Ваше Преподобiе
Достопочтеннѣйшая матушка казначея Магдалина
и достопочтеннѣйшiя сестры мат. Досифея,
Магдалина и Nадежда Онуфрiевна.
Я думаю, что уже вамъ извѣстно что я былъ въ
Воронежѣ: тамъ видѣлся съ вашими воздвиженскими о. Петромъ, Марьею
Ст. К<?>. и Иваномъ Матве<евичемъ>
Медв<едевым?>, съ коими я послалъ къ вамъ просвиру и 4 образочка. Слава
Б<о>гу благополучно совершилъ сiе путешествiе, былъ и у сестры живущей въ Елецкой округѣ.
Возвратился домой 15. iюля; тутъ нашолъ вашихъ двухъ сестръ
Марiю и Евдокею,
живущихъ въ Козельскѣ, ожидающихъ какого пустосвята*. Онѣ еще пробыли нѣсколько
дней бывъ упрошены своею хозяйкою, чтобы вмѣстѣ иттить имъ до Сѣвска,
по тракту въ Кiевъ. Онѣ
люди хорошiе и къ батюшкѣ
расположенныя. Марья Михайловна и Александра Ми<хайловна?> просимъ васъ
принять ихъ по долгу христiанскому
страннопрiимно, нежели
можно у васъ на гостиной побыть.
Особаго ничего не имѣю вамъ сказать, развѣ
то, что я въ Воронежѣ удостоившихъ поклонит<ь>ся мощамъ свят. угодника
Б<о>жiя Митрофана;
былъ и у святителя Антонiя два раза; былъ
принятъ очень благосклонно, и на Петровъ день мы у него обѣдали.
И въ Орлѣ былъ у преосвященнаго Nикодима, который такъ же въ принятiи оказалъ свою благосклонность.
Слышимъ что наши монахи о. Геронтiй и о. Iоанникiй были у васъ 8. iюля; но самихъ еще не видимъ, а когда
прiѣдутъ, надѣемся
лично узнать отъ нихъ о вашихъ пребыванiи, благодушiи и здравiи. Батюшка о. Леонидъ вамъ
кланяется и посылаетъ свое благословенiе, а самому писать нѣкогда за недосугами очень
занятъ приѣзжающими и приходящими.
Поручая васъ покрову и промыслу Б<о>жiю, желаю да умножится на васъ миръ
Б<о>жiй, и да
сохранитъ васъ Г<оспо>дь отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiихъ.
Здравствуйте и спасайтесь.
Недостойный вашъ богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Федосьѣ Афонасьевнѣ прошу сказать мое
нижайшее почтенiе.
19. iюля
1835. года
О<птинъ> С<китъ>.
<На полях: путешественницы ихъ остались еще на
нѣсколько дней, а ихъ мы отправили. — Ред.>
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по
Д<у>ху дочь мати Досифея.
Св. Исаакъ Сиринъ
пишетъ: «Отъ сего познавай, яко отъ Б<о>га промышляемъ есмь, егда послетъ
ти присно печали.» Вы бывши въ скорбяхъ таперешнее время, не унывайте «духомъ,
но утверждайтеся упованiемъ на милосердiе Божiе, а оные протекутъ подобно рѣкѣ:
бойтесь прогнѣвлять <Бог>а, своими грѣхопаденiями, и жизнь свою управляйте по волѣ
Божiей: на сiе имѣете время и источники гдѣ
почерпнуть; остается себя понудить, просить помощи Божiей и смирит<ь>ся.
Прiѣхать же
намъ къ вамъ совсѣмъ нѣтъ возможности, да и пользы нельзя ожидать
отъ прiѣзда;
ежели на время и можете успокоит<ь>ся нынѣ, то завтра опять новые
случаи, новая борьба и побѣда или побѣжденiе. Призывайте Б<о>га въ помощь.
Онъ силенъ подать свою помощь и вразумить, что творити подобаетъ. Когда бы была
воля Божiя кому нибудь
изъ насъ быть у васъ, и отъ того быть вамъ пользы, то всяко бы и устроилъ такъ
Г<оспо>дь, какъ и вы признаете. Что касается до писемъ вашихъ, то мы
получаемъ ихъ всегда со всякою исправностiю, и сохраненiемъ печати; а вы страждете мнѣнiемъ и о семъ подозрѣнiемъ, что васъ больше и беспокоитъ;
остав<ь>те ето и съ вѣрою на Б<о>га довѣряйте. Что же
не отъ вѣры, то и грѣхъ. Можете надпись дѣлать не своею
рукою, и печать употреблять другую. Въ етомъ да будетъ воля ваша.
