Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшая матушка казначея Магдалина

и достопочтеннѣйшiя сестры мат. Досифея, Магдалина и Nадежда Онуфрiевна.

Я думаю, что уже вамъ извѣстно что я былъ въ Воронежѣ: тамъ видѣлся съ вашими воздвиженскими о. Петромъ, Марьею Ст. К<?>. и Иваномъ Матве<евичемъ> Медв<едевым?>, съ коими я послалъ къ вамъ просвиру и 4 образочка. Слава Б<о>гу благополучно совершилъ сiе путешествiе, былъ и у сестры живущей въ Елецкой округѣ. Возвратился домой 15. iюля; тутъ нашолъ вашихъ двухъ сестръ Марiю и Евдокею, живущихъ въ Козельскѣ, ожидающихъ какого пустосвята*. Онѣ еще пробыли нѣсколько дней бывъ упрошены своею хозяйкою, чтобы вмѣстѣ иттить имъ до Сѣвска, по тракту въ Кiевъ. Онѣ люди хорошiе и къ батюшкѣ расположенныя. Марья Михайловна и Александра Ми<хайловна?> просимъ васъ принять ихъ по долгу христiанскому страннопрiимно, нежели можно у васъ на гостиной побыть.

Особаго ничего не имѣю вамъ сказать, развѣ то, что я въ Воронежѣ удостоившихъ поклонит<ь>ся мощамъ свят. угодника Б<о>жiя Митрофана; былъ и у святителя Антонiя два раза; былъ принятъ очень благосклонно, и на Петровъ день мы у него обѣдали.

И въ Орлѣ былъ у преосвященнаго Nикодима, который такъ же въ принятiи оказалъ свою благосклонность. Слышимъ что наши монахи о. Геронтiй и о. Iоанникiй были у васъ 8. iюля; но самихъ еще не видимъ, а когда прiѣдутъ, надѣемся лично узнать отъ нихъ о вашихъ пребыванiи, благодушiи и здравiи. Батюшка о. Леонидъ вамъ кланяется и посылаетъ свое благословенiе, а самому писать нѣкогда за недосугами очень занятъ приѣзжающими и приходящими.

Поручая васъ покрову и промыслу Б<о>жiю, желаю да умножится на васъ миръ Б<о>жiй, и да сохранитъ васъ Г<оспо>дь отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiихъ.

Здравствуйте и спасайтесь.

Недостойный вашъ богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Федосьѣ Афонасьевнѣ прошу сказать мое нижайшее почтенiе.

19. iюля

1835. года

О<птинъ> С<китъ>.

<На полях: путешественницы ихъ остались еще на нѣсколько дней, а ихъ мы отправили. Ред.>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по Д<у>ху дочь мати Досифея.

Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ: «Отъ сего познавай, яко отъ Б<о>га промышляемъ есмь, егда послетъ ти присно печали.» Вы бывши въ скорбяхъ таперешнее время, не унывайте «духомъ, но утверждайтеся упованiемъ на милосердiе Божiе, а оные протекутъ подобно рѣкѣ: бойтесь прогнѣвлять <Бог>а, своими грѣхопаденiями, и жизнь свою управляйте по волѣ Божiей: на сiе имѣете время и источники гдѣ почерпнуть; остается себя понудить, просить помощи Божiей и смирит<ь>ся.

Прiѣхать же намъ къ вамъ совсѣмъ нѣтъ возможности, да и пользы нельзя ожидать отъ прiѣзда; ежели на время и можете успокоит<ь>ся нынѣ, то завтра опять новые случаи, новая борьба и побѣда или побѣжденiе. Призывайте Б<о>га въ помощь. Онъ силенъ подать свою помощь и вразумить, что творити подобаетъ. Когда бы была воля Божiя кому нибудь изъ насъ быть у васъ, и отъ того быть вамъ пользы, то всяко бы и устроилъ такъ Г<оспо>дь, какъ и вы признаете. Что касается до писемъ вашихъ, то мы получаемъ ихъ всегда со всякою исправностiю, и сохраненiемъ печати; а вы страждете мнѣнiемъ и о семъ подозрѣнiемъ, что васъ больше и беспокоитъ; остав<ь>те ето и съ вѣрою на Б<о>га довѣряйте. Что же не отъ вѣры, то и грѣхъ. Можете надпись дѣлать не своею рукою, и печать употреблять другую. Въ етомъ да будетъ воля ваша.

