М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Писавши къ матушкѣ игуменiи съ отправившимися къ вамъ двумя новосильскими сестрами, къ вамъ не могли особо написать на ваше письмо, однакожъ что нужное было: въ томъ письмѣ приписано.

Путешествiе ваше растворенно было печалiю и радостiю; безъ чего и обойтит<ь>ся нельзя: ибо всякое дѣло благое скорбiю искушается, потомъ бываетъ заступленiе и утѣшенiе. Сердечно сожалѣемъ о мат. казначеи, желаемъ знать есть ли облегченiе ее болезни, и желаемъ ей совершеннаго выздоровленiя. Свидѣтельствуемъ ей наше почтенiе.

Какiя вы избрали планы для иконостасовъ, и подрядили ли и засколько цѣною: ибо уже хотите представлять о дозволенiи заказывать?

Болѣе писать не находимъ что. Матушкѣ игуменiи скажите наше почтенiе.

А вотъ нужное было пропустили что было на умѣ: честь имѣемъ поздравить васъ съ приближающимся днемъ вашего Ангела, хотя и не такъ близко, но и не далеко, и до тѣхъ поръ не доведется больше къ вамъ писать. Желаемъ чтобы все вы были здоровы, и благополучны, и испрашивая на васъ миръ и благоговенiе Божiе, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

8. марта

1838. года

Матери Людьмилѣ скажите наше почтенiе. Давно она не пишетъ, видно порядочно запорошилось сердце страстнымъ соромъ, и закрался бѣсишка съ своими резонами и оправданiями. Но есть ли у нее миръ?

Почтеннѣйшей Елисавѣтѣ Ивановнѣ и Федосьи Афонасьевнѣ изъявите наши почтенiи.

Мат<ушка> игуменiя писала что опасается о церковномъ потолкѣ, дабы не обрушился. Увѣдом<ь>те въ чемъ ето состоитъ сомнѣнiе; мы писали ей чтобы посовѣтовать<ся> съ архитекторомъ и передѣлать оный.

Еще слышимъ что у васъ печи очень худо покладены въ церкви. Ничево не нагрѣваются и не нагрѣваютъ церкви. Ето отъ тово что кафли которые должны нагрѣват<ь>ся и своею горячестiю нагрѣвать, заложены, такъ что во внутренность ихъ не проходитъ теплота. Ето надобно передѣлать, а то дровъ въ двое идетъ а толку мало.

 

+

Послѣ запечатанiя еще получили ваше письмо отъ С. М. Трухина и планы иконостасные, въ коемъ вы описываете о своемъ положенiи по части интересной; просите поговорить С. М. на счотъ справедливости платежа денегъ. Въ етомъ случаѣ надобно больше полагат<ь>ся на Б<о>га, и укрѣплят<ь>ся вѣрою въ него. Самые честные люди бываютъ не состоятельны, не по душѣ сiе дѣлаютъ, но по обстоятельствамъ. Молите Б<о>гу, что бы оградилъ его благая и онъ вѣрно васъ не обидитъ.

Вы пишите о купленномъ Алебастрѣ, видно прошлогоднего недостало, объ извѣсти же умалчиваете, изъ Орлали привезти, такъ какъ было уже и деньги дали на задатокъ; или тамъ будете покупать.

 

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

1. числа сего Апрѣля получили мы письмо ваше отъ 23* марта посланное. А въ какомъ оно было бѣдственномъ путешествiи, прилагаемъ частицу онаго, увидите причину не скораго полученiя.

Отвѣтствуя на оное, въ первыхъ поздравляемъ съ симъ высокоторжественнымъ праздникомъ: Матушку игуменiю, мат. казначею и васъ; желаемъ всѣмъ вамъ въ мирѣ, спокойствiи и здравiи, съ сердечною радостiю праздновать сiи торжественные дни. Просимъ извиненiя у мат. игуменiи и у казначеи, что не пишемъ къ нимъ особо. Зная ваше блиское другъ къ другу соотношенiе, считаемъ равнымъ вмѣстѣ и поздравить васъ.

