Почтеннѣйшей монахинѣ
Досифеи Михайловнѣ
Лыкашиной.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ,
мати Досифея.
Принимаясь за перо, въ первыхъ находимъ должнымъ, поздравить
васъ съ приближающимся днемъ бывшаго, но и нынѣ конечно почитаемаго
вашего Ангела св<ятой> му<ченицы> Дарiи. Хотя оный и отдаленъ еще нѣсколько,
но въ самое то время, или въ близи къ оному, не знаемъ будетъ ли время намъ
поздравить васъ съ онымъ; надѣемся что не взыщете съ насъ за сiе. Конечно вы не сомнѣваетесъ
въ желанiи нами вамъ
всего того что вамъ полезно и Б<о>гу благоугодно; то мы повторенiе сего здѣсь и оставляемъ.
Писанiи ваше во общемъ
съ м. игум<енiей> получили мы, послѣднее прежде перваго, за
замѣдленiемъ почты по
худымъ дорогамъ; но до того дѣла нѣтъ: только скорбимъ, что не
можемъ всѣхъ въ полнѣ удовлѣтворить скудоумными нашими отвѣтами;
болѣе 30 писемъ почти
только изъ вашей обители въ одинъ день стеклось, а между тѣмъ и изъ
другихъ мѣстъ ежедневно прибавляются, а время имѣемъ очень мало,
какъ удостовѣритъ васъ м. казначея. Почему
и на ваше писанiе въ кратцѣ
только можемъ отвѣтствовать.
Изъ письма вашего видимъ, что вы имѣете попеченiе, о томъ, какъ явит<ь>ся въ
будушность; и скорбите что побѣждаетесь страстьми. Доброе дѣло
приуготовлять себя къ будущей жизни; она неминуема; и не извѣстно то
когда насъ позовутъ туда. Но горе съ страстнымъ навыкновенiемъ туда явит<ь>ся. Надобно
заблаговременно запастись елеемъ, дабы не остат<ь>ся внѣ чертога
Христова, когда скажутъ: Се женихъ грядетъ! Мы таго то ради и вышли изъ мiра во ограду словесныхъ овецъ
Христовыхъ, что бы научит<ь>ся отъ самаго Его кротости и смиренiю, и обрѣсти покой душамъ
нашимъ. Но мы бѣдные вмѣсто онаго что стяжали? — Страсти! и вмѣсто
покоя плодъ оныхъ, не устроенiе. Кто сему
причиною? Сами мы. Имѣемъ святое ученiе Христово, Апостольское, и св. отцовъ; въ нихъ
поучаемся; но исполнили ли что отъ онаго? отнюдь ничего. Ежели поучимся, /и/
поимемъ, относимъ не къ себѣ а къ ближнимъ, видимъ въ нихъ сучецъ, а въ
себѣ бревномъ заваленъ глазъ. А еще хуже и въ чинъ учительства дерзаемъ
входити; (отъ нихъ же первый есьмь азъ М<акарiй>). Но хотя и долгимъ временемъ
стяжанные нами страсти, хоть на конецъ житiя нашего попечемся съ помощiю Божiею, и молитвами отецъ и матерей
исторгать изъ сердца нашего /страсти/, аки непотребное тернiе, бодущее не только насъ самихъ но и
другихъ сообращающихся съ нами. Доселѣ писали о общемъ нашемъ устроенiи; а таперь обращаемся къ вамъ;
разсмотрите себя когда есть что отъ сего въ вашемъ устроенiи, то попекитесь уклонит<ь>ся
отъ зла и сотворить благо. Сколько можемъ понимать и отъ писемъ вашихъ, и отъ
собесѣдованiя вашего, худому
вашему устроенiю причиною
обдержащая страсть гордость и самолюбiе. На какую страсть не обратитесь, все найдете оные
виновными сихъ. Вы очень ето знаете, и безъ нашего напоминанiя; но чтожъ намъ болѣе писать
на ваши вопросы, какъ борот<ь>ся съ страстьми? Исторгните корень, и
изсохнутъ вѣтви. Истребите гордость и самолюбiе, и утишатся страсти. Какъ всѣхъ
золъ нашихъ виновны гордость и самолюбiе, такъ на противъ смиренномудрiе доставляетъ намъ свободу отъ
страстей. Вы не могши стяжать чрезъ чинъ добродѣтелей, онаго; то стяжите
хотя видя себя лежащую въ гное страстей; не однимъ только настоящимъ дѣйствiемъ оныхъ, но и прошедшимъ, сколько
вы оскорбленiемъ ближнихъ
погрѣшили предъ Богомъ? Памятiю сего нисходите въ глубину смиренiя. Отъ сего Г<оспо>дь даруетъ
вамъ чувство видѣтъ /и ощутить/ свои язвы а не ближнихъ. Мы часто вамъ
напоминаемъ Симеона Нов<аго> Богослова 31. главу, хорошо
когда бы вы ее записали въ памятную книжку, или на другое что, чтобы имѣть
всегда предъ глазами написанную въ ней истинну, и удерживат<ь>ся отъ
злокозненной страсти гордости, губительной всѣхъ нашихъ исправленiй. И все случаи чрезъ кого бы не
случились вамъ, относить къ ниспосланiю отъ промысла Божiя. Не смотрѣть людскiе, но свои токмо [по]грѣшности.