Мы даемъ такой совѣтъ, а не нудимъ.

Достопочтеннѣйшей матушкѣ казначеи Магдалинѣ свидѣтельствуемъ наше почтенiе. Мы знаемъ что ей трудно таперешнее время во управленiи: Г<оспо>дь да поможетъ ей; и да дастъ вам> добрую начальницу. Жаль ежели падетъ етотъ жребiй на нее: чемъ она избѣжитъ печалей, но еще усугубятся /какъ/ внѣшнiя, такъ и душевныя. Надобно дать отвѣтъ за ввѣренные <нрзб.> души. Но да будетъ во всемъ етомъ воля Б<ожiя>. Мы увѣрены, что она не ищетъ сего; ежели бы и желанiе было, то и за то да укоряетъ себя: однако и отъ сего Б<о>гъ ее да сохранитъ.

Желаемъ какъ ей, такъ и вамъ и всѣмъ вашимъ о Хр<ис>тѣ сестрамъ мира здравiя и спасенiя, и вручая васъ покрову и промыслу Божiю, остаемся ваши усердные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и униженно кланяимся... и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

2. iюля

1835. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по д<у>ху дочь мати Досифея.

Писанiемъ вашимъ отъ 18. Августа, изъясняете вы разные ваши скорби, и свои неисправности. Хотя мы и не въ силахъ вамъ помочь, но и излiянiемъ своихъ сердечныхъ чувствiй другому по вѣрѣ, прiемлютъ многiе облегченiе: почему мы вамъ и не препятствуемъ описывать свои чувства зная человѣческiя немощи, и сами будучи ихъ преисполнены. Даровать же вамъ пользу силенъ самъ премилосердый Г<оспо>дь. На предмѣты сiи мы въ прежнихъ письмахъ довольно къ вамъ писали, на свое осужденiе: и сами вы имѣете св. отцовъ ученiи и знаете, что во всемъ надобно противит<ь>ся страстямъ, и понуждат<ь>ся на дѣланiе Заповѣдей. Обозрите прошедшее теченiе жизни своей, что здѣлано добраго? повидимому мало. То и должно вмѣнять себя достойною скорбей; и когда оные придутъ, а вы будете въ такомъ устроенiи, то легче и понесете. Отвратить же скорби, ето не въ нашей волѣ состоитъ; да и сами мы сколько другимъ наносимъ скорбей, чего и не чувствуемъ; а прiемлющiе чувствуютъ, такъ какъ и вы отъ другихъ прiемля чувствуете.

«Исходяй отъ скорбей, всяко исходитъ и отъ добродѣтели» пишетъ святый Исаакъ Сиринъ. Когда вникните въ писанiе сего св. мужа и св. Марка подвижника, то увидите, что необходимы скорби и неминуемы на пути спасенiя: Г<оспо>дь же да укрѣпитъ васъ, и подастъ вамъ разумъ принимая оные, пользоват<ь>ся душевно. Оставимъ должникомъ нашимъ, потому что сами больше должны, о чемъ ежедневно просимъ Б<о>га, дая обѣтъ оставить своимъ должникомъ; то постараемся и исполнить сiе обѣщанiе. О намѣренiи путешествiя, какъ Б<о>гъ устроитъ; не въ нашей волѣ это состоитъ.

Не желайте видѣть сонныхъ видѣнiй, да не впадете въ прелесть. Какая вамъ нужда во оныхъ; имѣете писанiя отеческiя, и довлѣетъ вамъ. Достопочтеннѣйшей матушкѣ казначеи свидѣтельствуемъ наше усерднѣйшее почтенiе, и желаемъ да укрѣпитъ ее Г<оспо>дь въ таперешнемъ ее положенiи по управленiю обителiю.

И поручая ее и васъ покрову и промыслу Божiю, посылаемъ недостойное наше благословенiе, и остаемся ваши усердные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

5. сентября

1835. года

О<птинъ> Ск<итъ>.

 

Она хотѣла скоро къ вамъ отправит<ь>ся. Жительство ее въ Трубчевскѣ.

Желаемъ вамъ и всѣмъ о Г<оспо>дѣ сестрамъ вашимъ душевнаго мира и спокойствiя, и во всѣмъ покрова Божiя, коему и вручая васъ испрашиваемъ на васъ Божiе благословенiе и остаемся ваши недостойные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

+

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати Досифея.