Мы даемъ такой совѣтъ, а не нудимъ.
Достопочтеннѣйшей матушкѣ казначеи Магдалинѣ
свидѣтельствуемъ наше почтенiе. Мы знаемъ что ей трудно таперешнее время во управленiи: Г<оспо>дь да поможетъ ей; и
да дастъ вам> добрую начальницу. Жаль ежели падетъ етотъ жребiй на нее: чемъ она избѣжитъ
печалей, но еще усугубятся /какъ/ внѣшнiя, такъ и душевныя. Надобно дать отвѣтъ
за ввѣренные <нрзб.> души. Но да будетъ во всемъ етомъ воля Б<ожiя>. Мы увѣрены, что она не
ищетъ сего; ежели бы и желанiе было, то и за
то да укоряетъ себя: однако и отъ сего Б<о>гъ ее да сохранитъ.
Желаемъ какъ ей, такъ и вамъ и всѣмъ вашимъ о
Хр<ис>тѣ сестрамъ мира здравiя и спасенiя, и вручая васъ покрову и промыслу
Божiю, остаемся ваши
усердные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и униженно
кланяимся... и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
2. iюля
1835. года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по
д<у>ху дочь мати Досифея.
Писанiемъ вашимъ отъ
18. Августа, изъясняете вы разные ваши скорби, и свои
неисправности. Хотя мы и не въ силахъ вамъ помочь, но и излiянiемъ своихъ сердечныхъ чувствiй другому по вѣрѣ, прiемлютъ многiе облегченiе: почему мы вамъ и не препятствуемъ
описывать свои чувства зная человѣческiя немощи, и сами будучи ихъ
преисполнены. Даровать же вамъ пользу силенъ самъ премилосердый
Г<оспо>дь. На предмѣты сiи мы въ прежнихъ письмахъ довольно къ вамъ писали, на
свое осужденiе: и сами вы имѣете
св. отцовъ ученiи и знаете, что во всемъ надобно противит<ь>ся
страстямъ, и понуждат<ь>ся на дѣланiе Заповѣдей. Обозрите прошедшее
теченiе жизни своей,
что здѣлано добраго? повидимому мало. То и должно вмѣнять себя
достойною скорбей; и когда оные придутъ, а вы будете въ такомъ устроенiи, то легче и понесете. Отвратить же
скорби, ето не въ нашей волѣ состоитъ; да и сами мы сколько другимъ
наносимъ скорбей, чего и не чувствуемъ; а прiемлющiе чувствуютъ, такъ какъ и вы отъ
другихъ прiемля чувствуете.
«Исходяй отъ скорбей, всяко исходитъ и отъ добродѣтели»
пишетъ святый Исаакъ Сиринъ. Когда вникните въ писанiе сего св. мужа и св. Марка
подвижника, то увидите, что необходимы скорби и неминуемы на пути спасенiя: Г<оспо>дь же да укрѣпитъ
васъ, и подастъ вамъ разумъ принимая оные, пользоват<ь>ся душевно.
Оставимъ должникомъ нашимъ, потому что сами больше должны, о чемъ ежедневно
просимъ Б<о>га, дая обѣтъ оставить своимъ должникомъ; то
постараемся и исполнить сiе обѣщанiе. О намѣренiи путешествiя, какъ Б<о>гъ устроитъ; не въ
нашей волѣ это состоитъ.
Не желайте видѣть сонныхъ видѣнiй, да не впадете въ прелесть. Какая
вамъ нужда во оныхъ; имѣете писанiя отеческiя, и довлѣетъ вамъ.
Достопочтеннѣйшей матушкѣ казначеи свидѣтельствуемъ наше
усерднѣйшее почтенiе, и желаемъ да
укрѣпитъ ее Г<оспо>дь въ таперешнемъ ее положенiи по управленiю обителiю.
И поручая ее и васъ покрову и промыслу Божiю, посылаемъ недостойное наше
благословенiе, и остаемся
ваши усердные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
5. сентября
1835. года
О<птинъ> Ск<итъ>.
Она хотѣла скоро къ вамъ отправит<ь>ся.
Жительство ее въ Трубчевскѣ.
Желаемъ вамъ и всѣмъ о Г<оспо>дѣ
сестрамъ вашимъ душевнаго мира и спокойствiя, и во всѣмъ покрова Божiя, коему и вручая васъ испрашиваемъ
на васъ Божiе благословенiе и остаемся ваши недостойные
богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
+
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати
Досифея.
