Христосъ воскресе!

Ваше преподобiе.

Достопочтеннѣйшая матушка и о Г<оспо>дѣ сестра Досифея.

Отъ 23 марта писанiе ваше получили мы 28. числа; благодаримъ за поздравленiе насъ съ свѣтлѣйшимъ праздникомъ воскресенiя Господа нашего Iи<су>са Хр<ис>та. И мы васъ съ онымъ такъ же поздравляемъ; желаемъ провести дни сiи съ сердечною радостiю и душевнымъ спокойствiемъ; да и всегда онымъ наслаждат<ь>ся; ето же тогда можетъ быть, когда мы имѣя борьбу со страстьми, при помощи Божiей оные побѣждаемъ; и боясь впредъ увлеченными быть, отъ нихъ всегда себя смиряемъ, и свою немощь сознаваемъ отъ зазрѣнiя другихъ въ ихъ немощахъ себя остерегаемъ. И укоризны съ досадами стараемся переносить, безъ коихъ и познать своего злаго устроенiя не можемъ. Не обвиняя ихъ, но себя. Да что мы о семъ пишемъ; вамъ довольно извѣстно сiе любомудрiе, отъ книгъ отеческихъ; дѣло стоитъ за исполненiемъ. Да сподобитъ васъ Г<оспо>дь принять сь чувствомъ покаянiя, образъ монашества и сохранить его исполненiемъ данныхъ обѣтовъ; о Г<оспо>дѣ удостоитъ васъ и части избранныхъ своихъ отецъ и матерей.

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, остаемся желатели вашего спасенiя и недостойные богомольцы многогрѣшный iеросхiмо<нахъ> Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

2. Апрѣля

1836. года

 

Почтеннѣйшей монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Писанiйце ваше съ протчими о Хр<ис>те сестрами отъ 13. февраля пущенное мы получили; внимая содержанiю онаго, видимъ, со стороны вашей побѣжденiе, а не побѣда надъ мысленными врагами. И гдѣ не могутъ запять шуей, тамъ съ десной страны заходятъ. Благодатiю Божiею, познавая ихъ коварства и сѣти, уклоняйтеся отъ нихъ, яко серна отъ тенетъ. Вы довольно прочли св. отецъ житiя и ученiя, старайтесь же оными средствами себя укрѣплять, и въ бор<ь>бѣ страстей не ослабѣвать, другихъ не зазирать. А болѣе всего старайтесь отъ немощей своихъ прошедшихъ и настоящихъ, стяжавать сокровище смиренiя, которое едино сильно истребить и искоренить до конца богоненавистный корень гордости; а оному упразднившуся, всѣ вѣтви и произрастѣнiя страстей изсохнутъ. Да поможетъ вамъ Господь управить путь свой по волѣ Его; коему вручая васъ, и призывая на васъ его благословенiе, съ желанiемъ вамъ здравiя душевнаго и тѣлеснаго, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Благодаримъ васъ, м. Магдалину и Надежду Онуфрiевну, за неоставленiе любовiю вашею сестры Пелагеи Тихоновны.

<?> февраля

1836. года

 

Почтеннѣйшей монахинѣ

матушкѣ Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной

въ С<ѣвскiй> д<ѣвичiй> м<онастырь>

 

19. Апрѣля

1836. года

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Прiемля участiе въ скорбяхъ вашихъ, сердечно о васъ соболѣзнуемъ; но не имѣемъ средствъ къ облегченiю вамъ оныхъ. Изъ письма вашего видимъ, что вы здраво разсуждаете во время приходящихъ вамъ мрачныхъ мыслей, стараясь не обдумывать на будущее время, а укрѣпляете себя возложенiемъ на волю и промыслъ Божiй.