Въ прошедшемъ письмѣ мы писали къ вамъ, что ожидали отъ васъ подробнѣйшаго изъясненiя, касательно вашихъ неудовольствiй; таперь вы пишите: «наставляйте и укрѣпляйте слабую мою душу.» Въ чемъ ваша слабость, и какое дадимъ наставленiе? Вамъ довольно извѣстенъ путь етотъ, что по немъ только смиренные проходятъ спокойно. Тѣхъ даже и самыя скорби и неудобства жизни, успокоиваютъ: онѣ считаютъ себя недостойными спокойствiя, потому и мирствуютъ... Противный же путь извѣстенъ: когда хотите прочтите у святаго Исаака въ 51мъ словѣ и въ 79мъ тамъ увидите отъ чего отягчаются намъ скорби. Укрѣпляя себя и ближнихъ не оставляйте въ скорби утѣшенiемъ.

Над<ежда> Он<уфрiевна> благодаритъ васъ всѣхъ вообще за утешенiе ее, и мы благодаримъ; но предостерегаемъ /васъ/ дабы не пострадать извѣстнаго.

Сестра о коей писали къ матушкѣ когда будетъ у васъ жить, не остав<ь>те ее своимъ вниманiемъ, такъ же и мат. Магдалину о семъ просимъ; и желая обѣимъ вамъ мира, и здравiя душевнаго и тѣлеснаго, посылаемъ недостойное наше благословенiе и пребываемъ недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

<Справа перевернутая запись: <нрзб.> вцерковъ положить <нрзб.> — Ред.>

9. ноября

1835. года

 

25. ноября

1835. г<ода>

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по д<у>ху дочь, мати Досифея.

Отъ 11 ч<исла> ноября писанное вами писанiе, въ коемъ вы пространно описали произшествiя, съ вами случившiяся, довольно ясно показываетъ, что промыслъ Божiй хранитъ васъ и не попущаетъ выше мѣры искушенiй; но мѣрнымъ оныхъ посѣщенiемъ, подаетъ спасительную скорбь, и поставляетъ ихъ стражемъ и предохранителемъ отъ страстей, кои бы могли пообладать вами безъ сего пособiя. Никакiя усилiя и старанiя не могли причинить вамъ зла, представляя въ черномъ видѣ. Ето дѣло перста Б<о>жiя, васъ хранящаго. Должны же и вы въ благодаренiе Господу за его толикiя щедроты, отмститъ врагамъ своимъ, прощенiемъ вамъ ихъ; а себя безъ пристрастнымъ разсматриванiемъ и укоренiемъ; то и въ предь благость Б<о>жiя покрыетъ васъ отъ напастей, и грѣхи ваши отпуститъ: «Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенiя ихъ, и Г<оспо>дь отпуститъ вамъ согрѣшенiя ваша. А аще не отпущаете человѣкомъ согрѣшенiй ихъ, то Отецъ вашъ Небесный отпуститъ вамъ согрѣшенiй вашихъ.» Эта заповѣдь должна быть для всѣхъ насъ

памятна, ибо безъ сего и спастися не можемъ. Но можемъ ли отпустить ближнему, когда сердце наше не стяжало, да и не трудится о стяжанiи любви и смиренiя? сей священной двоицы не разрывной между собою. Во всякомъ случаѣ, когда предложимъ смиренiе, найдемъ, что мы достойны нести всякiя скорби, прогнѣвавшiи толико Г<оспо>да; а любовь утвердитъ къ намъ благое расположенiе, и тако успокоютъ сiи двѣ ветви райскаго прозябенiя, своего дѣлателя. За излишнее находимъ много о семъ распространят<ь>ся, вы сами довольно хорошо ето знаете изъ Св. Евангелiя и изъ отеческихъ книгъ. Внимайте сему. И матушку игуменiю Г<оспо>дь призвалъ безъ ея происковъ, то силенъ и помощь ей при старанiи ее. И вы съ своей стороны снисхожденiемъ, и любовнымъ обращенiемъ съ ближними, помогайте матушкѣ, и облегчайте тяготу ее. Хотя съ одной стороны и была представляема владыкѣ она въ черномъ видѣ, но я слышалъ что о. Анатолiй много пособствовалъ къ отраженiю онаго хорошею репутацiею. Но главное дѣло званiе Божiе. Не безъ промысла Б<о>жiя она 6 лѣтъ была подъ игомъ тяжелаго креста при двухъ игуменьяхъ; потершись такимъ образомъ, должна знать чужiя немощи, и при помощи Божiей право править врученною ей паствою: хотя и не можетъ быть ето безъ труда. Но опредѣленiе Б<о>жiе, исторгать тернiе въ потѣ лица, изъ сердецъ своего и ближнихъ, должна исполнять.