Писавши о церкви вашей, умолчали о потолкѣ, почему мат. игуменьи находилъ страхъ, что оный обрушится; а мы васъ о семъ вопрошали; и таперь тожъ повторяемъ?

Объ иконостасахъ, какъ лучше усмотритъ м. игуменiя, такъ и дѣлайте, и кого найдетъ лучше послать съ планомъ<?> къ архiерею, да будетъ на воли ее. Чтожъ касается до штукатурки стѣнъ внутри, то никакой нѣтъ опасности нынѣшнимъ лѣтомъ ихъ штукатурить. Что на опытѣ дознано; сколько мы не знаемъ строенiй, такъ штукатуреныхъ, все онѣ прочны; какъ то: въ Плащанской, въ Бѣлыхъ берегахъ и здѣсь; во всѣхъ сихъ мѣстахъ на другое лѣто штукатурили; и вашу церковь будетъ можно; только лѣтомъ, а не весною, и начинать работу надобно не ближе iюня мѣсяца; ежели ужъ жаркое время, то въ исходѣ маiя; въ апрѣлѣ же не совѣтуемъ и за штукатурку потолковъ принимат<ь>ся; отъ сырости время и стѣнъ, не можетъ какъ должно и верхъ сохнуть и быть прочнымъ. Слѣдовательно въ войлокахъ еще не будетъ скоро вамъ нужды, и оные къ времени доставятся къ вамъ.

Въ письмѣ вашемъ мы усмотрѣли бракъ и погребенiе. А въ комъ бываетъ сiе устроенiе? Конечно вы знаете, и не нужно вамъ о семъ толковать. Умилившись отъ чтенiя повѣсти о мытарствахъ, познали свою пустоту, пришли въ чувство — смирились, и кажется стали на пути добродѣтели.

Ето бракъ! Подъ симиже строками очутилось и погребенiе; коснулось о печахъ церковныхъ; что мы къ вамъ писали, что онѣ толсто сложены, много требуютъ дровъ, а мало нагрѣваютъ. Видно какъ ето васъ встрѣвожило; и вы обратились съ укоризнами на другихъ, и вѣрно ошибочно; тутъ были догадки, подозрѣнiи, и можетъ быть злопомнѣнiе, отъ чего жъ ето? Явно отъ самолюбiя. Ежели бы васъ все хвалили и ублажали, то оно бы молчало; по етому вы работаете тщеславiю. Мы поставляемъ въ етомъ себя виновными, что желая къ лучшему что нибудь предложить, учинили для васъ камень претыканiя, и на другихъ невинныхъ злопомнѣнiя. Вы останавливаете насъ въ передъ въ нужныхъ случаяхъ дѣлать вамъ предосторожности. Разсмотрите получше себя, а не другихъ вините; о печахъ уже мы умолчимъ, сердечная пещь палится!

Отцу Петру Григорову читали ваши строки: онъ не зато оскорбился, что вы къ нему не пишите, но тѣмъ, что объ немъ такого мнѣнiя, что онъ оскорбится. Онъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтенiе. А наше мнѣнiе: сколько вы написали въ нашемъ письмѣ къ нему относящегося, то етого самаго довольно бы было и къ нему написать, да еще и меньше бы витiйства требовалось.

При желанiи вамъ мира, здравiя и спасенiя остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

5. Апрѣля

1838. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

За сознанiе ваше въ немощахъ вашихъ силенъ Г<оспо>дь простить васъ, и мы недостойные посылаемъ наше прощенiе и благословенiе.