Но сколь бы ни были сильны наши разсужденiи и бодрость духа, но все болѣе находимъ бальзамическаго прохлажденiя и утѣшенiя огорченнымъ мрачностiю и горестiю скорби сердцамъ нашимъ, въ излiянiи сего предъ другими, хотя и немогущими дать исцѣленiе; но уже отъ одного токмо откровенiя, чувствуемъ немалое облегченiе стѣсненному сердцу скорбными приключенiями. По сему и вы желая облегченiя себѣ, повѣдаете печаль и скорбь вашу предъ нашимъ скудоумiемъ: мы же немощнiи и притомъ обремѣненнiи грѣхами и такъ же скорбями, состраждемъ вамъ въ вашихъ скорбяхъ. Письмо братца вашего мы читали: чувствуемъ какую оное вамъ причинило рану; да и въ самый день радостнаго праздника, вмѣсто радости, скорбь объяла сердце ваше. Существенная и главная скорбь ваша, положенiе братца вашего Б<огдана> М<ихайловича> къ томуже и лишенiе вашей собственности. Не находя въ себѣ умственныхъ силъ и способностей къ раскрытiю вамъ непроницаемыхъ и недовѣдомыхъ намъ бездны судебъ Божiихъ, предлагаемъ вамъ погружать мысль вашу въ вѣру промысленнику нашему, Создавшему насъ, и пекущемуся о спасенiи нашемъ; вамъ довольно извѣстно ученiе Спасителя, сколько Онъ печется о обращенiи грѣшника, изъ притчи о блудномъ сынѣ; о заблуждшей овцѣ, и о погибшей драхмѣ. Положенiе братца вашего бѣдственно и достойно сожалѣнiя, по описанiю М. М., но кто можетъ знать внутреннее его устроенiе, мученiе совѣсти, и раскаянiе, которое можетъ быть преклонитъ на милость всегда готоваго къ милости Б<о>га. Намъ неизвѣстенъ конецъ, каковъ онъ будетъ: но хотя бы и видѣли не благопрiятность онаго; то все мы не можемъ судить право. Б<о>гъ единъ есть осуждаяй и оправдаяй. Наше дѣло есть молить Господа о помилованiи его. И сiе во отношенiи къ братцу вашему, сколько могли при помощи Божiе вамъ предложили.

Чтожъ касается до вашего положенiя, то вы не лишились еще совершенно всего: но все имѣете хотя не богатое, но умѣренное содержанiе: а хотя бы и сего не было, не силенъ ли Б<о>гъ васъ и всѣхъ вашихъ о Хр<ис>тѣ сестръ пропитать нужнымъ и довольнымъ /о каждой птичкѣ пекущiйся/. Онъ послетъ вамъ силу и спорость въ дѣлахъ вашихъ. Неложенъ бо есть сказавый «ищите прежде Царствiя Божiя и правды его, и сiя вся приложатся вамъ.» Не будете имѣть роскоши или излишняго, но оно и не нужно, да еще и вредно; и потому то можетъ быть промыслъ Божiй тако и устроиваетъ, что бы искать Царствiя Божiя не въ излишней пищи и питiи, но въ необходимой и нужной, равно и въ одѣянiи и протчемъ. Посмотримъ на нашу жизнь, и на жизнь отцевъ нашихъ, увидимъ, что и тѣни нѣтъ въ нашемъ образѣ жизни, противъ ихъ. То не достойны ли мы потерпѣть посылаемые намъ отъ Б<о>га скорби? Которые суть путь къ спокойствiю. Кто имѣетъ и всѣ блага мiра, но имѣетъ ли спокойствiе, когда внутрь его страсти воюютъ, и господствуютъ надъ нимъ? Но чрезъ скорби мы познаемъ себя, и обращаемся къ Б<о>гу, смиряемся и прiемлемъ отъ Него заступленiе: и просто сказать безъ скорби нельзя стяжать добродѣтель, свободит<ь>ся отъ страстей и угодити Б<о>гу. Въ достовѣрность сему прочтите ученiе св. отцевъ, и прiимите силу и произволенiе къ охотному терпѣнiю посланнаго вамъ креста; которой вамъ съ начала кажется тяжкимъ, но когда безъ ропотно и со благодаренiемъ будете принимать, и упованiе на Б<о>га возлагать, то оный вамъ облегчится. Нельзя что бы скорбь ваша въ отношенiи къ братцу и къ себѣ, не была для васъ тягостна; но видно нужно чтобы вы тягость ету переносили: а иначе не называлась бы она скорбiю. св. Исаакъ Сиринъ учитъ въ 37. словѣ: «нѣсть кто емуже не гор<ь>ко время оно является, въ неже ядомъ напояемъ бываетъ искушенiй.» А въ 5мъ словѣ: «не отвращайся скорбей, занеже тѣми въ разумъ истины входиши; и да не убоишися искушенiй, занеже тѣми обрѣтаеши честная.» Въ 34мъ словѣ: «иже безъ скорби въ добродѣтели своей обрѣтаяйся, дверь гордыни отверзеся ему.» Въ 35. словѣ: «но и отъ сего, познавается (человѣкъ) яко промышляемъ есть отъ Б<о>га, егда послетъ Ему присно печали.» Но всево лучше сами прочтите въ ево книгѣ въ гл<авѣ> 5, въ 20, въ 21, 34, 35, 36, 37 и 51й, въ коихъ довольно помѣщается о пользѣ скорбей, и побужденiе къ несенiю оныхъ со благодаренiемъ. Вы увидите, что терпѣнiе есть мати утѣшенiя; такъ какъ напротивъ, малодушiе есть, мати мученiя. Такъ же прочтите св. Марка Подвижника главы, и у Симеона Nоваго Богослова 1 и 2. главы, что есть вѣра во Христа. А равно и у другихъ отцовъ найдете много полезнаго ко укрѣпленiю и облегченiю вашему. Представ<ь>те себѣ другихъ носящихъ и носившихъ скорби тягчайшiя вашихъ, и смиритеся когда возмалодушествуете. Не смѣемъ болѣе простират<ь>ся въ разсужденiе о семъ, по скудоумiю нашему, приимите сiи не хитросплетенныя строки, но отъ усердiя вамъ начертанныя; и ежели найдете въ нихъ что противно истинѣ, исправ<ь>те и покрыйте любовiю христiанскою. Желаемъ да утѣшитъ васъ премилосердый Г<оспо>дь, и сподобитъ приуготовить себя къ принятiю ангельскаго образа; къ которому первый искусъ, терпѣнiе скорбей. И да сохранитъ васъ Г<оспо>дь отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiихъ, коего покрову васъ вручая, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Б<о>жiе остаемся недостойнiи ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