<На полях>: о исцѣленiи дѣвицы Азинчевской напечатано въ Христiанскомъ чтенiи нынѣшняго года, въ Iюлѣ и въ Августѣ.  Ред.

 Письмо ваше написанное на двухъ листахъ, но однако не окончино; чему мы немало удивились, и положили что оно кончино, но та часть не попала въ конвертъ по забвенiю.

Сердечно сожалѣемъ о участiи братца вашего Богдана Михайловича. Что произошло отъ нерасчетливости его; когда онъ былъ въ состоянiи, много дѣлалъ предпрiятiй, по видимому и богоугодныхъ; мѣчталъ о себѣ можетъ быть нѣчто высоко; и не прозрѣлъ въ даль, какiя могутъ быть послѣдствiи. Впротчемъ мы очень мало знаемъ его обстоятельства, вамъ бол<ь>ше все ето извѣстно, и о причинахъ его растройства. Но какiя бы оные не были, но все попущенiемъ Божiимъ, какъ вы и сами разсуждаете къ его пользѣ. Нельзя что бы ему не было ето тяжко, но силенъ Богъ и укрѣпитъ его, и даровать ему разумъ къ поддержанiю себя умственно въ сихъ тѣсныхъ положенiяхъ. Усматривая душевную пользу, приближится къ Богу покаянiемъ и соболѣзнованiемъ о прошедшемъ. А съ симъ получитъ и утѣшенiе отъ Б<о>га. Вы здѣлали ему надлѣжащiй отвѣтъ, касательно вашего къ нему соотношенiя о своемъ положенiи. Дай Б<о>гъ, чтобъ оное ваше упованiе на Бога, утвердилось въ сердце вашемъ. Когда Онъ печется о послѣдней птичкѣ, не попечется ли о словесномъ своемъ созданiи. Ежели не будете имѣть излишняго, буд<ь>те довольны умѣреннымъ: видно оное, да и то, что часто не полезно для души вашей. Паче же когда таперь приготовляете себя къ принятiю монашескаго образа, которое должно состоять болѣе въ отверженiи себя, а при излишнемъ довольствiи, трудно исправить отверженiе себя. Добровольнымъ онаго оставленiемъ, протчiя страсти удобнее побѣждаются. И совѣтъ Божiй юношѣ реченный о оставленiи имѣнiя, имѣетъ цѣль нашего жительства съ другимъ еще о храненiи дѣвства реченнымъ. Упомянемъ и о господствующей вашей страсти; оную не можете побѣдить, ежели не отвергнете свою волю въ сей части. Еще причиною ее есть такъ же гордость; которую она смиряетъ. Но да помилуетъ васъ Г<оспо>дь, отъ злаго ее владычества; не подайте вины враждующимъ на васъ къ соблазну, и да не порадуется врагъ о семъ.

Желаемъ вамъ получить отъ Господа помощь и утѣшенiе, въ вашихъ благихъ намѣренiяхъ; коего покрову вручаемъ васъ, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхi<монахъ> Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Матушка игуменiя пишетъ, чтобы мы къ вамъ побывали. Мы желали бы васъ утѣшить, но етого таперь здѣлать ни подъ какимъ видомъ не возможно. У васъ крамолы, но и у насъ не безъ того.

Еще рана вашихъ враждующихъ не излѣчилась; долго ль ее растравить; надобно взять терпѣнiе, со временемъ можно; а таперь я хотя и отправляюсь на будущей недѣлѣ въ наши мѣста, но къ вамъ не буду. Вспомните что говорено матушкѣ объ отцѣ Леонидѣ; а ко мнѣ лучше ли имѣетъ отношенiе: прiѣзжай я къ вамъ, сей часъ будетъ вѣдомо и въ Орлѣ и въ Калугѣ. Подождите Б<о>га ради!

 



* Пустосвят от пустосвятство — набожность внешняя, мнимое, наружное благочестие, суетность богопочитания, раскольничество.