Въ прошедшемъ письмѣ мы писали къ вамъ, что ожидали
отъ васъ подробнѣйшаго изъясненiя, касательно вашихъ неудовольствiй; таперь вы пишите: «наставляйте и
укрѣпляйте слабую мою душу.» Въ чемъ ваша слабость, и какое дадимъ
наставленiе? Вамъ довольно
извѣстенъ путь етотъ, что по немъ только смиренные проходятъ спокойно. Тѣхъ
даже и самыя скорби и неудобства жизни, успокоиваютъ: онѣ считаютъ себя
недостойными спокойствiя, потому и
мирствуютъ... Противный же путь извѣстенъ: когда хотите прочтите у
святаго Исаака въ 51мъ словѣ и въ 79мъ тамъ увидите отъ
чего отягчаются намъ скорби. Укрѣпляя себя и ближнихъ не оставляйте въ
скорби утѣшенiемъ.
Над<ежда> Он<уфрiевна> благодаритъ васъ всѣхъ
вообще за утешенiе ее, и мы
благодаримъ; но предостерегаемъ /васъ/ дабы не пострадать извѣстнаго.
Сестра о коей писали къ матушкѣ когда будетъ у васъ
жить, не остав<ь>те ее своимъ вниманiемъ, такъ же и мат. Магдалину о семъ просимъ; и желая обѣимъ
вамъ мира, и здравiя душевнаго и тѣлеснаго, посылаемъ недостойное наше
благословенiе и пребываемъ недостойные ваши богомольцы многогрѣшный
Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
<Справа перевернутая запись: <нрзб.> вцерковъ
положить <нрзб.> — Ред.>
9. ноября
1835. года
25. ноября
1835. г<ода>
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ по
д<у>ху дочь, мати Досифея.
Отъ 11 ч<исла> ноября писанное вами писанiе, въ коемъ вы пространно описали
произшествiя, съ вами
случившiяся, довольно
ясно показываетъ, что промыслъ Божiй хранитъ васъ и не попущаетъ выше мѣры искушенiй; но мѣрнымъ оныхъ посѣщенiемъ, подаетъ спасительную скорбь, и
поставляетъ ихъ стражемъ и предохранителемъ отъ страстей, кои бы могли
пообладать вами безъ сего пособiя. Никакiя усилiя и старанiя не могли причинить вамъ зла,
представляя въ черномъ видѣ. Ето дѣло перста Б<о>жiя, васъ хранящаго. Должны же и вы въ
благодаренiе Господу за его
толикiя щедроты,
отмститъ врагамъ своимъ, прощенiемъ вамъ ихъ; а
себя безъ пристрастнымъ разсматриванiемъ и укоренiемъ; то и въ предь благость Б<о>жiя покрыетъ васъ отъ напастей, и грѣхи
ваши отпуститъ: «Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенiя ихъ, и Г<оспо>дь отпуститъ
вамъ согрѣшенiя ваша. А аще не
отпущаете человѣкомъ согрѣшенiй ихъ, то Отецъ вашъ Небесный
отпуститъ вамъ согрѣшенiй вашихъ.» Эта
заповѣдь должна быть для всѣхъ насъ
памятна, ибо безъ сего и спастися не можемъ. Но можемъ ли
отпустить ближнему, когда сердце наше не стяжало, да и не трудится о стяжанiи любви и смиренiя? сей священной двоицы не разрывной
между собою. Во всякомъ случаѣ, когда предложимъ смиренiе, найдемъ, что мы достойны нести
всякiя скорби, прогнѣвавшiи толико Г<оспо>да; а любовь
утвердитъ къ намъ благое расположенiе, и тако успокоютъ сiи двѣ ветви райскаго прозябенiя, своего дѣлателя. За излишнее
находимъ много о семъ распространят<ь>ся, вы сами довольно хорошо ето
знаете изъ Св. Евангелiя и изъ отеческихъ книгъ. Внимайте
сему. И матушку игуменiю
Г<оспо>дь призвалъ безъ ея происковъ, то силенъ и помощь ей при старанiи ее. И вы съ своей стороны
снисхожденiемъ, и любовнымъ
обращенiемъ съ ближними,
помогайте матушкѣ, и облегчайте тяготу ее. Хотя съ одной стороны и была
представляема владыкѣ она въ черномъ видѣ, но я слышалъ что о. Анатолiй много пособствовалъ къ отраженiю онаго хорошею репутацiею. Но главное дѣло званiе Божiе. Не безъ промысла Б<о>жiя она 6 лѣтъ была
подъ игомъ тяжелаго креста при двухъ игуменьяхъ; потершись такимъ образомъ,
должна знать чужiя немощи, и при
помощи Божiей право править
врученною ей паствою: хотя и не можетъ быть ето безъ труда. Но опредѣленiе Б<о>жiе, исторгать тернiе въ потѣ лица, изъ сердецъ
своего и ближнихъ, должна исполнять.