<На полях слева вписано: /Племянницѣ вашей желанiе посвятить себя Б<о>гу, да исполнитъ Г<оспо>дь, и гдѣ ему угодно ее устроить. Ежелиже и къ вамъ приведетъ ее Б<о>гъ, отказыват<ь>ся нельзя, хотя до усмотренiя и искуса ее. Когда будетъ ей въ тягость, жизнь наша, то и сама ее оставитъ, а вы постарайтесь себя исправить, въ чемъ видите зазоръ.>

<На полях: Матушкѣ игуменiи свидѣтельствуемъ наше почтенiе. Ред.>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Преподобнѣйшая и почтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати Досифея.

Видя изъ письма вашего, что вы нѣсколько поуспокоились о своемъ положенiи, желаемъ чтобы и совершенно, возлагаясь на промыслъ всесильнаго Б<о>га, дающаго пищу всякой плоти, были покойны. Такъ же и о братцѣ вашемъ остав<ь>те на волю Божiю: кiйждо бо отъ своихъ дѣлъ, или прославит<ь>ся или постыдит<ь>ся. А намъ попещися нужно и о себѣ, и о своемъ устроенiи, почаще вникать въ себя, и противит<ь>ся страстямъ, съ ближними умиротворят<ь>ся, и носити ихъ немощи, прощая противъ насъ погрешенiи, когда хотимъ, чтобы намъ отпущены были грѣхи. И такъ какъ вы находитесь въ близкомъ отношенiи къ матушкѣ игум<еньи> и извѣстно намъ по прежнему вашему расположенiю, что вы во многомъ подаете ей совѣтъ, то смотрите, чтобы по пылкости вашего характера, не здѣлать бы иногда какого проступка къ ближнему, за что послѣ много надобно будетъ приносить раскаянiя, а можетъ быть достанется и пострадать. Написавъ сiи строки, можетъ быть оными васъ и оскорбили. Но какъ писано есть: «Не обличай злыхъ, да не возненавидятъ тя; обличай премудра и возлюбитъ тя.» Мы считая васъ не отъ числа первыхъ, а отъ числа вторыхъ, дерзновенно и написали къ стати случившейся матерiи. А поводомъ къ сему ничего другаго не имѣли, кромѣ желанiя вамъ истиннаго блага и спасенiя, и какъ мнѣ Макарiю довольно извѣстно ваше устроенiе: о чемъ я вамъ и лично неоднократно говаривалъ. Ежелижъ вы примите ето слишкомъ больно оскорбительно, то насъ простите за грубость и невѣжество: и прочтите у св. Симеона Нов<аго> Богослова главу 31 и у с. Марка Подвижника, изъ числа 226. главъ, главу 193, а мы уже о семъ вещи не имамы.