Во всемъ ономъ да просвѣтитъ васъ самъ премилосердый Г<оспо>дь, да
наставитъ и укрѣпитъ; и да проститъ вамъ вся согрѣшенiя ваша; и мы аще и недостойнiи, посылаемъ вамъ наше прощенiе и благословенiе; и поручивъ васъ покрову Божiю, пребываемъ недостойные ваши
Богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Посылаю вамъ мой посильны<й> <2 слова нрзб.>
За приписку Иришѣ благодаримъ и посылаемъ ей и сестрѣ ее Ксенiи недостойное наше благословенiе.
Благодаримъ васъ за гостинцы.
_________________________
Напоминаемъ вамъ попекитесь о своей душѣ; устроенiе ваше бѣдственное, а положенiе весьма опасно!
6. марта писано, а
посылается 9.
1839. года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ,
мати Досифея.
На приписанiе ваше въ письмѣ м. иг<уменiи> отъ 14 числа маiя, мы не успѣли отвѣчать,
писавши къ ней 20 ч<исла>
почему таперь пишемъ: въ письмѣ вашемъ видимъ и укоризны себѣ, и
ублаженiе за бываемые
толчки. Тутъ же просите чтобы обличить васъ письмами нашими, хотя на перьвый
разъ и скорбны вамъ покажутся, но послѣ воспользуютъ. Это произволенiе благое, когда бы истинно оное
исполняла, не отъ насъ только, но и отъ всѣхъ, и давно бы имѣла
смягченнымъ свой характеръ, чрезъ досады и укоризны, принимая ихъ съ разумомъ;
а то какъ принимала съ гордостiю и съ отпоромъ
съ возмущенiемъ, то ядъ змiинъ болѣе вливался въ сердцѣ
ваше, поядая исправленiи во благихъ; сiе мы не оть себя пишемъ, но 31. глава Симеона
Новаго Богослова удостовѣряетъ: о коей мы часто вамъ напоминали.
Упоминаемые вами толчки не суть ли порожденiя вашихъ золъ, и то, что вы сами
другимъ оныхъ много доставляете, но сего не чувствуете; себѣ же отъ
другихъ наносимые вамъ больны. Но такъ какъ вы находитесь при игуменiи, то болѣе можете другихъ
оскорблять, нежели другiе васъ. Почему цѣните
свои толчки маловажными; и къ сему прочтите у св. Исаака Сирина 20е
слово, пабуждающее къ терпѣнiю
въ коемъ между протчимъ сказано: «Аще подвигнетъ
Б<о>гъ на тя человѣки праведно, ко еже воздати ти, вмѣсто
досадъ и укоризнъ, яже помыслилъ и глаголалъ еси на ня, то всесовершенно въ
мало время, мiръ весь имать
упразднитися на тя.» Такимъ образомъ и даетъ Б<о>гъ вамъ чувство къ
истинному сознанiю и познанiю своихъ винъ.
Вамъ изъ сего представит<ь>ся можетъ, что кѣмъ
нибудь, или написано, или наговорено на васъ намъ много лишнева и клеветы, а вы
можетъ быть хотѣли бы узнать именно въ чемъ и кого оскорбляете? Ежели бы
и сiе точно было, то
не должно вамъ оскорблят<ь>ся и искать обличенiя. Представ<ь>те себѣ,
когда вы открывали, или открываете какiя случаи оскорбляющiя васъ, вы искали только утѣшенiя, а не хотѣли чтобы тѣ
лица знали о вашей скорби; такъ точно и тутъ, и во всякихъ сознанiяхъ и откровенiяхъ люди ищутъ утѣшенiя въ скорби, открывая свои язвы, но
какъ оные имѣютъ связь съ какими нибудь другими лицами, отъ коихъ онѣ
претерпѣваютъ, кто бы то ни былъ (не о вашемъ лицѣ говорю а вообще)
то мы при помощи Божiей, стараемся
предлагать то, что служитъ къ самоукоренiю и терпѣнiю, яко отъ Б<о>га посланнаго,
въ коемъ люди токмо суть орудiи; обличать тѣ
лица съ коими связь бываетъ, мы отнюдь не дерзаемъ, дабы не посѣлилась
между ими вящшая вражда; къ вамъ же пишемъ, такъ же не имѣя намѣренiя къ обличенiю какихъ нибудь личныхъ (личныхъ)
обидъ, но общею матерiю, по поводу
письма вашего, о вашихъ скорбяхъ, и о требуемомъ вами обличенiи. И матерiя сiя излилась съ пера единственно для
того, дабы отвлечь отъ васъ оное мнѣнiе, что другiе навадили на васъ. Мы же въ надеждѣ
на ваше удостовѣренiе такъ смѣло
и дерско вамъ напоминаемъ о вашемъ устроенiи, и предлагаемъ средства къ
спокойному понесенiю и успокоенiю себя; относя всякой случай къ
промыслу Б<о>жiю, ищущему нашего
спасенiя.
Вы жалуетесь на свое здоровье что оно плохо; пусть плоть
страдаетъ, дабы душа очищалась; конецъ безвѣстенъ!
Желаемъ, да дастъ вамъ Г<оспо>дь миръ и спокойствiе, по сопротивленiи и побѣдѣ страстей, и
испрашивая на васъ благословенiе Б<о>жiе, остаемся недостойные ваши
богомольцы многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ, и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Прошу васъ м<атушка> доставить письмецо въ
Площанскую о. Iоанникiю и Макарiю: да повѣрнѣе, ибо
начальство не такъ къ нимъ расположено, и моя съ ними переписка довольно
затруднительна. Я послалъ къ нимъ письмо 29 апрѣля
чрезъ м. игум<енiю>, но не знаю доставлено ли оное
имъ.
23. маiя
1839. года.