Что касается до прошедшаго [прошедшаго], то не сумнѣнно, что при раскаянiи и сокрушенiи сердечномъ отъ милосердiя удостоитесь прощенiя; однакожъ это не даетъ намъ право на беспечность протчаго времени жизни нашей; но надобно всемѣрно старат<ь>ся о исправленiи своей нравственности. Намъ только дана во власть настоящая минута, въ которую мы обязаны каят<ь>ся, а о другой не знаемъ, не перейдемъ ли уже въ будущую жизнь. Сему имѣемъ многiе примѣры, то и надобно старат<ь>ся удерживать себя отъ дѣйствiя страстей. Художество сего довольно вамъ извѣстно: всему злу причиною самолюбiе и гордость; отъ нихъ и пламень ярости опаляетъ сердце, и тьма страстей покрывает душу. Зная губительность оныхъ, потщитесь всѣми силами прибѣгать къ сопротивному оныхъ оружiю, самоукоренiю и смиренiю. Никого не вините, тѣхъ, кои вамъ показываютъ въ васъ страсти, ибо онѣ суть посланы отъ Б<о>га для сего именно; а вы сопротивляясь имъ, дѣлаетесь противными смотренiю Божiю. Самое наше одѣянiе да будетъ намъ всегдашнею памятiю, что мы носимъ образ покаянiя и смиренiя. Почаще читайте 31. главу Симеона Новаго Богослова.

Имѣете духовную мать, но плодовъ покоренiя не стяжали; такъ хотя съ сехъ поръ, съ сей минуты начните дѣло своего спасенiя. Вѣр<ь>те, что мы объ васъ сожалѣемъ, отъ того сiе и пишемъ.

Употребленiе Ѵ. должно вамъ оставить, ибо вы не аставили еще а только премѣнили одно на другое, которое такъ же причиняетъ вамъ вредъ. Умноженiе крови и разгоряченiе оной, для васъ весьма вредно. Пустить кровь съ нашей стороны не препятствуемъ, ежели находятъ знающiе въ семъ нужду, Г<оспо>дь да благословитъ! Мать казначея говорила по вашему порученiю кое что /и во ономъ да проститъ васъ Г<оспо>дь/, но вы и сами довольно написали, и изъ прежнихъ случаевъ довольно извѣстно намъ ваше устроенiе; исправленiе котораго зависитъ отъ вашей воли, при Божiей помощи. Когдажъ вы о семъ не попечетесь, то надобно ожидать, (ежели того достойны) что броздами и уздою челюсти востягнетъ Г<оспо>дь: т. е. невольными скорбями привлечетъ къ себѣ, а когда недостойны, то и того не будетъ. Ето весьма страшно и опасно — вѣчность!

Мы надѣемся что съ сѣхъ поръ вы начнете имѣть за собою бдительный надзоръ, отдаваясь въ волю матери, хоть бы что и противное вамъ представлялось; но оно будетъ вамъ полезно: и Г<оспо>дь вамъ поможетъ, коего покрову вручая васъ пребываемъ недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

11. iюня

1838. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея.

Вы извиняетесь предъ нами въ долгомъ къ намъ не писанiи; но мы за сiе нимало на васъ не въ претензiи: когда напишите прiемлемъ и по скудоумiю нашему отвѣтствуемъ; а когда нѣтъ, то и мы молчимъ.

Изъясняете вы свою слабость, коею побѣждаетесь, и описываете какiя бываютъ отъ того послѣдствiя; просите во ономъ прощенiя и вразумленiя какъ поступать въ удержанiи себя, отъ пагубнаго сего пристрастiя. Да проститъ васъ премилосердый Г<оспо>дь, и мы недостойнiи и сами немощнѣйшiи посылаемъ вамъ наше прощенiе и благословенiе.

Чтожъ касается до наставленiя какъ себя удерживать, то это довольно вамъ извѣстно. Страхъ Божiй, и тѣ послѣдствiи кои случаются послѣ поползновенiй, могутъ быть добрые предостерегатели отъ страстей.