Описанное въ краткомъ очеркѣ приключенiе жалкой вашей племянницы, чувствительно и сострадательно для насъ; а болѣе тѣмъ она жалостна, что духомъ смущена и отягощена /по мнѣнiю ее/ епитимiями. Видно смотрительно попустилъ Б<о>гъ ей ето, дабы къ нему приближилась. Ибо различными образами призываетъ насъ къ себѣ Б<о>гъ, иногдаже броздами и уздою челюсти востягиваетъ, не приближающихся къ нему; что можно и о ней разумѣть. Ежели бы она имѣла спокойный духъ, и во всѣмъ благоденствовала, не думаемъ чтобы помыслили когда о сей жизни. Но какъ бы она ни жила въ мирѣ, надобно о семъ только соболѣзновать, каят<ь>ся, смирят<ь>ся и благодарить Б<о>га, что онъ суд<ь>бами своими изторгнулъ ее изъ моря мiра и призвалъ къ себѣ. А здѣсь кая<ть>ся о прошедшемъ суетно проведенном времени, и исправлять жизнь свою по заповѣдямъ Божiимъ, и по отеческимъ преданiямъ; и надѣят<ь>ся на неизреченную милость Искупителя нашего Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та, грѣшныхъ ради пострадавшаго. По обращенiи от т<ь>мы къ свѣту, не помянетъ Г<оспо>дь кающимся грѣховъ ихъ, но смотритъ на настоящее наше житiе по обращенiи /какъ будемъ оное провождать/. Многiе есть тому примѣры въ житiяхъ святыхъ: св. Марiя Египетская преп. Евдокiя, Пелагiя, Таисiя, и протчiя многiя показываютъ намъ человѣколюбiе Б<о>жiе ко грѣшникамъ кающимся; почему и ей не надобно унывать, но показать исправленiе жизни, съ болѣзнiю сердца о прошедшемъ.

Въ разсужденiижъ епитимiи ее, не должна она унывать, но исправлять по силѣ, ибо оная не столь отяготительна какъ вамъ кажется. Но между тѣмъ непремѣнно надобно ей просить письмомъ своего духовника чтобы онъ разрѣшилъ ее отъ оной (ибо что одинъ свяжетъ, другой не можетъ разрѣшить) и простилъ бы въ томъ когда она была ею упущена. Просить же со смиренiемъ, представляя свою немощь и слабость тѣла и духа; отъ чего она еще болѣе изнемогаетъ лишаясь надежды спасенiя. При томъ же такъ какъ она рѣшилась вступить въ монастырь, то и правила монастырскiя, съ возлагаемыми на нее послушанiями, дѣлаютъ еще болѣе неудобства къ исполненiю сего. Просить что бы предоставилъ ее на волю Божiю; она же готова будетъ за тѣ же преступленiи какiя будутъ ежели полагаемы отъ /здѣшнихъ/ духовниковъ временные епитимiи, исполнять, и въ случаѣ неможенiя, можетъ лично просить ихъ и о разрѣшенiи; Она бы не осмѣлилась просить его, но такъ какъ отстоитъ далеко отъ него разстоянiемъ, и неможетъ имѣть сего отъ него утѣшенiя, униженно просить его о прощенiи и разрѣшенiи.

Въ письмо можно для вѣрности вложить небольшую монету. Ежелижъ не скоро будетъ отвѣтъ, надобно и еще повторить. Ето ее можетъ успокоить. А такъ же и ето еще вы упоминаете, что родитель ее не прощалъ и не давалъ своего благословенiя: ежели и доселѣ ето продолжается, то чтобы она постаралась и его умиротворить и получить благословенiе.

<На полях обоих листов вписано: Не помню писалъ ли я вамъ: прошлаго года когда я былъ въ Москвѣ, познакомился въ домѣ г<осподина> купца Самгина, съ вашими сестрицами Вѣрою и Маргаритою Верховскими, стоявши вмѣстѣ съ нами на квартирѣ и сего <нрзб>. Онѣ меня звали побывать у нихъ въ пустынѣ, но мнѣ было невозможно за распутицею. О другой сестрѣ, бывшей у о. Зосимы, вы не пишите, какой она избрала родъ жизни. Ред.>

Сколько могли на первый раз даемъ сей совѣтъ, желая, чтобы она въ надеждѣ на милосердiе Божiе успокоивалась въ своей совѣсти, провождая жизнь подобающую своему призванiю. Чтожъ касается до насъ, по мнѣнiю вашему могущихъ чрезъ ее откровенiе, умиротворить ее; ето вы приписываете /намъ/ излишне, мы не только не имѣемъ сего дара, но еще и многими немощами обложены /и невѣжествомъ помрачены/: буде же кто либо и имѣлъ успокоенiе, то ето не отъ насъ, но Божiе милосердiе по вѣрѣ ихъ дѣйствовало; оно сильно и другими его производить, когда вѣра не оскудѣетъ.

