, но такъ какъ зѣло унылъ и окамененъ сердцемъ, /а притомъ и маловѣрiемъ къ вамъ одержимъ/ то ни мало оно на меня и не подѣйствовало. Вы пишите о Старцѣ, такомъ, какихъ мало и редко бываетъ; какъже можно ко мнѣ оное примѣнять, когда и тѣни онаго не стою. Онъ же проходилъ въ Св. горѣ свое обученiе, въ нуждѣ и скорби, и съ совѣтомъ, а я самочинно всю жизнь прошелъ, хотя вамъ и кажется что я имѣю разумъ духовный, но я вижу себя далеко отъ сего, чему свидѣтельствуетъ мое устроенiе и не разумiе; ежели вамъ кажется это потому, что нѣкоторыя читаемыя мною тексты и ученiя Св. Отцов остались въ памяти, то это еще не есть духовный разумъ, но опасаться надобно большаго осужденiя, за не дѣятельность. Прочтите Книгу Марка Подвижника, тамъ найдете, какую пользу приноситъ недѣятельный разумъ.— Поистиннѣ вы напишите гораздо лучше нежели я, но не дѣломъ исполняѣмъ,…

29.Октября 1833 года.

 

19.

Почтеннѣйшая о Христѣ Сестра Мати Д.

Да поможетъ вамъ Господь положить начало въ исполненiи благаго вашего произволенiя, отсѣщи привычку… Ко укрѣпленiю вашему прочтите у С. Аввы Дорофея, како отсѣцати страсти; много обрящете пользы. А еще предлагаю вамъ отъ 89 слова Св. Исаака Сирина: ”Убойся обычаевъ множае враговъ. Питаяй у себе обычаи; есть якоже человекѣ питающъ огонь. — обычай Аще попросить единою, и возбранено будетъ прошенiе его, то иногда обрящеши его немощна. Аще ли сотвориши волю его единою, второе множае обрящети крѣпльша на тебе. ” Видите какой вредъ давать обычаю угодное ему, или питать его пищею вещества. Получая отъ насъ онъ себѣ удовлетворенiе со временемъ обращается въ страсть. А когда сопротивляемся и помалу отсѣкаемъ, съ помощiю Божiею, свобождаемся отъ порабощенiя. Сiе можно и о всякой страсти разумѣть какъ то о гнѣвѣ, и похоти и славолюбiи и протчихъ. Къ сему же т.е. ко исцѣленiю помогаетъ многопокоренiе своей воли другому, и отсѣчение своихъ хотѣнiй. Попущается же за гордость, и за зрѣнiе ближнихъ въ ихъ немощахъ. Господь да вразумитъ васъ и наставитъ на истинный и укрѣпитъ во ономъ и да сохранитъ отъ всѣхъ сѣтей вражiихъ, и да проститъ вся согрѣшенiя ваши; и азъ недостойный въ касающемся до меня прощаю и разрѣшаю. И остаюсь недостойный вамъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

12. Ноября

1833. года.

 

20.

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Мати Д.

На ваше письмо отвѣчаю: скорбь ваша отъ извѣстныхъ замѣчанiй, чрезъ ревность и страсть происходящихъ, мнѣ довольно извѣстна. Я со своей стороны соболѣзную вамъ, но помощи не въ силахъ; надобно взыскивать помощи Божiей, и ожидать исцѣленiя; и нести сей крестъ точно такъ, что сама виновница сего, съ укоренiемъ себя и къ Богу покаянiемъ; Онъ силенъ сокрушить коварство вражiе, и упразднить его козни. — Я ей много о семъ говорилъ, чтобы не дѣлать замѣчанiй и подозрѣнiй, не считать топерешюю ее любовь за истинную, но за ложную бѣсовскую, пока не исцѣлится страсть; и противится приходящимъ помысламъ о семъ подозренiи; она уверяетъ, что хотя и есть еще но гораздо менее прежняго; а скорбь случается и кромѣ сего,  въ коей она требуетъ отъ васъ утѣшенiя; но я и на это не соглашаюсь совѣтую посѣщать ее и утѣшать въ нуждѣ, но не наединѣ; какъ и прежде говорилъ, пока не исцѣлится страсть. Проѣхат<ь>ся ей и я прежде совѣтовалъ, и теперь тожъ, но она отговаривается недостаткомъ финансовъ. Чтожъ мнѣ болѣе дѣлать? Ожидайте отъ Бога исцѣленiя, а не малодушествуйте. Всѣмъ вамъ желаю мира здравiя и спасенiя остаюсь усердный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

28.Ноября 1833 года.

