Почтеннѣйшей монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ,

мати Досифея.

Принимаясь за перо, въ первыхъ находимъ должнымъ, поздравить васъ съ приближающимся днемъ бывшаго, но и нынѣ конечно почитаемаго вашего Ангела св<ятой> му<ченицы> Дарiи. Хотя оный и отдаленъ еще нѣсколько, но въ самое то время, или въ близи къ оному, не знаемъ будетъ ли время намъ поздравить васъ съ онымъ; надѣемся что не взыщете съ насъ за сiе. Конечно вы не сомнѣваетесъ въ желанiи нами вамъ всего того что вамъ полезно и Б<о>гу благоугодно; то мы повторенiе сего здѣсь и оставляемъ.

Писанiи ваше во общемъ съ м. игум<енiей> получили мы, послѣднее прежде перваго, за замѣдленiемъ почты по худымъ дорогамъ; но до того дѣла нѣтъ: только скорбимъ, что не можемъ всѣхъ въ полнѣ удовлѣтворить скудоумными нашими отвѣтами; болѣе 30 писемъ почти только изъ вашей обители въ одинъ день стеклось, а между тѣмъ и изъ другихъ мѣстъ ежедневно прибавляются, а время имѣемъ очень мало, какъ удостовѣритъ васъ м. казначея. Почему и на ваше писанiе въ кратцѣ только можемъ отвѣтствовать.

Изъ письма вашего видимъ, что вы имѣете попеченiе, о томъ, какъ явит<ь>ся въ будушность; и скорбите что побѣждаетесь страстьми. Доброе дѣло приуготовлять себя къ будущей жизни; она неминуема; и не извѣстно то когда насъ позовутъ туда. Но горе съ страстнымъ навыкновенiемъ туда явит<ь>ся. Надобно заблаговременно запастись елеемъ, дабы не остат<ь>ся внѣ чертога Христова, когда скажутъ: Се женихъ грядетъ! Мы таго то ради и вышли изъ мiра во ограду словесныхъ овецъ Христовыхъ, что бы научит<ь>ся отъ самаго Его кротости и смиренiю, и обрѣсти покой душамъ нашимъ. Но мы бѣдные вмѣсто онаго что стяжали? — Страсти! и вмѣсто покоя плодъ оныхъ, не устроенiе. Кто сему причиною? Сами мы. Имѣемъ святое ученiе Христово, Апостольское, и св. отцовъ; въ нихъ поучаемся; но исполнили ли что отъ онаго? отнюдь ничего. Ежели поучимся, /и/ поимемъ, относимъ не къ себѣ а къ ближнимъ, видимъ въ нихъ сучецъ, а въ себѣ бревномъ заваленъ глазъ. А еще хуже и въ чинъ учительства дерзаемъ входити; (отъ нихъ же первый есьмь азъ М<акарiй>). Но хотя и долгимъ временемъ стяжанные нами страсти, хоть на конецъ житiя нашего попечемся съ помощiю Божiею, и молитвами отецъ и матерей исторгать изъ сердца нашего /страсти/, аки непотребное тернiе, бодущее не только насъ самихъ но и другихъ сообращающихся съ нами. Доселѣ писали о общемъ нашемъ устроенiи; а таперь обращаемся къ вамъ; разсмотрите себя когда есть что отъ сего въ вашемъ устроенiи, то попекитесь уклонит<ь>ся отъ зла и сотворить благо. Сколько можемъ понимать и отъ писемъ вашихъ, и отъ собесѣдованiя вашего, худому вашему устроенiю причиною обдержащая страсть гордость и самолюбiе. На какую страсть не обратитесь, все найдете оные виновными сихъ. Вы очень ето знаете, и безъ нашего напоминанiя; но чтожъ намъ болѣе писать на ваши вопросы, какъ борот<ь>ся съ страстьми? Исторгните корень, и изсохнутъ вѣтви. Истребите гордость и самолюбiе, и утишатся страсти. Какъ всѣхъ золъ нашихъ виновны гордость и самолюбiе, такъ на противъ смиренномудрiе доставляетъ намъ свободу отъ страстей. Вы не могши стяжать чрезъ чинъ добродѣтелей, онаго; то стяжите хотя видя себя лежащую въ гное страстей; не однимъ только настоящимъ дѣйствiемъ оныхъ, но и прошедшимъ, сколько вы оскорбленiемъ ближнихъ погрѣшили предъ Богомъ? Памятiю сего нисходите въ глубину смиренiя. Отъ сего Г<оспо>дь даруетъ вамъ чувство видѣтъ /и ощутить/ свои язвы а не ближнихъ. Мы часто вамъ напоминаемъ Симеона Нов<аго> Богослова 31. главу, хорошо когда бы вы ее записали въ памятную книжку, или на другое что, чтобы имѣть всегда предъ глазами написанную въ ней истинну, и удерживат<ь>ся отъ злокозненной страсти гордости, губительной всѣхъ нашихъ исправленiй. И все случаи чрезъ кого бы не случились вамъ, относить къ ниспосланiю отъ промысла Божiя. Не смотрѣть людскiе, но свои токмо [по]грѣшности. Во всемъ ономъ да просвѣтитъ васъ самъ премилосердый Г<оспо>дь, да наставитъ и укрѣпитъ; и да проститъ вамъ вся согрѣшенiя ваша; и мы аще и недостойнiи, посылаемъ вамъ наше прощенiе и благословенiе; и поручивъ васъ покрову Божiю, пребываемъ недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Посылаю вамъ мой посильны<й> <2 слова нрзб.> За приписку Иришѣ благодаримъ и посылаемъ ей и сестрѣ ее Ксенiи недостойное наше благословенiе.