Впротчемъ ежели будетъ на ето воля Божiя употребить и насъ къ сему орудiемъ, мы не смѣемъ отрещись, хотя немощны, неразумны и недостойны. Въ таперешнее время, я не предвижу чтобы могъ быть у брата, и намѣренiя къ сему не имѣю. Развѣ не разсудитъ ли настоятель опять здѣлать какое порученiе, коему не смѣя противлят<ь>ся, долженъ здѣлать повиновенiе; но и етому не могу назначить время. О всемъ етомъ предаемъ на волю Божiю.

Вы же принявши ее, здѣлали благоразумно, давъ пристанище и сострадая огорченной сердцемъ, желающей положить начало ко исправленiю жизни своей. Вы хотя и сами (равно какъ и мы) далеко отстоимъ исполненiя долга нашего, но по крайней мѣрѣ напоминая другимъ о должномъ, сами устыдимся, и зазрѣвъ себя смиримся. Далѣе же объ основанiи ее жизни у васъ, какъ васъ Б<о>гъ наставитъ, творите.

Достопочтеннѣйшей матушкѣ игуменiи, и мат. Магдалинѣ свидѣтельствуемъ наши почтенiи и на всѣхъ васъ испрашивая миръ и благословенiе Божiе остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

7. маiя

1836. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Слава Б<о>гу, удостоившему васъ принять на себя монашескiй образъ; Ангели внимали совершенiю сего таинства! Да сподобитъ же васъ Господь и сохранить данные обѣты при постриженiи, и получить вѣнецъ правды отъ подвигоположника Хр<ис>та, за бор<ь>бу и сопротивленiе страстямъ. Удобнѣе можете при сопротивленiи онымъ одерживать побѣду, когда призывая помощь Божiю, понудите себя къ терпѣнiю и смиренiю, а тутъ же и любовь да присовокупится. То весь тулъ стрелъ вражiихъ несиленъ будетъ противостать вамъ; ибо смиренiе привлекаетъ благодать Божiю. «На кого бо воззрю; но на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словесъ моихъ.» «И научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ.» Въ противномъ же случаѣ, при удаленiи благодати Божiей заступитъ мѣсто немирство и смущенiе. Вы все ето довольно знаете, и отъ чтенiя и на опытѣ, но я за нужное счелъ и здѣсь вамъ воспомянуть, потому болѣе, что вы пишите о чувствахъ вашихъ при постриженiи бывшихъ, и послѣ измѣнившихся; тогда вамъ не было врага, всѣхъ любили, и хуже всѣхъ себя видѣли.

Таковое и всегда должно быть наше уготовленiе; по слову св. Давида: уготовихся и несмутихся, — когда же нѣтъ уготовленiя, то и смущенiе слѣдуетъ приникнувшей брани, отъ залога страстей. Не вините другихъ открывающихъ вамъ лежащiя въ васъ страсти, но почитая благодѣтелями, благодарите и умственно лобзайте ноги ихъ. И обидящимъ вмѣсто зла, желайте блага; тогда и свѣтъ вамъ рано возсiяетъ, и просвѣтитъ во т<ь>мѣ и сѣни смертнѣй сѣдящихъ. Описанные вами по забвенiю не сказанные грѣхи, да проститъ вамъ премилосердый Г<оспо>дь; и азъ недостойный посылаю мое прощенiе.

Сожалѣемъ о вашей матушкѣ игуменiи что она руку зашибла; желаемъ чтобы скорѣе прошла ета болѣзнь, и она бы свободно имѣла попеченiе о спасенiи ввѣренныхъ ей невѣстъ Хр<ис>товыхъ. Свидѣтельствуемъ ей наше почтенiе, и просимъ ее молитвъ.

Племянницы вашей письмо получилъ. Но писанные въ ономъ откровенiи не должны быть писаны, что бы и другiе знали; ето касается только до духовенства: хоть можетъ быть изъ разговоровъ и извѣстна вамъ ее немощь, но все бы должно писать сокровенно. И въ предъ прикажите