 

21.

Почтеннѣйшая о Христѣ Iисусе Сестра Матушка Д.

Въ началѣ письма вашего вы меня было порадовали, и дали пищу моему тщеславiю, что многiя чрезъ меня грѣшнаго умиротворились; но далѣе опять смирили изъясненiiмъ своего неустройства. Это мнѣ показало мое ничтожество, и неразумiе: а хоть бы я и разумъ имѣль, къ вашему и протчихъ наставленiю достаточный, но безъ Божiей содѣйствующей помощи ничего благаго быть не можетъ; Помощь же Божiя не содѣйствуетъ безъ нашего ко благому произволенiя и себе понужденiя; вы довольно достаточно написали для васъ правило; поступайте по одному и обрящете Божiю благодать вамъ вспомоществующую; я же самъ бывши обдержимъ унынiемъ нерадѣнiемъ и неразумiемъ, како могу проникнуть въ такую <нрзб писцом> человѣческихъ дѣянiй, и дать подобающее наставленiе, самъ онаго требуя; единственно только показую одно сожалѣнiе о таковомъ вашемъ бѣдственномъ устроенiи, /и покельи смущенiи/ и желаю да благоустроить Богъ на лучшее. Уже многократно писалъ и говорилъ ей, о неприниманiи совѣтовъ лукаваго и откуда происходитъ смущенiе; но все неисцѣльна пребываетъ; чтожъ дѣлать надобно взять терпѣнiе и съ вашей стороны, остерегатся ожесточенiя и ненависти, равно и преждняго… Силенъ Богъ послать исцѣленiе; рана не скоро излѣчивается, и всякое прикосновенiе еще къ незажилой дѣлаетъ боль; такъ и въ семъ случаѣ; притомъ же еще и дѣла нерѣшимостiю своею наводятъ скорбь. Однако дабы вамъ опять не попасть въ тѣ же сѣти, вы должны рѣшительно сказать, что въ ономъ подозрѣнiи отъ нея свободна; но опасаюсь прежнихъ случаевъ, и для того себя соблюдаю; а сожалѣть о ней не престаю. Болѣе я не знаю, что вам сказать, право самъ неразуменъ; Господь да наставитъ васъ, ищите отъ него помощи. Вы описывая причины своих возмущенiй говорите, что сiя матерiя, клонится на многiя случающiяся съ вами возмущенiи; то и старайтесь во всѣхъ оныхъ случаяхъ себя остерегать, съ кѣмъ бы ни случилось съ сестрою Маг. или хотя бы съ служащими, они также люди и не такъ просвѣщенные; и мы обязаны имъ прощать, когда сами хотимъ отъ Бога прощенiе получить; притомъ онѣ служатъ трудятся работаютъ, а мы на перинахъ успокоеваемся, пьемъ и ядимъ всегда лучшая, а себѣ не укоримъ или зазримъ, что все это туне, укоряемъ и зазираемъ ихъ, видя сучецъ, а бревна своего не чуя, взыскать нужно но не смущенно, скажите мнѣ, какой вы примите выговоръ о своихъ погрѣшностяхъ грубой строгой или снисходительной и ласковой; я думаю лучше послѣднiй и скорѣе его послушаете, такъ надобно на другихъ разумѣть. - Въ пополъзновенiи вашемъ къ извѣстной немощи Господъ да проститъ васъ, и да поможетъ положить начало съ вашимъ позволенiемъ. — Всѣхъ поздравляю съ текущимъ праздникомъ Рождества Христова, и желаю вамъ всѣмъ мира здравiя и спасенiя. Остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣш. Iером. Макарiй.

                                               27-го Декабря 1833. года.