<На полях>: о исцѣленiи дѣвицы Азинчевской напечатано
въ Христiанскомъ чтенiи нынѣшняго года, въ Iюлѣ и въ Августѣ. — Ред.
Письмо ваше
написанное на двухъ листахъ, но однако не окончино; чему мы немало удивились, и
положили что оно кончино, но та часть не попала въ конвертъ по забвенiю.
Сердечно сожалѣемъ о участiи братца вашего Богдана Михайловича.
Что произошло отъ нерасчетливости его; когда онъ былъ въ состоянiи, много дѣлалъ предпрiятiй, по видимому и богоугодныхъ; мѣчталъ
о себѣ можетъ быть нѣчто высоко; и не прозрѣлъ въ даль, какiя могутъ быть послѣдствiи. Впротчемъ мы очень мало знаемъ его
обстоятельства, вамъ бол<ь>ше все ето извѣстно, и о причинахъ его
растройства. Но какiя бы оные не
были, но все попущенiемъ Божiимъ, какъ вы и сами разсуждаете къ
его пользѣ. Нельзя что бы ему не было ето тяжко, но силенъ Богъ и укрѣпитъ
его, и даровать ему разумъ къ поддержанiю себя умственно въ сихъ тѣсныхъ
положенiяхъ. Усматривая
душевную пользу, приближится къ Богу покаянiемъ и соболѣзнованiемъ о прошедшемъ. А съ симъ получитъ
и утѣшенiе отъ
Б<о>га. Вы здѣлали ему надлѣжащiй отвѣтъ, касательно вашего къ
нему соотношенiя о своемъ
положенiи. Дай
Б<о>гъ, чтобъ оное ваше упованiе на Бога, утвердилось въ сердце вашемъ. Когда Онъ
печется о послѣдней птичкѣ, не попечется ли о словесномъ своемъ
созданiи. Ежели не
будете имѣть излишняго, буд<ь>те довольны умѣреннымъ: видно
оное, да и то, что часто не полезно для души вашей. Паче же когда таперь
приготовляете себя къ принятiю монашескаго
образа, которое должно состоять болѣе въ отверженiи себя, а при излишнемъ довольствiи, трудно исправить отверженiе себя. Добровольнымъ онаго оставленiемъ, протчiя страсти удобнее побѣждаются.
И совѣтъ Божiй юношѣ
реченный о оставленiи имѣнiя, имѣетъ цѣль нашего
жительства съ другимъ еще о храненiи дѣвства реченнымъ. Упомянемъ и о господствующей
вашей страсти; оную не можете побѣдить, ежели не отвергнете свою волю въ
сей части. Еще причиною ее есть такъ же гордость; которую она смиряетъ. Но да
помилуетъ васъ Г<оспо>дь, отъ злаго ее владычества; не подайте вины
враждующимъ на васъ къ соблазну, и да не порадуется врагъ о семъ.
Желаемъ вамъ получить отъ Господа помощь и утѣшенiе, въ вашихъ благихъ намѣренiяхъ; коего покрову вручаемъ васъ, и
испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе остаемся
недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхi<монахъ> Леонидъ и многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
Матушка игуменiя пишетъ, чтобы мы къ вамъ побывали. Мы желали бы васъ утѣшить,
но етого таперь здѣлать ни подъ какимъ видомъ не возможно. У васъ
крамолы, но и у насъ не безъ того.
Еще рана вашихъ враждующихъ не излѣчилась; долго ль
ее растравить; надобно взять терпѣнiе, со временемъ можно; а таперь я
хотя и отправляюсь на будущей недѣлѣ въ наши мѣста, но къ
вамъ не буду. Вспомните что говорено матушкѣ объ отцѣ Леонидѣ;
а ко мнѣ лучше ли имѣетъ отношенiе: прiѣзжай я къ вамъ, сей часъ
будетъ вѣдомо и въ Орлѣ и въ Калугѣ. Подождите Б<о>га
ради!
* Пустосвят от пустосвятство — набожность внешняя, мнимое, наружное благочестие, суетность богопочитания, раскольничество.