ей, ежели что нужно особо на бумажкѣ написать запечатлѣвъ; иногда и помыслъ смущающiй не можетъ всѣмъ выразить, ето мы можемъ судить по себѣ. Хотя и вручилъ вамъ по Б<о>гѣ, родитель ее, а никому другому; но я не думаю, чтобы /вы/ приняли на себя столь тягостное иго принимать откровенiе помысловъ; хоть бы и приступали къ вамъ прося о семъ кто бы то ни былъ, совѣтую отрѣвать отъ себя ету тягость; довольно когда и себя управите. Мнѣ мнится поручите ее матушкѣ игуменiи для откровенiя; а въ протчемъ о нравственномъ устроенiи ее по видимому имѣйте попеченiе; за преслушанiе можно и на поклоны поставить и другимъ какимъ либо образомъ наказать; но все надобно смотрѣть что бы не по страсти /и не съ яростною частiю/ ето творить. Простите меня что я очень откровенно пишу, надеясь, какъ вы увѣряете, на ваше къ намъ по Б<о>зѣ расположенiе; и притомъ пишу не публично, а къ однемъ вамъ. Ежелижъ вамъ ето покажется противнымъ порученiю вашего званiя, /взять ее/ подъ свой по Б<о>зѣ покровъ, и покажется оскорбительнымъ; то знайте, что ето страстно, и тутъ дѣйствуетъ самолюбiе: не давайте ему мѣста, но скорѣе истребляйте. Конечно вамъ будетъ не безъ труда съ нею возит<ь>ся, но вы вспомните и свои немощи, когда пришли въ монастырь: сколько надобно было сражат<ь>ся со страстями, но и таперь еще не чужды немощей. А оставлять ее или совсѣмъ отъ себя отсылать не совѣтуемъ. Мы по долгу напишемъ ей, сколько Господь вразумитъ въ пользу души ея: о повиновенiи и о сопротивленiи страстей. Повѣр<ь>те матушка, ежели бы въ таперешнемъ моемъ смыслѣ, то никакъ бы не согласился принять на себя разсуждать помыслы другихъ, зная свои немощи; но какъ уже завязался, то и трудно здѣлать развязку; развѣ особеннымъ какимъ промысломъ Б<о>гъ устроитъ и свободитъ отъ сего. Разсматривая другихъ, о себѣ забываю; уча другихъ, себя не учу. Горе мнѣ бѣдному.

За письмо Аришу благодарю. Но она хотѣла на меня за что то жаловаться игуменьи, съ угрозами, вотъ то вамъ будетъ. Я и ожидалъ и не зналъ какъ пройдетъ ета бѣда, но видно она забыла, или хотѣла меня только постращать. Я послалъ ей и сестрѣ ее по игол<ь>ничку съ м. Нѣктарiею, которые отъ насъ пошли 30. iюня. Таперь же посылаемъ имъ наше благословенiе, да вразумитъ ихъ Господь, и просвѣтитъ ихъ юные сердца къ познанiю Его: и въ любовь его.

Поручая васъ покрову и промыслу Божiю, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, и да сподобитъ васъ Господь сохранить чисто принятое ваше званiе, и избавитъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенiя ваши, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

2. iюля

1836. года

<На полях слева вписано: Достопочтеннѣйшей матушкѣ Магдалинѣ свидѣтельствуемъ наше почтенiе и посылаемъ благословенiе. Ред.>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Пишите вы о своихъ неисправленiяхъ и душевныхъ недостаткахъ, съ соболѣзнованiемъ, и съ жалобою, что духъ вашъ часто находится въ волненiи и смущенiи.

Недостатокъ дѣлъ да замѣняетъ сердечное о семъ соболѣзнованiе. Хотя же и не въ силахъ исполнить подвиги, но заповѣди необходимы, и должно всѣ силы употреблять къ ихъ исполненiю; которые на всякомъ шагу намъ предстоятъ, а что не имѣете мира и спокойствiя; то сему причиною надобно полагать самолюбiе, тщеславiе и гордость. Ибо самъ Спаситель научаетъ насъ въ чемъ искать спокойствiя,: въ смиренiи и кротости; имѣйте ихъ обдержащими все ваши дѣйствiя, то навѣрно отъ идетъ отъ васъ и смущенiе. Читаете сами книги и разумѣете какъ должно противит<ь>ся страстямъ. А какъ намъ свѣдомо отъ васъ самихъ, что у васъ господственная есть страсть самолюбiе; то противу ей, и старайтесь во всякомъ случаѣ вооружат<ь>ся; и при помощи Божiей она силу свою потеряетъ. Такъ какъ поминаемыя вами двѣ страсти не имѣютъ таперь надъ вами такого владычества помощiю Божiею; содѣйствующу Б<о>гу, при вашемъ произволенiи и сiя упразднится.