Бѣдствiе ваше происходитъ болѣе отъ самолюбiя, или отъ гордости; оные всѣхъ золъ корень и основанiе: пылкость, рвенiе, составленiе своей воли и разума, прекословiе, зазренiе ближнихъ, и многiе другiе, отъ гордости и самолюбiя раждаются, и лишаютъ насъ мира, а ктомужъ еще попущается и тою страстiю пообладанной быти. Прочтите у св. Исаака Сирина въ 79. словѣ, о искушенiяхъ гордымъ попущаемыхъ, и далѣе какое врачевство онымъ: смиренномудрiе сердца. А сiе стяжавается отъ послушанiя, какъ пишетъ св. Iоаннъ Лѣствичникъ. Не имѣя смиренiя, должны себя сознать, что не имѣли и не имѣете должнаго послушанiя (какъ и та о коей вы упомянули, что мы понимаемъ) мнимся имѣть мать, и обманывемъ себя, лишаясь приобрѣтенiя должныхъ плодовъ; а когдабы съ начала вступленiя прiобучили себя къ откровенiю и къ повиновенiю, то и страсти не имѣли бы надъ вами такой власти; ибо повиновенiе отъ смиренiя раждается, и паки повиновенiемъ умножается.

Вы упомянули о входящихъ вновь благор<одныхъ> дѣвицахъ, коихъ благимъ произволенiемъ и доброю нравственостiю пользуетесь; чтожъ мы о себѣ скажемъ, толико лѣтъ проживши во обители и не только не исправили ничего по намѣренiю и обѣту нашему, но и въ горшее преуспѣли? Надобно опасат<ь>ся, дабы не быть имъ претыканiемъ и соблазномъ. Мы радуемся о призванiи ихъ во обитель отъ мирской суеты, но и страхомъ одержимы дабы не услышать того, что сказалъ Г<оспо>дь книжникамъ.

Горе вамъ книжницы, фарисеи, преходите море и сушу, сотворити единаго пришельца; и далѣе сами прочтите.

Очень нужно въ началѣ вступающимъ дать правое направленiе волѣ и разуму, дабы на всю жизнь ихъ послужило таковое начало. Пишетъ св. Iо<аннъ> Лѣств<ичникъ>: когда начало неблагообразно, то и конецъ неблагонадеженъ. Очень могутъ увлеч<ь>ся при большой ревности въ высокоумiе превосхожденiемъ дѣлъ; или лѣностiю и нерадѣнiемъ, уклонятся въ страсти; но и то и другое вредно для души; среднiи же путь почитаютъ отцы не падательнѣнымъ, а какъ имъ идти, не довольно одного чтенiя, но надобно, что бы кто нибудь самъ искусившiйся оный показывалъ. Въ письмѣ вашемъ мы замѣтили сожалѣнiе ваше, что не имѣете частаго келейнаго съ ними обращенiя; ето послужитъ обоюдною пользою избѣгать молвы; угощенiя и пиры въ монастырѣ не нужны; а любовь можно духовно стяжевать. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ сего ради пребываемъ въ келлiяхъ нашихъ, да видимъ всѣхъ добрыми.

Обращаемся къ первой матерiи до васъ касающейся когда вы не стяжали смиренiя /чрезъ повиновенiе/ могущаго бы васъ успокоить; то не должно же отчаяват<ь>ся, промыслъ Б<о>жiй смотрительно приводитъ къ сему чрезъ попущенiе и утомленiе страст<ь>ми и искушенiями.

Только не забывайте прибѣгать къ сей твердыни смиренiю, всегда смотря свою худость и нищету душевную, на которое призираетъ Господь и даруетъ свою помощь.

М. А. жаль, она таперь слѣпа, а открыть глаза нельзя; но силенъ Г<оспо>дь сохранить ее; когда искусится, то познаетъ, какъ вы и сами на себѣ испытали. Однакожъ мы съ своей стороны здѣлали что должно, писали, и кажется тронули /струну/ самолюбiя, только не знаемъ воспользуетъ ли въ таперешнiй разъ.