Благодаримъ васъ за гостинцы.

_________________________

Напоминаемъ вамъ попекитесь о своей душѣ; устроенiе ваше бѣдственное, а положенiе весьма опасно!

6. марта писано, а посылается 9.

1839. года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ,

мати Досифея.

На приписанiе ваше въ письмѣ м. иг<уменiи> отъ 14 числа маiя, мы не успѣли отвѣчать, писавши къ ней 20 ч<исла> почему таперь пишемъ: въ письмѣ вашемъ видимъ и укоризны себѣ, и ублаженiе за бываемые толчки. Тутъ же просите чтобы обличить васъ письмами нашими, хотя на перьвый разъ и скорбны вамъ покажутся, но послѣ воспользуютъ. Это произволенiе благое, когда бы истинно оное исполняла, не отъ насъ только, но и отъ всѣхъ, и давно бы имѣла смягченнымъ свой характеръ, чрезъ досады и укоризны, принимая ихъ съ разумомъ; а то какъ принимала съ гордостiю и съ отпоромъ съ возмущенiемъ, то ядъ змiинъ болѣе вливался въ сердцѣ ваше, поядая исправленiи во благихъ; сiе мы не оть себя пишемъ, но 31. глава Симеона Новаго Богослова удостовѣряетъ: о коей мы часто вамъ напоминали. Упоминаемые вами толчки не суть ли порожденiя вашихъ золъ, и то, что вы сами другимъ оныхъ много доставляете, но сего не чувствуете; себѣ же отъ другихъ наносимые вамъ больны. Но такъ какъ вы находитесь при игуменiи, то болѣе можете другихъ оскорблять, нежели другiе васъ. Почему цѣните свои толчки маловажными; и къ сему прочтите у св. Исаака Сирина 20е слово, пабуждающее къ терпѣнiю

въ коемъ между протчимъ сказано: «Аще подвигнетъ Б<о>гъ на тя человѣки праведно, ко еже воздати ти, вмѣсто досадъ и укоризнъ, яже помыслилъ и глаголалъ еси на ня, то всесовершенно въ мало время, мiръ весь имать упразднитися на тя.» Такимъ образомъ и даетъ Б<о>гъ вамъ чувство къ истинному сознанiю и познанiю своихъ винъ.

Вамъ изъ сего представит<ь>ся можетъ, что кѣмъ нибудь, или написано, или наговорено на васъ намъ много лишнева и клеветы, а вы можетъ быть хотѣли бы узнать именно въ чемъ и кого оскорбляете? Ежели бы и сiе точно было, то не должно вамъ оскорблят<ь>ся и искать обличенiя. Представ<ь>те себѣ, когда вы открывали, или открываете какiя случаи оскорбляющiя васъ, вы искали только утѣшенiя, а не хотѣли чтобы тѣ лица знали о вашей скорби; такъ точно и тутъ, и во всякихъ сознанiяхъ и откровенiяхъ люди ищутъ утѣшенiя въ скорби, открывая свои язвы, но какъ оные имѣютъ связь съ какими нибудь другими лицами, отъ коихъ онѣ претерпѣваютъ, кто бы то ни былъ (не о вашемъ лицѣ говорю а вообще) то мы при помощи Божiей, стараемся предлагать то, что служитъ къ самоукоренiю и терпѣнiю, яко отъ Б<о>га посланнаго, въ коемъ люди токмо суть орудiи; обличать тѣ лица съ коими связь бываетъ, мы отнюдь не дерзаемъ, дабы не посѣлилась между ими вящшая вражда; къ вамъ же пишемъ, такъ же не имѣя намѣренiя къ обличенiю какихъ нибудь личныхъ (личныхъ) обидъ, но общею матерiю, по поводу письма вашего, о вашихъ скорбяхъ, и о требуемомъ вами обличенiи. И матерiя сiя излилась съ пера единственно для того, дабы отвлечь отъ васъ оное мнѣнiе, что другiе навадили на васъ. Мы же въ надеждѣ на ваше удостовѣренiе такъ смѣло и дерско вамъ напоминаемъ о вашемъ устроенiи, и предлагаемъ средства къ спокойному понесенiю и успокоенiю себя; относя всякой случай къ промыслу Б<о>жiю, ищущему нашего спасенiя.

Вы жалуетесь на свое здоровье что оно плохо; пусть плоть страдаетъ, дабы душа очищалась; конецъ безвѣстенъ!

Желаемъ, да дастъ вамъ Г<оспо>дь миръ и спокойствiе, по сопротивленiи и побѣдѣ страстей, и испрашивая на васъ благословенiе Б<о>жiе, остаемся недостойные ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

Прошу васъ м<атушка> доставить письмецо въ Площанскую о. Iоанникiю и Макарiю: да повѣрнѣе, ибо начальство не такъ къ нимъ расположено, и моя съ ними переписка довольно затруднительна. Я послалъ къ нимъ письмо 29 апрѣля чрезъ м. игум<енiю>, но не знаю доставлено ли оное имъ.

23. маiя

1839. года.