Описанное вами Елисавѣты Ал. устроенiе, конечно достожалостно, но вы потерпите еще, не преставая внушать ей должное; только опасайтесь, чтобы не пустить въ болящее око, вмѣсто лѣкарства чего либо вредящаго. Невсегда пользуетъ снисхожденiе, нужна бываетъ иногда и строгость; однакожъ надобно помнить, что и мы имѣемъ нужду въ прощенiи грѣховъ нашихъ т<ь>мѣ талантъ равныхъ; а сами хоть сто пенязей отпустимъ. Можетъ быть чрезъ повторенiе ей о благочестiи и придетъ въ чувство; но когда уже увидите со стороны ее безъ надежность къ исправленiю въ нравственности и вамъ будетъ не въ силахъ носить, тогда какъ васъ Богъ наставитъ учините.

Желаемъ вамъ мира здравiя и спасенiя, и испрашивая на васъ Божiе благословенiе, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

6. октября

1836. года.

 

Ея преподобiю

Сѣвскаго дѣвичьяго монастыря почтенной монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшая мати Досифея.

Отъ 23. числа ноября писанiе ваше мы получили. Въ коемъ вы сознаетесь, что въ васъ есть: гордость, самочинiе, дерзость, непознанiе своего ничтожества, а чрезъ сiе и протчее ежеминутное преткновенiе.

Чтожъ на сiе мы вамъ скажемъ, и какое дадимъ наставленiе ко уврачеванiю; когда вы сами довольно знаете изъ писанiя св. отцевъ, отъ чего раждаются страсти и дѣйствуютъ, и какое онымъ прилагать врачеванiе; и мы скудоумные писали къ вамъ неоднократно, противъ вашихъ вопросовъ объ оныхъ? Усматриваемъ что недостаетъ произволенiя; ибо гдѣ произволенiе наше /и старанiе/, тамъ и помощь Божiя. А безъ нашего произволенiя и помощь Божiя не содѣйствуетъ; равно и произволенiе наше безъ помощи Божiей, ничего не здѣлаетъ. Имѣйте произволенiе ко исправленiю себя, и понуждайте себя, прося и помощи Божiей, то силенъ Господь устроить ваше спасенiе. Ежели захотите, то всякой случай будетъ вамъ учитель, и обличитель вашего недуга, т. е. гордости и самолюбiя. А вы знаете сколько онѣ пагубны; когда уже съ неба свергнуты нѣкоторые имѣвшiе гордость; то кольми паче трудно войти на небо со оною? Вспомните намѣренiе зачемъ мы оставя мiръ, пошли въ слѣдъ Христа? Спасти душу, — то и надобно то творить, что ко оному прилично. Не вините тѣхъ, которые вамъ показуютъ ваши немощи и страсти, но паче ихъ считайте своими благодѣтелями; а обвиняйте себя, и постарайтесь убить страсти, противоположными добродѣтелями. Вы пишите себѣ стишки изъ св. Марка, Симеона, Дорофея, Iоанна Лѣствич<ника>, Илiи Екдика. Сего послѣдняго съ 30. до 40. главы, а протчiи сами отыщите; и старайтесь во всякомъ случаѣ имѣть терпѣнiе и смиренiе; не считая что васъ люди обижаютъ, но свои страсти виною поставляя. Горе намъ убогимъ, токмо лѣтами жизнь свою постовляющимъ за велико; надобно бы читать и разумъ стяжать; а мы еще подобно отрокамъ азбуку не изучили? Вы пишите, что открываете все матушкѣ; ето бы должно было поставить васъ въ хорошемъ устроенiи, когда бы открывая отсѣкали свою волю, и не составляли свой разумъ. А то вы хотя и откроетесь, но желаете исполнить такъ какъ вы считаете ето за благо, хоть и по страсти; а ето происходитъ отъ гордости: смиренiе бы противное имѣло дѣйствiе. Простите насъ что пишемъ безъ лести, наши чувства. Хотя вамъ покажется и противно, но и сiе усмотрите откуда происходитъ.

О племянницѣ вашей мы не собираемъ духу рѣшительно вамъ сказать, чтобъ вы отъ нея отказались. Но надобно и еще потерпѣть, не оставляя вразумлять ее, съ самоукоренiемъ, и самой отъ сего научат<ь>ся. Мы ее не одобряемъ, но и укоряемъ; но обратит<ь>ся надобно и къ своимъ немощамъ, и къ слову Св. Апостола: другъ друга тяготы носите, и тако исполните Законъ Христовъ. Вы же знаете, что чрезъ вашъ отказъ навлечете на нее отеческiй гнѣвъ. Впротчемъ какъ вамъ угодно, а мы вамъ написали, что чувствуемъ; побывать же вамъ въ Воронежѣ по благословной винѣ, по болѣзни зятя, можно; можете объяснить такъ и преосвященному, и что отъ сего зависитъ обеспеченiе вашего содержанiя; но о семъ какъ будетъ угодно Богу.