О церкви вашей Господь силенъ промыслить; больше здѣлано, а меньшее пошлетъ. Вы пишите на лицо денегъ 2636. руб<?>. или 2036. мы не могли разобрать. Жѣлезо постарайтесь продать, что дѣлать хотя и съ уступкою, и купцы не всегда съ барышемъ торгуютъ. Когда нѣкому у васъ купить, то не возьметъ ли тотъже купецъ у котораго купили; у насъ таперь въ виду нѣтъ такихъ благодѣтелей; Елена Николаевна, до сѣхъ поръ еще не получаетъ своей суммы. О кельяхъ вашихъ пишемъ къ м. казначеи; дай Б<о>гъ что бы при тѣлесномъ спокойствiи, стяжать душевное.

Поручая васъ покрову Б<о>жiю, и испрашивая на васъ миръ и благоговенiе Божiе остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

1. октября

1838. года

 

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Таперь уже совершенно поздравляемъ васъ с пересѣленiемъ въ новые келлiи, да обновится же и сердце ваше и облечется въ новаго человѣка, совлекшись ветхаго человѣка страстей. Видя себя далеко увлеченною бурею страстей, и не могши сопротивлят<ь>ся силѣ оныхъ по навыкновенiю и застаренiю ихъ, употребите надежднѣйшее средство не только къ сопротивленiю онымъ, но и къ побѣжденiю ихъ.

<На полях: за приписку вашу въ послѣднемъ пис<ь>мѣ благодаримъ, а особаго писать нечего.>

Средство сiе есть — Смиренiе! ибо оное и кромѣ дѣлъ благихъ прощаетъ многая согрѣшенiя; напротивъ же дѣла безъ онаго нимало не воспользуютъ. Не выпускайте изъ мысли что вы хуже всѣхъ; отъ чего и оное родится и привлечетъ на васъ милость Божiю и помощь Его. Вы описывали расположенiе своихъ келiй, но мало можно понять, лучше поймемъ, когда пришлете въ маломъ начертанiи планецъ.

Миръ Б<о>жiй да почiетъ на васъ и навсѣхъ съ вами жительствующихъ сестрахъ; чего вамъ желая и моля о семъ Г<оспо>да, равно и о ниспосланiи на васъ Его благословенiя, пребы<ваемъ> ва<ши> бо<гомольцы> многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

17 декабря 1838 года

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ, мати Досифея.

На два ваши письма, одно безъ числа, а другое отъ 7 декабря посланныя, примите хотя краткое сiе отвѣтствiе: касательно нравственнаго вашего устроенiя, мы вамъ уже много писали и лично бесѣдовали; а лучше всего имѣете слово Б<о>жiе, и ученiе святыхъ отецъ; постарайтесь слѣдовать онымъ: не слышатели слова оправдятся, но творцы. Какiе чувствуете въ себѣ господственные страсти, на нихъ и вооружайтесь болѣе. Вы много упустили въ новоначалiи своемъ; ибо и мнѣли* имѣть мать, но повиновенiя не стяжали, а болѣе свой разумъ и волю составляли, что таперь въ васъ и укоренилось; но что потеряно въ прошедшемъ, еще есть время исправить въ настоящемъ времени. Милосердiе Божiе ожидаетъ вашего исправленiя. Обратите все свое вниманiе на повиновенiе матери, не считайте себя умнѣе ее, простота со смиренiемъ, прiятнѣе для Б<о>га, нежели гордый умъ. Б<о>гъ внимаетъ простотѣ, а не мудрости, на смиренные призираетъ, а гордымъ противляется. Смиренные обрѣтаютъ покой, а гордые всегда въ смущенiи. Попекитесь же о снисканiи смиренiя, оно вамъ весьма нужно.

О племянницѣ вашей мы не знаемъ что вамъ и сказать. Надобно еще потерпѣть. Когда она тамъ прiуказится*, то можно деньги отослать къ игуменiи для ее содержанiя. Поруганiе отъ нее примите какъ заслуженное вами за нее, и за другiе грѣхи. Г<оспо>дь да вразумитъ васъ. Поздравляемъ васъ съ наступающимъ праздникомъ Рождества Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 



* Возможно, 24 марта.

* Мнѣть (црк.) — мнить, думать, полагать, предполагать.

* Возможно, будет получено разрешение (указ) пребывать ей в обители.