Когда же тамъ будете, и по исполненiи о своихъ дѣлахъ съ нимъ; можете предложить не будетъ ли ево усердiя и на церковь вашу что нибудь пожертвовать. Желаемъ чтобы Господь исполнилъ во благихъ желанiе ваше; и даровалъ бы мирное устроенiе, и сохранилъ бы васъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражiхъ.

Посылаемъ вамъ недостойное наше благословенiе, и пребываемъ ваши усердные богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

3. декабря

1836. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Видимъ сколько тронуло васъ извѣстiе о кончинѣ братца вашего Богдана (Василья) Михайловича, и сердечно о немъ и о васъ сожалѣемъ; тѣмъ паче, что кознями непрiязненнаго врага, были у васъ съ нимъ не въ давнемъ времени смущенiи. Но можетъ быть Господь и даровалъ ему чувство умиротворенiя предъ кончиною его. Вы ево прощаете, но и себя обвиняйте, что были со стороны вашей писаны ему оскорбляющiя его выраженiя; хоть вы и собственнаго требовали. Но гораздо лучше сознавать всегда себя виновными, взирая на Заповѣдь Божiю: Любите враги ваша; которой мы многократно являемся преступники. Не смѣемъ входить въ сужденiе дѣлъ покойнаго, только сожалительно, что при высокихъ предположенiяхъ его объ устройствѣ жизни своей, наконецъ рѣшилось дѣло ничемъ, и съ вами бывши прежде въ связи родства и дружбы, премѣнилось въ противное. Что сему причиною? Славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе! Все, или нѣкоторые изъ нихъ. Не имѣя время чинить о семъ разбора, оставляемъ на разсужденiе ваше; и дабы есть ли кто и изъ насъ недугуетъ сими страст<ь>ми, постарат<ь>ся искать имъ врачевства. Поболѣвъ объ немъ сердцемъ и душею, надобно молить Господа, да проститъ его, и да упокоитъ съ праведными душу его. Спаси васъ Господи, что вы о семъ имѣете попеченiе. По полученiи письма вашего у насъ во обители и въ скиту записали имя его для поминовенiя.

Оставшiяся ваши за нимъ деньги ежели можно, вѣрно братцы ваши не захотятъ лишить васъ собственности. Но ежели сего будетъ здѣлать невозможно, то надобно предать волѣ Божiей; ибо безъ него ничтоже съ нами бываетъ: о семъ вы довольно извѣстны, и что Онъ въ силахъ пропитать васъ, увѣрены. Ежели не будете имѣть излишняго, то видно ето и не нужно, потому что не служитъ къ пользѣ и бываетъ иногда препятствiемъ ко спасенiю. Не имѣя столько произволенiя, чтобы понудить себя добровольно къ отверженiю себя, благодѣтельствуя намъ Б<о>гъ, невольно посылаетъ скорби и лишенiя, ибо когда вольные труды оскудѣваютъ, тогда невольными Б<о>гъ насъ спасаетъ: броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши не приближающихся къ тебѣ.

Матушкѣ игуменiи просимъ сказать наше почтенiе; купно и мат. казначеи; поздравляемъ ихъ и васъ съ наступающимъ высокоторжественнымъ праздникомъ Рождества Христова. Скажите мат. игум<енiи> что та особа, о которой мы писали, о образѣ, и пожертвованiи на церковь, и на то и на другое согласна. Образъ скоро будетъ отправленъ; вы его получите въ Орлѣ, только помолчите, и не явно о семъ разглашайте, а помощи будетъ двѣ; <нрзб.> и еще кой откуда наберется. Только постарайтесь принимат<ь>ся за дѣло: просите Архiерея. И на первый разъ хотя гдѣ и въ долгъ взять въ какой нибудь церкви, съ позволенiя Архiерея ето не рѣдко бываетъ. А когда начнете, то Б<о>гъ и пошлетъ. Просимъ насъ не обнаруживать. Имена благодѣтелей: Петра Евдокеи и чадъ ихъ. Помолитесь объ ихъ здравiи и благоденствiи.

Поручая васъ покрову и промыслу Божiю и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, съ желанiемъ вамъ здравiя и спасенiя остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Письмы ваши паки къ вамъ возвращаемъ. Письмо ваше получили мы 18 декабря. Деньги отданы настоятелю.

20. декабря

1836. года.

<На полях: Келейнымъ вашимъ посыла<емъ> наше благословенiе. Ред.>